Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4 .Тема «Земельный фонд России»

1. Классификация земельного фонда в России.

2. Особенности ведения ГКН по формам прав на землю.

3. Категории земель РФ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ

Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федера­ции, независимо от форм владения, собственности или пользова­ния им, является объектом ГЗК. Общая площадь земельного фон­да Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн. га. (12,5 % мировой территории) и 420 млн. га. континен­тального шельфа.

Земельный фонд страны классифицируют:

по административно-территориальной принадлежности;

форме прав на землю;

категории земель (в зависимости от основного целевого назна­чения и разрешенного использования);

субъектам земельных отношений;

качественному и экологическому состоянию земель;

видам угодий.

При ведении земельного кадастра по формам собственности учитывают отдельно права на землю и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). При учете прав на землю выделяют земельные участки, находящиеся в собственно­сти, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессроч­ном пользовании), безвозмездном срочном пользовании и аренде.

В Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодек­сом могут равноправно существовать государственная, муници­пальная и частная формы собственности на землю. Государствен­ную форму собственности подразделяют, в свою очередь, на соб­ственность федеральную и собственность субъектов Федерации, а частную собственность — на коллективную и индивидуальную.

Кроме этих форм собственности могут иметь место и иные фор­мы собственности (например, совместная собственность субъекта Российской Федерации и муниципального образования) (рис. 1).

Гражданский кодекс РФ установил следующие основные типы прав на землю и иную недвижимость.

Право собственности это право физического или юридичес­кого лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, дарить, завещать, осуществлять сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость подлежит государственной регистрации.

Право аренды земельного участка— это срочное пользование зе­мельным участком за плату на условиях договора аренды, с соб­ственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочная (более 3 лет) и краткосрочная. В Москве, если право аренды земельного участка выкуплено, право аренды земельного участка выступает как товар на рынке недвижимости: залог и все операции с недвижимостью относятся к субаренде. В крупных городах предпочтительна аренда городских земель как основная форма землепользования. Это оправдано прежде всего для земель города исторического и культурного значения. Недо­статок этого вида права — значительная зависимость его от реше­ний администрации города.



Право пожизненного наследуемого владенияправа владения и пользования земельного участка, передаваемые другому гражда­нину по наследству. При этом виде права праводержатель может строить здания, сдавать участок в субаренду, но ему не разрешено продавать, закладывать землю или проводить другие сделки, кото­рые ведут или могут привести к отчуждению участка. Этот вид права подлежит государственной регистрации.

Право хозяйственного ведения— это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть недвижимос­тью, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, определяемых существующим законодательством. При этом недвижимость явля­ется собственностью другого лица. Подобное право устанавливает соответствующий орган федеральной или местной власти. Юри­дическое лицо не может продать, сдать в аренду, отдать в залог или любым другим способом распоряжаться недвижимостью без согласия владельца.

Право постоянного (бессрочного) пользования землейправо юри­дического или физического лица без ограничения срока исполь­зовать предоставленный им собственником земельный участок. Не­движимость, которая находится в федеральной или муниципальной собственности, решением владельца может быть предоставлена в бессрочное пользование юридическому или физическому лицу. Пра­водержатель может строить сооружения на земельном участке, ис­пользовать его по целевому назначению. Сдавать в субаренду или передать недвижимость в свободное пользование другому лицу пра­водержатель может только с согласия владельца участка. Право бес­срочного пользования не может быть продано или унаследовано.

Право срочного пользования земельным участком — это времен­ное пользование земельным участком на срок от одного года и бо­лее или безвозмездно на условиях договора.

Право оперативного управления— это управление государствен­ным или муниципальным недвижимым имуществом в интересах его собственников. При этом право держателями, как правило, вы­ступают юридические лица.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком(сервитут) может быть частным (устанавливают для обеспечения интересов одного лица) или публичным (устанавливают для обес­печения интересов государства, органов местного самоуправления или местного населения в соответствии с законодательством. Сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации.

Сервитут — вещное право, под которым понимают использова­ние определенным образом владельцем одного объекта недвижимо­сти другого объекта недвижимости. Например, можно получить право на прокладку дороги через соседний объект недвижимости или пользоваться колодцем, который там имеется, для забора воды. Большинство создаваемых сервитутов относится к такому типу.

 

 

.2. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ГЗК ПО ФОРМАМ ПРАВ

НА ЗЕМЛЮ

При ведении земельного кадастра по формам собственности учитывают отдельно права на землю и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). При учете прав на землю выделяют земельные участки, находящиеся в собственно­сти, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессроч­ном пользовании), безвозмездном срочном пользовании и аренде.

В соответствии с Земельным кодексом РФ 2001 г. все правоус­танавливающие документы на землю (государственные акты, сви­детельства и др.) имеют равную юридическую силу. Вместе с тем предоставление земельных участков на правах пожизненного на­следуемого владения или постоянного бессрочного пользования в последующем осуществляться не будет. Кроме того, юридические лица, в соответствии со ст. 3 федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», обязаны до 1 января 2004 г. по желанию переоформить права постоянного (бессрочного) пользо­вания земельными участками на права аренды или приобрести зе­мельные участки в собственность.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользова­ние, пожизненное наследуемое владение, конкретными сроками не ограничивается.

В Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодек­сом могут равноправно существовать государственная, муници­пальная и частная формы собственности на землю. Государствен­ную форму собственности подразделяют, в свою очередь, на соб­ственность федеральную и собственность субъектов Федерации, а частную собственность — на коллективную и индивидуальную.

Кроме этих форм собственности могут иметь место и иные фор­мы собственности (например, совместная собственность субъекта Российской Федерации и муниципального образования) (рис. 4.1).

Гражданский кодекс РФ установил следующие основные типы прав на землю и иную недвижимость.

Право собственности — это право физического или юридичес­кого лица владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению (передавать в наследство, дарить, завещать,

 


 

Рис. 4.1. Классификация прав на землю

осуществлять сделки и другие действия с законодательством). Право собственности на земельные участки и иную недвижимость подлежит государственной регистрации.

Право аренды земельного участка — это срочное пользование зе­мельным участком за плату на условиях договора аренды, с соб­ственником земли в течение оговоренного срока. Аренда может быть долгосрочная (более 3 лет) и краткосрочная. В Москве, если право аренды земельного участка выкуплено, право аренды зе мельного участка выступает как товар на рынке недвижимости: залог и все операции с недвижимостью относятся к субаренде. В крупных городах предпочтительна аренда городских земель как основная форма землепользования. Это оправдано прежде всего для земель города исторического и культурного значения. Недо­статок этого вида права — значительная зависимость его от реше­ний администрации города.

Право пожизненного наследуемого владения — права владения и пользования земельного участка, передаваемые другому гражда­нину по наследству. При этом виде права праводержатель может строить здания, сдавать участок в субаренду, но ему не разрешено продавать, закладывать землю или проводить другие сделки, кото­рые ведут или могут привести к отчуждению участка. Этот вид права подлежит государственной регистрации.

Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть недвижимос­тью, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, определяемых существующим законодательством. При этом недвижимость явля­ется собственностью другого лица. Подобное право устанавливает соответствующий орган федеральной или местной власти. Юри­дическое лицо не может продать, сдать в аренду, отдать в залог или любым другим способом распоряжаться недвижимостью без согласия владельца.

Право постоянного (бессрочного) пользования землей — право юри­дического или физического лица без ограничения срока исполь­зовать предоставленный им собственником земельный участок. Не­движимость, которая находится в федеральной или муниципальной собственности, решением владельца может быть предоставлена в бессрочное пользование юридическому или физическому лицу. Пра­водержатель может строить сооружения на земельном участке, ис­пользовать его по целевому назначению. Сдавать в субаренду или передать недвижимость в свободное пользование другому лицу пра­водержатель может только с согласия владельца участка. Право бес­срочного пользования не может быть продано или унаследовано.

Право срочного пользования земельным участком — это времен­ное пользование земельным участком на срок от одного года и бо­лее или безвозмездно на условиях договора.

Право оперативного управления — это управление государствен­ным или муниципальным недвижимым имуществом в интересах его собственников. При этом право держателями, как правило, вы­ступают юридические лица.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) может быть частным (устанавливают для обеспечения интересов одного лица) или публичным (устанавливают для обес­печения интересов государства, органов местного самоуправления или местного населения в соответствии с законодательством. Сер-витуты подлежат обязательной государственной регистрации.

При описании сервитутных отношений обладатель прав на объект недвижимости, обладающий сервитутным правом на другой объект недвижимости, можно назвать доминирующим (господствующим) и, соответственно, объект недвижимости, который обременяется серви­тутом в пользу иного объекта недвижимости подчиненным объектом.

Сервитут — вещное право, под которым понимают использова­ние определенным образом владельцем одного объекта недвижимо­сти другого объекта недвижимости. Например, можно получить право на прокладку дороги через соседний объект недвижимости или пользоваться колодцем, который там имеется, для забора воды. Большинство создаваемых сервитутов относится к такому типу.

Под сервитутом как обременением понимают, что владелец объекта недвижимости связывает себя обязательством при пользо­вании своим объектом недвижимости определенным образом, т. е. не наносит вред другому владельцу объекта недвижимости. Например, владелец одного объекта связывает себя обязатель­ством в пользу владельца соседнего объекта недвижимости не строить свой дом выше определенной (заданной) высоты.

Важное свойство сервитута — действие между взаимосвязанны­ми объектами недвижимости и независимость от того, кто владеет этими объектами. Если продается объект недвижимости, обреме­ненный сервитутом или обладающий привилегиями благодаря сервитуту, то, как правило, сервитут будет сохранен и действовать между новыми владельцами.

При разграничении земель на собственность государства, его субъектов и муниципальных образований необходимо использо­вать положения федерального закона «О разграничении государ­ственной собственности на землю».

В перечень собственности Российской Федерации вносят земель­ные участки:

при наличии на земельных участках, находящихся в государ­ственной собственности, недвижимого имущества, принадлежа­щего Российской Федерации;

предоставлении земельных участков, находящихся в государ­ственной собственности, органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой государственной некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации;

включении земельных участков в состав земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального зна­чения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находя­щимися в федеральной собственности, земель обороны, участков недр федерального значения, земель запаса Российской Федерации;

наличии на земельных участках приватизированного недвижи­мого имущества, находившегося до его приватизации в собствен­ности Российской Федерации.

В перечень собственности субъектов Российской Федерации вно­сят земельные участки на следующих основаниях:

при наличии на земельных участках, находящихся в государ­ственной собственности, недвижимого имущества, принадлежа­щего субъектам Российской Федерации;

предоставлении земельных участков, находящихся в государ­ственной собственности, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой государ­ственной некоммерческой организации, которые созданы органа­ми государственной власти субъектов Российской Федерации;

включении земельных участков в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственно­сти субъектов Российской Федерации, участков недр региональ­ного значения, земель запаса субъектов Российской Федерации;

наличии на земельных участках приватизированного недвижи­мого имущества, находившегося до его приватизации в собствен­ности субъектов Российской федерации.

Основаниями внесения земельных участков в пере­чень собственности муниципальных образований являются:

при наличии на земельных участках, находящихся в государ­ственной собственности, недвижимого имущества муниципаль­ных образований или частной собственности, за исключением особо оговоренных законодательством случаев;

предоставлении земельных участков, находящихся в государ­ственной собственности, гражданину, органу местного самоуправ­ления, коммерческой организации, а также муниципальному уни­тарному предприятию, муниципальному учреждению, другой му­ниципальной, некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением оговоренных законодательством оснований;

включении земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, принадлежащими на праве собственности муниципальным образованиям, участков недр местного значения, земель запаса муниципальных образований.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О статусе столицы Российс­кой Федерации» в федеральной собственности находятся земель­ные участки, на которых расположены здания, строения, сооруже­ния, занимаемые высшими органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ, Пенсионным фондом РФ, исключая га­ражи, дачи, места отдыха, жилые дома и т. д.

Ст. 9 указанного Закона установлено, что земельные участки, Находящиеся в собственности г. Москва, предоставляют федераль­ным органам для размещения зданий, строений и сооружений в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Та­кие земельные участки в РФ в установленном законом порядке приобретают органы государственной власти РФ в федеральную собственность или его предоставляют им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития г. Москвы и программами разви­тия отдельных городских территорий.

К федеральным землям относят также земли дипломатического корпуса, перечень которых устанавливает указами Президент России.

Органы Росземкадастра и Минимущества РФ формируют реес­тры и проводят учет земель, находящихся в собственности Феде­рации, ее субъектов и муниципальных образований.

Площади земель, находящихся в федеральной собственности, приведены в таблице 4.1. Фактическая площадь земель, находящих­ся в федеральной собственности, составляет 1,26 млрд га, большую часть которой занимают земли лесного фонда (1,06 млрд га) и земли запаса (93,1 млн га). Достаточно крупные площади занимают земли сельскохозяйственного назначения (59,0 млн га), а также земли под особо охраняемыми территориями и водного фонда (19,7 млн га).

Необходимо отметить, что большая часть земель Российской Федерации, находящихся в сфере хозяйственной деятельности, имеющая неудовлетворительное состояние с продолжающимся нерациональным природопользованием, отнесена к землям феде­ральной собственности.

Масштабы деградационных процессов зависят от интенсивности действия естественных и антропогенных факторов и имеют регио­нальную специфику, начиная от деградации оленьих пастбищ на се­вере, дегумификации, истощения и эрозии почв в центральной части России, опустынивания на юге. Современное повсеместное сокращение мероприятии по охране и рациональному использованию зе­мельных ресурсов еще более усугубляет эти негативные процессы.

Необходимо также отметить, что площадь ареалов с острой экологической ситуацией в стране во много раз превышает пло­щадь особо охраняемых территорий (заповедников, заказников и т. д.). Поэтому одна из основных задач органов государственной власти Российской Федерации в этом направлении — увеличение площадей особо охраняемых территорий.

 


3. КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ

Классификация земельного фонда по категориям земель осно­вана на правовом положении, что категория — это часть земельно­го фонда Российской Федерации, которая используется по основ­ному целевому назначению.

В свою очередь, целевое назначение земель — это порядок, ус­ловия и возможный вид эксплуатации (использования) земель для конкретных целей. При этом основное целевое назначение зе­мельного участка позволяет учитывать попутные цели его хозяй­ственной эксплуатации.

В соответствии с основным целевым назначением земельный фонд Российской Федерации разделен на семь категорий земель:

сельскохозяйственного назначения;

поселений (городов, поселков, сельских поселений);

промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики, земли для обеспечения косми­ческой деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

особо охраняемых территорий и объектов;

лесного фонда;

водного фонда;

запаса.

В структуре земельного фонда страны преобладают земли лес­ного фонда, на долю которых приходится 64,5 %, а также земли сельскохозяйственного назначения — 23,2 %.

На долю земель поселений приходится всего 1,0 % земельного фонда, на которых расположено 2,3 тыс. городов и поселков го­родского типа общей площадью 7,7 млн га, где проживает 74 % на­селения страны. Сельские поселения, где проживает 26 % населе­ния, занимают площадь в 11,0 млн га. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения, а также земли особо охраняемых территорий занимают в совокупности

Рис. 4.2. Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям

(на 1 января 2001 г.)

 

всего 3,0% территории России (рис. 4.2). Из 27,8 млн га земель водного фонда более 99 % занято реками, водохранилищами, пру­дами, болотами.

Земли поселений, особенно городов, обладают правовым режи­мом, отличным от режима иных категорий земель. В первую оче­редь эти земли должны использоваться в интересах города.

Для определения вида использования и ограничений на терри­ториях поселений, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, разрабатывают схемы зонирования территорий, устанавлива­ющие территориальные зоны следующих видов:

жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйствен­ного использования; специального назначения; военных объектов, иные режимных территорий; иные территориальные зоны.

В этих территориальных зонах могут выделять подзоны, осо­бенности использования территорий которых определяются гра­достроительным регламентом с учетом следующих ограничений на их использование:

территории охраны памятников истории и культуры, истори­ко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон;

особо охраняемые природные территории, в том числе сани­тарной (горно-санитарной) охраны;

санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

водоохранные и прибрежные защитные зоны;

зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

зоны залегания полезных ископаемых;

территории, подверженные воздействию чрезвычайных при­родных и техногенных ситуаций;

зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

иные зоны, установленные в соответствии с существующим за­конодательством .

Другой методический подход при выделении групп городских земель — классификация по особенностям их ведомственного ис­пользования.

Например, в г. Москва выделены следующие зоны:

промышленная (общая площадь 149 км2);

селитебных территорий (393 км2);

индивидуальной и малоэтажной застройки (69 км2);

городских лесов (112 км2);

земли специального назначения (30 км2);

дипкорпуса (1 км2);

сельскохозяйственного назначения (72 км2);

железнодорожного транспорта (70 км2);

метрополитена (14 км2);

улично-дорожная сеть (100 км2);

 

озелененные территории (38 км2);

земли водного фонда (32 км2).

Земли относят к категориям, переводят их из одной категории в другую своим решением следующие властные структуры:

Правительство Российской Федерации — для земель, находя­щихся в федеральной собственности;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции — для земель, находящихся в собственности субъектов Рос­сийской Федерации, а также земель сельскохозяйственного назна­чения, находящихся в муниципальной собственности;

органы местного самоуправления — для земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельско­хозяйственного назначения;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, а по землям иного целевого назначения — органы местного самоуправления — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанав­ливают только федеральными законами.

Категорию земель обязательно указывают:

в актах федеральных органов исполнительной власти, актах ис­полнительной власти субъектов РФ и актах органов местного са­моуправления о предоставлении земельных участков;

в договорах, предметом которых является земельный участок;

в документах государственного земельного кадастра;

в документах государственной регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним;

в иных документах в случаях, установленных федеральными за­конами и законами субъектов Российской Федерации.

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен­ных народов, этнических групп, а также предусмотренных федераль­ными законами, законами и иными нормативными правовыми акта­ми субъектов Российской Федерации, может быть установлен осо­бый правовой режим использования земель указанных категорий.

С понятием «целевое назначение» тесно связано понятие «раз­решенное использование» земельного участка. Разрешенное ис­пользование земельного участка — это использование его с учетом целевого назначения и установленных обременении в использова­нии земель.

Разрешенное использование устанавливают на основании ка­дастровой, землеустроительной, градостроительной и иной проек­тной документации с указаниями:

способов использования земельного участка, включая запреще­ние тех, которые ведут к деградации земли и снижению плодоро­дия или ухудшению окружающей природной среды;

плотности, высоты и глубины застройки в соответствии с градост­роительной документацией, строительными нормами и правилами;

размещения социально-культурных, коммунально-бытовых, промышленных и иных зданий, строений и сооружений в преде­лах земельного участка;

видов пользования, оказывающих негативное воздействие на здоровье человека;

предельно допустимых норм нагрузки на окружающую природ­ную среду;

необходимых норм площади зеленых насаждений;

иных требований, установленных федеральными законами, за­конами и нормативными актами субъектов Российской Федера­ции и нормативными актами органов местного самоуправления.

Разрешенное использование земельных участков определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при кадастровом делении тер­ритории, а также при предоставлении земельных участков. Само­вольное изменение разрешенного использования земельных учас­тков не допускается.

Таким образом, правовой статус земельного участка представля­ет собой совокупность целевого назначения земель, разрешенного использования земельного участка и зарегистрированного права на земельный участок. На землях определенной категории устанавли­вают конкретный правовой режим путем применения совокупнос­ти правил их использования, включения в гражданский оборот, осуществления охраны, учета и мониторинга земель, определенных земельным, градостроительным, лесным, водным, природоохран­ным законодательством и законодательством о недрах.

 

 



■:

4.4. УЧЕТНЫЕ КАДАСТРОВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Характеристика земельного фонда по категориям земель и по формам прав собственности, владения и пользования земельными массивами основывается на определенной системе земельно-када­стровых единиц — земельных участков, находящихся в собствен­ности, владении, пользовании или аренде, отграниченных на мес­тности, имеющих однородный правовой режим.

Кроме участков к учетным кадастровым единицам относят и территориальные зоны, под которыми понимают:

административно-территориальные единицы (образования) — территории, на которые непосредственно распространяются полно­мочия конкретного исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления (субъект Российской Федера­ции в целом, города областного подчинения, районы, поселения);

зоны особого режима использования — территории, в пределах которых находящиеся на них земельные участки или их части ис­пользуют в соответствии с ограничениями, определяемыми реше­ниями органов государственной власти или органов местного самоуправления на основе федеральных законов субъекта Российс­кой Федерации (градостроительные и рекреационные зоны, ох­ранные зоны магистралей, рек, водоемов и др.);

зоны категорий и состава земель — территории, выделяемые из земель субъекта Российской Федерации для целей, устанавливае­мых в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (зем­ли сельскохозяйственного назначения, поселений, лесного фонда, водного фонда, природоохранного назначения, запаса, промыш­ленности, транспорта и иного назначения);

зоны нарушенных земель — территории, исключенные в соот­ветствии с законодательством РФ или субъекта Федерации из хо­зяйственного оборота решениями органов государственной власти (зоны радиационного или химического заражения, зоны экологи­ческого бедствия и др.);

социально-экономические зоны — территории, находящиеся в пределах некоторой административно-территориальной единицы и различающиеся установленными соответствующими органами государственной власти ставками налогов, размером арендной платы и нормативной ценой земли для находящихся в пределах этих зон земельных участков и иных объектов недвижимости.

-


4.5. СУБЪЕКТЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ВЕДЕНИИ ГЗК

Субъектами, учитываемыми при ведении земельного кадастра, являются все участники земельных отношений, наделенные пра­вами на землю и несущие обязанности, предусмотренные земель­ным законодательством. К ним относятся: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные области, автономные округа, города Москва и С.-Петербург); муниципальные образова­ния (административные районы, города, поселки городского типа, сельские поселения); юридические лица; граждане.

Российская Федерация, 89 ее субъектов являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю в пре­делах своих границ. Муниципальные образования выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах границ соответствующих муни­ципальных образований.

Все иные субъекты земельных правоотношений (органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, граждане и юри­дические лица) выступают участниками таких видов отношений, как управление землями и их использование, охрана земельных прав. Граждане и юридические лица, кроме того, являются также субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совмес­тной) собственности на землю.

На 1 января 2002 г. в стране государственная и муниципальная зе­мельная собственность составляла 1580,8 млн га, из которых гражда нам в пожизненно наследуемое владение было предоставлено 23,7 млн га, в аренду — 18,5 млн га; юридическим лицам в пользование было передано 345,9 млн га, в аренду— 185,4 млн га. В собственности граждан было 122,8 млн га, юридических лиц — около 6,2 млн га.

Земельное реформирование в значительной мере изменило структуру земельной собственности, в первую очередь земель сельскохозяйственного назначения и земель поселений. Милли­онам граждан были предоставлены участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, крестьянско­го (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строи­тельства.

К юридическим хозяйствующим субъектам на земледельческих территориях относятся хозяйственные товарищества и общества, которые на 1 января 2002 г. имели 39,6 млн га; производственные кооперативы — 64,0 млн га; государственные и муниципальные унитарные сельскохозяйственные предприятия — 761,9 тыс. га, научно-исследовательские и учебные учреждения и заведения — 14,6 тыс. га; подсобные хозяйства — 374,1 тыс. га; казачьи обще­ства — 24,6 тыс. га; прочие предприятия, организации и учрежде­ния — 281,1 тыс. га.

Граждане использовали 72,0 млн га земель для следующих целей: крестьянские (фермерские) хозяйства (на 1 января 2002 г.) — около 37%; личные подсобные хозяйства— 14; садоводство — 2,7; инди­видуальные жилые дома — 1,2 животноводство — 2,5 %.

В свою очередь, в составе категорий государственных и муни­ципальных землепользователей выделяют определенные группы по их ведомственной принадлежности (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство обороны РФ и др.).


4.6. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УГОДЬЯ

В составе участков земельной собственности, землевладений и землепользовании выделяют отдельные земельные угодья, т. е. участки (массивы) земли, планомерно и систематически исполь­зуемые для определенных производственных целей, имеющие ка­чественные различия природных, естественно-исторических и Других свойств. Угодья подразделяют на сельскохозяйственные (пашня, многолетние насаждения, залежь, сенокосы, пастбища) и несельскохозяйственные (леса, кустарники, болота, застроенные территории и др.). На вид использования угодий определенное влияние оказывают их природные факторы и свойства. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий (например, закоч-каренные, закустаренные, переувлажненные пастбища). Кроме вышеперечисленных, могут быть и неиспользуемые угодья (поли­гоны отходов, свалки, овраги, пески, территории консервации и ДР.) (табл. 4.3.).

 

4.3. Структура земельного фонда Российской Федерации по угодьям (на 1 января 2002 г.)

Качественное состояние земель характеризуется природными признаками, к важнейшим из которых относятся почвы, рельеф, условия увлажнения и др.

Выбор участка земельной собственности, землевладения или землепользования в качестве основной земельно-кадастровой единицы, а угодья или природных экологически однородных уча­стков в качестве основного элемента кадастра позволяет осуще-

Рис. 4.3. Динамика площадей сельскохозяйственных угодий Российской Федерации

за 1990-2000 гг.

Рис. 4.4. Динамика площади пашни Российской Федерации за 1990—2000 гг.

ствлять ведение государственного земельного кадастра по единой системе на всей территории страны.

Наибольший удельный вес в структуре земель страны прихо­дится на лесные земли и кустарники, площадь которых составляет 89,7 млн га (52,2 % территории). Сельскохозяйственные угодья за­нимают 221,0 млн га (12,9 %) и за последние 2 года имеют тенден­цию к сохранению площади (рис. 4.3). Под реками, водохранили­щами, озерами и иными водными объектами занято 71,7 млн га (4,2 %). Значительные площади земель (15,4 млн га, или 9,6 %) за­болочены. Под дорогами и землями застройки в совокупности за­нято 13,3 млн га (0,8 %).

Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения (189,9 млн га) и на территории поселений (в основном сельских, 18,9 млн га). По сравнению с 1990 г. количество сельскохозяйственных угодий на землях сельхозназначения возросло более чем в 7 раз.

В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни при­ходится 56,1 % (рис. 4.4).

Природные кормовые угодья (сенокосы и пастбища) занимают 91,1 млн га (41,2%), многолетние плодовые насаждения — 1,9 млн га (0,9 %). В последние годы отмечается устойчивый рост площади залежи в структуре сельскохозяйственных угодий, пло­щадь которой на начало 2002 г. составила 4 млн га (1,8 %).

Общая площадь орошаемых земель составляла на 1 января 2002 г. 4,6 млн га, осушенных —6,6 млн га. Эти земли на значи­тельных площадях характеризуются низкой мелиоративной обуст­роенностью, неудовлетворительным культуртехническим состоя нием и невысоким почвенным плодородием (более 50 % орошае­мых и 47 % осушенных земель требуют проведения работ по их улучшению и повышению технического уровня мелиоративных систем).

 


4.7. КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА

Изучение качественного состояния земель в России показыва­ет, что темпы их деградации прогрессируют. За последние 25 лет площадь кислых почв увеличилась на 32,1 млн га, в том числе пашни —на 21,5 млн га, площадь земель, подверженных водной эрозии, — на 28,4, засоленных — на 12,0, содержащих солонцовые комплексы —на 13,9, заболоченных и переувлажненных — на 20,0, заросших кустарником и мелколесьем — на 10,5 млн га. Со­держание гумуса в почвах России снизилось в среднем на 20 %. Меры, принимаемые по повышению плодородия земель, носят эпизодический характер, поэтому в девяностых годах прирост ценных высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий прак­тически прекратился (табл. 4.4).

4.4. Площади сельскохозяйственных угодий, подверженных негативным процессам (по данным Росземкадастра на 1 января 2002 г.)

 

 

 

Негативный процесс Всего, тыс. га   В том числе  
пашня сенокосы пастбища
Эрозионно опасные, в том числе эро- 57,4 41,3 1,7 13,6
дировано 35,8 24,4 1,0 9,8
Дифляционно опасные, в том числе 60,6 41,5 1,3 17,2
дефлировано 16,9 10,7 0,4 5,6
Подверженные совместно водной и 4,8 3,5 0,1 1,0
ветровой эрозии        
Переувлажненные 15,3 5,8 4,3 5,0
Заболоченные 9,4 2,5 3,1 3,6
Засоленные 16,8 4,2 2,5 10,0
Солонцеватые и солонцовые комп- 23,8 9,5 2,25 11,8
лексы        
Каменистые 11,7 3,7 0,7 7,0

Низкое плодородие земель и их мелиоративная неустроен­ность, огромные масштабы и интенсивность деградации почв обусловливают ежегодный недобор 37...45 млн т сельскохозяй­ственной продукции в пересчете на зерно. Главные причины сло­жившегося положения — продолжающееся бесхозяйственное от­ношение к земле, резкое (в 2...2,5 раза) сокращение в последние годы инвестиций в химизацию, мелиорацию и на противоэрози-онные мероприятия (в 5...7 раз), слабая материально-техническая оснащенность, уменьшение значимости и численности государ­ственных земельных служб, ответственных за повышение плодо родия почв. Более чем в 2,5...3 раза сократилось внесение в почву органических удобрений и в 4...5 раз питательных веществ, что привело к снижению продуктивности пашни и устойчивому нару­шению экологического состояния агроландшафтов.

Кроме того, производство сельскохозяйственной продукции в России на протяжении длительного периода времени увеличива­лось главным образом за счет расширения площади пашни. Эта сугубо административная мера привела к деформациям рацио­нального землепользования. Так, более 8 млн га пашни располо­жено на пахотнонепригодных землях, земледелие сместилось в теплые и сухостепные районы с одновременной потерей в Нечер­ноземной зоне 5,5 млн га пашни. Это, в свою очередь, привело к диспропорции в структуре сельскохозяйственного землепользова­ния, проявившейся в виде большого удельного веса распаханной площади в лесостепной и степной зонах, экологически и эконо­мически необоснованной структуре земельных угодий в ряде ре­гионов республики. Включение в состав пашни избыточно увлаж­ненных, солонцовых, особенно склоновых земель (54,3 млн га) с выраженными негативными характеристиками резко снизило эф­фективность земледельческого труда, привело к растрате матери­альных ресурсов, обнищанию сельскохозяйственных предприя­тий, а в итоге — к социально-экономическому кризису.

Особо опасны процессы подтопления и затопления земель, ко­торые интенсивно проявляются на территории Поволжья, Юга России, Северо-Запада, Западной Сибири, Дальнего Востока и в других регионах. Интенсивное развитие процессов подтопления и переувлажнения земель преимущественно связано с изменениями гидрологического режима, вызванными гидростроительством и другими антропогенными и природными воздействиями. Напри­мер, подтопление земель усилилось во многих регионах, особенно в Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской, Ростов­ской, Самарской, Саратовской, Пермской. Свердловской и Челя­бинской областях, в Республике Башкортостан, Республике Саха (Якутия), Ненецком автономном округе и на территории других субъектов Российской Федерации. Подтоплению подвержено бо­лее 2 тыс. городов и других поселений, в том числе районы круп­ных городов: Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Саратов, Томск, Тюмень, Хабаровск, Ярославль, Махачкала и др.

Распространяются процессы переувлажнения земель в Централь­но-Черноземных областях (ЦЧО), областях Центрального, Северо-Западного и других регионов. Так, по данным ЧерноземИМЗа, пере­увлажнение почв интенсивно проявляется на части территории ЦЧО, особенно оно характерно для Окско-Донского плоскогорья, гДе эти земли занимают уже более 25 % площади сельскохозяйствен­ных угодий. За последние 10 лет площадь переувлажненных земель Увеличилась на 12... 15 % и составила 1,3 млн га.

 

По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от подтопления зе­мель, в том числе и 74 % городских территорий, составляет 70 млрд р., а от опустынивания — 25 млрд р.

Интенсивно распространяются по территории России процес­сы опустынивания (около 100 млн га в 35 субъектах РФ), особенно в пустынной зоне. Основные причины, вызвавшие процессы опу­стынивания, что наносит огромный ежегодный ущерб: перевыпас скота, несоблюдение пастбищеоборотов, резкое снижение объе­мов противоэрозионных и фитомелиоративных работ. В результа­те увеличиваются площади сбитых пастбищ, происходит деграда­ция растительного и почвенного покрова, снижение продуктивно­сти кормовых угодий и, в конечном итоге, разрушение природных экосистем.

Одной из актуальных проблем остаются высокие темпы нару­шения земель горнодобывающими отраслями промышленности, составляющие на 1 января 2002 г. около 1,1 млн га, из которых в 2001 г. было рекультивировано всего 58,0 тыс. га.

Сохранение существующих тенденций прогрессивной деграда­ции земель, когда почва как естественная саморегулирующаяся система биосферы уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, может привести к разрыву связей природной экологи­ческой среды и деградации общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о классификации земельного фонда России. 2. Расскажите о ве­дении ГЗК по административно-территориальному признаку. 3. Какие виды прав на землю Вы знаете? 4. Расскажите о праве собственности на землю. 5. Каково право пользования на землю? 6. Дайте понятие сервитута. 7. Каковы основания разграничения земель на собственность государства, его субъектов и муниципаль­ных образований? 8. Какие категории земельного фонда страны Вы знаете? 9. Дайте классификацию земель поселений. 10. Дайте объяснение понятиям «целе­вое назначение» и «разменное использование» земельного участка. 11. Какие учетные кадастровые единицы Вы знаете? 12. Расскажите о субъектах земельных отношений. 13. Какова классификация земельных угодий? 14. Каково качествен­ное состояние земельного фонда

 


-

По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от подтопления зе­мель, в том числе и 74 % городских территорий, составляет 70 млрд р., а от опустынивания — 25 млрд р.

Интенсивно распространяются по территории России процес­сы опустынивания (около 100 млн га в 35 субъектах РФ), особенно в пустынной зоне. Основные причины, вызвавшие процессы опу­стынивания, что наносит огромный ежегодный ущерб: перевыпас скота, несоблюдение пастбищеоборотов, резкое снижение объе­мов противоэрозионных и фитомелиоративных работ. В результа­те увеличиваются площади сбитых пастбищ, происходит деграда­ция растительного и почвенного покрова, снижение продуктивно­сти кормовых угодий и, в конечном итоге, разрушение природных экосистем.

Одной из актуальных проблем остаются высокие темпы нару­шения земель горнодобывающими отраслями промышленности, составляющие на 1 января 2002 г. около 1,1 млн га, из которых в 2001 г. было рекультивировано всего 58,0 тыс. га.

Сохранение существующих тенденций прогрессивной деграда­ции земель, когда почва как естественная саморегулирующаяся система биосферы уже не справляется с современной техногенной нагрузкой, может привести к разрыву связей природной экологи­ческой среды и деградации общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о классификации земельного фонда России. 2. Расскажите о ве­дении ГЗК по административно-территориальному признаку. 3. Какие виды прав на землю Вы знаете? 4. Расскажите о праве собственности на землю. 5. Каково право пользования на землю? 6. Дайте понятие сервитута. 7. Каковы основания разграничения земель на собственность государства, его субъектов и муниципаль­ных образований? 8. Какие категории земельного фонда страны Вы знаете? 9. Дайте классификацию земель поселений. 10. Дайте объяснение понятиям «целе­вое назначение» и «разменное использование» земельного участка. 11. Какие учетные кадастровые единицы Вы знаете? 12. Расскажите о субъектах земельных отношений. 13. Какова классификация земельных угодий? 14. Каково качествен­ное состояние земельного фонда


 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лекция № 4 .Тема «Земельный фонд России»

Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1723; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.80.16.75
Генерация страницы за: 0.136 сек.