Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие конфликта




Конфликт как проявление непримиримости, накала страстей, порой нескрываемых антипатий и даже неуправляемого агрессивного поведения имеет свою
анатомию, этапы развития. Зародившиеся первопричины противоречии с течением времени усложняются, усиливаются и в какой-то момент неудачно
сказанным словом или незначительным (воспринятым как недружественный)
фактом прорываются в инцидент, когда не получившие разрешения разногласия превращаются в конфликт.

Инцидент — в переводе с латинского означает «случай», «происшествие» (обычно неприятного характера), «недоразумение», «противоречивое столкновение».

На первом этапе, на уровне обычного недоразумения, несовпадения мнений и оценочных выводов ни одна из сторон не стремится явно и бескомпромиссно проявлять свои позиции, они только зарождаются, формируются. Столкновения на этом этапе не являются обостренными, имеют характер случайности и могут быть ликвидированы, особенно при достаточном уровне
культуры, воспитанности участников.

Однако подобные инциденты могут повторяться. Не удостоенные внимания посредников, негативные отношения между оппонирующими субъектами усиливаются, и инцидент закрепляется как первый этап в развитии конфликта.

Если взаимоотношения сторон так и не достигают консенсуса, взаимопонимание не приходит, наступает второй этап в развитии конфликта — конфликтная ситуация. Взаимоотношения обостряются, столкновения, спор становятся более частыми и открытыми. Если в выяснении отношений задействованы группы людей, определяются инициаторы, формируются лидеры, оппоненты могут «обрастать» сочувствующими одной стороне и испытывающими неприязнь к другой. Это объясняется стремлением сторон укрепить свои позиции, найти поддержку, расположить к себе наиболее влиятельных окружающих, старших и руководителей. Таким образом, конфликт будет разрастаться, возможна эскалация от межличностных разногласии до межгрупповых и коллективных противоборств.

В более строгом определении конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействие между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повод для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и методику предстоящей конфликтной борьбы.

Тем не менее конфликтная ситуация еще не конфликт, а при профессиональном вмешательстве компетентного посредника противостояние может быть ослаблено и направлено в русло большего взаимопонимания, трезвой оценки происходящего, и пережитый инцидент будет служить приобретем опыта конструктивизма, достижения компромисса, принципиальности и доверительности в построении взаимоотношений. Невнимательность, промедление, нерешительность примирителя-посредника, его боязнь и неуверенное в собственных силах, некомпетентность, а поэтому и неспособность взять на себя определенную долю ответственности приводят к усложнению и усугублению ситуации, ее обострению и переходу на третий этап — непосредственно конфликт.

Таким образом, конфликт — это ситуация, когда стороны уже не обременяют себя деликатностью в выяснении позиций, не скрывают своей категоричности в оценках и выходят на позицию: «победа любой ценой». Фиш этого, как правило, глубоко драматичен: неминуема жестокая вынужденное одной из сторон примириться с поражением, принять точку зрения оппонента или отступиться (возможно, отступить), но на довольно длительное время сохранить вкус обиды, а может, и враждебности.

Следует учитывать, что характерными факторами, влияющими на адекватность отражения конфликта конфликтующими, являются:

1. «Иллюзия собственной правоты», т. е. каждая сторона уверена, что имен но она стремится к справедливому разрешению ситуации.

2. Конфликтующий не может объективно оценить собственные действия по отношению к оппоненту и предвзято, а то и с негодованием реагирует на его доводы и аргументы.

3. Упрощенное видение конфликтной ситуации, в результате чего укреп­ляются представления о правильности своих действий и неадекватности дей­ствий оппонента.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социаль­ной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях есте­ственен и поэтому неизбежен. Более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагна­цию общества, ведет его к развитию, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведе­ние, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Иногда в развитии любого конфликта пытаются выделить конкретные ста­дии. Одним из вариантов такого рассмотрения является выделение 4-х стадий:

1. Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, цен­ностей и норм — положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется силь­ная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытые конфликтные столкновения. Такое положение дел может сохраняться до­вольно долго. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый конфликт.

2. Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интере­сов. Эту стадию можно обозначить как инцидент, т. е. первую стычку конфликтантов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Нередко инцидент вы­ступает как будто по случайному поводу, но на самом деле — это последняя капля, которая переполняет чашу. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).

3. Стадия конфликтных действий. На этой стадии конфликт как бы «шага­ет по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и про­тиводействий конфликтующих сторон. Эскалация может быть непрерыв­ной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силь1 ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда на­пряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной кон­фронтации сменяются временным улучшением отношений.

На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать даль­нейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.

4. Стадия снятия или разрешения конфликта. На этой стадии необходимо ввести два понятия: «цена конфликта» и «цена выхода из конфликта». Сравнение этих двух составляющих позволяет рационально решать вопрос, стоит ли продолжить конфликт или же выгоднее его прекратить. Часто разрешения конфликта удается достичь только посредством специальных усилий, направленных на его разрешение. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры между конфликтующими сторонами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.