Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5 . Межличностная коммуникация. Начать изучение темы необходимо с уточнения понятий речь, речевая деятельность, речевая коммуникация




Начать изучение темы необходимо с уточнения понятий речь, речевая деятельность, речевая коммуникация.

Далее следует уяснить, что анализ структуры речевой коммуникации предполагает выделение процессуальных, психологических социально-ролевых компонентов. Процессуальные компоненты составляют структуру коммуникативной цепи: адресат (отправитель) – кодирование сообщения – движение по каналам – расшифровка (декодирование) – адресат (получатель). Психологическую структуру речевой коммуникации составляют: намерение, замысел, цель, понимание сообщения. Социально-ролевая структура речевой коммуникации включает следующие компоненты: статусные и ситуативные роли участников общения, используемые ими стилевые приемы. Важно осознать, что речевое сообщение приобретает определенный смысл лишь в структуре неречевого контекста.

Затем студентам необходимо обратить внимание на то, что на взаимопонимание партнеров по общению существенное влияние оказывают некоторые особенности языка и речи. В их числе – денотация, коннотация, полисемия, синонимия, смешение наблюдения и оценки, статичность высказанной оценки. Полезно раскрыть содержание этих особенностей языка и речи.

Характеристику социально ориентированного общения целесообразно начать с выделения его особенностей. Одной из них является то, что социально-ориентированное общение – это общение людей как представителей тех или иных социальных групп (национальных, возрастных, профессиональных и т.д.). Поэтому определяющими факторами речевого поведения участников общения становятся их групповая принадлежность, ролевая позиция. Вторая особенность - направленность данного вида общения на организацию совместной деятельности людей. Выделенные особенности обусловливают относительно строгую регламентацию социально ориентированного общения, использование в ходе общения определенных стратегий и тактик. Студентам рекомендуется рассмотреть правила, стратегии и тактики социально ориентированного общения, а так же социально-символические средства демонстрации партнерами по общению социального статуса. К этим средствам относятся: выбор формы общения, намеренная имитация произношения, выбор стиля речевого поведения.

Затем целесообразно приступить к анализу повседневной коммуникации. В итоге студенты должны уяснить, что речь в межличностном общении – это устная разговорная речь, для которой характерны: персональная адресация; неподготовленность и непринужденность речевого акта; ситуативность; эмоциональность. Названные особенности обусловливают основные функции речи в межличностном общении – эмотивную и конативную.

Рассматривая невербальную коммуникацию, обучаемые должны усвоить, что это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, то есть сообщений закодированных и передаваемых особым образом, а именно: посредством выразительных движений тела; звукового оформления речи; определенным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.

Студентам необходимо обратить внимание на функции невербального поведения в ходе общения. Оно регулирует пространственно-временные параметры общения; поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися; указывает на актуальные психические состояния личности; позволяет экономить речевые сообщения; усиливает эмоциональную насыщенность сказанного.

Далее следует уяснить, что в основу выделения подструктур невербального поведения положены как характеристики невербальных средств, так и системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. Среди способов кодирования невербальной информации выделяют внешность и ее оформление, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, невербальные аспекты речи, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и другие. Важно уяснить, что все виды невербальных сообщений не существуют изолировано. Они находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда, противореча, друг другу.

В самостоятельную проблему рекомендуется выделить интерпретацию невербального поведения. Важно знать, что, интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты: уникальность невербального языка; неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием; изменчивость способов невербального выражения; зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня развития у него навыков кодирования невербальных сообщений. В целом интерпретация невербального поведения - творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.

Изучение проблемы слушания рекомендуется с уточнения понятий слушать и слышать. Способность слушать является физиологически естественной, ее реализация не требует сознательных усилий от человека. Слышать же означает стремление понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений. Среди факторов, препятствующих эффективному слышанию, можно выделить: огромный объем речевой информации, обрушивающийся ежедневно на человека; погруженность людей в собственные проблемы; физиологические причины – люди быстрее думают, чем говорят. Способность слышать создает возможность обратной связи в межличностном общении. Благодаря обратной связи партнеры по общению имеют возможность поддерживать или корректировать впечатления друг о друге.

Далее внимание студентов следует обратить на то, что для повышения эффективности слышания необходимо совершенствовать навыки концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, работы с информацией.

Затем обучаемые должны уяснить, что выделяют нерефлексивный, рефлексивный и эмпатический стили слушания, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов. Эффективное применение различных стилей слушания способствует сохранению и развитию межличностных отношений.

Тема 6. Межличностное общение как взаимодействие

Начать изучение темы рекомендуется с анализа понятия «межличностное взаимодействие», которое указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают партеры по общению в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как они соотносят свои цели и организуют их достижение.

Далее необходимо обратить внимание на то, в зависимости от степени индивидуальной вовлеченности людей в преобразование отношений выделяют три уровня общения: социально-ролевой, деловой и интимно - личностный. Э. Берн предложил рассматривать шесть способов структурирования времени, представляющие собой способы организации межличностного взаимодействия: уход от общения, ритуалы, времяпрепровождение, совместную деятельность, игру, близость.

Обучаемым следует уяснить, что структура любой социальной ситуации включает следующие необходимые элементы: 1) роли участников взаимодействия, то есть набор предписаний, касающихся того, как человек должен вести себя, если он занял фиксированную позицию среди людей, относительно которой уже сложились нормативные представления; 2) набор и порядок действий (или сценарные последовательности); 3) правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников социальной ситуации. Характеристики конкретной ситуации, в которой протекает общение данных людей, накладывают значительные ограничения на их поведение, чувства и даже желания. Вместе с тем снижение степени их свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение.

Студентам необходимо иметь в виду, что межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как процесс формирования межличностного пространства. Оно предполагает: 1) выбор позиции в отношении к другому, пристройку к позиции друг друга, «проверку» их на прочность; 2) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которых избранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством средств вербальной и невербальной коммуникации.

Обучаемые должны осознать, что к основным механизмам, обеспечивающим формирование межличностного пространства, относятся взаимопонимание, координация, согласование намерений интересов сторон. Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведения в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей – необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Самостоятельной проблемой темы является ритуальное поведение. В первую очередь необходимо уяснить, что социальный ритуал – это исторически сложившаяся форма социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения строго канонизированы. К основным функциям социального ритуала можно отнести: коммуникативную, мировоззренческую, социализации, социального контроля, укрепления сплоченности группы, регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях.

Следует обратить внимание на то, что повседневная жизнь пронизана ритуалами межличностного взаимодействия. Их значение состоит в том, что они: 1) выступают способом обозначения границ взаимодействия, создают определенную ситуативную рамку, позволяющую участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия; 2) являются формами взаимной поддержки или взаимного принятия; 3) предлагают способы управления конфликтным взаимодействием, регулирования общения в случае несоответствия определений ситуации или ожиданий партнеров.

Необходимо осознать, что ритуальное поведение культурно обусловлено. Конкретные ритуальные процедуры наполнены содержанием, которое отличается от группы к группе в зависимости от социального положения, возраста, национальности, пола составляющих ее людей.

Переходя к анализу межличностного взаимодействия в деловой среде, следует уяснить, что на содержание межличностного общения влияет структура совместной деятельности. Специфика межличностного взаимодействия в деловой среде отчетливо проявляется в его формах: деловых беседах, совещаниях, переговорах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.