Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность и цели преподавания юриспруденции




Календарно-тематический план изучения курса

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (з.е.), 108 часов (ч.).

Раздел (глава) Неделя
Раздел I. Преподавание науки в учреждениях высшего профессионального образования: общая характеристика преподавания юриспруденции 1-4 недели
Тема 1. Актуальность, цели и нормативно-правовая основа преподавания юриспруденции 1-2 неделя
Тема 2. Методика преподавания: значение и применение специальной терминологии; юриспруденция и юридическая наука 3-4 недели
Раздел II. Основные направления, формы и методика обучения 5-10 недели
Тема 3. Значение термина "форма обучения", разновидности обучения, методика и дидактика 5-6 недели
Тема 4. Методы познания: общенаучные и специальные; активные и интерактивные методы обучения 7-8 недели
Тема 5. Аудиторная работа 6-10 недели
Раздел III. Методы определения уровня полученных знаний и особенности преподавания отдельных юридических дисциплин 11-14 недели
Тема 6. Определение уровня полученных навыков студентом 11-12 недели
Тема 7. Особенности преподавания отдельных юридических дисциплин в высшей школе 13-14 недели
Кейс-задание 15 неделя
Итоговый контроль 16 неделя

 

 

Глава 2. Раздел I. Преподавание науки в учреждениях высшего профессионального образования: общая характеристика преподавания юриспруденции.

 

Методика преподавания юриспруденции в высших учебных заведениях приобрела несомненную актуальность в российской системе образования по ряду причин.

Не последнюю роль в этом вопросе сыграло присоединение в сентябре 2003 года Российской Федерации к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования, в результате которого в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в системе высшего и послевузовского профессионального образования, были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Этот шаг привел к появлению в отечественной научной литературе значительного количества исследовательских трудов теоретических работников и практиков по вопросам реформирования законодательства, проблемам совершенствования образования, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава.

Не случайно в настоящее время появилась цель построить такую систему образования, при которой преподаватель будет играть совершенно иную, кардинально отличающуюся от прежней, роль педагога и воспитателя, научного руководителя и наставника.

На сегодняшний день – это объективная необходимость, игнорировать которую далее не имеет смысла.

По этой причине получили основание и широкий научный интерес базовые (соответствующие по степени применяемости к конкретной специальности) и ключевые компетенции в структуре профессиональной компетентности преподавателя:

1) к базовым относят: теоретико-методологическую, научно-исследовательскую, психолого-педагогическую, методическую и предметную компетенции;

2) к ключевым: инновационно-коммерческую, информационно-технологическую, проектно-менеджерскую, воспитательно-развивающую, коммуникативно-рефлексивную компетенции.

Термины "компетенция" и "компетентность" различны по своей сущности. Зимняя И.А. выявляет три основных толкования понятия "компетенция":

1) собственно педагогическое;

2) психологическое;

3) лингво-психологическое.

 

Компетенция представляет собой индивидуальную способность человека, освобожденную от того контекста, в котором она возникла.

Компетенции в образовании представлены двумя видами: личностная модель и профессиональная.

По мнению Левитана К.М., профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости. Содержание и структура профессиональной компетентности во многом определяется спецификой и структурой профессиональной деятельности. Так, говоря о компетентном юристе, мы предполагаем, что это сведущий в области юриспруденции специалист, имеющий право на основе своих специальных знаний, умений, навыков, обязанностей и полномочий осуществлять юридическую деятельность, решать подведомственные вопросы.

Компетентностный подход в образовании имеет своей целью достижение человеком таких знаний, умений и навыков, благодаря которым он в дальнейшем сможет успешно осуществлять профессиональную деятельность.

Коммуникативная компетентность юриста рассматривается Жуковым Д.Д. как системное образование, характеризующееся целостностью, представленное сложной структурой и отношениями компонентов, функционирующих на разных уровнях организации, находящихся в информационном и энергетическом взаимодействии с окружающей средой, детерминированных множественными факторами и условиями, отражающих динамику его развития.

Это подчеркивает приоритеты системного подхода к обнаружению структурного каркаса коммуникативной компетентности юриста.

Коммуникативная компетентность юриста в исследовании предстает как совокупность профессионально обусловленных и личностно значимых ценностей, знаний, умений и качеств личности юриста, обеспечивающих эффективное профессиональное общение, овладение высшим уровнем профессиональной деятельности и наиболее полную самореализацию в ней.

В гуманитарных науках не существует как однозначного понимания, так и общепринятого толкования самого понятия "коммуникативная компетентность", в том числе юриста. Отсутствует целостное представление относительно его структуры и содержания.

В то же время необходимость разработки моделей, программ и технологий формирования профессиональных компетентностей и компетенций, диктуемая актуальными задачами современного высшего профессионального образования, требует дальнейшего уточнения содержания данной категории и раскрытия смысловых характеристик, в частности, в контексте психолого-педагогического осмысления.

Высоки и образовательные потребности специалистов в области юриспруденции во владении конкретными ориентирами, показателями профессионального совершенства в сфере общения с его различными участниками.

Анисимова Т.И. отмечает, что в деятельности юриста главное – это работа с людьми. В нее входит ряд взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них определенного влияния, обучение, воспитание и т.д.

Однако анализ существующей практики свидетельствует, что в юридической сфере и в области подготовки юристов к настоящему времени назрели противоречия между:

1. Необходимостью формирования профессиональных качеств личности юриста и отсутствием сложившейся практики этой работы в системе высшего юридического образования;

2. Проведенными исследованиями и уровнем знаний о профессиональной деятельности юриста и тем, что в дидактике высшего юридического образования еще слабо решается вопрос о формировании ПВЛК у будущего юриста и нет пока специальных исследований о системе работы в юридическом вузе в данном направлении.

Специфика профессиональной деятельности юриста проявляется в реализации им нормативно-правовой (производственно-технической) и психолого-педагогической подсистем деятельности, формирование готовности к реализации которых все еще ограничено возможностями вуза – отсутствием системной организации должной психолого-педагогической подготовки. Мотивационно-ценностный компонент представляет собой совокупность устойчивых мотивов, направляющих и регулирующих профессиональное общение юриста, обусловленной ими направленности личности на достижение высоких результатов в общении с его различными участниками. Содержательно-операциональный компонент включает:

- систему знаний о сущности (содержании, особенностях), закономерностях (логике) процесса общения юриста с различными участниками профессионального взаимодействия;

- систему умений по организации и реализации процесса эффективного профессионального общения - устанавливать контакты с различными участниками общения; способность понимать внутренний мир другого, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов; способность демонстрировать высокую культуру общения и обеспечивать воспитательную эффективность общения.

 

Важнейшая функция в данном компоненте проявляется в целереализации юристом знаний и умений эффективного общения в профессии. Эмоционально-волевой - третий компонент, выделенный в структуре коммуникативной компетентности юриста, предполагает сформированность у юриста совокупности качеств, обеспечивающих продуктивное общение с различными участниками взаимодействия: эмпатию, субъектность, адекватную самооценку, гражданственность, ответственность и др.

Рефлексивно-оценочный компонент в структуре коммуникативной компетентности юриста включает умения осознавать и осмысливать собственные действия, в том числе в сфере профессионального общения.

К критериям и показателям коммуникативной компетентности юриста можно сформулировать следующие основные требования: раскрываемость критериев через совокупность показателей и уровней их проявления, на основании которых можно судить о степени выраженности этих показателей, достаточность для корректного фиксирования качественной определенности состояния коммуникативной компетентности юриста; отражение в критериях и показателях динамики развития составляющих коммуникативной компетентности юриста.

Зимняя И.А. сгруппировала основные социальные компетентности следующим образом:

1) компетентности, относящиеся к человеку:

а) здоровьесбережения;

б) ценностно-смысловой ориентации в Мире;

в) интеграции;

г) гражданственности;

д) самосовершенствования;

 

2) компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию в социальной и производственной сферах:

 

а) социального взаимодействия;

б) во всех сферах устного и письменного общения на родном и иностранном языке;

 

3) компетентности, характеризующие человека как субъекта разных типов, видов, форм деятельности:

 

а) познавательной деятельности;

б) деятельности, в которую в данное время включен человек;

в) информационно-технологическую.

 

Социальная компетентность будущего юриста - это интегрированное качество личности специалиста, в структуре которого важными являются две образующие: когнитивно-поведенческая и мотивационно-личностная.

 

Когнитивно-поведенческая включает в себя: социальный интеллект (социальные знания, их структурированность, адекватность социальному окружению), социальные умения, способы эффективного взаимодействия, навыки социального поведения, проявляющиеся через продуктивные приемы выполнения социально значимой деятельности, навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях.

 

Мотивационно-личностная: мотивы и ценности самореализации в обществе (мотивы достижения, самореализации в социально значимой деятельности, осмысленность жизни), личностные свойства, обеспечивающие самореализацию личности.

 

Важнейшим средством совершенствования процесса формирования социальной компетентности у будущих юристов является разработка и внедрение в образовательный процесс вуза модели формирования социальной компетентности, включающей в себя целевую установку на формирование социальной компетентности будущих юристов как личностного и профессионального качества посредством внедрения видов, форм и методов деятельности студентов, имитирующих их будущую профессиональную деятельность.

 

Эффективное формирование социальной компетентности у будущих юристов обеспечивается комплексом педагогических условий, основные из них следующие: разработка модели формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе профессиональной подготовки; разработка и апробация специальной экспериментальной программы формирования социальной компетентности у будущих юристов в процессе вузовского образования; определение основных показателей сформированности социальной компетентности у будущих юристов; определение компонентов мониторинга уровня сформированности социальной компетентности у будущих юристов.

 

Основными показателями сформированности социальной компетентности у будущих юристов являются когнитивный, мотивационно-личностный, операциональный, деятельностный показатели. Характеристика каждого из показателей представлена описанием способности и готовности, а также личностных качеств будущего юриста.

 

Профессионально-личностное становление студентов – будущих юристов – это многокомпонентный процесс индивидуализированного становления профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности - творческой самореализации в юридической профессии. Структура профессионально-личностного становления будущего специалиста включает следующие компоненты:

 

- ценностно-целевой,

- мотивационный,

- содержательный,

- рефлексивно-оценочный.

 

Критерии сформированности профессионально-значимых качеств личности специалиста - юриста по компонентам профессионально-личностного становления: эмоционально-ценностное отношение к будущей профессии; устойчивость личностных, познавательных, профессиональных мотивов; качество усвоения теоретических знаний, способность применить их для решения конкретных правоприменительных задач, юридически правильно квалифицировать определенные факты и обстоятельства, проявлять иные профессиональные умения; способность будущего юриста к самоанализу профессиональной юридической деятельности.

 

Модель профессионально-личностного становления студента – будущего юриста. Основные блоки модели: цель - эффективное профессионально-личностное становление студентов - будущих юристов; принципы организации процесса обучения; структура профессионально-личностного становления, критерии и уровни сформированности профессионально-значимых качеств личности студента - будущего юриста; периоды профессионально-личностного становления; технология практико-ориентированного обучения студентов - будущих юристов, диагностика профессионально-личностного становления студентов.

 

Технология практико-ориентированного обучения студента - будущего юриста – это последовательность целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, реализацией которых в процессе обучения достигается формирование профессионально-значимых качеств личности будущего юриста, обеспечивающих высокий уровень его готовности к осуществлению практической юридической деятельности. В основе технологии практико-ориентированного обучения - "сквозная" модульная программа, рассчитанная на весь период изучения дисциплин специализации и направленная на формирование установленных компетенций, которые определяются в аспекте требований Государственного образовательного стандарта и распределяются по трем группам: теоретико-методологические, социально-коммуникативные и профессионально-технологические.

 

Педагогические условия, обеспечивающие эффективное профессионально-личностное становление будущего специалиста: осознание студентами цели профессионального образования, позволяющее влиять на ценностно-смысловые отношения, определяющие их профессионально-личностную позицию; практико-ориентированный характер обучения, обусловленный использованием соответствующих технологий обучения и контроля, организация которого позволяет воспроизвести предметное и социальное содержание профессиональной деятельности и системы профессиональных отношений между ее субъектами; развитие профессионального интереса студентов в процессе обучения, побуждающего их к саморазвитию и самореализации в конкретной юридической деятельности; установка на достижение максимально высокого уровня сформированности профессионально-значимых качеств личности студента - будущего юриста в сочетании с овладением навыками анализа и контроля за процессом профессионально-личностного становления в период обучения и в последующей профессиональной деятельности.

 

Пономарчук П.Н. указывает, что исследовательская компетенция юриста может быть рассмотрена как его способность осуществлять предметную и целенаправленную деятельность по получению знаний, необходимых для осуществления нормотворческого, правоприменительного, правоохранительного, экспертно-консультационного юридических процессов на основе многовариантного поиска.

 

В структуре исследовательской компетенции юристов можно выделить базовые компоненты, развитие которых необходимо и возможно на младших курсах вуза:

 

- мотивационный (познавательная и профессиональная мотивация, мотивация достижения успеха),

- когнитивный (знание теоретических и методических основ исследовательской деятельности в правовой сфере, логическое и творческое мышление),

- деятельностный (исследовательские умения ориентировки, проблематизации, целеполагания, планирования, поиска и интерпретации данных в ходе исследования, а также рефлексивность и флексибильность).

 

Эффективность развития исследовательской компетенции у будущих юристов в вузе повышается при реализации педагогических условий, разработанных на основе системного, гуманистического и деятельностного подходов.

 

Речевая компетентность студента-юриста как совокупность опыта речевой деятельности и рефлексии, а также и знаний, умений, навыков, регулирующих профессиональную речь студента-юриста и определяющих её направленность, индивидуальное своеобразие и соответствие ситуации общения.

 

В структуре речевой компетентности выделяются:

 

- базовый компонент, необходимый для обеспечения эффективной речевой деятельности любого специалиста,

- профессионально-ориентированный компонент, необходимый для обеспечения эффективной, речевой деятельности юриста,

- личностно-ориентированный компонент, который позволяет учитывать, индивидуальные особенности, склонности и интересы студентов-юристов, к осуществлению речевой деятельности в "рамках выбранной специализации.

 

Модель формирования речевой компетентности студента-юриста, которая включает в себя:

 

- цель (формирование речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза);

- методологические подходы: компетентностный, личностно-деятельностный. и контекстный,

- принципы целостности и системности, преемственности, вариативности содержания материала, ведущей роли совместной деятельности,

- педагогически обоснованного сочетания инновационных (проблемно-поисковых, коммуникативных, игровых и других) и традиционных педагогических форм, методов, приемов и средств обучения; проблемности);

- критериально-уровневую характеристику речевой компетентности студента-юриста, которая включает основные направления формирования речевой компетентности - риторическое и психолого-педагогическое;

- критерии определения сформированности уровней речевой компетентности студентов-юристов - мотивационный (коммуникативная мотивация, стремление к общению); когнитивный (знания), деятельностный (умения и навыки), рефлексивный (критерий самооценки, самоформирования), ценностно-смысловой (ценности познания и общения, осознание ценности языка);

- уровни - интуитивно-ситуативный, функционально-адекватный и инициативно-творческий;

- этапы: I этап – формирование всех компонентов речевой компетентности студента-юриста, с акцентом на базовом компоненте; II этап – формирование всех компонентов речевой компетентности с акцентом на профессионально-ориентированном компоненте; III этап – формированиевсех компонентов речевой компетентности с ориентацией, на личностно-ориентированный компонент речевой компетентности студента-юриста.

 

Программа формирования речевой компетентности студента - юриста, включающая теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение теории, вопроса: понятия "речевая компетентность студента-юриста" и его составляющих; общения как особого вида профессиональной" деятельности юриста, его структуры и функций; психолого-педагогических, социолингвистических, лингвоюридических подходов к общению. Содержание практической части: формы (проблемные лекции, лекции - презентации, деловые игры: "Учебный суд", "Дебаты", конкурсы ораторского мастерства), методы (метод сократического диалога, дискуссии, решение проблемных ситуаций; реферирования; анализа текста), приемы (упражнения по технике речи; на формирование внимания, умения слушать и анализировать информацию, упражнения - разминки "Презентация книги", "Начало и конец выступления" и другие); средства (мультимедиапрезентация, электронные учебники, таблицы, схемы и другие), способствующие формированию речевой компетентности студента-юриста.

 

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза:

 

- систематическая диагностика уровня сформированности речевой компетентности студентов-юристов;

- учет индивидуального уровня речевой компетентности студентов-юристов;

- субъект-субъектные отношения и диалогический стиль общения - между педагогом и студентами;

- межпредметные и межцикловые связи между психолого-педагогическими, юридическими и речеведческими дисциплинами в процессе формирования речевой компетентности студентов-юристов;

- включение студентовв самостоятельную творческую деятельность, в процессе которой происходит овладение знаниями, умениями и навыками, опытом речевой деятельности и рефлексии, составляющими речевую компетентность студентов-юристов;

- разработка и реализация программы формирования речевой компетентности студента-юриста;

- высокий уровень речевой и педагогической культуры преподавателя, включенного в процесс подготовки студентов-юристов.

 

Переход на Болонскую систему образования – это, в первую очередь, приведение в соответствие национальных правовых актов в сфере образования актам международного характера.

 

Автор совершенно согласен с мнением ряда ученых о том, что присоединение к Болонской декларации Российской Федерации позволило отечественным исследователям более подробно изучать опыт организации учебного процесса в иных государствах-участниках Болонского процесса.

 

Вступление России в ряд государств-участников Болонской декларации расширило возможности выпускников российских ВУЗов: диплом, выдаваемый российским высшим учебным заведением, предоставляет возможность его обладателю на признание специалистом в иных государствах и на продолжение обучения за рубежом.

 

В свете принятия решения о вступлении в единое европейское образовательное пространство Россия поставила цель освоить новые для отечественной системы образования технологии, модернизировать образовательный процесс по всем направлениям.

 

Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих структур:

 

- образовательные программы различных уровней и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;

- образовательные учреждения и научные организации, реализующие образовательные программы различных уровней и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;

- объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.

 

Содержание образования специалистов всех направлений должно охватывать обязательный психолого-педагогический минимум:

 

1) деятельностный;

2) ориентирующий;

3) теоретико-методологический;

4) психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору.

 

При этом под образовательным процессом необходимо понимать динамическую систему, направленную на реализацию задач социального развития человека.

 

В науке существуют и более исчерпывающие определения образовательного процесса, это – целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся; это познавательный процесс, целью которого является получение знаний, приобретение умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.Усиление роли образования, возрастание его ценности связывается с наступлением эпохи информатизации, наступившей после индустриализации.

 

Образовательный процесс – совокупность последовательный действий, направленных на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сили потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования.

 

В связи с указанными тенденциями и в развитие новых идей, Беляева И.М. и Галюкова М.И. обоснованно утверждают, что российская юридическая школа в настоящее время находится в состоянии модернизации. Стратегическая программа работы высших учебных заведений, которые осуществляют профессиональную подготовку юристов, решает задачи кардинального повышения эффективности правосудия через улучшение юридического образования, значительное усиление теоретической и практической подготовки специалистов.

 

Юридическое образование всегда считалось наиболее престижным, поскольку должно было давать (и чаще всего действительно давало) наиболее обширные и всесторонние знания.

 

Система высшего образования, которая до недавнего времени действовала на территории России, сложилась еще в советских условиях, когда существовала плановая экономика и государственная политика в полной мере и своеобразным образом контролировала все сферы обучения.

 

Как справедливо отмечает Джуринский А.Н., во времена существования СССР сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и её интересы обществу, поставившая на первый план в развитии учащихся политико-идеологическую индоктринацию. Сегодня нельзя закрывать глаза на тот неоспоримый факт, что отечественная система образования устарела, изжила себя и требуется её комплексное реформирование. В отечественной системе образования происходят серьезные изменения.

 

Миннибаев Е.К. выделяет три основные характеристики (параметры) современного этапа развития образования в России:

 

1) глобализация;

2) информатизация;

3) кризисность.

 

Глобализация образования, нацеленная не на создание противоречий в существующих образовательных системах, а на координацию их действий, все же ориентирует социальный заказ на воспроизводство унифицированных моделей глобальной культуры и дистанцированность от национальных духовных ценностей.

 

Однако её следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.

 

Информатизация образования – часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

 

В связи с этим необходимо формирование и реализация новых идей, с помощью которых возможно было бы становление целей и задач образования в целом, а соответственно, преподавания в высшей школе различных дисциплин.

 

Удачно и всесторонне определены цели Болонского процесса:

 

1) увеличение конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования;

2) способствование мобильности студентов;

3) облегчение трудоустройства за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень квалификации выпускников;

4) обеспечение высокого качества обучения.

 

Российская система высшего образования постепенно переходит на двухуровневый стандарт подготовки специалистов: бакалавриат и магистратура.

 

Бакалавриат – первый уровень высшего профессионального образования, осваиваемого за четыре года по очной форме обучения.

 

Подготовка студентов в бакалавриате осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образованияпо направлению "Юриспруденция", согласно которому общая трудоемкость освоения основной образовательной программы измеряется в зачетных единицах.

 

Магистратура – второй уровень высшего профессионального образования с продолжительностью два года на базе бакалавриата.

 

Для единообразного понимания в образовательные системы государств, присоединившихся к Болонскому процессу, введены новые термины: кредит, модуль, зачетная единица.

 

Кредит – единица измерения освоенного учебного материала.

 

Модуль – элемент, самостоятельная единица системы образования, направленная на формирование компетенции или группы компетенций.

 

Одна зачетная единица приравнивается к 36 академическим часам, нормативный срок освоения основных образовательных программ, т.е. срок обучения на дневном отделении, составляет четыре года, общая трудоемкость – 240 зачетных единиц.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр юриспруденции:

 

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- педагогическая (за исключением преподавания правовых дисциплин в высшей школе).

 

Необходимость переосмысления науки и образования, их целей и задач возникла, как указывают отечественные ученые, в связи очевидными изменениями, произошедшими в общественном и научном сознании. Обоснованно мнение исследователей о том, что стандарты третьего поколения, основанные на компетентностной модели, ориентированной на сферу будущей профессиональной деятельности, занимают наиболее выигрышное положение по сравнению со стандартами высшего образования, основанными на квалификационной модели специалиста.

 

Деятельностно-ориентированное обучение способствует формированию таких составляющих профессиональной мобильности специалистов, как способность к рефлексии личностного уровня профессионализма, к объективной оценке степени происходящих в профессиональной деятельности изменений и соответствующих изменений профессионально важных личностных качеств; готовность будущего специалиста к преобразованию себя и окружающей образовательной среды в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; способность проектировать свою профессиональную деятельность, прогнозировать свое развитие, свободно принимать решения в ситуации выбора.

 

Здесь стоит упомянуть о персональной образовательной среде. Персональная образовательная среда является условием успешной реализации индивидуальных траекторий обучения за счет увеличения доли влияния обучаемого на содержание, планируемый результат и построение образовательного процесса.

 

Персональная образовательная среда формируется на основе свойства адаптации информационно-коммуникационной образовательной среды к индивидуальным особенностям, потребностям и способностям обучаемых, достигающееся за счет ее функциональных свойств: универсальности, гибкости, вариативности и самоорганизации. В персональной образовательной среде усиливаются такие функциональные свойства информационно-коммуникационной образовательной среды, как: модифицируемость, многомерность, цикличность, реверсивность и коммуникационность.

 

Отбор компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды для формирования персональной образовательной среды и ее структуры должен осуществляться на основе вариативно-рефлексивного подхода, который предполагает построение среды на основе обеспечения вариативного содержания деятельности и возможности выбора образовательной траектории, обеспечивающей выход в рефлексивную позицию обучаемого. Реализация этого подхода инициирует выполнение дидактических требований к содержанию персональной образовательной среды: соответствие содержательного наполнения среды и ее компонентно-структурного состава индивидуальным особенностям личности обучаемого и уровню его предшествующего опыта; обеспечение свободного самоопределения обучаемого при выборе сложности, объема содержания образования, форм и методов обучения, контроля и оценки достижений; предоставление возможности самодиагностики учебных достижений и самоконтроля; предоставление обучаемому возможности управления средой; обеспечение рефлексии в процессе учебной деятельности.

 

Практические указания по формированию персональной образовательной среды на основе вариативнорефлексивного подхода должны предусматривать выполнение следующих принципов: принцип сочетания способов управления средой преподавателем и обучаемым; принцип динамичности структуры и содержания среды; принцип соотношения между обязательным и выборочным в персональной образовательной среде. Эффективную персональную образовательную среду можно сформировать на основе алгоритма, который заключается в выполнении последовательности действий: диагностика обучаемого; формулировка и конкретизация целей и задач обучения; наполнение среды компонентами; наполнение среды содержанием; выбор способа управления средой. Овладевая данным алгоритмом, обучаемый становится активным участником организации собственного обучения.

 

Главной особенностью персональной образовательной среды является возможность обучаемого наполнять среду в соответствии с теми задачами, на решение которых направлена его познавательная активность в ходе профессиональной деятельности.

 

Опыт деятельностно-ориентированного обучения представляет особый интерес для российской системы профессионального образования еще и потому, что он не противоречит российскому опыту реализации деятельностного подхода, который остается одним из главных в процессе профессиональной подготовки специалистов.

 

Концепция деятельностно-ориентированного обучения определяет приоритетные направления и основные ориентиры профессионально-педагогического образования, в процессе которого убудущих специалистов формируетсяи развивается способность достигать соответствия своих социальных и профессиональных качеств установкам и потребностям общества, реализуется активная жизненная позиция, формируетсяпрофессиональная мобильность личности. Формирование профессиональной мобильности в условиях деятельностно-ориентированного обучения рассматривается как развитие качеств личности будущего специалиста, его способности к самореализации в профессии и жизни, к преобразованию самого себя и окружающей профессиональной и жизненной среды в процессе деятельности, детерминированной объективными изменениями профессиональной среды. Организация деятельностно-ориентированнойобразовательной среды на микро-, мезо- и макроуровнях обеспечивает реализацию в учебном процессе педагогической технологии формирования профессиональной мобильности будущих специалистов на основе использования интерактивных форм и методов обучения и организации профессионально ориентированных ситуаций, отражающих предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов, дающих возможность каждому студенту "прожить" роли разных участников профессионально-педагогического процесса, проявить профессиональную мобильность и ответственность за результаты своей деятельности прирешении выявленных профессиональных проблем.

 

Внедрение деятельностно-ориентированного обучения в образовательный процесс профессионально-педагогического вуза способствуетпереходу будущих специалистов от низшего (элементарного) к высшему (оптимальному) уровню профессиональной мобильности.

 

Специалистами выявлены и факторы, определяющие тенденции развития высшего образования и необходимость совершенствования в вузах системы подготовки научно-педагогических кадров:

 

1) организационные;

2) собственно предметные;

3) социально-экономические;

4) технологические.

 

Так сложилось, что все происходящие изменения и преобразования всегда подвергались одобрению и встречали негативные отзывы. Так происходит и относительно процесса перестройки образования в России: наряду с положительными характеристиками имеются недоверие, страх, нежелание принимать новшества и т.д.

 

Среди людей более старшего поколения бытует мнение об утрате достижений российского образования, истинной науки; значительная часть ученых-исследователей в самых разных сферах и областях твердят о том, что бакалавриат не может и не должен восприниматься как одна из ступеней высшего профессионального образования, а магистерская диссертация далеко не равнозначна по уровню диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

 

Автором намеренно опущено исследование основ формирования психофизической подготовки студентов юридических ВУЗов, так как особенной ценности в данном пособии оно не представляет.

 

Целями преподавания юриспруденции в высшей школе могут быть следующие:

 

- освоение и овладение обучающимися методики исследования педагогического процесса преподавания и изучения юриспруденции;

- изучение обоснованности организации различных форм (видов) занятий;

- ознакомление с методами и приемами формулирования и построения задач и способами их решения.

 

Задачи педагогического процесса могут быть представлены так:

 

- целенаправленное формирование будущего специалиста как гражданина, глубоко преданного своему Отечеству, обладающего высокими нравственными и профессионально значимыми качествами личности;

 

- воспитание у него гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, своей семье;

- вооружение выпускника вуза системой знаний, навыков и умений, позволяющих ему спешно решать профессиональное задание любой сложности;

- обеспечение целенаправленного развития его духовных сил, интеллектуальных и физических качеств

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.