Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активные и интерактивные методы обучения




Методы обучения – это способы взаимодействия преподавателя и студентов, задачей которых является достижение поставленных перед ними целей.

Методы обучения были изучены значительным кругом ученых-исследователей, среди которых целесообразно отметить следующих: Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Лордкипанидзе Д.О., Перовский Е.И., Скаткин М.Н., Смирнов С.А.

В юридической науке методы обучения принято делить на активные и интерактивные. Активные методы обучения, с точки зрения Потехиной Н.В., это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения учебного материала.

По мнению Викулиной М.А. и Казначеевой С.Н., активные методы обучения – это методы, побуждающие студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активные методы обучения – совокупность таких способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые, по сравнению с традиционными методами, обладают некоторыми отличительными способностями:

- активизация мышления и поведения учащихся;

- высокая степень вовлечения всех участников в учебный процесс;

- обязательность взаимодействия обучаемых между собой и с осваиваемыми материалами;

- возможность поэтапного оценивания успешности и полноты усвоения знаний;

- высокая степень мотивации, эмоциональность, творческий характер занятий;

- преимущественная направленность на развитие и приобретение профессиональных поведенческих навыков.

Современные ученые-исследователи предложили достаточно подробнуюклассификацию методов обучения в качестве активных форм преподавания конкретно юридических дисциплин:

- демонстрация;

- позитивное комментирование;

- диалог студента с преподавателем;

- "мозговой штурм";

- "ответ ПОПС-формула";

- технология исследовательской деятельности;

- метод Сократа;

- юридическая клиника и др.

Справедливо и обоснованно мнение о том, что выбор методов обучения зависит от множества факторов, среди которых можно выделить следующие и, надо полагать, основные:

1) возраст студентов;

2) уровень подготовленности к обучению;

3) наличие практического опыта;

4) форма обучения;

5) реальные возможности, компетенции и практическая подготовленность преподавателя;

6) техническая оснащенность учебного заведения;

7) наличие или отсутствие средств обучения.

Демонстрация

В ходе анализа и многочисленных исследований в юридической науке сложилось четкое представление обо всех этапах и алгоритмах проведения различных форм преподавания.

Так, алгоритм проведения демонстрации складывается из следующих приемов:

1. Подготовительная работа:

1.1. определение темы демонстрации;

1.2. планирование хода демонстрации;

1.3. подготовка необходимого оборудования для проведения демонстрации;

1.4. подготовка необходимого материала для демонстрации.

2. Процедура проведения демонстрации:

2.1. показ запланированного материала;

2.2. обсуждение и комментирование показанного материала;

2.3. установление обратной информационной связи.

Демонстрация является одним из методов наглядности, характеризующимся тем, что в процессе его проведения студенты воспринимают информацию на визуальной (зрительной) основе.

Позитивное комментирование

Этапы (алгоритм) проведения позитивного комментирования:

1. Формулировка определенного вопроса, адресованного студенту.

2. Приготовление плаката и фломастеров или доски и мела для записи предложений.

3. Предложение студенту ответить на поставленный вопрос.

4. Заслушивание ответа студента.

5. Фиксирование студентом своих ответов и высказываний.

6. Анализ ответа студента.

7. Выделение удачных ответов студента.

8. Предложение вариантов лучшего исполнения зданий или ответов на вопрос.

9. Критическое подчеркивание в ответе студента недостатков и неудач.

Диалог

Исследователи отмечают положительные стороны и достоинства метода обучения в форме диалога студента с преподавателем:

- правильная и грамотная формулировка вопросов;

- доказательные, аргументированные ответы;

- видение различных аспектов решения проблемы;

- понимание скрытых подтекстов.

Алгоритм проведения диалога следующий:

1. Подготовительная работа:

1.1. определение и конкретизация преподавателем цели диалоговой работы;

1.2. предварительное формулирование конкретно-содержательной проблемы или вопроса;

1.3. подготовка необходимого учебного материала и технических средств обучения.

2. Процедура проведения:

2.1. постановка проблемы или вопроса;

2.2. обсуждение проблемы или вопроса со студентом;

2.3. фиксирование проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация всегда объективно и в данном случае, в частности, является необходимым условием развития познавательной активности обучающихся.

2.4. стимулирование преподавателем вопросов со стороны студента;

2.5. поддержание обратной связи со студентом.

Мозговой штурм или мозговая атака

«Мозговой штурм», согласно исследованиям ученых, может быть представлен четырьмя видами:

- по процессу;

- по форме;

- по целям;

- по числу участников.

Технология "мозговой штурм", позволяющая преодолеть "зацикливание" на устоявшихся взглядах или уже известных решениях, проходит в несколько этапов:

1. Подготовительная работа:

1.1. определение темы вопроса для обсуждения;

1.2. приготовление плаката и фломастеров (доски и мела) для записи предложений;

1.3. запись формулировки вопроса.

2. Процедура проведения:

2.1. выбрать ведущего и секретаря для записи сгенерированных предложений;

2.2. задать студентам определенный вопрос для обсуждения;

2.3. предложить студентам высказать свои мнения;

2.4. принять все предложения и идеи, высказанные студентами, без редактирования и возражения;

2.5. записать все прозвучавшие высказывания и идеи;

2.6. допускаются уточнения высказываний;

2.7. запрещается критика;

2.8. не требовать обоснования идей;

2.9. повторить задание;

2.10. перечисление всех сгенерированных идей и предложений, записанных на плакате или на доске;

2.11. объединение сходных идей и их классификация;

2.12. озвучить вопрос студентам: "Какие выводы можно сделать из наработанных результатов и как они могут быть связаны с рассматриваемой темой?";

2.13. обсуждение всех вариантов ответов;

2.14. отбор важных и второстепенных.

Юридическая клиника

Юридическая клиника имеет несколько этапов развития:

1) организационный;

2) подготовительный;

3) собственно рабочий;

4) модернизационный.

Юридическая клиника как учреждение, созданное для предоставления юридических услуг, обычно образована на базе действующей организации, как правило, высшего учебного заведения.

Юридическая клиника имеет свои цели и задачи, среди которых можно отметить следующие: выработка у студентов профессионально значимых черт характера; защита прав, законных интересов граждан и организаций путем оказания профессиональной юридической помощи на безвозмездной основе; закрепление у студентов практических навыков в юридической работе; популяризация методик и техник личностного развития.

Кроме того, юридическая клиника в качестве метода обучения в своей деятельности имеет два основных направления:

1) образовательное;

2) социальное.

В качестве наиболее эффективных активных технологий обучения на сегодняшнем этапе развития юридического образования следует признать открытие юридических клиник, в соответствии с Федеральным Законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". В процессе оказания юридической помощи населению студенты учатся в режиме интеракции реагировать на правовые проблемы и искать нужную правовую норму для дачи юридически грамотной консультации либо составления юридического акта под контролем руководителя.

Ответ ПОПС-формула

В научной литературе представлен также алгоритм проведения "Ответа ПОПС-формулы" - приема, созданного профессором Дэвидом Маккойд-Мэйсоном:

1) представить и пояснить структуру технологии, состоящей из следующих элементов:

А) Позиция (гипотеза) – П;

Б) Объяснение (обоснование) – О;

В) Пример, сопровождающийся доказательствами – П;

Г) Следствие (вывод) – С.

2) предложить студенту ответить на поставленный вопрос;

3) заслушать ответ;

4) оценить и прокомментировать ответ.

Исследовательская деятельность

Установить интересующие студента проблемы и научные вопросы позволяет применение технологии исследовательской деятельности, алгоритм проведения которой в науке представлен следующим образом:

1) определить исследовательскую задачу;

2) спланировать сбор материала;

3) определить необходимую исследовательскую методику и возможности её реализации;

4) определить этапы выполнения студентом исследовательского задания;

5) контролировать исполнение студентом исследовательского задания;

6) фиксировать полученные результаты;

7) научно оформить полученные результаты;

8) оценить полученные результаты.

Методы Аристотеля, Сократа

Суть аристотелевского метода состоит в следующем: преподаватель уверен в том, что его оппонент-студент не будет возражать против тезиса. Согласно методу Сократа, оппонент-студент намерен опровергать аргумент и отстаивать собственную точку зрения, преподаватель не спешит с четкой формулировкой тезиса и подводит к нему оппонента-студента медленно, незаметно, построив логическую цепочку на каждом этапе своих рассуждений.

Метод Сократа имеет тесную взаимосвязь с методом эвристической беседы. Проанализировав оба метода, можно придти к выводу, что в их основании лежит неосознанное мышление человека, его творческая составляющая, интуитивная часть мышления.

Выработан алгоритм проведения метода Сократа:

1. Подготовительная работа:

1.1. определить тему или вопрос для обсуждения;

1.2. спланировать ход диалога.

2. Процедура проведения:

2.1. задать простой и ясный вопрос студенту-оппоненту;

2.2. подвести оппонента-студента к согласию и спорному заключению;

2.3. оппонент-студент вынужден отвечать утвердительно.

Система обучения, которую применял Сократ, в наши дни получила статус отдельной науки под названием эвристика (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю), использующей при решении поставленных задач собственные модели и средства.

Эвристика представляет собой:

1) дисциплину научно-прикладного характера;

2) метод обучения;

3) способ решения проблемной задачи;

4) способ создания компьютерной программы.

Сами по себе проблемные задачи, предназначенные для решения,довольно разнообразны: графические, с абстрактным содержанием, с конкретным содержанием, простые, комбинированные, текстовые, экспериментальные.

Многообразие активных методов обучения

Новикова Т.Ф. отмечает, что для усвоения студентом понятийного аппарата и понимания специальных терминов, необходимо использование активных методов и приемов работы с учебной информацией, среди которых могут быть следующие:

- лекция-диалог;

- лекция с аппликациями;

- лекция с индексацией информации;

- метод ИНN;

- пазл-метод;

- метод сравнительных диаграмм;

- тест-экспресс;

- диктант-экспресс;

- выделение ключевого слова и составление синквейна;

- кластер-анализ;

- кластер-схема;

- рейтинговая оценка;

- рефлексия.

Наиболее полно и объективно, с точки зрения автора, активные и интерактивные методы обучения юриспруденции исследованы и описаны Еременко В.И., который научно установил следующие признаки активных методов обучения:

1. проблемность;

2. адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций;

3. взаимообучение;

4. индивидуализация;

5. исследование изучаемых проблем и явлений;

6. непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с информацией;

7. мотивация.

Ковалева Н.Н. к активным формам обучения относит следующие:

1) Коллоквиум.

2) Деловая(ролевая) игра, которая может проходить в двух формах:

а) обычная, общепринятая, традиционная;

б) с применением электронных технологий, компьютерная игра.

3)Компьютерная игра предстает в двух типах:

- коллективная;

- индивидуальная.

4) Презентация исследования с использованием интерактивных средств.

В качестве такого средства может быть предложена интерактивная доска. Интерактивная доска появилась в 1991 г. и была создана по резистивной технологии. Автором этого проекта стала канадская компания Smart Technologies Inc. В России название досок этой компании (SMART board) уже практически стало именем нарицательным.

Идея же была в целом проста: спроецировать изображение на чувствительную к механическим воздействиям поверхность, которая заменила бы собой привычную всем мышь. Множество компаний занялось производством аналогичных устройств.

Интерактивная доска (ИД) или Interactive Whiteboard (IWB), именно этот термин обычно используется для обозначения данного класса устройств.

Интерактивные доски могут быть прямой и обратной проекции. В досках обратной проекции проектор расположен за просветным интерактивным экраном в специальном корпусе. Область применения интерактивных досок весьма обширна. В сфере образования они дают возможность преподавателю работать с электронной картой, схемой, рисунком, картиной. Другой широкий сектор применения ИД - деловые презентации и семинары. Помимо работы со стандартной деловой графикой, эти средства идеально подходят для демонстрации широкой аудитории программного обеспечения или интернет-сайта. В этом случае докладчик жёстко не "привязан" к компьютеру, мыши и клавиатуре, поэтому выступление становится более живым и ориентированным на слушателей.

4) Применение электронных средств обучения;

5) Электронное тестирование;

6) Электронный тренинг-тренажер.

Ряд исследователей определяет интерактивное обучение как совместное проблемное обучение студентов как в сотрудничестве друг с другом, так и с преподавателем, состоящее в разрешении практических задач, с которыми студенты могут столкнуться в своей профессиональной деятельности, через действие. Проблемное обучение в отечественной науке является широко и повсеместно изучаемым фактором, причем с позиций как различных научных направлений, так и разных подходов.

Существует три уровня решений проблемной задачи по шкале "самостоятельность-несамостоятельность":

1) без помощи;

2) с незначительной посторонней помощью;

3) со значительной помощью со стороны.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое "форма обучения"? Каковы её признаки?

2. Что представляет собой индивидуальная форма обучения?

3. Как вечерняя форма обучения отличается от заочной формы?

4. Что такое экскурсия? Какие виды экскурсии вы знаете?

5. Какие характерные черты (признаки) дистанционного обучения вам известны?

6. Что такое система дистанционного обучения и какие элементы она включает?

7. Какие типы обучения в зависимости от способов получения и усвоения информации вы знаете?

8. Назовите принципы организации учебного процесса.

9. Перечислите общенаучные методы познания, с помощью которых изучается юриспруденция.

10. Перечислите известные вам активные и интерактивные формы обучения.

 

Глава 6. Тема 5. Аудиторная работа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.