КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преподавание отраслевых дисциплин
Преподавание дисциплин с историко-теоретическим уклоном Преподавание теории государства и права Теория государства и права - фундаментальная, общественная и гуманитарная наука, изучающая возникновение государства и права, состоящая из двух относительно самостоятельных разделов – теории государства и теории права. Теория государства и права – общепрофессиональная дисциплина, изучаемая студентами-бакалаврами, играющая роль фундамента для последующего изучения отдельных юридических дисциплин: административного права, гражданского права, конституционного права и др. Преподавание истории государства и права России и зарубежных стран История государства и права России - общетеоретическая юридическая дисциплина, имеющая тесную взаимосвязь с историей общественной мысли и искусства и теорией государства и права. В процессе преподавания данного предмета, как в ходе чтения лекций, так и в ходе проведения семинарских и практических занятий, возможно использование технических средств. Наиболее информативным и показательным инструментом познания данной дисциплины может являться посещение различных исторических музеев, в которых хранятся уникальные памятники, имеющие непосредственное отношение к отечественному и зарубежному праву. Так, например, в Государственном историческом музее представлена коллекция графа Орлова Г.В., содержащая грамоты, письма, рескрипты, указы государственных деятелей, монархов, президентов различных стран мира. История государства и права зарубежных стран - юридическая историко-правовая дисциплина, предметом изучения которой являются исторические процессы развития системы государственных и юридических организаций.
Преподавание конституционного (государственного) права Конституционное (государственное) право употребляется в трех значениях: как наука, отрасль права и учебная дисциплина. Наука конституционного (государственного) права – неотъемлемая часть науки о государстве, которая изучает государство в целом при том, что конституционное право занимается его изучениемв части, касающейся развития и функционирования институтов государства. Как и любая другая наука, конституционное право имеет свои предмет, метод изучения, систему и источники. Предмет конституционного права – это отношения, складывающиеся по поводуоснов взаимоотношений человека с государством,прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; отношения между государством и его субъектами; отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления. Существует несколько подходов к изучению науки конституционного права, среди которых можно выделить три основных: - нормативный; - прецедентный; - социокультурный. Нормативный подход представлен в теории юридического позитивизма и теории нормативизма. Прецедентный подход наиболее характерен в обучении юридической науке в государствах с англосаксонской системой права Социокультурный подход характерен в случае применения методов гуманитарных и социальных наук. Методы изучения конституционного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается данная наука. Для конституционного права характерны общие методы изучения и частные (специальные), среди которых используются следующие: исторический, сравнительный подход (метод компаративистики), системно-структурный анализ, статистический и социологический. Источники конституционного права – внешнее выражение правовых норм.
Для конституционного права характерны следующие источники: Конституция, органические законы, текущие законы, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, судебный прецедент, конституционный обычай, конвенционная норма и ряд других. Методика преподавания административного права Административное право – одна из важнейших отраслей права, которая регулирует правовые отношения, возникающие в процессе осуществления государственными органами и органами местного самоуправления управленческой деятельности. Предмет административного права – отношения, находящиеся в плоскости изучения различных юридических дисциплин: возникающие в процессе реализации исполнительной власти на всех уровнях; внутриорганизационные; по общегосударственному контролю; по осуществлению рассмотрения судами и судьями дел об административных правонарушениях; возникающие в процессе осуществления деятельности общественных объединений, которых государство делегировало часть своих полномочий. Метод административного права – способы и приемы дозволительного, запретительного и предписывающего характера, составляющие в совокупности сущность воздействия отрасли на общественные отношения. Дозволение – юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Запрет – наиболее жесткий способ регулирования общественных отношений, применяемый в публично-правовой сфере. Предписание – требование конкретного уполномоченного органа власти к определенным физическим илиюридическим лицам совершать или воздержаться от совершения какого-либо действия. Методика проведения лекций неразрывно связана с демонстрацией всевозможных протоколов, постановлений, соглашений, предписаний и иных нормативно-правовых документов. Проведение семинаров и практических занятий возможно с применением проблемных задач и ситуаций. Учитывая, что административные правоотношения – это отношения власти и подчинения, для закрепления изученного понятийного аппарата (а он достаточно объемный в науке) можно использовать тестовые задания, как в традиционном стиле, так и компьютерное тестирование. В литературе не случайно отмечается, что автоматизация (компьютеризация) процедуры тестового рубежного и итогового контроля уровня знаний студентов способствует решению следующих задач:
- оперативность выставления оценки; - обеспечение всесторонней и полной проверки знаний студентов; - многократность контроля (для более эффективного освоения материала); - соединение контроля с обучением (предоставление информации о правильных и неправильных ответах для последующего анализа и корректировки процесса освоения материала); - обеспечение высокой степени конфиденциальности контрольных тестовых заданий; - проверка и обеспечение качества тестовых заданий; - освобождение преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы по подготовке тестовых раздаточных материалов и проверке результатов тестирования, предоставление времени для творческого совершенствования других аспектов его профессиональной деятельности. Вполне приемлемо проведение деловых и имитационных игр, причем использование персонажей не ограничено: административно-правовые отношения предполагают обширный круг задействованных лиц: государственные служащие; мировые судьи; лица, освобожденные из мест лишения свободы; муниципальные служащие; лица, совершившие административные правонарушения. Методика преподавания финансового права Финансовое право – отрасль юридической науки, которая регулирует отношения, складывающиеся по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов. Методика преподавания финансового права имеет свои особенности, как в части аудиторной и самостоятельной работы студента, так и подготовки и проведения преподавателем лекционных и семинарских, практических занятий. Уголовное право и методы его преподавания Уголовное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с принципами, условиямии целями уголовной ответственности за совершенное преступление. Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса "Уголовное право", его ролью и местом в системе учебных дисциплин.
Далее дается краткий обзор курса, ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и её вклада в практику. На занятиях по уголовному праву могут быть выдвинуты следующие научные проблемы: - проблемы классификации преступлений; - проблемы вменения; - ограниченной вменяемости; - согласованности уголовно-правовых нормативных предписаний; - уголовно-правовой оценки деятельности участников преступления (инициатора, посредника, провокатора); - формулирования единого понятия "личность" и т.д. Классическая лекция заключается в изложении материала по стандартной схеме, а установочная содержит советы и рекомендации студентам по изучению крупного раздела и конкретной темы учебной дисциплины, при этом лектор должен сформировать цельное представление у слушателей о рассматриваемом вопросе. Для рационализации учебной деятельности необходимо, чтобы качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и владением соответственными авторскими методиками, сочеталось с его мастерством мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать её как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы. Вопросы педагогического мастерства наиболее удачно рассмотрены в работе Кропаневой Е.М., которая определяет педагогическое мастерство как высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя, внешнепроявляющееся в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Излагаются и его доминанты – качества: альтруизм, гражданственность, доминантность, интеллигентность, любовь к детям, оптимизм, общительность, педагогическая наблюдательность, современность, толерантность, эмпатия и иные. Однако в отечественной литературе справедливо отмечается, что студенты могут сталкиваться с целым рядом психологических проблем, мешающим осуществлению самостоятельной работы: 1) неразвитость волевой саморегуляции; 2) отсутствие опыта самостоятельной работы. В науке выработаны дидактические условия способствующие повышению уровня развития саморегуляции при профессиональном обучении студентов вуза: - ориентация на управление работоспособностью студентов вуза в учебной деятельности на основе саморегуляции; - компьютерная поддержка аудиторной и внеаудиторной работы студентов; - внедрение авторской педагогической технологии проведения практических занятий; - внедрение в учебный процесс разработанной модульной авторской программы; - разработка и внедрение в учебный процесс системы творческих заданий при отработке навыков саморегуляции; - разработка критериев развития саморегуляции студентов для осуществления ее мониторинга. Методика преподавания уголовного права требует, чтобы возрастала эффективность лекционной работы, а в ходе проведения практических занятий студенты помимо знания норм уголовного права, методики их анализа и толкования, получали также практические навыки по применению уголовного закона, самостоятельного решения конкретных уголовно-правовых ситуаций. Что касается проведения семинаров, то можно выделить несколько разновидностей по форме их проведения: 1) Контрольно-обучающий семинар, главная цель которого - максимальный охват обучаемых контролем. 2) Обучающий семинар, который прививает студентам навыки научной, творческой работы, воспитывает самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров. Разновидностью обучающего семинара является семинар-диспут. Исследователями предложена такая форма проведения семинара, при которой две и большее количество групп студентов объединяются, после чего с докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами являются студенты другой группы. В рамках такого семинарского занятия возможно рассмотрение какого-либо реального уголовного дела, обстоятельства которого открыты для общественности, а материалы публично известны и направлены для судебного рассмотрения. Студенты одной группы могут готовить материалы для оправдания подозреваемого (обвиняемого), студенты другой группы – собирать доказательства вины лица, совершившего преступление. Такой семинар позволит студентам овладеть навыками сбора необходимой информации (то есть выделить основные факты, относящиеся к делу, и убрать ненужные), освоить методы ораторского искусства (в связи с необходимостью выступления) и понять в целом основы судопроизводства. 3) Научный семинар, в рамках которого студентам прививаются навыки самостоятельности в освоении новелл законодательства, что является одной из задач преподавания уголовного права. В ходе проведения семинарских занятий наилучшим и эффективным методом усвоения материала и рассмотрения казусов является мозговой штурм или так называемая мозговая атака. По характеру вопросы, поставленные в ходе семинара, могут быть: - встречными; - казусными; - наводящими; - уточняющими. Егорова Н.А. отмечает, что практическая направленность семинарских занятий заключается в следующем: - побуждение учащихся к самостоятельному мышлению; - формирование умения видеть связь междуизучаемым учебным материалом и применением соответствующих уголовно-правовых норм. Практическая работа в сфере юриспруденции немыслима без знания хотя бы основных разделов тех наук, которые необходимы для работы в правоохранительных органах, среди которых уголовное право оказывается на одном из первых мест. Уголовное право включает два основных раздела – общая и особенная части. Общая часть, в свою очередь, содержит следующие шесть разделов: 1. Уголовный закон. 2. Преступление. 3. Наказание. 4. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. 5. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 6. Принудительные меры медицинского характера. Особенная часть включает уголовно-правовые нормы, определяющие, какие деяния признаются преступлениями, виды и размеры наказаний за эти преступления. Возможно изложение лекционного материала по следующей схеме: 1. Общая часть: а) Отрасль, наука и дисциплина б) Действие уголовного закона в) Что такое преступление г) Состав преступления д) Стадии совершения преступления е) Соучастие в преступлении ж) Характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния з) Что такое наказание и) Освобождение от наказания и от ответственности к) Амнистия, помилование, судимость 2. Особенная часть: а) Разграничение преступлений: против жизни и здоровья; свободы, чести и достоинства личности; половой неприкосновенности и половой свободы; конституционных прав; семьи и несовершеннолетних; собственности б) Характеристика преступлений в сфере экономической деятельности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях; общественной безопасности; здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления; против безопасности движения и эксплуатации транспорта; в сфере компьютерной информации; против основ конституционного строя и безопасности государства в) Характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления; против военной службы г) Характеристика преступлений против мира и безопасности человечества. При проведении семинаров и практических занятий очень полезно обращаться к информации и анализу судебной практики. Наиболее информативным для студента является подход, основанный на имитации его непосредственного участия в расследовании уголовных дел. Так, для проведения занимательного семинара достаточно "раздать" студентам должности, в рамках которых они будут выполнять определенное задание. При этом возможно построение некой фабулы вымышленного уголовного дела, в ходе которого студенты максимально будут привлечены к активной работе, раздать участвующим "дознавателям и следователям" образцы постановлений, протоколов и иных документов, применяемых в расследовании, чтобы на их основе участники могли составить соответствующие "материалы уголовного дела". По результатам проведения таких практических занятий студенты могут приобрести достаточно полезные навыки: уметь правильно определить подсудность и подведомственность дел; квалифицировать совершенное преступление, т.е. дать оценку действиям всех лиц, втянутых в орбиту уголовного судопроизводства; разграничить виды преступлений по уровню тяжести; получить и усвоить информацию о поводах и основаниях возбуждения и прекращения уголовных дел. Формирование профессиональных качеств юриста представляет собой сложный многоступенчатый процесс, требующий постоянного поиска новых нестандартных методик обучения, совершенствование уже имеющихся. Особенности преподавания муниципального права Муниципальное право – это отрасль системы российского законодательства, которая включает нормы многих отраслей права, юридически обеспечивающих функционирование всех институтов местного самоуправления и решение на местах отдельных государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. Муниципальное право изучается стандартными методами: путем проведения лекционных и семинарских занятий в ходе аудиторной нагрузки и самостоятельного изучения студентами. При проведении семинаров стоит обратить внимание на то, что для эффективного усвоения материала разбора вопросов по пройденным темам будет не вполне достаточно, здесь возможно прибегнуть к решению казусов, ситуационных игр и задач. Существуют определенные требования к подготовке студентом различных работ. Так, например,ситуационные задания считаются выполненными, если ответы изложены в полном объеме и логично; анализируемый материал систематизирован; глубоко и полно определены основные понятия; выводы и обобщения формулируются доказательно; отвечающий владеет необходимыми умениями и навыками анализа философско-правовых категорий и понятий, для решения ситуационных заданий использовано знание российского законодательства, теории права или правовой практики. Письменная работа (реферат, научная статья) может быть зачтена, если ее автор обосновал актуальность избранной темы, сформулировал цель и задачи исследования, проанализировал использованную литературу, последовательно и логично изложил содержание изучаемой проблемы, систематизировал и обобщил использованный материал. Эффективным считается и проведение деловой игры как метод преподавания: порядок организации и проведения деловой игры "Аттестация". Проведение игры имеют целью не только изучение методики комплексной аттестации персонала (муниципальных служащих), выявление основных компетенций и личностных качеств, на которые необходимо обращать внимание в системе местного самоуправления, но и формирование навыков самоанализа и проведения аттестационных мероприятий в организации, формирование коммуникативной культуры и организаторских качеств. Основные этапы подготовки и проведения игры: подготовительный этап. Каждый слушатель при подготовке к занятию самостоятельно заполняет исходные документы: 1) опросный лист аттестуемого, 2) аттестационный лист; 3) отзыв о служебной деятельности муниципального служащего с учетом требований должностной инструкции, содержащий: – сведения об основных направлениях деятельности муниципального служащего по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы; – сведения о результатах служебной деятельности; – характеристику профессиональных, деловых и личных качеств; – мотивированную оценку служебной деятельности. Основной этап. Преподаватель с учетом пожеланий слушателей распределяет роли между участниками деловой игры: 1. Председатель аттестационной комиссии. 2. Члены комиссии – 5-7 человек, в том числе: – заместитель Председателя аттестационной комиссии; – секретарь аттестационной комиссии; – представители нанимателя; – представители органов государственной власти субъекта РФ (для органа местного самоуправления муниципального района и городского округа); – представитель юридической службы местной администрации; – представитель кадровой службы местной администрации; – независимые эксперты – представители научного и экспертного сообществ; – представители структурного подразделения, в котором осуществляет свою служебную деятельность муниципальный служащий. 3. Аттестуемые служащие (в зависимости от резерва времени – 2-3 человека). 4. Три эксперта-наблюдателя, оценивающие проведение игры и участие слушателей в ней. После распределения ролей проведение аттестации организует Председатель аттестационной комиссии. В процессе аттестации необходимо: 1. Предоставить слово для краткого (до 2-3 минут) выступления аттестуемого. 2. Предоставить возможность членам аттестационной комиссии задать вопросы аттестуемому, чтобы уточнить данные по Опросному и Аттестационному листам, а также сформировать собственное мнение о его компетенции. 3. Организовать работу аттестационной комиссии по обсуждению результатов аттестации. В процессе аттестации секретарь аттестационной комиссии ведет подсчет баллов исходя из следующих требований: каждая характеристика получает от 5 до 1 балла (от более позитивной характеристики к худшей), которые затем суммируются и выявляется итоговая оценка: "отлично" (85% и более от максимального количества возможных баллов, который вычисляется по формуле – 5 X количество полученных ответов) – достоин повышения в должности; "хорошо" (60% и более от максимального количества возможных баллов) – оставить в должности или перевести в другое подразделение; "удовлетворительно" (30% и более от максимального количества возможных баллов) – понизить в должности или провести обучение; "неудовлетворительно" (менее 30% от максимального количества возможных баллов) – подлежит увольнению. Заключительная часть – разбор деловой игры и подведение итогов. На данном этапе выступают прежде всего эксперты-наблюдатели, которым было поручено оценивать ход игры, компетентность и активность участия каждого, а также проявленные профессиональные, в том числе организаторские, качества (умения кратко и обосновано выступить с анализом самоаттестации, слушать и отвечать на вопросы, знание законодательства, аргументированность и самостоятельность суждений и др.). Со своими неофициальными оценками могут выступить и те слушатели, которые не принимали непосредственного участия в процедуре аттестации. Кроме того, на данном этапе участники игры могут сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования и практики аттестации в системе муниципальной службы. Деловая игра завершается выступлением преподавателя, который с учетом высказанных мнений оценивает как проведенное занятие в целом, так и работу каждого, в том числе и экспертов-наблюдателей, официальных и неофициальных. Гражданское право и особенности его преподавания В настоящее время методика преподавания гражданского права вызывает у ученых-исследователей значительный интерес, что в свою очередь, способствует появлению широкого круга работ, посвященных этому и схожим вопросам. Семинары и практические занятия по гражданскому праву проводятся с применением самых разных методов: деловые игры, дискуссии по актуальным вопросам, диспуты,создание проблемных ситуаций. Одним из самых эффективных методов достижения наилучших знаний студентами является решение задач с применением нормативно-правовых актов. Решение задач наиболее оптимально после чтения лекций, проведения семинарских занятий по определенной тематике. Например, после конспектирования лекции и устных ответов по теме "Юридические лица" студент, имея доступ к нормативным актам, может успешно решить такую задачу: ЗАО "Сибкабель" (поставщик) по договору поставки с АТС–1 (покупатель), являющейся структурным подразделением ОАО "Томсктелеком", отгрузило 10 барабанов телефонного кабеля. Покупатель полученную продукцию не оплатил вследствие отсутствия необходимых средств. ЗАО "Сибкабель" предъявило требование к ОАО "Томсктелеком". Последнее в оплате отказало по мотиву: "Товар не заказывали". Решите спор. Кто является сторонами договора поставки? Для кого возникли права и обязанности из договора? Методы преподавания трудового права Трудовое право - неотъемлемая часть правовой системы, которая имеет большое значение в деятельности практически каждого человека – это вопросы труда и отдыха, урегулированные законодательно, ежедневный труд работника на предприятии, безопасность труда и подходящие условия, материальное обеспечение, от размера которого зависит уровень и качество жизни, достоинство личности и многое другое. В связи со сказанным, значимость этой отрасли и науки невозможно переоценить, соответственным должно быть его преподавание в высшей школе. Учитывая широкий круг вопросов, которых касается эта отрасль права, необходимо очень продуманно подходить к методике его преподавания в вузе. В первую очередь, что касается лекции, то она, несомненно, является наиважнейшей, так сказать, основополагающей формой обучения, в ходе которой студенты максимально работают по конспектированию материала. Важно помнить, что конспектирование как процесс переработки текста состоит и нескольких этапов: 1) подготовительный; 2) технологический; 3) заключительный. Трудовое право отличается большим разнообразием специфических терминов, многие из которых подлежат употреблению в основном в профессиональной среде: в кругу юристов, кадровых работников и иных специалистов, занимающихся непосредственно вопросами трудоустройства, увольнения, составлением нормативно-правовых актов предприятия, трудовых договоров, спорами между работниками и работодателями. Поэтому здесь для студента очень важно правильное уяснение понятийного аппарата. Что касается проведения семинарских занятий, то наиболее эффективным способом обучения студентов было бы оказание им помощи в составлении различного рода трудовых договоров, штатного расписания, должностных инструкций работников, правил внутреннего трудового распорядка и иной документации. Очень полезно на практических занятиях уделять внимание вопросам судебной практики. Кроме того, проведение деловой игры, в которой студенты группы предстают в различных образах: руководителя предприятия, начальника отдела кадров, сотрудников, предъявивших некие требования к руководству в связи с возникшими разногласиями или объявивших забастовку, способствует развитию логики мышления, воображению и подталкивает студентов к осваиванию "тактики профессионального конфликта", в ходе которого в качестве оружия используются правовые нормы и их применение. Оптимально также заседание круглого стола, в основу которого может быть положено действующее законодательство, требующее изменений или дополнений. Преподавание семейного права Семейное право – совокупность правовых норм, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, складывающиеся по факту состояния в браке и принадлежности к определенной семье. Каких-либо особых рекомендаций по чтению лекций по семейному праву не существует. Для проведения семинарских и практических занятий возможно ознакомление студентов с образцами соответствующих нормативно-правовых актов: а) брачный договор; б) исковые заявления: - об установлении отцовства и взыскании алиментов; - об устранении препятствий к общению с ребенком и определении порядка общения с ребенком; - о взыскании алиментов на ребенка (детей) - о взыскании алиментов на содержание супруга (супруги); - о взыскании средств на содержание родителя (родителей); - о лишении родительских прав; - о признании брака недействительным; - о признании брачного договора полностью (частично) недействительным; - о расторжении брака; - о снижении размера алиментов. Дисциплина имеет тесную взаимосвязь с гражданским, конституционным, уголовным правом. Навыки и умения, полученные в ходе теоретического познания, могут закрепляться в ходе проведения дискуссии, диспута, консультации, ролевой и ситуационной игр. Необходимо иметь в виду, что существующие проблемы в сфере отечественного семейного законодательства требуют профессионального разрешения, а актуальные вопросы, рассматриваемые на всех уровнях государственной власти, вызывают неподдельный интерес студентов и способствуют активному мышлению и познанию. Так, например, вопросы усыновления (удочерения) с участием иностранных граждан в России на протяжении длительного времени становятся краеугольным камнем в разного рода дискуссиях, а среди специалистов в области юриспруденцииэта тема активно обсуждается и за рубежом. Примерно то же самое можно сказать и о вопросе, касающемся прав женщин, в историческом прошлом и на современном этапе. Учитывая всеобщий интерес подобных вопросов, возможно проведение дебатов и круглых столов.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |