Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. 1. http://pravo.fso.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации




Интернет-ресурсы

1. http://pravo.fso.gov.ru/ Официальный интернет-портал правовой информации.

2. http://old.mon.gov.ru/dok/npa/mon/ Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

3. http://www.edu.ru/ Федеральный портал "Российское образование".

4. http://www.consultant.ru/sys/ Официальный сайт компании "Консультант Плюс".

5. http://www.garant.ru/ Информационно-правовой портал.

6. http://www.bologna.ntf.ru/ Сайт "Болонский процесс в России".

7. http://www.rg.ru/ Официальное издание документов, печатный орган Правительства РФ.

8. http://edscience.ru/ru Журнал теоретических и прикладных исследований "Образование и наука".

9. http://www.lexed.ru/pravo/journ/ Журнал "Право и образование".

10. http://science-education.ru/ Электронный научный журнал "Современные проблемы науки и образования".

11. http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2002/bolotova.html О проблемах подготовки преподавателей правовых дисциплин в вузе.

 

Болонская декларация - документ, подписанный министрами 29 европейских государств в развитие сотрудничества в сфере высшего образования, содержащий следующие цели: введение двухэтапного высшего образования; введение точно определенных и сопоставимых степеней; принятие системы кредитов; развитие европейских аспектов высшего образования; развитие сотрудничества в области контроля качества; стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения преподавателей и студентов.

Доцент - сотрудник высшего учебного заведения, как правило, имеющий степень кандидата наук; существует доцент по специальности (присваивается Высшей аттестационной комиссией России научным работникам) и доцент по кафедре (преподаватель, прошедший конкурс на должность и занявший её на пять лет, ожидающий решение Рособрнадзора о присвоении звания).

Профессор - ученое звание и должность сотрудника высшего учебного заведения или научного работника исследовательского учреждения. Присваивается Высшей аттестационной комиссией России.

Нотариат - система государственных органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Адвокатура - некоммерческая организация, добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, имеющих лицензию для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.

Судебная власть - самостоятельная и независимая сфера публичной власти наряду с законодательной и исполнительной, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права.

Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров при высших учебных заведениях или научных организациях, предполагающая определенный срок обучения (как правило, три года - по очной форме обучения, четыре - по заочной форме), в течение которого лицо, имеющее высшее профессиональное образование, ведет подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук

Ординатура - подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики; ступень многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации; форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей.

Интернатура - обязательная форма профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского образования, с целью совершенствования теоретических знаний и практических навыков выпускников высших медицинских образовательных учреждений, повышения степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Докторантура - форма подготовки научных работников, при которой обучающиеся готовятся к соисканию степени доктора наук в течение не более трех лет.

Познавательная деятельность - одна из важнейших мировоззренческих проблем, заключающаяся в активном исследовании объективных закономерностей окружающей действительности и необходимая для достижения поставленных целей.

Мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания, итогом которых является мысль.

Гипотеза - неподтвержденное в практическом смысле научное предположение, выдвигаемое для обоснования определенного явления.

Экспериментальная деятельность - процесс (метод) активного действия, направленный на изучение какого-либо явления или установления (отсутствия) причинно-следственных связей между явлениями, проводимый для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Теоретическая деятельность - процесс умственного (познавательного) мышления, происходящий в результате использования взглядов, представлений и идей, направленных на истолкование и объяснение определенного явления.

Государство - такая организация общества, при которой обязательно наличие определенной части населения, проживающей на конкретной территории и связанной между собой историческими и социальными интересами и подчиняющейся власти.

Право - система общеобязательных норм и правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых и охраняемых государством и являющихся важным и необходимым орудием государственного управления.

Высшее образование - совокупность знаний и навыков, получаемых в системе образования после среднего общего или профессионального на базе университетов, институтов, академий и колледжей.

Нормативно -правовые акты международного характера - официальные документы, принятые в установленные законом порядке и вступившие в силу для конкретного государства после процедуры ратификации.

Компетентный орган - орган государственной власти или местного самоуправления, который уполномочен государством на совершение тех или иных действий или принятие конкретных решений.

Конституция - это нормативно-правовой акт (группа актов), являющийся основой всего национального законодательства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Право на образование - одно из наиболее весомых, важнейших прав человека и гражданина, закрепленное в национальных и международном законодательствах, направленное на достижение всестороннего развития личности и общества и относящееся к категории социальных прав.

Плановая экономика - это экономика, в которой ресурсы распределяются решениями правительства в централизованном порядке и имеющая только государственный сектор, полностью исключая частную собственность и рыночные отношения.

Государственная политика в образовании - это деятельность органов государственной власти в сфере организации и развития образования, основанная на принципах: гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к природе, родине и семье; единства федерального культурного и образовательного пространства; общедоступности, адаптивности системы; светского характера; свободы и плюрализма.

Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, правовой основой деятельности которого являются Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», иных нормативно-правовых актов и состоящий из председателя, его заместителей и федеральных министров, возглавляющих соответствующие министерства.

Указ Президента Российской Федерации - нормативно-правовой акт, имеющий юридическую силу и являющийся подзаконным, занимающий в иерархии место после федеральных законов, принимаемый Президентом в пределах его компетенции и обязательный для исполнения в пределах всей территории государства.

Постановление Правительства Российской Федерации - официальный документ, представляющий собой подзаконный акт и принимаемый высшим исполнительным органом государства в установленном законом порядке в пределах компетенции и на основании закона, обязательный для исполнения на территории России.

Российская академия образования - государственное учреждение, объединяющее ученых, работающих в системе образования и сфере педагогики и состоящая из президента, президиума, аппарата президиума, отделений, научных организаций, организаций социальной сферы.

Министерство образования и науки Российской Федерации - ведомство, входящее в состав Правительства РФ, основными направлениями деятельности которого являются: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Лицензирование - мероприятия, осуществляемые специально уполномоченными на то органами и заключающиеся в предоставлении, переоформлении, отзыве, прекращении, аннулировании лицензии - документа, предоставляющего право реализации указанного в нем деятельности.

Управленческая деятельность - сложная интеллектуальная деятельность человека или группы людей по реализации функций планирования, мотивирования и прогнозирования, направленная на наилучшее, наиболее эффективное и рациональное функционирование организационной системы.

Экскурсия - от лат. excursio - прогулка, поездка, заключающаяся в осуществлении индивидуального или коллективного посещения определенных объектов с целью конкретизации знаний экскурсантов.

Производственная практика - этап учебного процесса, в ходе которого обучающиеся самостоятельно выполняют поставленные перед ними задачи в учреждениях и организациях различных форм собственности и составляют отчет установленного образовательным заведением образца о прохождении практики.

Факультатив - курс или предмет (дисциплина) - франц. facultatif - от лат. facultas -возможность - не входящий в категорию обязательных предметов по установленной программе обучения, а изучаемый по собственной инициативе.

Консультация - разновидность учебного занятия, проводимого с целью получения слушателем ответа на отдельные теоретические или практические вопросы и для объяснения определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.

Зачет - проверочное испытание в учебных заведениях, а также отметка, удостоверяющая, что такие испытания выдержаны.

Экзамен - лат. examen; латинское слово, обозначавшее, прежде всего, язычок, стрелку у весов, затем, в переносном значении, оценку, испытание - проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.

Телекоммуникационные аппараты - технические устройства, механизмы или системы приборов, предназначенные и использующиеся для связи и способов передачи информации на большие расстояния.

Интерактивный тренажер - (от англ. train - тренировать - обучать, устройство для тренировки; интерактивный - от англ. interaction - взаимодействие) - средства и устройства взаимодействия компьютера с пользователем по структурированной схеме команда-действие (вопрос=запрос - ответ), предполагающий обратную связь, двунаправленность действия (режим передачи информации в двух направлениях: от компьютера к пользователю и от пользователя к компьютеру.

Информационный слайд - (англ. slide - диапозитив), иллюстрированный материал, содержащий определенную информацию и имеющий в некоторых случаях навигационное меню.

Блог - англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник - сайт, регулярно пополняемый записями, предназначенный для прочтения и комментирования.

Аудиоконференция - процесс, при котором используются электронные каналы связи для организации совещаний между тремя и более участниками для их голосовой коммутации (соединения).

Видеоконференция - интерактивный инструмент, который включает в себя аудио, видео, компьютерные и коммуникационные технологии для осуществления связи удаленных территориально собеседников.

Форум - интернет-общение и обсуждение вопросов на определенную тематику.

Чат - это возможность общения участников в режиме реального времени.

Электронная библиотека - совокупность разного рода документов, носителей информационных данных (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных ЭВМ), которые объединены и упорядочены в каталогизированные системы.

Интеллектуальный потенциал - имеющаяся, но не использованная возможность, присущая конкретному человеку способность мышления, рационального познания, опирающаяся на уровень его образования и грамотности.

Кодоскоп - графопроектор, оптическое устройство, предназначенное для проецирования информации, нанесенной на специальную прозрачную пленку с помощью любого копировального аппарата, лазерного или струйного принтера или вручную специальными фломастерами.

Проектор - оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране.

Сенсомоторный стимул - подача сигнала (рефлекс), вызывающая динамику психических состояний индивида (реакцию).

Непосредственное познание - такой вид познания, которое достигается путём прямого усмотрения.

Косвенное познание - вид деятельности, осуществляемой с помощью чувств и мышления.

Трансформация - (от позднелатинского transformatio - преобразование, превращение), - это преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств или способов, изменение целевой направленности деятельности.

Стратегия - образ и порядок действий, который предполагает наличие согласованности и последовательности в поведении.

Квалификация преступления - правовая оценка конкретного общественно опасного деяния, осуществляемая с помощью способов и приемов, основанных на нормах уголовного законодательства, Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, доктрине и судебной практики.

Субъект преступления - элемент состава преступления, лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность.

Объект преступления - обязательный признак состава преступления; уголовно-правовая категория, которая используется для обозначения общественных институтов; общественные отношения (блага, интересы), которым причиняется или может быть причинен существенный вред.

Объективная сторона - один из элементов состава преступления, представляющий собой совокупность установленных законом признаков; выражение общественно опасного поведения вовне.

Субъективная сторона - является одним из обязательных признаков его состава, представляющим собой внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию.

Правовая норма - общеобязательное правило поведение, установленное законом и санкционируемое государством, обеспечиваемое мерами государственного принуждения.

Высшее учебное заведение - учебное образовательное учреждение, осуществляющее научную деятельность и образовательный процесс в установленном нормативно-правовыми актами порядке.

Академический час - наименование учебного часа в высшем учебном заведении и иных профессиональных образовательных учреждениях, составляющий 45 минут.

Мировоззрение - совокупность знаний и представлений о мире и месте человека в окружающей действительности.

Социализация - процесс приобщения индивида к общим знаниям, вхождение его в общество.

Адаптация - свойство и способность личности приобщиться к окружающей среде.

Концепция - система взглядов, мнений, суждений и идей, связанных между собой и вытекающих один из другого, отличающихся логикой и последовательностью.

Философия - форма общественного сознания и познания мира вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире.

Культурология - возникшая в рамках этнологии наука, предметом изучения которой являются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих культурных процессов и яв лений.

Полемика - одна из форм спора, служащая для раскрытия позиций участвующих в ней сторон.

Обмен информацией - коммуникационный процесс, в ходе которого участвующие стороны делятся информацией, т.е. передают её содержание, и усваивают поступившую информацию, переданную им собеседником (собеседниками).

Тестология (от англ. test- проба, греч. logos - знание) - сравнительно молодая междисциплинарная наука, изучающая формы и виды тестов как средство педагогического измерения учебных достижений обучающихся.

Интеллект - способность к мышлению, характеристика рациональных мыслительных функций.

Френсис Гальтон - исследователь, географ, антрополог и психолог, один из величайших ученых и мыслителей Англии, один из основоположников экспериментальной психологии.

Непрерывное образование - процесс роста образовательного потенциала личности, сопровождающийся постоянным и систематичным пополнением знаний, умений и навыков.

Коррекция - оптимизация отдельных функций, целью которой является устранение недостатков и развитие достоинств и преимуществ.

Отрасль права - основное подразделение системы права, совокупность правовых норм, регулирующих однородные отношения.

Система науки - внутренне согласованный, логически последовательный ряд знаний, полученных в ходе научного познания и отвечающих текущим критериям научности.

Юридический позитивизм - направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Англосаксонская система права - система, основанная на широком применении судебного прецедента и не знающая деления на публичное и частное права, представленная в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Нигерии, Южно-Африканской Республике.

Делегирование полномочий - процесс передачи части функций, задания, власти, ответственности руководителя другим управляющим или сотрудникам.

Финансовые ресурсы - совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Авторская методика - абсолютно новое, ранее не известное изобретение, произведение, открытие в науке и технике.

Казусный вопрос - сложный, запутанный вопрос, основанный на каком-либо событии, случае, инциденте, происшествии.

Анкетирование - метод опроса и сбора данных, осуществляемый в письменной форме для получения интересующей информации.

ДНК - сокращение от дезоксирибонуклеиновая кислота - носитель генетической информации, высокополимерное природное соединение, содержащееся в ядрах клеток живых организмов.

Масс -спектрометрия - физический метод измерения отношения массы заряженных частиц материи (ионов) к их заряду.

Хроматография - динамический сорбционный метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ.

Ядерно -магнитный резонанс - неинвазивный нерентгеновский метод исследования органов и тканей человека.

 

Глава 9. Примерная тематика вебинаров

Вебинар 1 (раздел 1). Тема: «Актуальность методики преподавания юриспруденции в высших учебных заведениях».

Цель: показать особенности преподавания юриспруденции в высшем учебном заведении в настоящее время, дать общую характеристику нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования, раскрыть сущность реформирования законодательства с учетом вступления в Болонский процесс, выделить общие и специфические трудности в преподавании юриспруденции, определить наиболее существенные проблемы юридического образования.

План проведения:

1. Вступительное слово преподавателя: тема вебинара, актуальность темы, цели вебинара (3 мин.).

2. Тезисы преподавателя (5 мин.): методика преподавания юриспруденции в высших учебных заведениях, присоединение в сентябре 2003 года Российской Федерации к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования, характеристика исследовательских трудов теоретических работников и практиков по вопросам реформирования законодательства, проблемам совершенствования образования.

3. Вопрос преподавателя: перечислите ряд причин, по которым преподавание юриспруденции в высшей школе относится к наиболее актуальным вопросам в настоящее время. Какое значение имеет для системы российского образования присоединение к Болонской декларации?

4. Ответы студентов (3 мин.).

5. Тезисы преподавателя (5 мин.): содержание образования специалистов всех направлений, Стратегическая программа работы высших учебных заведений.

6. Вопрос преподавателя: что такое образовательный процесс?

7. Ответы студентов (3 мин).

8. Тезисы преподавателя (5 мин): три основные характеристики (параметры) современного этапа развития образования в России, цели Болонского процесса.

9. Вопрос преподавателя: охарактеризуйте параметры развития образования в РФ, назовите цели Болонского процесса, положительные и отрицательные стороны развития юридического образования на современном этапе. Ответ обоснуйте.

10. Ответы студентов (3мин.).

11. Тезисы преподавателя (5 мин): двухуровневый стандарт подготовки в вузах России: бакалавриат и магистратура, Федеральный ГОС третьего поколения.

12. Вопрос преподавателя: основные проблемы подготовки студентов в бакалавриате и магистратуре, специфика преподавания и получения юридического образования по нормативам ФГОС третьего поколения.

13. Ответы студентов (3 мин.).

14. Подведение итогов вебинара, выводы (3 мин).

Вебинар 2 (раздел 2). Тема: «Основные формы, направления и методика обучения».

Цель: определить основные проблемы форм и методов обучения на современном этапе, подойти к пониманию терминов "форма обучения", "система общения", "взаимодействие учителя и обучаемого", "деятельность преподавателя".

План проведения:

1. Вступительное слово преподавателя: тема вебинара, актуальность темы, цели вебинара (3 мин.).

2. Тезисы преподавателя (5 мин.): обучение – это познание, существующие формы (виды) обучения.

3. Вопрос преподавателя: какие формы обучения вам известны? Охарактеризуйте коллективный способ обучения.

4. Ответы студентов (3 мин.).

5. Тезисы преподавателя (5 мин): парная и групповая формы обучения, активная и интерактивная формы обучения, очная, вечерняя, заочная формы обучения.

6. Вопрос преподавателя: к какой форме обучения вы относите дискуссию, игру и тренинг?

7. Ответы студентов (3 мин.).

8. Тезисы преподавателя (5 мин.): дистанционный метод обучения, организационно-дидактические принципы дистанционного обучения, его характерные черты и особенности, система.

9. Вопрос преподавателя: что необходимо (какие элементы, составляющие) для образования информационного потока? Какие элементы включает система дистанционного обучения?

10. Ответы студентов (3 мин.).

11. Тезисы преподавателя (5 мин): методика проведения лекции, структура лекции и функции, типы (виды) лекции, цели лекции.

12. Вопрос преподавателя: где и когда возникла лекция? Из каких частей (элементов) состоит лекция? Охарактеризуйте функции лекции. Чем отличается лекция с заранее запланированными ошибками от лекции-провокации?

13. Ответы студентов (3 мин.).

14. Подведение итогов вебинара, выводы.

Вебинар 3 (раздел 3). Тема: «Определение уровня полученных знаний, навыков и умений студентов».

Цель: усвоить материалы по контролю результатов обучения, уметь охарактеризовать все существующие методы контроля знаний обучающихся, уметь определить уровень знаний, полученных студентами, знать основные этапы написания письменных работ: курсовой, рефератов и докладов, научных сообщений, дипломной работы и диссертации.

План проведения:

1. Вступительное слово преподавателя: тема вебинара, актуальность темы, цели вебинара (3 мин.).

2. Тезисы преподавателя (5 мин.): тестирование, традиционное и электронное, состав теста, требования к тестам.

3. Вопрос преподавателя: где и при каких обстоятельствах возникло тестирование? В чем заключаются особенности электронного тестирования?

4. Ответы студентов (3 мин.).

5. Тезисы преподавателя (5 мин): самостоятельная работа студента, самоорганизация учебной деятельности.

6. Вопрос преподавателя: перечислите основные характеристики самообразовательной деятельности.

7. Ответы студентов (3 мин.).

8. Тезисы преподавателя (5 мин.): виды самостоятельной работы, научное сообщение, реферат, доклад.

9. Вопрос преподавателя: что представляет собой познавательная деятельность в интернете? Назовите типы рефератов и их структуру.

10. Ответы студентов (3 мин.).

11. Тезисы преподавателя (5 мин):

Курсовая работа, дипломная работа, диссертация. Функции научного руководителя.

12. Вопрос преподавателя: что такое рабочий план? Каковы критерии дипломной работы? Чем отличается кандидатская диссертация от докторской?

13. Ответы студентов (3 мин.).

14. Подведение итогов вебинара, выводы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.