Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие выбор методов воспитания




1. Цель и задачи воспитательного процесса.

2. Возрастные особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью (уровень развития психической сферы и нравственных качеств и т.д.)

3. Уровень сформированности коллектива школьников.

4. Индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка.

5. Уровень педагогической квалификации воспитателя.

6. Ожидаемый результат воспитания.

Общим принципом выбора методов воспитания является гуманный подход к ребенку.

Задание

1. В предлагаемых ситуациях определить, какими методами воспитания пользовался педагог, их корректность и целесообразность.

СитуацияN1

В класс пришла врач и велела после уроков повести всех детей в кабинет для прививки. Дети испугались.

-Вот хороший случай проверить, кто из наших мальчиков бесстрашный, а кто - трусишка,- сказал детям учитель.

-Давайте выберем комиссию в составе трех девочек. Пусть они находятся в кабинете врача, когда мальчикам будут делать прививку.

В кабинет врача пришли Марина, Элла и Ия. Все мальчики оказались мужественными, бесстрашными.

СитуацияN2

В пятом классе пришел новый учитель русского языка. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо. Дети посмеиваются над ней.

Нина имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку и похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины, узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом учебном году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив ребята ее не принимали.

Учитель не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по русскому языку и чтению. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее приняли к себе. Дети уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Ситуация N3

Ученик пятого класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: "Спасибо, Саша". После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.

2. Предложить собственное решение педагогических ситуаций:

- Как реагировать учителю, если он обнаружил шпаргалку у ученика во время урока?

- Всегда ли учитель должен ставить неудовлетворительные оценки в отдельных случаях невыполнения домашнего задания?

- Как реагировать учителю на проступок, если неизвестно, кто его совершил?

- Как реагировать учителю, если учащиеся дали ему прозвище и нарисовали карикатуру?

- Можно ли наказывать учащихся трудом?

Самостоятельная работа:

1. Заполните пропуски.

Методы воспитания - это......... достижения заданной......... воспитания.

Прием воспитания - это.......... общего метода воспитания,.......... воздействие,

.......... улучшение.

Средство воспитания - это......... приемов воспитания.

В структуре метода выделяются......... и...........

2 .Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания нужно:

а) выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям;

б) установить какой метод позволяет быстрей других достигнуть намеченной цели;

в) проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод;

3. Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении учеников не произошло. Почему?

а) ребята не все поняли и запомнили;

б) жизнь, поведение других людей не вызывали у школьников желания улучшить свое поведение;

в) не было наглядного примера;

г) в классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны.

4. Выделите методы, относящиеся к группе методов организации деятельности и формирования общественного поведения:

а) лекция;

б) беседа;

в) упражнения;

г) педагогическое требование;

д) приучение;

е) пример;

ж) воспитывающие ситуации;

з) наказание.

5 .В какой группе перечислены методы стимулирования:

А) рассказ поощрение

Б) объяснение наказание

В) беседа соревнование

Г) личный пример субъективно прагматический метод наказание

6. Что такое наказание?

а) это метод воспитания, проявляющийся в форме требования;

б) это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников, с целью формирования у них боязни за совершенные действия;

в) это способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

Литература

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.

2. Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.

3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.

4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.

5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.

6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М. 1971.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. 2000.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.

9. Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.