Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Социальные условия нормального развития речи




Основные понятия: норма речи, нарушение речи, недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушение речевого развития, задержка речевого развития, симптом нарушения речи, симптоматика нарушения речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушений речи, структура речевого дефекта, логопедическое воздействие, коррекция нарушений речи, компенсация, обучение, воспитание, перевоспитание, восстановление речи.

Вопросы и задания

1. Что является нормой речи?

2. Раскройте механизм взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

3. Как происходит формирование слуховой функции у детей раннего возраста?

4. Охарактеризуйте закономерности формирования фонематического слуха у дошкольников.

5. Как влияют нарушения деятельности анализаторов и снижение интеллекта на речевое развитие ребенка?

Тема: Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи

План

- Теории И.П.Павлова о локализации речевых функций в коре головного мозга, о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях формирования условнорефлекторных связей.

- Исследования П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии о функциональных системах ЦНС.

- Учение И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.Р.Лурия о динамической локализации психических функций.

- Современное нейропсихолингвическое учение о речевой деятельности (центральный или регулирующий речевой аппарат, периферический или исполнительный речевой аппарат, понятие об обратной связи).

Основные понятия: динамическая локализация речевых функций, первая и вторая сигнальные системы, подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области), кора задних отделов больших полушарий, кора передних отделов больших полушарий (моторная, премоторная и префронтальная области), центральный (регулирующий) и периферический (испольнительный) речевой аппарат, лобные, височные, затылочные, теменные извилины, постцентральная область (кинестетический аппарат), премоторная область (кинетический аппарат), подкорковые ядра, проводящие пути, центробежные (двигательные) нервные пути, центростремительный путь, проприорецепторы, барорецепторы, черепно-мозговые нервы (тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный), иннервация, центр Вернике, центр Брока, дыхательный, голосовой, артикуляционный (звукопроизводящий) отделы, гортань, глотка, трахея, надгортанник, голосовые связки, фонация, сила, высота, тембр голоса, обратные импульсы, динамические стереотипы.

Вопросы и задания

1. В чем сущность учения И.П.Павлова о речевых функциях коры головного мозга?

2. Какие функциональные блоки в деятельности мозга выделяет А.Р.Лурия?

3. Что обеспечивает первый блок подкорковых образований?

4. Какие зоны включает второй блок коры задних отделов больших полушарий?

5. Какова функция третьего блока коры передних отделов больших полушарий?

6. Из каких функциональных частей состоит речевой аппарат?

7. Из каких частей состоит центральный (регулирующий) речевой аппарат? Охарактеризуйте их функции.

8. Из каких частей состоит периферический (исполнительный) речевой аппарат? Охарактеризуйте их функции.

9. Раскройте понятия «обратная связь» и «динамические стереотипы». Каковы их роль в формировании речевой функции?

Тема: Этапы нормального речевого онтогенеза

План

- Речевой онтогенез (образец речи взрослого, речевая практика, речевое окружение, воспитание и обучение ребенка).

- Этапы речевого онтогенеза по А.Н.Гвоздеву (последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений).

- Этапы речевого онтогенеза по Г.Л.Розенгард-Пупко (подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи).

- Этапы речевого онтогенеза по А.Н.Леонтьеву (подготовительный, преддошкольный, дошкольный, школьный).

- Условия нормального речевого онтогенеза (психическое и соматическое здоровье, нормальные умственные способности, сохранный слух и зрение, достаточная психическая активность, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение).

Основные понятия: речевой онтогенез, гуление, лепет, фонема, тон, темп, ритм, мелодика, интонация, артикуляция, звукосочетания, лексика, грамматика, фонематическое восприятие, звукопроизношение, диалогическая и монологическая речь, устная и письменная речь.

Вопросы и задания

1. Назовите предпосылки нормального речевого онтогенеза.

2. Перечислите этапы речевого онтогенеза по А.Н.Гвоздеву.

3. Какие этапы речевого онтогенеза выделяет Г.Л.Розенгард-Пупко?

4. Охарактеризуйте этапы речевого онтогенеза по А.Н.Леонтьеву.

5. Раскройте условия нормального речевого онтогенеза.

План

- Профилактика возникновения психоречевой патологии (лечебные, педагогические и социальные мероприятия).

- Концепция развития психики Л.С.Выготского (связь психического развития с воздействием окружающей среды, социальная ситуация развития, слуховая афферентация, депривация).

- Классификация причин речевого дизонтогенеза по М.Е.Хватцеву (функциональные и социально-психологические).

Основные понятия: профилактика речевого дизонтогенеза, перинатальный, натальный и постнатальный периоды развития, факторы риска, индивидуальная реактивность организма, социальная ситуация развития, афферентация, депривация (психическая, познавательная, социальная, эмоциональная, сенсорная), развитие довербальное и вербальное, манипулятивная деятельность, полиглоссия, мутизм, невротическое заикание, возбуждение и торможение центральной нервной системы.

Вопросы и задания

1. Какие мероприятия включает в себя профилактика речевого дизонтогенеза?

2. Раскройте основные теоретические положения концепции развития психики Л.С.Выготского.

3. Приведите примеры функциональных и социально-психологических причин речевого дизонтогенеза согласно классификации М.Е.Хватцева.

 

Раздел № 2. Недоразвитие речи

 

Тематика данного раздела представлена двумя видами речевого недоразвития: фонетико-фонематическим и общим. В настоящее время в России существует дифференцированная система коррекционно-развивающего обучения для детей с речевой патологией. Для каждой категории дошкольников – с общим или фонетико-фонематическим недоразвитием речи – разработаны программы, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, методы и приемы коррекции дефекта и развития речи, сформулированы основные требования к организации всей коррекционно-развивающей работы в логопедической группе.

Правильное понимание структуры ФФНР и ОНР, причин, лежащих в их основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Материал лекционных, практических и самостоятельных занятий спланирован таким образом, чтобы студент смог сначала получить необходимый уровень теоретических знаний, затем пронаблюдать организацию логопедической работы в специальной группе (ДОУ) для детей с ФФНР и ОНР, после этого выполнить ряд заданий для самостоятельной работы и, наконец, представить разработанные конспекты индивидуальных и фронтальных занятий для дошкольников с ОНР И ФФНР.

 

Тема: Патологическое развитие речи

План

- Этиология и патогенез ФФНР (структура дефекта при ФФНР, недостатки восприятия и воспроизведения фонем, степени выраженности ФФНР, характерные проявления нарушенного звукопроизношения, своеобразие фонематического восприятия, логопедическое обследование детей с ФФНР и интерпретация результатов).

- Коррекция ФФНР у детей дошкольного возраста (система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В.Волосовец, Т.В.Тумановой, цель и задачи обучения, основные направления и содержание деятельности специалистов, методы и средства коррекции, этапы и организация логопедической работы в группе или ДОУ компенсирующего вида).

- Коррекция ФФНР у детей школьного возраста (система коррекционного обучения детей с ФФНР в условиях школьного логопункта Н.А.Никашиной, М.Е.Хватцева, А.В.Ястребовой, цель и задачи обучения, основные направления и содержание деятельности логопеда, методы и средства коррекции, этапы и организация логопедической работы в общеобразовательной школе).

- Этиология и патогенез ОНР (структура дефекта при ОНР, исследования Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Г.А.Каше, Л.Ф.Спировой, Г.И.Жаренковой).

- Характеристика детей с ОНР (ранний возраст, речевое развитие, сенсорная, интеллектуальная, аффективно-волевая сферы, особенности внимания, памяти, познавательной деятельности, мышления, специфика формирования двигательной сферы, включая общую, мелкую, лицевую и артикуляционную моторику, диссоциация между речевым и психическим развитием, нарушения центральной нервной системы, влияние неблагоприятных социальных факторов на психоречевое развитие детей с ОНР).

- Периодизация ОНР (три уровня речевого развития, разработанные Р.Е.Левиной, четвертый уровень речевого развития, определяемый Т.Б.Филичевой).

- Обследование детей с ОНР (цель и задачи обследования, этапы обследования и их структурно-содержательная характеристика, приемы обследования, система оценивания уровня сформированности речевых и моторных функций, интерпретация результатов обследования, логопедическое заключение).

- Методика коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР (основы коррекционного обучения детей с ОНР Р.Е.Левиной, Б.М.Гриншпун, Л.Ф.Спировой, Н.А.Никашиной, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой, Т.Б.Филичевой, А.В.Ястребовой, теоретико-методологические основы формирования речи у детей с ОНР, дифференцированное обучение детей с первым, вторым, третьим и четвертым уровнем ОНР – основные задачи и направления логопедической работы в специальном ДОУ, на школьном логопункте, в школе 5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные организационные формы коррекционных занятий).

Основные понятия: автоматизированные речевые ряды, агнозия, аграмматизм, аграфия, дисграфия, акалькулия, алалия, алексия, дислексия, амнезия, анамнез, апраксия, артикуляция, астения, асфиксия, атаксия, атрофия, аудиограмма, афазия (акустико-гностическая или сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая), афония, афферентный анализ и синтез, брадилалия, центр (зона) Брока, центр (зона) Вернике, вербализм, внутренняя речь, воспитание, высшие психические функции, гемиплегия, гиперакузия, гиперкинез, гипоксия, декомпенсация, депривация, дислалия, дизартрия, заикание, задержка речевого развития, кинестетические ощущения, клоническая судорога, комбинированный речевой дефект, коммуникативная функция речи, компенсация, контаминация, коррекция нарушений речи, логопедическое воздействие, логоррея, локализация функций, механизм нарушения речи, микроглоссия, макроглоссия, мимика, модуляция голоса, мутация голоса, мутизм, нарушения голоса, нарушения речи (расстройство речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология), нарушение речевого развития, недоразвитие речи, нейроонтогенез, нейрон, негативизм, обтуратор, общее недоразвитие речи, отраженная речь, перевоспитание, позотонические рефлексы, парафазия, патогенез нарушений речи, персеверация, пренатальный, психотерапия, распад речи, релаксация, рефлекс-запрещающая позиция, рефлексы орального автоматизма, ринолалия, сенсорный, симптом нарушения речи, синапс, синдром, синтагма, сложный (комбинированный) дефект, соматический, сопряженная речь, структура речевого дефекта, судороги, тахилалия, тоническая судорога, тремор, фактор риска, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие, фонематический слух, фонопедия, экстирпация гортани, этиология, эхолалия, церебральный.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФНР в условиях специального ДОУ.

2. В чем состоит принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста с ФФНР?

3. Раскройте влияние ФФНР на усвоение письма и чтения.

4. Охарактеризуйте основные направления дифференцированной коррекции ФФНР у детей младшего школьного возраста.

5. Дайте определение ОНР.

6. Опишите особенности детей 1 уровня речевого развития, приведите примеры.

7. Сравните характеристику 2, 3 и 4 уровней речевого развития, приведите примеры.

8. Выделите основные задачи и направления коррекционного обучения дошкольников с 1 уровнем речевого развития.

9. Раскройте поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста 2 и 3 уровня речевого развития.

10. Какие положения являются исходными при обучении детей школьного возраста с ОНР?

11. Раскройте организационно-методические требования к построению обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Практические занятия

 

Тема: Патологическое развитие речи

Вопросы для обсуждения

1. Проанализируйте анамнестические сведения из личных карточек детей с ФФНР и ОНР. Каковы причины возникновения речевых патологий?

2. Изучите речевые карты детей с ФФРН и ОНР. назовите актуальные проблемы развития этих детей на данном этапе коррекционной работы.

3. Проанализируйте индивидуальные и фронтальные занятия в группах для детей с ФФНР и ОНР. Укажите соответствие цели и задач занятия программным требованиям. Как реализовывался индивидуально-дифференцированный принцип обучения на этих занятиях? Перечислите методы и приемы коррекции психоречевых нарушений. В чем заключается специфика организации индивидуальных и фронтальных занятий с детьми с ФФНР и с ОНР?

4. Перечислите основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность логопедических групп (ДОУ).

5. Охарактеризуйте методическое обеспечение логопедического кабинета.

6. Какой дидактический материал и технические средства использует логопед в своей деятельности?

7. Какие формы взаимодействия специалистов используются в логопедических группах? Дайте свою оценку их эффективности.

8. Как организована работа с родителями в логопедической группе? Сформулируйте свои рекомендации для повышения эффективности данного вида деятельности.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Самостоятельная работа студентов

 

Тема: Предпосылки нормального развития речи у ребенка

1. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Биологические предпосылки нормального речевого онтогенеза».

2. Опросник для родителей о психоречевом онтегенезе ребенка.

Тема: Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие систем мозга и психической деятельности, обеспечивающих формирование речи

1. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Анатомо-физиологический механизм речевой деятельности».

2. Консультация для родителей на тему «Охрана центральной нервной системы ребенка и профилактика нарушений речи у дошкольников».

Тема: Этапы нормального речевого онтогенеза

1. Законспектируйте одну из теорий об этапах нормального речевого онтегенеза (А.Н.Гвоздев, Г.Л.Розенгард-Пупко, А.Н.Леонтьев).

2. Подготовьте 5-7 вопросов викторины для студентов по выбранной вами теории об этапах нормального речевого онтегенеза.

Тема: Социальные условия нормального речевого онтогенеза

1. Сценарий «круглого стола» для педагогов ДОУ и родителей по проблемам «Социальные условия развития речи ребенка в семье и детском саду», «Ребенок из многоязычной семьи», «Дошкольная педагогика против депривации ребенка» (по выбору).

Тема: Патологическое развитие речи

1. Составьте глоссарий (см. основные понятия по данной теме лекционных занятий).

2. Подготовьте тестовые задания для диагностики моторных функций дошкольника (общая, мелкая, лицевая, артикуляционная моторика).

3. Подготовьте логопедический материал для проверки звукопроизношения.

4. Подготовьте речевой и дидактический материал для проверки и развития фонематического восприятия.

5. Подготовьте материал для обследования просодических компонентов речи.

6. Подготовьте материал для обследования импрессивной и экспрессивной речи.

7. Проведите логопедическое обследование одного ребенка с ФФНР и одного ребенка с ОНР. Сформулируйте развернутое логопедическое заключение.

8. Разработайте по одному конспекту индивидуальных и фронтальных логопедических занятий для дошкольников с ФФНР и ОНР (возрастная группа и тема занятий по выбору студента).

 

Основная литература

 

1. Андрющенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: Учеб. пособие / Т.Ю.Андрющенко, Н.В.Карабекова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 96 с.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Учеб. центр «Академия», 2003. – 208 с.

3. Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 304 с.

4. Блинков Ю.А., Ткаченко В.С., Клушина Н.П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 202. – 320 с.

5. Власова Т.А., М.С.Певзнер. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967.

6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.Д.Гонеев, Н.И.Мефинцева, Н.В.Ялпаева; Под. ред. В.А.Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 280 с.

7. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика. – М.: Академический проект; Королев: Парадигма, 2005. – 320 с.

8. Дефектология: Словарь-справочник. / Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

9. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 96 с.

10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

11. Заикание у подростков: Кн. для логопедов: Из опыта работы / Е.В.Богданова, М.И.Буянов, Т.В.Калошина и др.; Сост. М.И.Буянов. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

12. Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румета Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С.Кукушина. Ростов-на-Дону: Изд. центр МарТ, 2002. – 304 с.

13. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под. ред. Б.П.Пузанова. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 144 с.

14. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская и др. – М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 144 с.

15. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю. ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОМ», 2001. – 157 с.

16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: «Феникс»; СПб «Союз», 2004. – 224.

17. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.

18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.

19. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития людей. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.

20. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.: Метод. пособие. Изд. 2-е исправ. и доп. – М.: Аркти, 202. – 176 с.

21. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

22. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

23. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Н.Н.Малофеев, Э.Н.Макшанцева, Н.М.Назарова и др. Под ред. Д.С.Шилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 336 с.

24. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. – 416 с.

25. Педагогическая диагностика и коррекция речи (из опыта работы). / Под ред. М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону.: Изд-во РГПУ, 1997. – 296 с.

26. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. Ред. М.А.Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. – 352 С.

27. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.

28. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и диагностические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для спец. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., доп., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

29. Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособ. / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.: Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.

30. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. / под ред. Н.М.Назаровой, Л.И.Белякова, Л.И.Аксенова, Б.А.Архипова и др. – 2-е изд, стереотипное. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 400 с.

31. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989.

32. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987.

33. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. М: Просвещение, 1989. – 239 с.

34. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 240 с.

Дополнительная литература

 

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., 1977.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

3. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М., 1972.

4. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. – М., 1995.

5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

8. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского, В.И.Селиверстова. – М., 1968.

9. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 4.

11. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.

12. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1971.

13. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб, Изд. РГПУ им. А.И.Герцена, изд. «Союз», 2000.

14. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1957.

15. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. – 1988. - № 3.

16. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н.Д.Шматко. – М., 1997.

17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1993.

18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

19. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

20. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.