Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Романские культовые сооружения Франции. (Архитектура Клюнийского аббатства и другие сооружения)




Особенности развития храмов романского периода (конструкция, декорировка).

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 11—12 веках (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной суровой красотой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, крепко, нерушимо связанной с землей. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.

Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечавшего требованиям церковной службы. Главным его типом является тип базилики. Но по сравнению с ранними памятниками базилика этого времени значительно усложнена в плане и композиции. К числу новшеств относится увеличе­на восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Эта часть удлиняется, получает, кроме главной апсиды, еще апсидиол.

Распространенной особенностью романских храмов является наличие расположенных под хором перекрытых сводом крипт - небольших подземных помещений, служивших местом хранения реликвий, а также использовавшихся для погребений.

Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление мощи. Оконные и дверные проемы очень узки. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные и горизонтальные линии, такие как и полуциркульные арки, особенно характерные для романского стиля. Они применяются в окнах, дверях, аркадах и т.п.

Наружный вид романского храма четко выражает особенности его плана и членения внутреннего пространства. Все отмеченные выше черты сообщают внешнему облику храма величавость, строгость и, в зависимости от декоративных форм, большую или меньшую суровость. Аналогичное впечатление производит и интерьер романского храма.

На западной стороне продольного корпуса помещались две башни или колокольни и две меньшие башни на востоке по сторонам хора и по углам трансепта. Башни поднимались вверх на несколько ярусов, заканчиваясь массивными восьмигранниками.

Нефы разделялись рядом колонн или столбов. Столбы шли до линии свода и соединялись арками и по направлению к диагоналям квадратных основных полей посредством нервюр, перекрещивающихся посредине. Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжелыми каменными сводами.

Появляются "розы" - окна в виде окружности большого размера, украшавшие фронтоны главного нефа и трансепта.

Главный портал - с запада, меньшие вели в боковые нефы или крылья трансепта.

Здание состояло из 3 частей: притвора (нартекса), средней части и алтаря, что соотвествовало идее единства человеческого, ангельского и Божественного. План церкви - форма латинского креста.

 

Примечания:

 

Венец капелл - несколько капелл, выделенных апсидами и расположенных полукругом в восточной части храма.

Травея - пространственная ячейка нефа, ограниченная четырьмя устоями, несущими свод.

Крипта - полуподвальное или подземное помещение в храме, располагающееся под восточной частью базилики, служившее для хранения сокровищ и для захоронения святого.

Трансепт -- поперечный неф, пересекающий продольную часть храма и придающий ему в плане форму креста.

 

 

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции, которая в 11—12 вв. была не только центром философского и теологического движений, но и широкого распространения еретических учений, в известной мере преодолевавших догматизм официальной церкви. В архитектуре Центральной и Западной Франции встречаются наибольшее разнообразие в решении конструктивных проблем, богатство форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. 12 в.), Везеде (первая треть 12 в.) и Отене (первая треть 12 в.). Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах, иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в.). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.