Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблеме и изучению вопроса




Эрзинский кожуун

Чеди-Хольский кожуун

· Местечко Сорлуг-Хорлу. На скале – древние наскальные рисунки.

· Местечко Хендерге-Бажы. Долина реки, где несколько древних курганов.

· Пластинчатые останцы на подъезде к озеру Торе-Холь. В народе называют Кара-Хая (Черная скала).

· Улуг Хайыракан (Большой Медведь). По легенде, это мать, защищавшая дочь, превратилась в камень. По другую сторону реки Тес – Биче Хайыракан (Малый Медведь). Это дочь.

· Гора Кежеге (Девичья коса). В ней пещера со входом, похожим на створки двери. Внутри аржаан.

· Ак-Хайыракан (Белый Медведь), высокая гора из белой породы с зубцами, по очертанию похожими на клыки медведя.

2010 год для культурной жизни кожуунов стал примечательным – в кожуунах началась «перестройка» клубов. В рамках республиканской программы «Развитие сельской культуры» с сентября месяца в республике открываются 17 модернизированных домов культуры. Во всех ДК проведены строительные работы - заменены полы, кровли, отопление, электропроводка, окна и двери, полностью обновлены интерьеры с помощью современных строительных материалов. По завершению работ в зрительных залах установлены новые театральные кресла, свето- и звукооборудование, компьютерная техника. В результате переоснащения оптимальные условия для занятий получили все творческие коллективы домов культуры.

Необходимость создания в республике Тыва кожууных центров традиционных культур состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов именно отдаленных поселений – кожуунов. Для выявления специфичности культуры того или иного народа следует обратить внимание на кожууны, которые в течение столетий создавали и бережно хранили своеобразные национальные традиции.

 

В конце 20-го века возникла необходимость в создании сообществ, объединяющих коренных жителей, энтузиастов, краеведов и просто неравнодушных людей в деле сохранения и развития традиционной народной культуры. Такими центрами становятся не только новые учреждения, но и филиалы и отделы, уже существующих учреждений культуры и образования. Функции этнокультурных центров могут выполнять также общественные организации местных жителей, носителей культуры. Этноцентры могут вести работу по сбору памятников фольклора, проводить просветительскую и исследовательскую работу, возрождать традиционные ремесла, народные праздники.

Цель создания этнокультурного центра:

- сохранение материального культурного наследия тувинцев;

- совершенствование условий для возрождения и развития традиций национальной культуры;

- собирание и хранение музейных предметов и музейных коллекций;

- удовлетворение культурно- познавательных потребностей жителей районов, осуществление просветительской и образовательной деятельности;

- расширение инфраструктуры культурного туризма.

В этнокультурный центр могут войти следующие структуры:

- краеведческий музей;

- центр ремесел (возрождать старинные промыслы и ремесла, изготовление сувенирной продукции);

- центр народной музыки(на базе музыкальной школы)- сохранить и развивать богатое наследие музыкальной народно- инструментальной культуры жителей районов через организацию концертов, вечеров народной музыки).

Центр может заниматься видами музейной деятельности, организовывать культурно- массовые и туристическо- экскурсионного обслуживания, проводить этнографические экспедиции исследовательские акции, заниматься возрождением и популяризацией ремесел.

 

В филиале этнокультурных центров могут действовать детские любительские объединения, клубы по интересам, основная цель деятельности которых – приобщение детей к традициям тувинской культуры

Выводы ко второй главе

Тувинский народ обладает самобытной материальной и духовной культурой, отражающей его жизненные интересы и потребности. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфическую культуру и мировоззрение, во многом архаичные, а также самобытные традиции. Особенно ярко выражена культура тувинского народа – жителей кожуунов, характеризующаяся широким набором уникальных элементов и форм.

Богатейшее по своим традициям народное искусство Тывы — отражение жизни тувинцев-кочевников, скотоводов. Оно в полной мере несёт в себе их мироощущение, единение с родной природой. Тувинцы до сих пор почитают духов земли и огня, гор и рек. Многовековое взаимодействие человека с природой послужило тонкому пониманию структуры окружающего мира.

 

Заключение

В настоящее время в Республике Тыва идет активный процесс нового осмысления старых традиций: в искусстве работают мастера, коллективы, идет передача знаний, подрастают новые поколения мастеров. В современной Туве среди значительных достижений во всех сферах хозяйственной и культурной жизни успешно развиваются профессиональные формы искусства, но народное искусство тувинцев, сложившееся в течение веков, не утратило своего значения и в наши дни, когда быт изменился – осёдлость пришла на смену кочеванию, современный дом заменил юрту, а украшения фабричного производства легко приобрести в каждом магазине. идет активный процесс нового развития старых традиций: в искусстве работают мастера, коллективы, идет передача знаний, подрастают новые поколения мастеров.

В народном художественном творчестве приоритетным направлением до настоящего времени остается изучение эпических жанров. Между тем обрядовый фольклор тувинцев представляет собой сложный и многогранный комплекс, включающий в себя слово, музыку и действие.

Самым характерным и наиболее сущностным для музыкального искусства Тувы явлением было и остаётся горловое пение (хоомей). Современный интерес к горловому пению во всём мире часто обусловлен его специфической сонорикой, дающей возможность использовать звучание тувинского хоомея в самых разных творческих проектах, лежащих в области фольклоризма, музыкального авангарда, различных видах музыки «третьего направления». Заявив о себе в творчестве национальных композиторов и народных мастеров горлового пения, тувинская музыка сначала получила признание на культурном пространстве бывшего СССР, постепенно привлекая всё более широкое внимание специалистов и слушателей многих стран мира, что привело к современному международному признанию тувинской музыки как неотъемлемой части мирового культурного наследия.

Интерес к народному искусству растёт с каждым годом и в самой Туве, и за её пределами. Этот живой и всё возрастающий интерес к своему национальному наследию, к искусству в частности, результат быстрого и полнокровного развития культуры тувинского народа, его национального самосознания. Совершенно очевидно, что народное искусство – это не только искусство прошлого, но и составная часть современной культуры Тувы.

Вектор творческих устремлений постепенно сдвинулся от фигуры многогранного народного таланта (что было естественным на стадии становления новоевропейских форм музыкальной культуры) в сферу более узкого профессионализма. Именно в этих условиях формировалось новое поколение творческих деятелей Тувы.

В итоге разнообразных творческих устремлений современных тувинских музыкантов в сложном взаимодействии переплетаются две противоположные тенденции – обращённая внутрь этнокультуры (направленная на сохранение звукового этноидеала) и обращённая вовне, выходящая за рамки этнокультуры (интегрирующая тувинскую традицию в общемировые направления), вместе создающие полистилистическое и полисинтетическое музыкальное пространство современной Тувы.

 

 

 

Список литературы

 

1. Абаев Н.В. Ранние формы религии и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – 138 с.

2. Аксенов, А.Н. Тувинская народная музыка / Под ред. и с предисловием Е.В. Гиппиуса/ А.Н. Аксенов.- Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1964,- 238 с.

3. Александров В.А. Русское население Сибири XVII - начала XVIII в. - М., 1964. - 303 c.

4. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск, 1980. - 317 c.

5. Алексеев, Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика / Э.Е. Алексеев.- М.: Сов. композитор, 1990. 168 с.

6. Алексеева, Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган: дисс.. доктора искусствоведения / Г.Г. Алексеева. Новосибирск, 2005.- 439 с.

7. Алкон, Е.М. К вопросу об «устном» и «письменном» в музыкальных традициях Востока и Запада / Е.М. Алкон // Известия Восточного института Дальневосточного государственного университета. №3. Владивосток, 1996,- С. 161-166.

8. Бюрбээ С.М. Музыкальный фольклор тувинцев // УЗ ТНИИЯЛИ, вып. XI. – Кызыл, 1964.

9. Гиппиус, Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий / Е.В. Гиппиус // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев.- JL: Музыка, 1980.- С. 23-36. (224 е.).

10. Гребнев, JI.B. Тувинский героический эпос (Опыт историко-этнографического анализа) / JI.B. Гребнев.- М.: Изд-во вост. лит., I960.- 146 с.

11. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.III, вып. I. - Л.: Лениздат, - 1991. – 302 с.

12. Даргын-оол, Ч.К. Культурно-антропологические факторы регионального развития (на примере Тувы) / Ч.К. Даргын-оол. Дис..канд. философских наук.-М., 2002.- 137с.

13. Донгак, У.А. Тувинское стихосложение / У.А. Донгак.- Кызыл: Тув. книж. изд-во им. Ю.Ш. Кюнзегеша, 2006.- 152 с.

14. Дулов, В.И. Социально-экономическая история Тувы (ХIХ - начало ХХ в.) / В.И. Дулов. - М.: Просвещение, 1956. - 608 с.

15. История Тувы: В 3 т. Т. 2. / под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.

16. Карелина Е.К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней. – М., «Композитор», 2009. – 550 с.

17. Карелина, Е.К. Горловое пение как феномен «абсолютной музыки» в культуре кочевников / Е.К. Карелина // Юрта традиционное жилище кочевых народов Азии: Тезисы 1-го Международного Конгресса, Ч.З.Кызыл, 2004.- С. 58-62.

18. Карелина, Е.К. Творчество современных фольклорных групп Тувы: повое менестрельство? / Е.К. Карелина // Музыковедение, 2009, № 2.- С. 4549.

19. Карелина, Е.К. Тувинский национальный оркестр: вчера, сегодня, завтра./ Е.К. Карелина // Музыкальная академия, 2006. № 2.- С. 40-45.

20. Кенин-Лопсан, М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX-нач. XX в. / М.Б. Кенин-Лопсан.- Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1987.- 162 с.

21. Козлов В.М. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. – М.: Просвещение, 1999. – 101 с.

22. Крупич, E.JI. Песенная традиция тувинцев-тоджинцев. Дипл. работа. Научн. рук.: канд. иск. Г.Б. Сыченко / E.JI. Крупич.-Новосибирск: НГК (академия) им. М.И. Глинки, 2006.- 139 с.

23. Крупич, Е.Л. Ыр и коэюамык тувинцев-тоджинцев: семантика и структура (временной аспект): квалификационная работа на соискание степени бакалавра муз. искусства. Науч. рук.: канд. иск. Г.Б. Сыченко / Е.Л. Крупич.- Новосибирск, 2005,- 96 с.

24. Кужугет, А.К. Духовная культура тувинцев / А.К. Кужугет.- Кемерово: КемГУКИ, 2006.- 320 с.

25. Кужугет, А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев / А.К. Кужугет.- Кызыл: Республиканская типография, 2002.- 80 с.

26. Культура древних народов Южной Сибири: сборник научных статей. – Барнаул, 1993. - 108 с.

27. Курбатский, Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре / Г.Н. Курбатский.- Кызыл: Тув. книж. изд-во, 2001. 464 с.

28. Кыргыс, З.К. Народная песня и ее исследователи / З.К. Кыргыс // Музыка Сибири и Дальнего Востока. Сб. статей. Вып.1. М.: Сов. композитор, 1982. - С. 120-130.

29. Кыргыс, З.К. О тувинских эпических напевах / З.К. Кыргыс // Тувинские героические сказания / Сост. С.М.Орус-оол.- Новосибирск: Наука, 1997.- (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).

30. Кыргыс, З.К. Песенная культура тувинского народа / З.К. Кыргыс.-Кызыл: Тув. книж. изд., 1992.- 144 с.

31. Кыргыс, З.К. Ритмы шаманского бубна / З.К. Кыргыс.- Кызыл: «Новости Тувы», 1993.-48 с.

32. Кыргыс, З.К. Тувинские колыбельные песни / З.К. Кыргыс // Музыка и время, 2005, № 9,- С. 28-30.

33. Кыргыс, З.К. Тувинские сказки и героические сказания (тоол), их мелодический и стиховой строй / З.К. Кыргыс // Традиционное народное музыкальное искусство и современность (Вопросы типологии).- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982.-С. 120-129.

34. Кыргыс, З.К. Тувинский музыкальный фольклор / З.К. Кыргыс // Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб. статей / Сост. И:М. Ромащук.- М.: Сов. Композитор, 1982.- С. 120-143.

35. Кыргыс, З.К. Тувинское горловое пение: Этномузыковедческое исследование / З.К. Кыргыс.- Новосибирск: Наука, 2002.- 236 с.

36. Кыргыс, З.К. Тыва улустуц кожамыктары / З.К. Кыргыс.- Кызыл: Тываныц ном ундурер чери, 1975.- 67 ар.

37. Кыргыс, З.К. Хоомей жемчужина Тувы / З.К. Кыргыс. - Кызыл: «Новости Тувы», 1992.- 128 с.

38. Кыргыс-Нурсат, З.К. Жанр частушки в музыкальном творчестве тувинцев / З.К. Кыргыс-Нурсат // Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.- Вып. 16.-Кызыл, 1973.- С. 116-126.

39. Кюнзегеш, Ю.Ш. Ырлар / Ю.Ш. Кюнзегеш // Тыва улустун аас-чогаалы.- Кызыл: Тыванын ном ундурер чери, 1976.- С. 84-99.

40. Ламатаа, И.К. Тува между прошлым и будущим / И.К. Ламатаа. - М., 2009. - 206 с.

41. Лопсан, Н.А. Песенная культура тувинцев. Дипломная работа. Новосибирск, 1991.

42. Маннай-оол, М. X. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса / М.Х. Маннай-оол.- Новосибирск: Наука, 2004.- 166 с.

43. Маннай-оол, М.Х. История Тувы: учеб. пособие для 9 кл. / М.Х. Маннай-оол, И.А. Достай. - 2-е изд. - Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2004. - 206 с.

44. Мациевский И.В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. – 520 с.

45. Монгуш, А.Д.-Б. «Конгургай»: опыт анализа музыкально-поэтической структуры / А.Д.-Б. Монгуш // Проблемы музыкальной науки.- Уфа: Уфимская гос. академия искусств, 2008, № 3.- С. 57-60.

46. Монгуш, А.Д.-Б. «Природа и человек» в музыкальной культуре тувинцев / А.Д.-Б. Монгуш // Устойчивое развитие и культура регионов: Материалы междун-ой научно-практической конференции.- Кемерово: КемГУКИ, 2007.- С. 297-300.

47. Монгуш, А.Д.-Б. Вопросы жанровой классификации тувинского музыкального фольклора: к постановке проблемы / А.Д.-Б. Монгуш // Музыковедение, 2009, № 2.- С. 41- 44.

48. Монгуш, А.Д.-Б. Некоторые вопросы классификации тувинских народных песен / А.Д.-Б. Монгуш // Культура Дальнего Востока и стран АТР: Восток-Запад: материалы научной конференции.- Вып. 11, 12.-Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005.- С.279-282.

49. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Просвещение, 1989. – 322 с.

50. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров / В.Я. Пропп // Сов. этнография.- 1964,- № 4.- С. 147-154.

51. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam / Б.Н. Путилов.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.- 464 с.

52. Сузукей, В.Ю. Музыка и обрядовая практика тувинцев / В.Ю. Сузукей // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика,- Новосибирск: НТК, 2004.- С. 195-202.

 

 

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.