КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пятая — дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ — информационная политика — типы творчества — творческие формы - методологическая культура
Третья — описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ — свобода журналистики — исторические типы журналистики — журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) — качества журналистов как профессионалов. Вторая — дает представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ — социальная позиция в журналистике — СМИ как социальный институт — социальные типы журналистики. Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ — функция — аудитория — функционирование — результативность. Готовя информацию, необходимо избегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлекательного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным синонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средства массовой информации». Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информации составляет специфику журналистской деятельности во всех ее проявлениях. При этом «информация» — это и самое простое, массовидное, общепонятное явление в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности, так как высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством комментирования, но и зависит также от высокого качества работы с аудиторией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «достигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение.
Когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а именно массовую информацию.
Определение «массовая» несет в себе глубокий смысл и требует серьезного анализа. Оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социального слоя или группы, жителей региона, работников отрасли, любителей определенных занятий и т.д.), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью, ориентированностью на формирование сознательной и активной личности данного общества. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию (как широкой общественности, а в пределе — «всем», так и к малой группе или даже отдельной личности в ее общественно-гражданском качестве). Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации. Именно ради реализации своей массово-информационной политики учредитель создает канал журналистики; журналист собирает, компонует и посредством текстов распространяет массовую информацию, обращая ее к массовой аудитории и социальным институтам.
«Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий. Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определенную группу взаимосвязанных закономерностей массово-информационной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.
Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ — средства коммуникации — каналы и типы изданий и программ — система и взаимодействие — распространение. Система категорий, освоенная журналистами, позволяет не только понять сущность журналистики, но и получить общенаучные ориентиры практической деятельности для сознательного и эффективного решения творческих задач.
· Задачи курса В соответствии с ролью и местом пропедевтического курса в системе обучения главная интегративная задача «Основ теории журналистики» заключается в том, чтобы, прежде всего, ввести в сферу научного знания о журналистике как будущей области практической деятельности каждого работника средств массовой информации. Это задача многосоставная и очень трудная. Эта трудность объясняется тем, что, во-первых, начинающий, как правило, имеет поверхностные представления о той области, закономерности которой ему предстоит постигнуть, а потому у него нет достаточной базы для освоения сложных проблем журналистской деятельности. Между тем без обращения к теоретически сложным и психологически трудным для освоения вопросам (таким, например, как свобода журналистской деятельности) обойтись нельзя. Ведь очень скоро студент-журналист войдет в жизнь редакций, а без владения (хотя бы «вводного») теоретическими основами практическая деятельность крайне затруднена и обречена на различные «шатания». Притом упрощенное, облегченное изложение материала может создать лишь иллюзию простоты, которая в действительности принесет вред и в теоретическом, и в практическом смысле. Поэтому вводить студентов в научное знание о журналистике необходимо без упрощений, но, разумеется, учитывая уровень их подготовленности . Таким образом, первая трудность состоит в необходимости изложения знаний в меру сложности самого предмета без упрощения, но максимально доступно. Во-вторых, трудность поставленной задачи состоит также в том, что очень быстро, в течение полугодового курса, учащихся предстоит ввести во всю систему категориального знания о журналистике и таким образом заложить фундамент всего здания университетской подготовки журналистов.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |