Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы Концепции национальной безопасности России




Безопасность Российской Федерации — одна из качественных характе­ристик того конкретного исторического социума, существующе­го в определенных пространственных, временных, географических условиях, составными элементами которого являются личность, общество и государство.

В России понятие «национальная безопасность» вошло в теорию и прак­тику после 1991 г. Основные официально признанные положения национальной безопасности были закреплены 5 марта 1992 г. в Законе «О безопасности».

Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 была утверждена «Концепция национальной безо­пасности Российской Федерации». Уточненная редакция Концепции национальной безопасности утверждена Указом Президента РФ от 10 июня 2000 г. № 24 «О кон­цепции национальной безопасности Российской Федерации».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это систе­ма официальных взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Исходя из положений Концепции, разрабатываются концеп­ции (доктрины) во внешнеполитической, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видах безопасности.

Программа действий по реализации положений концепции национальной безопасности на тот или иной конкретный промежуток времени называется стратегией обеспечения национальной безопасности.

В Концепции под национальной безопасностью Российской Федерации понима­ется безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

 

Национальные интересы России. Национальные интересы России — это совокупность сбалансирован­ных интересов личности, общества и государства в экономической, внутри­политической, социальной, международной, информационной, военной, по­граничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и сво­бод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании право­вого, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, эко­номической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовы­годного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере ключевые.

На каждом этапе развития государства определяются его национальные интересы. Для России в данный период жизненно важными интересами являются:

обеспечение ее суверенитета и территориальной целостности;

построение правового демократического государства на основе кон­ституционного строя;

экономическое возрождение страны и улучшение благосостояния ее народа;

развитие международных отношений на основе верховенства закона, демократии, прав человека.

 

Современные угрозы и вызовы национальной безопасности России. Угрозы национальной безопасности тесно связаны с национальными ин­тересами государства. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности государства: применение соответствующих специальных орга­нов, сил и средств государства.

Главные внутренние угрозы сейчас - это состояние отечественной экономики; перспективы экономической, научно-технической и технологиче­ской отсталости; социальной и культурной деградации; социально-политическая нестабильность, поляризация и дезинтеграция в результате имущественного расслоения российского общества; рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, невиданная по масштабам коррупция и криминализация общественных отношений: разрушение межнациональных связей, обострение межнацио­нальных и осложнение международных отношений; экологическая и демо­графическая катастрофа; снижение интеллектуального потенциала; гипер­трофированное изменение в системе ценностей; утрата общенациональных целей и идеалов; несовершенство системы организации государственной вла­сти и опасное усиление зависимости государства и гражданского общества от некомпетентных решений; дезинформация нации о целеполагании, объектах, приоритетах и методах проводимых реформ.

В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновацион­ной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внут­реннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импорт­ных поставках — продовольствия и предметов потребления, включая пред­меты первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала госу­дарства, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллекту­альной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских уст­ремлений ряда субъектов РФ. Это ведет к усилению политической неста­бильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транс­портных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федератив­ному устройству и социально-экономическому укладу РФ.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ища общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.

Единое правовое пространство государства размывается вследствие несо­блюдения принципа приоритета норм Конституции РФ над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов РФ, недос­таточной отлаженностью государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономи­ческой деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, до­пущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослаб­ление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества стали основ­ными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее орга­низованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля над ситуацией в России, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговы­ми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с орга­низованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и по­литический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этно-националистических интересов. Отсутствие эффективной системы соци­альной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и матери­ально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличива­ют степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую мас­су малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живу­щего за чертой бедности, рост безработицы.

Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здраво­охранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокраще­ние рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресур­сов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи, снижение духовного, нравственного и творческого по­щипала населения.

Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сфе­рах может привести к утрате демократических завоеваний.

Среди внутренних угроз и вызовов следует выделить те, которые касаются утраты либо исто­щения наших базовых ценностей: 1) территории (вследствие развала СССР), истощение ресурсов (вследствие беспошлинного вывоза энергоресурсов и минеральных ископаемых, разграбления лесных богатств, морской флоры и фауны); 2) нации — вследствие резкого сокращения численности, здоровья, качества и средней продолжительности жизни населения, уклада жизни нации (пропаганда в СМИ культа насилия, денег и низменных ценностей, сепа­ратизм и ослабление ответственности перед нацией и государством).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.