Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, препятствующие инновационной деятельности 3 страница




НОУ-ХАУ

Правовые отношения, связанные с ноу-хау, регулируются граж­данским законодательством как обычаи делового оборота (в соответ­ствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ), осуществляемые с учетом прав других лиц в пределах добросовестной конкуренции. Под «ноу-хау» понимается знание, систематизированное и организованное с целью решения проблем в области промышленности, сельского хо­зяйства и торговли, которое может быть выражено в письменном виде или в виде изображения и передано от одного человека к другому. При этом данное знание известно ограниченному кругу лиц (в соот­ветствии с намерениями его обладателя). Ноу-хау может облегчать использование других ОИС, производство товаров и оказание услуг, а правообладатель получает при этом экономические выгоды.
Сущ­ность ноу-хау может быть отражена в следующем виде: -в проектной, технико-экономической и конструкторско-технологической документации; -в протоколах результатов опытов, таблицах, схемах и различ­ного рода изображениях; -в результатах расчетов (в их специальном применении для производства определенного продукта); -в результатах статистических расчетов, формулах, рецептах, инструкциях и предписаниях по организации и выполнению НИОКР и работ по производству; -в виде карт по допускам и посадкам, температурным и иным технологическим режимам; -в инструкциях и предписаниях по управлению и регулирова­нию, сбыту и рекламе; -в результатах социологических и маркетинговых исследований; -в картотеках, списках и иной документации, характеризую­щей потребности и содержащей другие сведения о клиентах и поставщиках; -в пособиях и других учебно-методических материалах для обуче­ния персонала.
Обеспечение охраны прав фирмы на ноу-хау осуществляется посредством ограничения фирмой-правообладателем круга лиц из числа своих сотрудников и других лиц, которым ноу-хау должно быть известно. Для этого фирме-правообладателю необходимо вносить обязательства по неразглашению и сохранению в тайне ноу-хау в сле­дующие документы: договоры о научно-техническом сотрудничестве, договоры коммерческой концессии, лицензионные договоры, трудо­вые контракты, договоры по обучению персонала, договоры о совмест­ной деятельности, договоры о строительстве. Защита прав на ноу-хау обеспечивается преимущественно в судебном порядке в рамках за­щиты добросовестной конкуренции и разумных обычаев делового оборота на основании действующего законодательства. Опыт промышленно развитых и новых индустриальных стран отчетливо свидетельствует о том, что в принципе возможно более полное (чем в существующей российской практике) учетное отраже­ние целого ряда видов интеллектуальных активов.

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА НМА

Согласно МСФО 38 нематериальный актив представляет со­бой идентифицируемый неденежный актив, который не имеет физи­ческой формы и служит для использования при производстве или представлении товаров либо услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей. Под активом зарубежный стандарт понимает ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию тех или иных экономических выгод.
В МСФО 38 установлено, что четырьмя наиболее общими кри­териями для определения нематериальных активов являются: -способность быть идентифицированными; -контролируемость актива организацией; -наличие возможностей получения будущих экономических выгод, относящихся к использованию этого актива; -наличие реальной возможности выполнить оценку затрат на приобретение или изготовление этого актива. Таким образом, для признания объекта в качестве нематериаль­ного (интеллектуального) актива прежде всего необходимо, чтобы будущие экономические выгоды от использования рассматриваемо­го актива поступали в компанию и стоимость актива могла быть дос­товерно оценена.
Запрещается признание в качестве НМА следующих объектов: Текущие затраты на обучение; рекламу; деловой репутации (гудвилла); торговых марок; права на публикацию; списка клиентов; названий изданий; про­чих похожих объектов. Логика МСФО заключается здесь в том, что в качестве нематериальных активов не могут быть признаны затраты на вышеперечисленные объекты, которые неотличимы от затрат на раз­витие компании в целом.
В состав нематериальных активов включают и разработки (НИОКР) в размере понесенных затрат, т.е. себестоимости. Это делается в тех случаях, если результаты НИОКР планируется использовать в дея­тельности самой организации-разработчика. Вообще МСФО четко выделяет две группы затрат на НИОКР: затраты на научно-исследова­тельские работы (НИР) и затраты на опытно-конструкторские рабо­ты (ОКР). Первые отражаются — согласно стандартам МСФО — как расходы отчетного периода.
Затраты на НИОКР признаются нематериальным активом, если: -продукт или процесс четко определен, а затраты, относимые на продукт или процесс, могут быть идентифицированы и на­дежно измерены; -инновационный проект технически осуществим; -компания собирается осуществить проект с экономической выгодой; -компания также располагает необходимыми инвестиционны­ми ресурсами для осуществления инновационного проекта.
Себестоимость разработок, относимых к НМА, включает все рас­ходы, которые могут быть выявлены и отнесены на данный объект,— расходы, связанные с его созданием и подготовкой к использованию по назначению: -материальные затраты и расходы на услуги; -расходы на оплату персонала, занятого проведением НИОКР (основная оплата и вознаграждение); -прямые расходы на обслуживание процесса разработки: по­шлины за регистрацию, расходы на патенты и использован­ные лицензии, а также другие аналогичные расходы; -накладные расходы, необходимые для выполнения разработ­ки, включая расходы по процентам на заемные средства.
В себестоимость НИОКР не включаются коммерческие и управ­ленческие расходы (кроме тех, что могут быть непосредственно отне­сены на его подготовку к полезному использованию); перерасходы и потери, понесенные в процессе внедрения и на подготовку персона­ла к применению разработанного инновационного продукта.
В международной учет­ной практике большинства государств выделяют следующие три груп­пы нематериальных активов: -подлежащие обмену нематериальные активы, выделяемые в ка­честве самостоятельной учетной единицы, т.е. патенты, автор­ские права, арендованная собственность, франчайзинг (ком­мерческая концессия), торговые марки и названия; -нематериальные активы, выделяемые в качестве самостоятель­ной учетной единицы, но не подлежащие обмену (предваритель­но оплаченные расходы, охватывающие несколько учетных пе­риодов,— страховые премии, затраты на аренду, перестановку оборудования; затраты на начало коммерческой деятельности — на финансовое планирование, привлечение капитала, исследо­вания и разработки, приобретение собственности и освоение рынка; организационные затраты на юридическое оформление новой компании, организацию бухгалтерского учета, делопро­изводство и т.д.); -гудвилл, который представляет собой возникающую при слия­ниях и поглощениях компаний разницу между ценой, выпла­чиваемой за приобретаемую компанию, и оценочной рыноч­ной стоимостью ее активов, выделяемых в самостоятельные учетные единицы. Наибольшие методические и практические трудности возникают (даже в высокоразвитой рыночной экономике) при оценке гудвилла. Дело в том, что его величина может быть достоверно установлена лишь при купле-продаже компании в целом, так как он не может быть выде­лен в самостоятельную учетную единицу и существует только в сочета­нии с другими материальными и нематериальными активами компании.
Причины возникновения гудвилла разнообразны: весьма успешная рекламная политика, превосходный маркетинг, особо дей­ственная система сбыта, наличие «суперкоманды» топ-менеджеров, высокий кредитный рейтинг, наличие долговременных устойчивых связей с поставщиками, эффективная инновационная политика. Го­воря иными словами, гудвилл существует на протяжении всей дея­тельности соответствующей компании, но отражается в отчетности только при продаже, поскольку в этом случае появляется его оценка на основе объективной (для рыночных условий) информации — цены, по которой покупается компания.

 

Виды НМА Описание Основные проблемы бухгалтерского учета
Патент Исключительные права, гарантированные государством, на период до 17 лет на производство определен­ного вида продукции или использова­ние специфического процесса Затраты по защите патента уве­личивают его первоначальную стоимость. Последняя амортизи­руется в течение срока службы патента, который может быть и менее 17 лет
Копирайт (право на тиражи- рование) Исключительные права, гарантиро- ванные государством, на издание и реализацию литературных, музы- кальных, художественных кино-, видео- и других материалов, включая компьютерное программное обеспе­чение на период жизни автора плюс 50 лет Регистрируется по фактической себестоимости и амортизируется в течение срока службы, но не более 40 лет (а не 50 лет)
Лизхолд Право занимать определенный учас­ток земли или здание в соответствии с долгосрочным договором об аренде. Например, компания Y, являясь собственником, временно не хочет использовать этот участок в течение 10 лет. В таком случае компания Z покупает лизхолд По дебету счета «Лизхолд» отражается сумма оплаты за право пользования участком, которое амортизируется в течение срока, на который это право предоставлено
Торговая марка Зарегистрированный символ или название с правом использовать его для идентификации производимых товаров или услуг По дебету счета «Торговая марка» отражается стоимость приобре­тения, которая амортизируется в срок, не превышающий 40 лет
Франчай­зинг, лицензия, формула, процесс Право на исключительное исполь­зование определенной формулы, технологии или внешнего вида По дебету счетов «Франчайз», «Лицензия», «Формула», «Процесс» отражается сто­имость приобретения, которая амортизируется в срок, не превышающий 40 лет
Гудвилл «Цена фирмы» Превышение стоимости приобрете- ния предприятия в целом над рыночной стоимостью всех активов пред­приятия, покупаемых по отдельности По дебету счета «Цена фирмы» отражается фактическая величина превышения, которая амортизируется в срок до 40 лет. Оценка производится только при слиянии либо поглощении, что осложняет возможность выявления

 

Сама же оценка гудвилла в практике зарубежного учета произ­водится в несколько этапов. 1.Определение прибылей будущих периодов. При этом наибо­лее надежным методом оценки считается экстраполяция на будущие периоды их динамики за периоды прошлые. В наи­более простом случае для этого берется отчетность компании за последние три—пять лет и выводится средняя арифметиче­ская из суммы прибылей за эти периоды. 2.Определение уровня прибыльности, нормального для данной отрасли. В этих целях берутся среднеотраслевые показатели прибыльности на основе данных финансовой отчетности ком­пании. Прибыльность определяется как отношение валовой прибыли к балансовой стоимости активов в среднем по ком­паниям отрасли. 3.Определение гипотетической стоимости покупаемой компа­нии при нормальном уровне прибыльности. Данный расчет осуществляется посредством перемножения балансовой сто­имости ее активов и среднеотраслевого уровня прибыльности. 4.Определение величины превышения расчетной прибыли данной компании над расчетным гипотетическим уровнем ее прибыли в следующем учетном периоде. Зная уровень доходности компа­нии, определенной на основе отчетных данных за прошлые пе­риоды, и стоимости ее активов, устанавливается оценочный показатель прибыльности в следующем отчетном периоде (по­средством их перемножения). Из этой величины вычитается ги­потетический доход, полученный на предыдущем этапе. 5.Производится расчет величины гудвилла. По существу, это является количественным отражением того обстоятельства, что фактическая прибыль компании в действительности пре­вышает ее нормальный уровень, размер которого был выяв­лен на предыдущем этапе. Данный показатель определяется длительностью действия факторов, формирующих величину гудвилла. Зная размер превышения прибылей компании над нормальным уровнем, оценочное число лет, в течение кото­рых оно будет сохранено, можно рассчитать и сам гудвилл как нынешнюю стоимость превышения прибылей над нормаль­ным уровнем в течение нескольких периодов.
Учет отрицательного гудвилла, когда стоимость активов приобретенной компании превышает цену, за которую она была куплена, осуществляется следующим обра­зом. Его сумма распределяется пропорционально на стоимость основ­ных средств компании, за исключением долгосрочных инвестиций в ценные бумаги. Если после этого стоимость основных средств сни­жается до нуля, а часть отрицательного гудвилла сохраняется, то эта часть должна рассматриваться в качестве кредита, перенесенного на бу­дущие периоды, и амортизируется в течение срока его полезного ис­пользования.
В зарубежной учетной практике применяются следующие четы­ре способа списания гудвилла: -его учет как актива и амортизация в течение полезного срока использования. Период списания равен 40 годам (США) и пяти годам (страны ЕС); -немедленно списывается при приобретении за счет собствен­ного капитала компании и прибыли. Такой подход разрешен в Англии (наряду с предыдущим подходом). Считается, что в соответствии с принципом осмотрительности гудвилл не мо­жет быть признан активом, так как он находится вне контро­ля менеджмента, при ликвидации фирмы она ничего не стоит, а период полезной жизни определить практически не пред­ставляется возможным; -учитывается как «постоянный актив», не амортизируется, спи­сывается только при очевидной и существенной потере стои­мости. Считается, что приобретенный компанией гудвилл не теряет стоимости, поскольку при хорошо организованном управлении деятельность предприятия должна поддерживать­ся на соответствующем уровне. Ликвидационная стоимость гудвилла (при следующей продаже) соответственно будет равняться ее первоначальной стоимости, а следовательно, база для расчета амортизации отсутствует. Кроме того, рас­ходы по поддержанию бизнеса в приличном состоянии уже отнесены на издержки, а если будут амортизироваться, то это приведет к двойному счету; -учитывается в качестве «висящего» дебета (контрсчета) к соб­ственному капиталу предприятия. Западные специалисты считают, что гудвилл не является активом в обычном смысле, не имеет объективной основы для оценки и подобный подход позволяет, с одной стороны, отразить специфику актива, а с дру­гой — дает возможность пользователю самостоятельно трак­товать понятие «гудвилл».
Оценка НМА Их пер­воначальная стоимость равна стоимости приобретения. Расходы пред­приятия на разработку НМА, как правило, списываются на расходы текущего периода. Стоимость же приобретения включает все затра­ты на покупку актива и приведение его в состояние, готовое к исполь­зованию, а именно: покупную цену, юридические сборы и другие не­обходимые расходы. Если приобретается группа НМА одновременно, то индивидуальная стоимость каждого определяется путем распре­деления всей суммы затрат пропорционально либо рыночной, либо продажной стоимости конкретного вида НМА. Если НМА приобретаются в обмен на акции или другие активы, действует то же правило, что и для учета основных средств: стоимость НМА определяется как рыночная стоимость того, что отдается, или как рыночная стоимость получаемых НМА — в зависимости от того, что более очевидно.
Начисление амортизации на НМА Эти активы амортизируются путем отнесения на расходы периода части их стоимости в течение срока полезного использования. Последний определяется фирмой самостоятельно. Но согласно американским стандартам он не должен превышать 40 лет. В европейских же стра­нах срок списания гудвилла составляет максимум пять лет. В нашей стране срок списания НМА при невозможности четкого определения срока их полезного использования составляет 20 лет, хотя максималь­ного верхнего предела не существует.
МСФО 38 приводит целый ряд факторов, подлежащих учету при определении срока полезной службы НМА, что выгодно отличает его от ПБУ 14/2000, предлагающего определять срок полезного исполь­зования исходя из двух критериев. Среди учитываемых в зарубежной практике критериев — стабильность отрасли, изменения в спросе на товары и услуги, получаемые от актива, технические, технологиче­ские и другие типы устаревания, юридические ограничения на исполь­зование актива и публичную информацию о сроках полезной служ­бы аналогичных видов активов. Амортизация НМА обычно производится методом прямолиней­ного списания — равными долями в течение срока полезного исполь­зования. Этот же метод применяется и при расчете прибыли для целей налогообложения, поэтому он удобен для предприятий. Но компания может использовать и другой метод, если считает его более приемле­мым. В любом случае метод и период амортизации следует раскрыть в финансовой отчетности. Существует два варианта начисления амор­тизационных отчислений: 1) прямое списание со счета нематериальных активов: Д — расходы на амортизацию (Amortization expense); К — нематериальный актив (Intangible assent); 2) использование корректирующего счета: Д — расходы на амортизацию; К — накопленная амортизация (Accumulated amortization). В зарубежной практике первый вариант наиболее распространен.
Основные различия в орга­низации учета НМА в России и за рубежом заключаются в следующем: -в применяемых критериях признания НМА в учете: согласно ПБУ 14/2000 ограничений для принятия объекта на учет как НМА больше и главное, что в составе НМА учитываются толь­ко исключительные права (арендуемые объекты, а также объек­ты, по которым приобретены неисключительные права, не от­носятся к НМА); -расходы по НИОКР не подразделяются на две группы, как за рубежом; -редкое применение в российской практике учета термина «от­ложенные затраты» (не относятся к НМА расходы по «долго­срочной переплате» — страховка, выплаченная авансом, отло­женные налоги и т.п.); -срок амортизации НМА в России, по которым нельзя опреде­лить срок полезного использования,— 20, а не 40 лет, как в США; -при организации учета поступления НМА в России затраты на приобретение и доведение до состояния пригодности к эк­сплуатации предварительно собираются на счете 08 «Вложе­ния во внеоборотные активы». За рубежом практика относит аналогичные затраты непосредственно на счет «Нематериаль­ные активы».

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Ресурсное обеспечение: -реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, фи­нансовых и интеллектуальных ресурсов на прорывных направ­лениях науки и техники; -создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не использу­емых по назначению; -создание в России информационных систем по всем видам вы­пускаемой продукции; -подключение к мировым системам научно-технической инфор­мации; -включение в мировое технологическое пространство путем вве­дения в стране международных стандартов и норм; -закупка зарубежной научно-технической литературы;  
Финансирование: -прямое государственное финансирование; -разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельно­сти, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования; -совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала; -разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетический комплекс; -образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-техниче­ской сфере и др.), ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи прорывным проектам; -предоставление индивидуальным изобретателям и малым вне­дренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; -создание венчурных инновационных фондов, пользующихся зна­чительными налоговыми льготами; -государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера; -в целях дивер­сификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновацион­ных компаний; -эффективность инновационных процес­сов повышается при использовании механизмов конкурсности в рас­пределении бюджетных средств; -создание и организация функционирования государственных и государственно-частных лизинговых фирм; -направление бюджетных средств только на приобретение отлич­ной продукции; -государственное стимулирование зарубежных инвестиций в ин­новационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей; - Комплексная программа стимулиро­вания отечественных и иностранных инвестиций в российскую эко­номику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достиже­ний. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реали­зации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих про­изводств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям.  
Организационная поддержка (институализации инновационных процессов): -создание в финансово-промышленных группах наряду с систе­мой консолидации финансовых и производственных потенциа­лов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты; -формирование финансово-промышленных групп, крупных кор­пораций, холдинговых компаний, охватывающих технологиче­ски связанные цепочки предприятий, путем: предоставления приоритетного права на приобретение паке­тов акций предприятий; снятия ограничений на деятельность инвестиционных фондов и предоставления налоговых льгот; содействия формированию системы взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними; -оказание государственного содействия при создании вертикаль-, но интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия, путем предоставления головной компа­нии пакета акций; -поддержка международных контактов малого и среднего иннова­ционного бизнеса; -государственная поддержка формирования совместных пред­приятий; -формирование научно-инновационной инфраструктуры; -институциональное обеспечение инновационных процессов в от­раслях государственного сектора; -создание сети технополисов, технопарков и т. п.; -созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Феде­ральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функ­цией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под креди­ты коммерческих банков и других финансовых структур МП; -Прави­тельством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии; -в 1995 г. при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике — кон­сультативный орган. Основными задачами совета являются: информирование Президента о процессах, происходящих в науч­но-технической сфере в стране и за рубежом; разработка предложений о стратегии научно-технической поли­тики и формировании приоритетных направлений в ее реали­зации; анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента про­ектов законодательных актов по научно-техническим вопросам; подготовка предложений о заключении межгосударственных со­глашений по научно-техническим вопросам; участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ; -органы законодательной власти РФ — Государственная дума и Совет Федерации — имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функ­ционируют соответствующие комитеты — Комитет Госдумы по обра­зованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре; -основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, кото­рую возглавляет непосредственно Председатель Правительства. Ос­новными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформиро­вания научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Ко­ординационным межведомственным советом по военно-технической политике; - Министерство образования и науки РФ является центральным ор­ганом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и прак­тическую реализацию государственной и научно-технической поли­тики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития образова­ния, науки и техники; разработка и применение организационно-экономических меха­низмов реализации выбранных приоритетов; создание государственных научно-технических программ и про­ектов; методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и иннова­ционной деятельности; формирование соответствующих систем экономического стиму­лирования и организационных структур; организация условий для опережающего развития фундамен­тальных научных исследований; обеспечение формирования государственной политики в обла­сти международных связей в сфере образования, науки и техни­ки и др.; - Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на эконо­мику: непосредственно разрабатывает государственную инновацион­ную политику; устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства стра­ны и ее регионов; определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности; организует разработку федеральных целевых программ по раз­витию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению пер­воочередных социально-экономических проблем; - Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов;  
Налоговое стимулирование: -разработка предложений об изменении налогового законодатель­ства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности; -снижение государственных патентных пошлин для индивиду­альных изобретателей; -отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; -исключается из налогообло­жения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой тех­ники и технологий; -освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения; -таможенное регулирование; -ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с ино­странным участием; -предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмезд­ного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печат­ных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой; -не облагаются налогом на прибыль и подоходным нало­гом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ;  
Амортизация: -формирование системы целевого использования средств аморти­зационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов ра­бот, освоением инноваций, патентованием новых решений, при­обретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий; -реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования; -МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной сто­имости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений;  
Антимонопольное регулирование: -стимулирование конкуренции в инновационной сфере;  
Госзаказ: -формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную про­дукцию; -государственные заказы и современные контрактные системы; -важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государствен­ные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию;  
Патентно-лицензионное регулирование -международные патентно-лицензионные механизмы; -зарубежное патентование за государственный счет;  
Регулирование торговли: -экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инноваци­онных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально уча­стие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям, подписанным взамен бывшего КОКОМ. С этой целью разработан список технологий и то­варов, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основа­нии заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю; -стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потреби­тельские товары, выпускаемые отечественными предприятиями, путем роста заработной платы; -ипотечное кредитование населения в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования; -предоставление населению кредитов; -развитие лицензионных и сборочных производств предметов по­требления совместно с ведущими зарубежными фирмами; -содействие в формировании собственной сбытовой сети; -экспортные и импортные квоты; -государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок; -не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федераль­ные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации про­мышленных объектов; -в целях государственного содействия реализа­ции международных прикладных проектов при Миннауки создан Рос­сийский дом международного научно-технического сотрудничества;  
Государственное регулирование цен:  
Управление инновационными рисками: -стра­хование инновационных рисков;
Административные меры: -введение государственных санк­ций за выпуск устаревшей продукции;  
Юридическая поддержка: -создание правовой базы инновационных процессов, особенно си­стемы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллек­туальной собственности; -необходимо законодательное закрепление статуса на­учной и инновационной деятельности, прав научных работников и инноваторов, механизма выработки и реализации научно-технической и инновационной политики; -происходит формирование законода­тельных и организационных предпосылок государственного регули­рования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др.; -подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охра­не прав на объекты интеллектуальной собственности и другим между­народным соглашениям;  
Кадровое обеспечение: -кадровое обеспечение инновационной деятельности; -финансирование кадровых обменов; -привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных про­грамм и проектов и другие инструменты; -формирование института разработчиков и управляющих инно­вационными проектами из числа научно-технических работни­ков, ученых и специалистов;  

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.