Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые основы государственной поддержки




Роль и значение инновационных образовательных учреждений в системе образования РФ и региона

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В основе инновационных процессов в образовании должно лежать единство научной и образовательной деятельности и их ориентация на экономическое, социальное и духовное развитие общества.

На современном этапе развития Российской Федерации инновационное образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Характерной тенденцией последних лет выступают масштабные институциональные преобразования, придающие специфику инновационным процессам во всех сферах научной и образовательной деятельности.

Инновационные образовательные учреждения должны стать важнейшим фактором развития общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Особое значение в осознании сущности инновационного образования и придании инновационным процессам в высшей профессиональной школе динамичности, принадлежит наукоградам: Обнинск, Дубна, Королев, Кольцово, Северск, Черноголовка, Троицк, Жуковский[1], и новым уникальным моделям «наукоградских университетов»: специализированный университет - Пущинский государственный университет, комплексный - Международный университет природы, общества и человека[2], способным концентрировать потенциал вузовских коллективов и направлять его на решение крупных национальных проектов.

Суть инновационных образовательных учреждений можно выразить фразой: «учитывая и уважая прошлое, создавать будущее». В лучших своих образцах они ориентированы не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми концепциями, позволяющими приобретать необходимые знания самостоятельно – по мере необходимости. Именно поэтому такие образовательные учреждения должны быть связаны с практикой более тесно, чем традиционные.

Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение методик, техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а так же недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстаёт от реальных, демографически обусловленных потребностей современного общества людей. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счёт интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.

Главная задача российской инновационной образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия генетически обусловленным потребностям личности, общества и государства.

Меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обезпечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы инновационных образовательных учреждений. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обезпечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами.

Становление автономии образовательных учреждений сопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; компенсирующего вида; ухода и оздоровления; комбинированного вида; центры развития ребенка. В системе общего образования получили широкое развитие школы с углубленным изучением предметов: лицеи, гимназии. В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих.

В процессе обновления системы государственных учреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебных заведений – колледжи. В колледжах ведется подготовка специалистов для работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления других видов деятельности, требующей от работников высокого уровня интеллектуального развития.

Развитие вариативности учебных заведений профессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынков труда. В значительной мере расширилась сама сеть профессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов страны.

Регионы играют значительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: реальная модернизация не может ограничиваться единой программой действий по всей России в целом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить из одинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления; успешное проведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретных подходов в отдельных регионах и единых принципов развития; чрезвычайно важное значение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, которое является как фактором обогащения общефедерального законодательства об образовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.

Только при активном участии регионов в модернизации образования возможно увидеть, поддержать и распространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ, преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать изменения реально инновационными, поднять качество образования на новый уровень. Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности. Инновационная деятельность в любом учебном заведении сопряжена с множеством трудностей и одной из серьезных проблем является слабая теоретическая база. Отсутствие или недостаточность готовых методик и наработанного опыта вынуждает учебные заведения самостоятельно заниматься разработкой инновационных программ вместо применения уже отработанных решений.

Развитие глобальной экономики неизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разных сферах, что, соотвественно, вынуждает учебные заведения адаптироваться к новым условиям[3]. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогает следование новейшим тенденциям в образовательной деятельности. Значение инновационной деятельности в сфере образования трудно переоценить. Система общего и профессионального образования обеспечивает Государство самым важным и ценным ресурсом - квалифицированными специалистами, способными быстро и качественно решать поставленные перед ними задачи.

Первые инновационные школы появились достаточно давно – когда общепринятая система обучения не справлялась со своей основной функцией – формировать в ребёнке самостоятельную, свободную и в то же время социально ответственную личность. К примеру, школа Френе. Селестен Френе начал преподовать в 1920 году в деревенской школе во Франции. Классы были переполнены ребятами разных возрастов, общепринятые приёмы обучения эффекта не давали, учебных средств не доставало – Френе разработал новые формы занятий, позволяющие заниматься с детьми индивидуально и в то же время создающие условия для демократического сотрудничества всех участников коллектива. Часто создателями инновационных школ были вовсе не педагоги. Рудольф Штейнер – создатель Свободной вальдорфской школы – был известным редактором, издавал труды Гёте.

Основа инновационной школы – личность её вдохновителя. Говоря об идейных вдохновителях, нельзя не назвать имя русского педагога Антона Семёновича Макаренко, сумевшего с помощью личного примера и труда перевоспитать и социально адаптировать сотни безпризорников.

На территории Российской Федерации существует уникальная инновационная площадка – «Государственный общеобразовательный лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» находящийся в Краснодарском краю, с. Текос – «Школа Щетинина».

По замыслу Михаила Петровича Щетинина, руководителя государственного лицея, заслуженного учителя России, академика РАО, профессора, школа основывается на взаимном сотрудничестве. Детей, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процесс думанья - ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.

Поддержка инноваций в системе образования необходима для формирования инновационного мышления подрастающего поколения; инновации в образовательных учреждениях должны быть согласованы с интересами педагогического коллектива и родительской общественности; инновационное образовательное учреждение должно выполнять просветительскую миссию для граждан города, района, микрорайона и родителей обучающихся; институциональное обеспечение инновационной деятельности в системе образования – задача органов государственного управления; идея инновационной экономики будет воплощаться в жизнь с экономической поддержкой и стимулированием деятельности образовательного учреждения и педагогов – инноваторов. Анализ инновационной деятельности в системе образования свидетельствует о наличии комплекса инструментов государственной поддержки инновационной активности образовательных учреждений и достаточности институциональной базы

На федеральном уровне инновации в системе образования проявляются, главным образом, в качестве рекомендаций, регламентированных государственными документами, такими, как федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года. На этом уровне очевидны явные изменения: поиск адекватного содержания образовательных программ, стандартизация образования, освоение новых форм аттестации учащихся, введение многоступенчатой системы профессионального образования.

Нововведения на региональном уровне отличаются большей конкретикой и практической ориентированностью. Очевидно, что процесс регионализации явился в свое время необходимой инновацией в становлении отечественной системы образования на новом историческом этапе.

Закончилась «эпоха» единообразия школ. Появились государственные и негосударственные школы. Активизировался процесс разработки и обновления программ, методик, технологий, учитывающих альтернативные варианты индивидуальных и общественных запросов, появилась возможность оказания разнообразных дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.

Таким образом, законодательные и организационно-управленческие инновации «сверху» обеспечили социальную и нормативную базу для инноваций «снизу», осуществляемых на уровне образовательных учреждений.

инновационных образовательных учреждений

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[4]

Общие правовые основы инновационной деятельности обеспечиваются наличием основных конституционных прав и свобод. К их числу относятся:

1) право каждого распоряжаться своими способностями к труду;

2) свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

3) право на образование.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обезпечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обезпечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В Российской Федерации созданы нормативно-правовые основы развития инноваций в экономике, образовании, социальной сфере. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает, что государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения. Государственная поддержка инновационной деятельности определяется как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся: разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования; разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования; создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций; утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований; лицензирование образовательной деятельности.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов РФ.[5]

Образовательная организация создаётся в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики России в сфере образования. Экспериментальная деятельность направленна на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

Руководствуясь положениями Стратегии[6] инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, органы исполнительной власти принимают активные меры по стимулированию инновационной деятельности. Для создания условий реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение, обеспечения развития системы образования, организации реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. [7]

В целях реализации статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Управление образования и науки Липецкой области утверждает Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а так же их объединений, региональными инновационными площадками в Липецкой области.[8]

Делаяя вывод, можно отметить, что в настоящее время сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база для развития инновационных образовательных учреждений.

 

 

Глава 2 Анализ деятельности региональных органов власти по

государственной поддержке инновационных образовательных учреждений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.