Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные политические процессы на постсоветском пространстве




 

Проблема концептуализации постсоветского пространства: страны СНГ, приграничные государства, новые независимые государства, ближнее зарубежье.

 

К сер. 90-х гг. термин «ближнее зарубежье» перестает употребляться в офиц. кругах. Общеупотребимым становится термин «постсоветское пространство». В последние два-три года появляются термины: приграничные государства, новое зарубежье и т.д., для того, чтобы преодолеть противоречие и показать, что Р. явл. более независимым игроком в этом регионе, а также чтобы преодолеть терминологическое отставание.

 

На Западе употребляется термин новые независимые государства. Появляется термин Северо-Восточная Евразия. Неоднозначность этих терминов обозначает незаконченность переходных процессов на постсоветском пространстве.

 

Проблема самоидентификации – внутри- и внешнеполитическая. После распада СССР страны столкнулись с проблемой того, как объяснять происходящие события, как внутри, так и вовне. Россия очень часто выступает негативной осью координат (примером является политика Украины на протяжении последних 10 лет). Для многих государств внешнеполитической стратегией становится их промежуточное географическое положение по отношению к более крупным игрокам на межд. арене.

 

Проблема регионализации, или субрегионализации. 5 республик назывались Средняя Азия и Казахстан. ЦА явл. единственным регионом, где регионализация была переведена на институциональный уровень, в отличие от Южного Кавказа (= Закавказье) – разница: роль внешнего фактора в формировании или неформировании региональной идентичности; для России – Закавказье, для Запада – Южный Кавказ; Грузия, Азербайджан и Армения. В регионе присутствует комлекс между государствами: ЮО и Абхазия – принадлежат Грузии, а Азербайджан и Армения не могут поделить Нагорный Карабах (карабахизация внутренней политики). На ЮК до сих пор нету устойчивых трехсторонних контактов. У всех 3 гос-у совершенно разные внешнеполит. векторы: если Армения видит в России своего партнера, Грузия – врага, Азербайджан проводит нейтральную политику – дружит с США, ЕС и Турцией.

 

Западные новые независимые гос-ва: Украина, Белоруссия, Молдавия.

 

Новая Восточная Европа: гос-ва Центральной и Восточной Европы, или 3 западные гос-ва СНГ. Можно их называть термином «промежуточная Европа».

 

Главной интригой полит. процессов на постсоветском пространстве является вопрос о том, что из себя представляют интеграционные процессы и к чему они могут привести? Интеграция, реинтеграция, дезинтеграция, псевдоинтеграция.

 

Степень схожести СНГ и ЕС.

 

С одной стороны, проходят процессы дезинтергации: поиски новых партнеров. Наблюдается и интеграция: высоко интегрированный рынок труда, тесные семейные связи и т.д.

 

Условия развития центробежных и центростремительных тенденций на постсоветском пространстве:

- степень взаимозависимости экономик; проблема восприятия взаимозависимости – временное явление; нет идеи общности будущего; проблема конкурентности экономики между странами СНГ, а не их взаимодополняемость.

- разнородность институциональной политической среды (парламентаризм в Молдавии, Украина, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан с отцом народов); интеграции менее вероятна в недемократических и полудемократических режимах.

- вопрос асимметрии (Россия обладает большим демографическим, экономическим и военно-политическим потенциалом; Россия достаточно сильна, чтобы отпугивать, но достаточно слаба, чтобы быть единоличным лидером и обеспечивать гегемоническую стабильность). Пространство СНГ – зона открытой внешней конкуренции.

- общие проблемы безопасности (вопрос границ, ядерного наследия в начале 90-х гг.); это обеспечивает прогрессивный рост в рамках ОДКБ (был подписан в 1992 году, вступил в 1994 г.; не стали продлевать Армения, Узбекистан, Азербайджан; входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Преференциальные связи отвергают Украина и Грузия, частично Узбекистан, Белоруссия, Армения, Таджикистан.

 

Интеграция как форма активного взаимодействия и союз как форма воплощения. Может быть союз без интеграции (бумажная интеграция – отношения между Россией и Арменией); интеграция без союза (наши отношения с Казахстаном до того, как был заявлен таможенный союз); псевдоинтеграция (риторика существует, а конвергенции, координации на самом деле нет).

 

Развитие взаимоотношений по поводу интеграции на постсоветском пространстве

 

  1. 1991-1993-94 гг.: переговоры в тени советского прошлого; присутствуют много сторонние переговоры между государствами на постсоветском пространстве как поводу взаимных претензий, так и по поводу попыток сохранения или развития более тесной кооперации между ними; результатом этих переговоров стали временное сохранение рублевой зоны и формирование уставных документов СНГ.
  2. 1994-2000 гг. – переговоры в более узких форматах: отход нац.-полит. элит от идеи интегрировать страны СНГ полностью. Пример ГУАМ (в дальнейшем Организация за демократию и экономическое развития) показывает, что гос-ва постсов. пространства очень желают интегрироваться.
  3. После 2002 г. по настоящее время – попытки перейти к реальной функциональной интеграции и повысить роль России. Идея создания ЕЭП (единого экономического пространства): свободное передвижение товаров и услуг между гос-вами СНГ.

 

Политика Российской Федерации на постсоветском пространстве строится на обширном спектре интересов:

 

1. Интересы безопасности:

- ядерное оружие (Украина, Белоруссия, Казахстан – к 93 г. отказались от своих ядерных запасов; была создана зона, свободная от ядерного оружия);

- непосредственная дестабилизация на непосредственных границах (все вооруженные конфликты, кот. развернулись в начале 90-х гг. – Таджикистан, Грузия (ЮА и Осетия), Нагорный Карабах и Приднестровье (все до 94 г.), Россия выступала в качестве главного миротворца во всех этих конфликтах; ей было невыгодно поддерживать сепаратистские настроения вплоть до 2008 г., ибо это было связано с ее безопасностью. Это этнические, религиозные и политические (Приднестровье – политический конфликт; Абхазия и Южная Осетия – этнический и политический конфликт, Таджикистан – религиозный и клановый конфликт).

Реализацию своих задач по обеспечению безопасности Россия канонизировала в Договоре о коллективной безопасности (решение проблем традиционной безопасности и решение новых угроз – терроризм, наркотрафик и т.д.). Эта организация призвана обеспечивать территориальную целостность, невмешательство во внутренние дела, т.е. гарантировать суверенитет.

 

2. Экономические интересы:

- экономическое взаимодействие России со странами СНГ. Наблюдается значительный спад в торговле с постсоветскими странами. Этапы: до 93-93 гг. сущ. единая рублевая зона, кот. позволяла сохранять общность тенденций экономического развития; после введения золотого эквивалента произошел распад рублевой зоны; после 94 г. начинается бумажная интеграция (создание экономического и таможенного союзов, основа – возможность выживание, недопущение полного развала экономики). Россия помогала дотационными ценами для своих близких соратников; в 2000-е гг. наступает новый этап – этап прагматизации, прагматичного отношения. Россия постепенно отходит от дотирования энергоресурсов. СНГ – средство цивилизованного развода, т.е. нежелание России продолжать формат СНГ, тогда было создано ЕврАзЭС и происходит попытка создания единого экономического пространства (Украина отказалась – попытка провалилась); существенная активизация западных стран, превращение постсоветского пространства в пространство конкуренции, что проявилось в многочисленных цветных революциях 2003, 04, 05 гг. Россия в своих устремлениях создать интеграционные группировки колеблется между 3 основными теорет. посылками: глобализм, регионализм, открытый регионализм. Глобализм – России не нужно постсов. пространство, она должна включиться в глоб. группировки (например, в ВТО); регионализм – Россия для поднятия собственного статуса нуждается в собственном макрорегионе; открытый регионализм – постсов. пространство не явл. ни маргинальным, ни основным; политика должна быть многовекторной, группировки должны строиться на основе корпоративной интеграции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.