Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности сферы сервиса




Определим сервисную деятельность как область человеческих взаимоотношений по реализации общественных, групповых и ин­дивидуальных благ. Одна сторона в этих взаимоотношениях, обла­дая многообразными потребностями, желает получить определен­ные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, представ­ляет им возможность обладать такими благами.

Несмотря на то, что в развитых странах в сфере услуг занято более половины трудоспособного населения, ее место в системе общественного производства определяется некоторой подчи­ненностью по отношению к материальному производству. Па­радокса здесь нет, т. к. именно уровень развития производственных сил, потенциал материального производства определяют возмож­ные границы в развитии отраслей услуг, устанавливают экономи­ческие и материальные ориентиры в социальном пространстве ре­ального бытия. Материальное производство создает также и мате­риальные ресурсы, необходимые для функционирования отраслей обслуживания, высвобождает трудовые ресурсы для использования их в сфере сервиса. Материальное производство формирует уровень и качество потребностей человека и общества, а также обеспечивает реальное удовлетворение их притязаний.

С другой стороны, сфера сервиса оказывает весьма существен­ное влияние на развитие материального производства, на уровень и качество жизни общества в целом.

Кроме того, грамотно спроецированный на общественные от­ношения сервис:

— способствует повышению эффективности общественного и, в частности, материального производства, прежде всего че­рез повышение производительности труда и создание ус­ловий оптимизации трудового процесса;

— обеспечивает поддержание воспроизводства экономически активного населения в общественно необходимом масшта­бе за счет специфических видов деятельности (образование, переподготовка кадров, медицина), воздействующих на интеллект и физическое состояние работников;

— оптимизирует структуру внерабочего времени экономи­чески активного населения;

— повышает уровень и качество жизни, формирует опти­мальную для исторически конкретного общества структуру потребностей и способствует их реальному удовлетворению;

— создает условия для нормальной жизнедеятельности экономически неактивного населения (детей, инвалидов, преста­релых и т. д.) за счет специфических видов деятельности, воздействующих на структуру их свободного времени, ин­теллект, здоровье, личное имущество;

— способствует сбалансированности доходов и расходов эко­номически неактивного населения;

— формирует в своей структуре такие ключевые факторы ма­териального роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т. п.;

— оказывает существенное влияние на обеспечение нацио­нальной безопасности государства и общества.

Таким образом, рассматривая сервис с точки зрения его учас­тия в производстве и воспроизводстве общественной жизни, не­трудно заметить, что во всех сферах общественного устройства и на всех его уровнях институт сервиса в той или иной степени обнару­живает свое присутствие и свое влияние.

Основными функциями сервиса являются: а) доведение до по­требителя материальных и нематериальных благ в соответствии с индивидуальными вкусами и запросами путем предоставления со­ответствующих услуг; б) обслуживание процесса их потребления; в) создание условий для быта, отдыха и досуга; г) способствование увеличению свободного времени и рациональному его использо­ванию. В этом заключается особая личностная значимость серви­са: он непосредственно формирует условия, образ и уровень жизни населения, т. е. реализует социальную компоненту экономики, осо­бенно в условиях рынка.

Сервис выступает и как социальный заказ государства, и как социальный заказ общества. Практика развития стран мирового сообщества со всей очевидностью показала, что сфера сервиса по уровню своего развития, несомненно, зависит от политической орга­низации этого общества, от политического режима, который име­ет место в конкретном обществе. Как правило, демократические режимы предоставляют возможности и обеспечивают своим учас­тием развитие сервиса на всех уровнях социального устройства в масштабе большинства входящих в него селитебных зон. В тотали­тарном обществе государство само определяет границы и рамки сервиса, пользуясь чаще идеологическими, чем экономическими и социальными соображениями.

В целом, в мировом сообществе роль и значение института сер­виса неуклонно возрастают. Так, к концу 90-х годов суммарная доля услуг в общественном производстве ведущих зарубежных стран до­стигла 62—74%, количество занятых в сфере сервиса по отноше­нию к общей численности занятых — 63—75%, объем капитало­вложений превысил 50% от общей суммы инвестиций.

В международной классификации отраслей принято выделять три сектора:

а) первичный (сельское хозяйство, рыболовство, охота, лесо­водство). Здесь работник взаимодействует с биоприродны­ми ресурсами, поставляя необходимое для общества био­сырье, растительные материалы и продукты;

б) вторичный (индустриальные отрасли — добывающая, об­рабатывающая, пищевая и легкая промышленность, а так­же строительная индустрия, выработка и транспортировка электро-, водо- и газовых ресурсов). В данном случае ра­ботник имеет дело с трансформацией и подготовкой целого ряда природных богатств для производственных и соци­альных нужд, участвует в промышленном производстве, вырабатывает пищевые продукты и т. д.; в) третичный (сфера услуг — экономика услуг). Здесь работ­ник взаимодействует с людьми и производственными кол­лективами, ориентируясь на удовлетворение их специфи­ческих потребностей, как не связанных впрямую с произ­водством, так и связанных с ним. Третичный сектор экономики, с одной стороны, имеет значительную историю (парикмахерские, бани, гостиницы). С другой стороны, этот сектор стал интенсивно развиваться после повыше­ния эффективности первых двух секторов (надо освободить людей для сферы услуг и создать свободное время для них). Так появилась необходимость в отдыхе, поездках, санаторном лечении и т. д.

Характерной чертой развития современного института сервиса стало быстрое формирование собственной базы НИОКР. Вслед за компьютерным бизнесом, банками, медициной, системой телекоммуникаций, собственные базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ развивают фирмы, связанные с производством традиционных видов услуг. Доля этой сферы в об­щих расходах бизнеса на НИОКР в течение 1981 — 1993 гг. выросла В США с 4,2 до 26,1%, Великобритании с 1,3 до 18,2%, Канаде - с 9,2 до 30,6% и по всем странам ОЭСР достигла 1/3.

Об изменении роли сервиса, сферы услуг (третичного сектора) и современной экономике свидетельствуют результаты во внутрен­ней торговле, объем внешней торговли услугами, изменение структуры

занятости в сторону роста численности работников третич­ного сектора.

Традиционные виды услуг, вследствие низких темпов развития, и современной экономике оказались оттеснены на второстепенные позиции. Так в США в середине 90-х годов в сфере традиционных услуг было занято 7,5 млн человек, тогда как в сфере деловых услуг — более 11 млн, в здравоохранении — свыше 11 млн, в образовании — 10,5 млн, сфере финансов и страхования — 5,6 млн, в торговле — 26,5 млн человек.

В последние десятилетия в сфере сервиса наряду с появлением новых услугоемких производств получила развитие так называемая «экстернализация» услуг — выделение в самостоятельные секторы сервиса операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. Экстернализация услуг не сво­дится к перемещению услуг из одной сферы в другую. Это явление качественного порядка, обеспечивающее расширение ассортимента услуг, повышение их качества и снижение экономических затрат на их производство.

Социальная ориентация экономики развитых стран, кри­тическая зависимость общественного производства от человеческого фактора обусловили существенное увеличение расходов этих госу­дарств на развитие целого ряда услуг, в первую очередь — социальных. Доля расходов на здравоохранение в государственном бюджете за 1985—1995 гг. выросла в США — с 4,3 до 6,6%, Германии — с 6,6 до 8,2%, Франции — с 6,5 до 7,7%, Великобритании — с 5,0 до 5,9%, Японии — с 4,7 до 5,7%. Внутренний спрос на услуги в каждой из этих стран существенно дополнялся внешним. За последние 15 лет экспорт услуг в развитых странах увеличивался вдвое быстрее, чем товаров, и их доля в стоимости экспорта к 1995 г. выросла до 23%. В России в 1995 г. в фактически действовавших ценах объем ус­луг за год в расчете на душу населения составил 762,8 тыс. р. На долю отдельных видов услуг приходилось: бытовых услуг — 19,3%, услуг пассажирского транспорта — 28,0%, услуг связи — 7,6%, услуг жи­лищно-коммунального хозяйства — 19,4%, системы образования — 2,5%, культуры — 1,1%, медицинских услуг — 2,6%, санаторно-оздоровительных — 3,4%, услуг правового характера — 8,1%, туристско-экскурсионных — 1,3%, физической культуры и спорта — 0,3%, прочих услуг — 6,4 %.

В реальных цифрах показатели развития института сервиса в России существенно выросли. Так, в 1996 г. по отношению к 1990 г. валовой внутренний продукт в экономическом исчислении увели­чился в сфере сервиса с 23 до 53%, а общая численность занятых выросла с 37 до 50%. Однако в преобладающей своей части этот рост связан с более глубоким кризисом в сфере материального про­изводства.

Тем не менее, структура российского института сервиса в пос­леднее десятилетие претерпела существенные изменения, по­степенно превращаясь из неразвитой и социально не престижной сферы бытовых услуг в динамично развивающуюся, реально и по­тенциально престижную сферу сервиса, в известной своей части уже отвечающую требованиям европейских и мировых стандартов.

Сервисные организации, учитывая процессы социально-потре­бительской и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий диапазон услуг, ориентированных на разные группы населения. Вместе с тем, сервис не в состоянии решать острые социальные про­блемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут ней­трализовать процессы социального неравенства. Они также не удов­летворят всю гамму запросов населения, так как объективно су­ществуют ресурсные ограничения в процессе рыночного обмена. Например, представителям сервисного бизнеса во многих случаях, оказывается, невыгодно заниматься обслуживанием беднейших сло­ев; многие виды услуг нерентабельно организовывать на перифе­рии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия во многом могут сниматься за счет социальной политики государ­ства, политики локальных властей и трудовых коллективов.

Однако социальная политика властей и социальная работа внут­ри коллектива также не в состоянии полностью отрегулировать все противоречия, свойственные социальным отношениям и повсед­невной практике людей, включая недостатки организации сферы обслуживания. Немалую часть усилий в этом направлении берут на себя сами граждане. Путем самоорганизации и самообслуживания население в значительной степени восполняет те звенья жизнеобес­печения людей, которые не в состоянии обеспечить сфера услуг, социальная работа в производственных коллективах, социальная политика властей.

Под жизнеобеспечением населения той или иной страны пони­мается комплекс общественных и индивидуальных усилий, наце­ленных на воспроизводство и развитие условий жизни людей. В данный комплекс входит производственная деятельность, домаш­нее хозяйство, трудовая и социальная кооперация между людьми, В также традиции распределения, потребления разными социальны­ми слоями материальных благ, нормы восстановления энергетичес­ких затрат человека и поддержания им своего здоровья.

Именно в семье, через ведение домашнего хозяйства, посред­ством сети родственных, соседских и дружеских отношений вос­производится немалый объем жизнеобеспечения людей, реализу­ются те их потребности, которые не могут удовлетворить государ­ственные институты или рыночные отношения. Домашнее хозяйство и родственные отношения в целом развиваются на иных принципах, нежели отношения в институциональных структурах власти с их жесткой иерархией, подчинением, а также в рыночной стихии, где доминируют принципы коммерции.

Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах ра­циональной целесообразности, подчинена требованиям экономичес­кой эффективности. В этой разнице семейного мира и сервисной деятельности товарно-рыночного типа заключено противоречие, которое, однако, преодолевается через механизмы социально-эко­номического обмена, через заинтересованное сотрудничество по­требителей и производителей услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.