Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство




Гражданское общество

Неволин в своих трудах возвеличивает государство, ставя его выше интересов личности. Он не приемлет так называемой «раз­рушительной философии» XVIII в., которая права человека ставит выше обязанностей, освобождает внутренний мир человека от всякого постороннего влияния.

Анализируя общественную жизнь, Неволин выделяет пять сту­пеней ее социальной организации: 1) семейство; 2) род; 3) граж­данское общество; 4) государство; 5) союз народов.

Союз семейственный представляет собой совокупность со­юзов супружеского, детей и родителей, братьев и сестер. Сумма лиц и семейств, происходящих от одного общего лица и семей­ства и соединенных между собой сознанием общего своего проис­хождения, единством нравов, общим именем, называется родом. Вместе с родами возникает и собственность. Расширение обще­ственных и экономических связей разрушает род, складывается новый союз — гражданское общество. Оно состоит из обособлен­ных частных лиц. В этом видно влияние Гегеля.

Вслед за Гегелем Неволин делит членов гражданского обще­ства по сословиям: земледельцы, ремесленники и фабриканты, торговое сословие, сословие ученых, священнослужителей, чи­новников, воинов. Каждое лицо примыкает к сословию, общине, цеху. Неволин, как и Гегель, наделяет гражданское общество пол­номочиями охраны своих интересов, в первую очередь собствен­ности. Оно предпринимает меры предупреждения, пресечения и наказания по отношению к преступникам. Представляет интерес

 

определение гражданского общества Неволиным: «Гражданское общество есть совокупность самостоятельных лиц, соединенных в одно общество для удовлетворения частных потребностей общими силами»416. В гражданском обществе осуществляется именно и только частный интерес. Преследовать общее благо, служить ин­тересам всех людей оно не в состоянии.

«Высшие цели жизни человеческой» получают удовлетворение только в государстве. Члены этого нового союза стремятся не к сво­ему особому, а к всеобщему благу. У Неволина государство предста­ет как «совокупность всех высших целей человеческого духа», «нравственный союз», «осуществленная нравственная идея». Лич­ность, по Неволину, приобретает значение лишь в государстве.

Неволин решительно отвергает договорную теорию и не ис­ключает насильственных форм основания государства. Понимая государство, скорее всего, как результат естественной эволюции человечества, он выделяет два момента, способствующих его ста­новлению: учреждение брака и оседлая жизнь.

Неволин, подобно Монтескье и Гегелю, отмечал, что «образ правления в государствах не бывает произведением человеческого произвола; он развивается по необходимости из самого характера и духа народа». Лучшее государство, по Неволину, основано на твер­дых нравственных началах, ограничивающих произвол частных лиц.

Неволин решительно не приемлет демократию. Этот образ правления является «самым простым, самым несовершенным, где частный произвол во всей его естественной грубости прямо и непосредственно возвышается на степень воли всеобщей». Де­мократия у него ассоциируется с «криком и шумом беспорядоч­ной толпы»417.

Не мила Неволину и республика как форма правления. При этом он не делает различий между аристократией и демократией.

Пятая ступень общественной жизни, по Неволину, — союз на­родов. Государства в своих взаимоотношениях пытаются решать

416 См.: История политических учений. Вып. 2. С. 291.

417 Там же. С. 290-291.

 

разногласия мирным путем, но когда это не удается, они вынуж­

дены прибегать к войне.;

И еще об одном. Неволин внес значительный вклад в систе­матизацию юридических знаний, в создание основ правовой на­уки в России. При этом в правовой науке он выразил официаль­ную идеологию русского самодержавия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.