Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрушенные стратегии власти




Подход к власти, отвергающий миражи и иллюзии интеграль­ной рациональности, нашел отражение, как мы только что отме­тили, в работе М. Крозье и Э. Фридберга «Актер и система», кото­рая была написана на основе материалов исследований, прово­дившихся на предприятиях.

Вслед за авторами указанной книги приведем пример страте­гии актера и сердцевины власти. «Господин Дюпон, богатый но­табль небольшого провинциального городка, просит господина Дюрана, скромного ремесленника, провести ремонтные работы в его доме. Самим фактом такой просьбы между ними устанавлива­ются властные отношения»584. В указанной ситуации между двумя людьми превалирует так называемое силовое отношение, которое моделируется зоной неопределенности: если господин Дюран по­лучает просьбу в условиях отсутствия конкуренции, то и господин Дюпон не лишил себя возможности провести ремонтные работы. Фактически, как показывает М. Крозье, регулирующее воздей­ствие со стороны власти направлено на те козыри, которыми рас­полагает каждый агент, — на возможность инициативы с их сторо­ны и на существующие зоны неопределенности. Властное отноше­ние представляет собой свободную, не закрытую и постоянно напряженную конструкцию, стратегию, по отношению к которой

 

каждый осуществляет движение и маневр сопротивления. Здесь истоки наступательного и оборонительного действия, воли по за­щите целей, развитие собственной активности, стремление гос­подствовать над зонами неопределенности и укрепление соб­ственных позиций. М. Крозье показывает наличие множествен­ности влияний, стратегий, различных тактик, переговоров актеров с представителями зоны неопределенности. В конечном счете власть, не овеществляясь, проявляется всюду в своих взаи­модействиях и регулировках.

«Это... отношение, которое как специфический и автономный посредник между расходящимися целями актеров всегда связано со стратегией игры: эта структура, действительно, определяет суще­ственность источников "естественных" и "искусственных" нео­пределенностей, что эти последние могут контролировать. Нам нужно освободиться от этой чисто негативной и репрессивной концепции власти, которая утвердилась в последние годы в раз­личных течениях институционалистского, социоаналитического и других анализов, а также от неомарксистской или просто ради­кальной критики в экономике, психиатрии и педагогике, т.е. от концепции, которая усматривает в существовании властных отно­шений и связанных с ними проблем простой результат... и доказа­тельство устойчивости структуры авторитета, способа социально­го господства... Власть представляет собой каждодневный меха­низм нашего социального существования»585.

В результате игра представляет собой механизм, наиболее способный осознавать власть и ее стратегии. Она представляет со­бой соревновательную и мобильную активность, соответствую­щую зонам неопределенности, подчиненную согласованным пра­вилам и переводящуюся для участников в выигрыши или потери. М. Крозье как бы реинтёгрирует свободу во власть. Актеры игра­ют, и эта совокупность игр остается обычно открытой. Внутри структур власти встроена именно игра актера, который маневри­рует по определенным правилам, так как власть и правила нераз­делимы. Власть, игра, правила — все это грани одного и того же феномена. В конечном счете актер располагает тем большей влас­тью, чем больше он осуществляет господство над источниками

 

583 СготгМ. Ор. сИ. Р. 196.

384 СготгМ., МейЪещЕ. Ор. <Л. Р. 73.

 

585 СготгМ., РпейЬещЕ. Ор. с'И. Р. 30-32.

 

 

 

неопределенности (доступ к информации, отношение с окруже­нием и т.д.).

Теория власти М. Крозье является новаторской и плодотвор­ной с различных точек зрения. Она освещает властные отношения, которые не являются механическими и ориентирует на реляциони-стскую концепцию в противовес так называемому субстанциона-листскому видению власти. С другой стороны, подобно М. Фуко, М. Крозье отказывается от использования в анализе концепции господства: он определяет стратегии актеров, нацеленные на по­лучение выгод, учитывает игры, зоны неопределенности. Он ис­ключает взаимопроникновение «власти-господства» в сознание актеров. Господство, подчинение- сколько тем скрывает совре­менная теория власти, более озабоченная игрой актеров и свобод­ными стратегиями, чем непроницаемым лицом этой власти




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.