Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Данные психоанализа




Проблему господства и его истоков можно объяснять и при по­мощи теории бессознательного. Создатель психоанализа 3. Фрейд

 

не оставил после себя труда, посвященного проблемам власти, хотя некоторые из его последователей, например Вильгельм Райх (1897—1957), анализировали вопросы подчинения и при­нуждения.

Проблема власти для Фрейда — это проблема господства бессоз­нательного над человеческим сознанием и поведением, а также мно­гочисленных способов борьбы и примирения с этой властью. Анализ данной проблемы — это прежде всего фиксация способов внесозна-тельной детерминированности сознания — подчинения сознания силам, находящимся вне сознания. Как писал Э. Фромм, после Коперника и Дарвина Фрейд «атаковал последнюю крепость, ко­торая оставалась неприступной, — человеческое сознание как предельную данность психического опыта. Он показал, что боль­шинство из того, что мы осознаем, не реально, а большинство того, что реально, не находится в нашем сознании»633.

Однако не только Фрейд помог нам «взглянуть в это зеркало и увидеть добровольное рабство, которое есть не что иное, как по­литический делирий634; человек — раб самого себя, то есть своих собственных иллюзий, отмечает социолог Б. Эдельман, раб жела­ния властвовать, в котором заключена сама человеческая реаль­ность; он любуется собою в вожде — этом кривом зеркале. Добро­вольное рабство — это нарциссизм, существование которого нужда­ется в вожде»635. Фрейд понял человеческую психику как целостное образование, в котором прозрачные, проницаемые для сознания элементы сосуществуют рядом с непрозрачными, «силовыми», «энергетическими» элементами. Бессознательное, которое опре­деляет сознание и властвует над сознанием, предстает в качестве того, что нужно познать и чем нужно управлять.

Состояние отчаяния, к которому постоянно обращается 3. Фрейд, требует появления матери как одной из первых фигур пары господствующий-господствуемый. Это состояние напоми-

633 Рготт Е. ТЬе сп513 оГр8усЬоапа1у5ез. N. У., 1970. Р. 5.

634 Делирий (лат. ёеИгшт) — бред со зрительными галлюцинациями;

бывает при инфекционных заболеваниях, алкоголизме, некоторых психи­

ческих заболеваниях.

635 Цит. по: Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ

власти // Власть. Очерки современной политической философии Запада.

С. 268.

 

нает «состояние грудного младенца, всецело зависящего от других людей в удовлетворении своих потребностей (жажда, го­лод) и не способного совершить действие, устраняющее это внутреннее напряжение»636. И потому, естественно, возникает вопрос: появившись на свет в «незавершенном виде», не обре­чен ли человек на интерсубъективное отношение зависимости? Это открывает, к слову сказать, широкие возможности для структурирования личности. Но вместе с тем рождаются и пер­вые формы господства, зависимости, подчинения и авторитета. В тех случаях, когда субъект видит отказ в удовлетворении сво­их потребностей, когда он оказывается в ситуации фрустрации, возникают начальные моменты отношения господство-подчи­нение. И это способно приводить субъекта, о котором идет речь, к отчаянию как одной из основных форм одиночества, и оно наталкивается на недоступность чаще всего механизма «власти».

Психоаналитик Даниель Лагаш так описывает конфликт «спрашиватель-спрашиваемый», лежащий в основе стратегии че­ловеческого существования. «Неспособность ребенка приводит к тому, что его потребность и его желание может найти выход толь­ко в требованиях, которые он обращает к окружению. И тогда требование предполагает с необходимостью властные отношения. Власть «спрашиваемого», точнее даже всевластие, так как она способна или согласиться, или отказать. Но также и власть спра­шивающего, которому даруется виртуальное господство над волей "спрашиваемого"»637.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.