Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типорлогия методических приемов по структуре учебной деятельности




 

Тип Род Вид
Основание для деления
Элемент структуры Состав элемента Специфика конкретного выражения
Обучение формулированию цели (по материалам работы А. В. Хуторского) Обучение целеполаганию   Организация выбора целей из предложенного набора
Организация классификации учениками самостоятельно сформулированных целей с последующей их детализацией
Организация обсуждения ученических целей на реалистичность их достижимости
Организация конструирования целей с помощью заданных алгоритмов
Организация формулирования целей на основе результатов рефлексии
Организация сравнения индивидуальных и коллективных целей
Обучение планированию деятельности Организация реального планирования деятель-ности учениками Организация создания планов на определенный период – урок, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу и т.п.
Продолжение таблицы 3.2  
Тип Род Вид
(по материалам работы А. В. Хуторского) организация фиксации рас-хождений между запланирован-ным и реальным Виды выделяются в соответствии со спецификой деятельности, которой ученик обучается
организация рефлексии планирования
Обучение планомерному выполнению действий Класс делится на роды и виды в зависимости от вида и специфики деятельности, которую ученик осваивает. Род – организация выполнения общего действия, вид –организация выполнения специального действия в составе общего. Например, в освоении умения решать задачи первым шагом является семантический анализ ее текста:
Организация семантического анализа текста (приводится по работе А. Г. Асмолова и др.)   Организация анализа отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических
Организация анализа грамматических конструкций («если… то», «после того, как…» и т. д.)
Организация анализа количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т. д.
Организация восстановления предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации
Продолжение таблицы 3.2  
Тип Род Вид
Обучение планомерному выполнению действий Организация семантического анализа текста Организация выделения обобщенного смысла задачи
Обучение рефлексии (по материалам работы А. В. Хуторского) Организация текущей рефлексии Организация остановки предметной деятельности
Активизация рефлексивной деятельности за счет возвращения внимания учеников к основным элементам осуществленной предметной деятельности
Организация оценки результата деятельности
Организация итоговой реф-лексии От видов организации текущей рефлексии отличаются увеличенным объемом рефлексируемого периода и большей долей усилий, совершаемых учителем в части активизации рефлексивной деятельности
         

 


Таблица 3.3

Классификация методических приемов по способам фиксации учебной информации в процессе обучения

Тип: мономодальные методические приемы Учебная информация проходит только по одному каналу; в зависимости от способа ее фиксации выделяются классы аудиальных (звук), визуальных (зрительный образ) и кинестетических (действие/ощущение) методов обучения  
Класс Род Вид  
Основание для деления  
Природа канала Конкретное выражение способа фиксации информации при ее движении от носителя к потребителю Специфика конкретного выражения  
Аудиальные Информация представлена в звуках. В чистом виде эти методы обеспечивают трансляцию и восприятие информации по аудиальному каналу: учитель организует работу с аудиально представленной информа-цией, ученик слушает и/или говорит Устное изложение учебного ма-териала и восприятие его «на слух» Организация восприятия/ воспроизведения монологической речи (монолог, рассказ, пересказ)  
Организация восприятия/ воспроизведения диалогической речи (диалог: все виды бесед)  
Организация восприятия/ воспроизведения полилогической речи (полилог: дискуссия)  
Организация прослушивания/ слушание с пониманием (аудирование)  
Продолжение таблицы 3.3  
Класс Род Вид  
Визуальные Информация представлена в виде зрительного образа. В чистом виде методы рассчи-таны на фиксацию и пред-ставление информации в визуальной форме: учитель организует работу со зрительным образом, а ученик выполняет ее молча и не совершая учебных дейст-вий, не связанных с работой визуальной системы Организация чтения и чтение всех видов печатных и рукописных текстов (учитель организует работу с текстом, ученик читает «про себя». Организация чтения текста из учебника  
Организация чтения текста из рабочей тетради  
Организация чтения текста и.т.д.  
Организация работы и работа с визуальной информацией, пред-ставленной не текстом (учитель организует работу с изобра-жением, ученик рассматривает Организация рассматривания рисунков и прочих изобразительных средств обучения (не рисование, работа с готовым изображением)  
Организация работы с информацией, представленной в виде графиков, таблиц, схем и проч. (не составление, работа с уже готовым)  
Кинестетические Передача и восприятие информации в данном случае организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела, не связан-ных с работой слухового, голосового и зрительного аппаратов. Организация восприятия и восприятие тактильной информации Организация определения содержания информации (какая буква, какая цифра и т.п.) при написании ее на спине учащегося  
Организация определения содержания информации (какая буква, цифра, фигура и т.п.) при ощупывании специально подготовленных объектов, сделанных из наждака, бархата, металла и т.п. материалов  
Организация чтения текста, выполненного с помощью азбуки Брайля (без привлечения зри-тельного анализатора)  
Продолжение таблицы 3.3  
Класс Род Вид  
Кинестетические В общеобразовательной школе и вузе в чистом виде встречаются достаточно ред-ко (например, при формиро-вании понятий «теплое», «холодное», «твердое», «жидкое» и т.п.), однако обучение слепоглухих детей возможно только посред-ством кинестетических приемов. Организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной запахом Виды приемов следует искать в методике обучения парфюмеров  
организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной вкусом Виды приемов следует искать в методике обучения дегустаторов  
Приемы оптимизации способов подачи учебной информации  
Дополняемые приемы Способ корректировки  
Мономодальные Активизация «рабочей» модальности ученика  
Обращение к визуальной и кинестетической модальностям в устной речи  
«Полимодальная» жестикуляция  
Аудиальные Использование наглядных средств и пособий (для визуалов)  
Использование соответствующих жестов и предикатов (для кинестетов)  
Визуальные Дополнение устными комментариями, объяснениями и т.п.  
Кинестетические Организация записывания, проговаривания, использование схематических рисунков и зарисовок  
Продолжение таблицы 3.3  
Класс Род Вид  
Тип полимодальные методические приемы Учебная информация проходит по нескольким каналам одновременно
Класс Род Вид  
Аудио-визуальные Информация представлена в виде звуков и зрительных образов. Приемы рассчитаны на одновременную визуаль-ную и аудиальную фикса-цию, передачу и восприятие информации организация работы и работа с аудиовизуальными средствами обучения организация просмотра учебного кинофильма  
организация просмотра видеофрагмента  
демонстрация чего-либо (не аудиовизуальные средства) с устным описанием сущности Приемы выделяются в зависимости от того, что собой представляет это «что-либо»: демонстрация натуральных объектов, опытов и т.п.  
Визуально-кинестетические Информация представлена в виде зрительного образа и действия. Методы рассчи-таны на одновременную ви-зуальную и кинестетическую фиксацию, передачу и восприятие информации, к данному классу принадлежат также основные методы обучения глухих детей Организация выполнения и выполнение письменных работ Организация выполнения разного рода письменных упражнений  
Организация решения задач в тетрадях  
Организация выполнения наблюдений за зрительными объектами с последующей фиксацией результатов наблюдения в тетради  
Организация выполнения рисунков, схем, таблиц и т.п.  
Организация использования зрительных ориентиров при отработке определенных движений. Подразделение виды приемов в этой группе связано с организацией работы по формированию и формирование «чувства снаряда», «чувство партнера/противника» и т.п. при обучении разного рода спортивным дисциплинам  
Продолжение таблицы 3.3  
Класс Род Вид  
Визуально-кинестетические Организация самостоятельной работы учеников с динамическими пособиями. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: математика – работа с кассой, счетами; биология – работа с моделью молекулы и т.п.  
Организация самостоятельной работы с натуральными объектами. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: география – работа с образцами полезных ископаемых; биология – работа с гербарием и т.п.  
Организация самостоятельной работы с картами. Приемы также определяются спецификой карт – географические, исторические и т.п.  
Аудиально-кинестетические Передача и восприятие инф-ормации в данном случае ор-ганизованы с помощью мы-шечных усилий и иных ощу-щений тела, не связанных с работой зрительного аппара-та (способ фиксации – звук и действие). В общеобразова-тельной школе и вузе в чис-том виде встречаются редко (при формировании понятий «теплое», «холодное» и т.п.). Обучение слепых детей. аудирование с последующей фиксацией информации «по Брайлю»   организация работы с художественным текстом      
организация работы с научно-техническим текстом  
Продолжение таблицы 3.3  
Класс Род  
Аудиально-визуально-кинестетические Информация представлена в виде зрительного образа, звука и действия. При использовании приемов данного класса информация воспринимается, передается и фиксируется по всем трем каналам одновременно Организация выполнения «экспериментальных» работ. Виды приемов в данном случае будут выделяться по «научной принадлежности» (физический, химический, биологический опыт), пример приема данного рода: организация выполнения химического опыта (физического и т.п.) или: организация выполнения опытной работы по определению свойств агрегатных состояний вещества    
Организация выполнения работ с таким средством обучения как компьютер (если компьютер без звуковой карты – метод визуально-кинестетический). В данном случае приемы выделяются в зависимости от «предметного» наполнения компьютерных программ  
Приемы, облегчающие работу с информацией  
Класс приема Вид приема  
Визуально-кинестетический при добавлении приема устного описания – Аудиально-визуально-кинестетический Использование цветового кодирования при выполнении графических работ  
Организация выполнения схематических рисунков  
Организация составления схем изучаемых процессов, явлений, отражающих содержание учебных текстов  
Организация составления таблиц  
Использование немых рисунков при обучении и контроле  
             

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.