Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная среда, ее составные части, их характеристики и взаимодействие




 

1 Развитие есть результат взаимодействия мира знаний и мира потребностей, осуществляемого с учетом имеющихся ресурсов через систему производства и распределения товаров и услуг и систему обмена информацией. Любой инновационный процесс - это одно из проявлений такого взаимодействия.

2 В целом система производства и распределения знаний, а также товаров и услуг, совокупность запросов и ожиданий отдельных граждан и общества в целом, располагаемые ресурсы, коммуникации между различными представителями экономического процесса, нормы и правила такого взаимодействия, - все это представляет инновационную среду, в которой и развиваются инновационные процессы. Состояние инновационной среды в значительной степени определяется экономической политикой государства в целом и мало зависит от инновационной деятельности отдельного предприятия.

3 Развитие экономики не самоцель, а лишь инструмент удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения страны Достижение этой основной цели в общем случае возможно при помощи реализации различных стратегических подходов к формированию инновационной среды, таких как

- стратегия сырьевого придатка.

- стратегия «мозгового центра»;

- стратегия опоры на фундаментальные и прикладные знания мирового сообщества.

- стратегия сбалансированного развития:

- комбинированная стратегия.

Каждому конкретному варианту стратегии соответствуют свои приоритетные направления инновационной деятельности и свои возможности по их реализации. Для современной России, по-видимому, наиболее приемлемой является комбинированная стратегия с опорой на собственное сбалансированное развитие при ограниченной (регулируемой) открытости внешнему товаропроизводителю.

4. Каждое предприятие, в инновационной среде имеет свою сферу инновационной деятельности, которая включает в себя:

- рынок идей (новшеств);

- рынок товаров и услуг;

- рынок инвестиций;

- инфраструктуру инновационной деятельности.

Алгоритм реализации инновационного процесса в общем случае включает в себя следующие частые процессы:

- осознание проблемы, в том числе осознание потребности;

- выдвижение идей по способам ее (проблемы) разрешения;

- оценка и отбор наиболее приемлемой идеи,

- поиск источников инвестиций;

- разработка плана реализации идеи;

- реализация плана, включая управление реализацией;

- внедрение нововведения, его эксплуатация, снятие с производства и утилизация

Эти частные процессы, в свою очередь, могут быть разбиты на еще более мелкие под процессы.

Реализация приведенного выше алгоритма - это одно из проявлений взаимодействия мира знаний, мира потребностей и мира производства и распределения товаров и услуг, осуществляемого в рамках данной конкретной организации. Взаимодействие этих миров в государственном масштабе может быть представлено так, как показано на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Развитие производства товаров и услуг как результат взаимодействия мира знаний и мира потребностей

 

Прежде чем приступить к анализу приведенной схемы, сделаем относительно нее несколько замечаний:

- каждый прямоугольник этой схемы представляет целое множество организаций различных форм собственности, имеющих свои собственные цели, задачи, стратегию и тактику и возможности;

- каждая соединительная линия на этой схеме характеризует сложившуюся систему взаимодействия конкретных организаций, либо усредненные характеристики такого взаимодействия;

- каждый представитель любой из организаций одновременно играет в экономическом процессе несколько различных ролей:

носителя потребностей; знаний; потребителя; производителя товаров, услуг, знаний, то есть отделение блока "потребители" от всех остальных блоков является чисто условным;

- все субъекты приведенной структуры (юридические и физические лица) действуют в соответствии с системой правил, сложившейся в обществе и частично закрепленной в системе законов и нормативных актов.

Весь перечень приведенных на рисунке элементов, их взаимосвязей и правил поведения представляет ту среду, в которой развиваются инновационные процессы, тоесть инновационную среду. Каждое предприятие в этой среде имеет свою сферу деятельности.

Как было установлено ранее, критерии эффективности экономики различны для индустриального и постиндустриального этапов развития. В соответствии с этим по-разному формулируется и цель экономического развития. Однако независимо от этапа цель должна отражать степень удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения страны. Какими же путями, с помощью какой стратегии можно, в общем случае, достичь сформулированной цели? Под стратегией в данном случае будем понимать выбранное сочетание значений степени развитости фундаментальной и прикладной наук, производства товаров и услуг, системы распределения, коммуникаций между различными участниками экономического процесса, а также взаимосвязей с мировым сообществом, обеспечивающее требуемый уровень удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.

Рис. 2.2 Инновационная инфраструктура

 

Один из вариантов стратегии развития, как следует из первого рисунка, заключается в торговле ресурсами, закупке за рубежом всех тех товаров и услуг, которые необходимы для удовлетворения потребностей населения, в развитии сферы обслуживания при полном отсутствии фундаментальной и прикладной науки и промышленного производства.

Другой вариант стратегии заключается в приоритетном развитии фундаментальной и (или) прикладной науки, торговле результатами научных исследований, приобретении необходимых для удовлетворения потребностей населения товаров и услуг и отсутствии собственного развитого промышленного производства.

Еще один вариант развития экономики основан на заимствовании фундаментальных и прикладных знаний и создании на этой основе высокоэффективного производства.

Следующий вариант стратегии предполагает сбалансированное развитие прикладной и фундаментальной науки, производства и сферы обслуживания.

В общем случае возможны и другие варианты стратегии развития. Каждый такой вариант имеет свои достоинства и недостатки и требует для реализации вполне конкретных условий.

Так, например, стратегия сырьевого придатка при тех несметных природных богатствах, которыми обладает Россия, на первый взгляд кажется приемлемой. Однако одним из условий ее успешной реализации является развитая инфраструктура, наличие сети транспортных коммуникаций, в то время как значительная часть природных ресурсов расположена в труднодоступных отдаленных регионах.

Второе условие, необходимое для ее успешной реализации, -право каждого гражданина страны на результаты коммерческого использования природных ресурсов. Но поскольку таких прав у наших граждан нет, а значительная часть этих ресурсов отдана в практически бессрочную аренду, применение такой стратегии не приведет к процветанию населения. Кроме того, использование данной стратегии сопряжено с такими негативными явлениями, как колебания спроса на те или иные виды ресурсов, возможность появления более дешевых ресурсов - заменителей искусственного либо естественного происхождения. Следовательно, использоваться она может лишь в сочетании с другими стратегиями.

Стратегия мозгового центра планеты требует, во-первых, высокого уровня образования всего населения страны, во-вторых, развитой информационной инфраструктуры, в-третьих соответствующей системы приоритетов и ценностных ориентации населения. Ни первого, ни второго, ни третьего в современной России нет. Кроме того, современные научные исследования требуют применения высокотехнологичного оборудования, а его отсутствие делает такую стратегию уязвимой со стороны поставщиков такого оборудования. К тому же открытость рынка товаров и услуг для зарубежного производителя при отсутствии собственного производства грозит наводнением страны второсортными товарами.

Стратегия опоры на зарубежные источники фундаментальных и прикладных знаний предполагает наличие высокопрофессиональных специалистов - экспертов, способных отобрать наиболее перспективные знания, технологии, решения, материалы и т. п., наличие демократической и открытой процедуры принятия решений о закупке тех или иных технологий или знаний, наличие оперативного доступа к этим знаниям и технологиям, и кроме того, согласие владельца этих знаний, технологий и т.п. на их передачу. Какие же угрозы могут сопутствовать такой стратегии?

А) Сильная зависимость от добросовестности и квалификации группы экспертов, возможность закупки неэффективных, устаревших знаний и технологий.

Б) Опасность по тем же причинам концентрации экологически вредных, ресурсоемких производств.

В) Обреченность на вторые и третьи роли в мировой экономике из-за нежелания поставщиков технологий и знаний развивать опасного конкурента.

По перечисленным выше причинам данная стратегия не может быть основной и может быть рекомендована как стратегия переходного периода.

С учетом того, что каждая из перечисленных выше стратегий обладает определенными достоинствами (доступ к новым знаниям, технологиям, товарам, возможность получения дополнительных ресурсов и т.п.) и принимая во внимание все связанные с ними угрозы, единственно приемлемым вариантом стратегии развития инновационной среды для современной России, по-видимому, является комбинированная стратегия с преимущественной опорой на собственное сбалансированное развитие при регулируемой открытости внутреннего рынка для зарубежных товаропроизводителей.

Реализуемая же на практике стратегия сегодняшней России - это стратегия развала фундаментальной и прикладной науки, производства при одновременной ориентации на зарубежного товаропроизводителя. Очевидно, весь спектр негативных последствий такой стратегии нет смысла описывать детально, - они видны уже невооруженным взглядом. Если, кроме того, учесть, что последствия развала фундаментальной науки скажутся максимальным образом лет через 15-20, прикладной науки - лет через 5-7, а создание научных школ и коллективов требует десятилетий, то возрождение экономики России в ближайшие 20-30 лет при сохранении сегодняшней стратегии еще на год-два представляется маловероятным.

Очевидно, каждому конкретному варианту стратегии соответствуют свои приоритетные направления инновационной деятельности и свои возможности по реализации этих направлений.

Рассмотрим далее основные элементы инновационной сферы, а затем попытаемся установить, какими свойствами должна обладать инновационная среда и сама организация, чтобы в ней могли эффективно развиваться инновационные процессы.

А) Рынок новшеств (инноваций)

Основным товаром этого рынка является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законами и нормами.

Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний, в том числе:

- фундаментальные научные исследования - экспериментальная и теоретическая деятельность, ориентированная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы и общества;

- прикладные научные исследования - научная деятельность, направленная па достижение практических результатов и решение конкретных задач.

Научно-техническая деятельность, которую чаще всего относят к прикладной науке, имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечивающих функционирование науки, техники и производства как единой системы.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Они могут проводить исследования как по заказам государства или сторонних организаций, так и по своей собственной инициативе.

Б) Рынок товаров и услуг

Что это такое, хорошо известно из курса экономической теории. Два крайних состояния рынка - это рынок чистой конкуренции и монопольный рынок. При наличии конкуренции коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства; повышать технический уровень продукции или системы услуг; снижать издержки производства; совершенствовать систему технического обслуживания; сокращать эксплуатационные расходы потребителя; повышать полезный эффект продукции; поддерживать приемлемый уровень цены продукции и цены потребления; обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности.

С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, но не отвечающие интересам коммерческих организаций.

При отсутствии конкуренции роль рынка как стимулятора инновационной деятельности стремится к нулю.

Очевидно, степень конкуренции не единственный фактор, определяющий инновационную активность. Одним из самых значимых факторов такой активности является состояние рынка инвестиций.

В) Рынок инвестиций (капитала)

Современный уровень развития науки и техники позволяет решить многие актуальные народнохозяйственные задачи, однако основным ограничением, не позволяющим сделать это, является недостаток капитала. На рынок капитала, в общем случае, влияют следующие факторы:

- макроэкономическая политика;

- соотношение форм собственности;

- налоговая политика;

- развитие финансового сектора;

- рыночное ценообразование;

- информационные технологии:

- профессиональные стандарты;

- законодательство;

- общее состояние экономики.

Поскольку инновационные процессы длятся 3-5 лет и более, то в инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции. С учетом сложившейся в России экономической ситуации Госкомитетом по промышленной политике предусматривается закрепление в законодательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики в промышленности:

На безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности.

Все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе.

Преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе являются инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдача гарантий по эмитируемым ценным бумагам.

В самом общем виде инвестиции - это долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли (положительного народнохозяйственного эффекта). По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые Реальные инвестиции - это приобретение субъектами хозяйствования земли, средств производства, нематериальных активов. Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток капитала в бизнес происходит через инвестирование в ценные бумаги.

Приобретая ценные бумаги, инвестор рассчитывает на безопасность вложений (отсутствие неприемлемо высокого риска потерь капитала); доходность вложений - получение текущего дохода на вложенный капитал в виде дивиденда или процента; рост вложений (рост рыночной цены приобретенных ценных бумаг).

Рынок инвестиций функционирует, руководствуясь постановлениями правительства; федеральными целевыми программами; государственной инвестиционной программой. Основными контролирующими органами на этом рынке выступают ведомства - госзаказчики целевых программ; Министерство финансов;

Министерство экономики (по гос. инвестиционной программе). Министерство финансов создает гарантийный фонд, который может выделять средства государственным и негосударственным инвестиционным фондам, которые, могут выделять средства инвесторам при наличии гарантий, а также гарантии эмитентам ценных бумаг.

В литературе по менеджменту выделяют следующие категории инвесторов:

- правительственные;

- региональные;

- корпоративные;

- частные;

- межгосударственные.

В отдельную категорию выделяют иногда всех иностранных инвесторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.