Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностно-ориентированные потребности




Классификация потребностей

Потребности определяются как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

Иерархия потребностей А.Маслоу

Классификация потребностей

7.1. Сущность категории «потребность»

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятельность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т.д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свойства, состояния, потребности, интересы и т. д.

В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности – сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность не является структурным элементом акта деятельности, она относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания – понятия однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности. Всякая потребность побуждает человека на действия по ее реализации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах.

Потребности человека – это постоянно развивающаяся система, развитие которой включает в себя следующие стадии:

- возникновение, когда потребность осознается человеком как насущная необходимость;

- становление, когда идет процесс организации потребности. В этот момент человек продумывает возможные варианты реализации задуманного;

- зрелость, когда система достигает состояния целостности. Обычно этот момент совпадает с чувством наибольшего удовольствия от реализации задуманного.

- преобразование, в рамках которого начинается процесс дезорганизации системы.

 

Создание некой универсальной классификации потребностей представляется задачей маловероятной. Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также разнообразием природных и социальных условий, в которых они возникают и развиваются.

Сложность классификации кроется в том, что потребности являются предметом изучения одновременно нескольких наук, по-разному определяющих основания классификации потребностей.

Например, польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций потребностей, составленных по самым разным основаниям. П. М. Ершов в книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации. Первая принадлежит Ф.М.Достоевскому, который множество интересов и потребностей людей разделил по сложности их содержания на три группы: потребности в материальных благах, необходимых для поддержания жизни; потребности познания; потребности всемирного объединения людей. Г.Ф.Гегель все потребности распределил по четырем группам физические потребности; потребности права, законов; религиозные потребности; потребности познания. Первую группу по Достоевскому и по Гегелю, как предлагает П. М. Ершов, можно назвать потребностями витальными; третью по Достоевскому и вторую по Гегелю - потребностями социальными; вторую по Достоевскому и четвертую по Гегелю - идеальными.

Можно выделить следующие большие группы потребностей:

Базовые потребности – это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и пр.

Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Далее воспользуемся классификацией потребностей, наиболее полно отражающей виды сервисной деятельности, основная цель которой - предоставление услуг, удовлетворяющих потребностям человека. Отметим среди них главные: биологические, материальные, социальные и духовные потребности. Внутри этих основных базовых потребностей можно обнаружить значительное число модификаций, обладающих специфическими характеристиками.

Биологические потребности выступают как первичные потребности жизнедеятельности организма, необходимые для его нормального функционирования. Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и вьщеления, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Соответственно сервисная деятельность должна предоставить эти услуги. Процесс предоставления сервисных услуг для удовлетворения биологических потребностей имеет свои особенности, обусловленные не только стоимостью услуги и материальным благосостоянием ее потребителя, но и культурными традициями страны.

Так, для удовлетворения потребности в пище существуют национальные, европейские, азиатские системы питания, которые необходимо учитывать при предоставлении услуги. Питание, будучи сервисной услугой, предполагает не только удовлетворение биологической потребности в пище, но несет в себе и значительную анимационную нагрузку.

Успешная деятельность в области сервиса возможна там и тогда, где и когда, удовлетворяя биологические потребности клиента, профессионал сервисного обслуживания будет заботиться о том, чтобы предоставляемая им услуга давала человеку не простое насыщение, а истинное удовольствие.

Материальные потребности включают в себя потребности в комфортном жилье, транспортных средствах, обеспечении безопасности, т.е. вещественные потребности в необходимых и достаточных средствах удовлетворения жизненно важных условий для человеческого бытия. Материальные потребности человека определяются многими факторами. Наиболее важные среди них - наличие денежных средств, ценностных установок, уровня образования, принадлежность к определенной социальной группе.

Если сервисное обслуживание представляет собой достаточно развитую систему, то при условии регуляции цен, качества товаров и услуг каждый человек должен быть обеспечен нормативным минимумом, удовлетворяющим его материальные потребности. Но, как свидетельствует народная мудрость, у кого-то жемчуг мелковат, а у кого-то щи пустоваты.

Увеличение численности двух противоположных слоев российского общества - вещественно бедных и богатых – признак неравномерности развития существующего строя. В странах Европы, таких, как Германия, Англия, где достаточно высок уровень жизни населения, это расслоение не столь заметно.

Вещественное богатство тогда может являться истинной гуманистической ценностью, когда оно рассматривается как средство, а не как цель бытия человека. По сравнению с вещественным богатством как самоцелью и смыслом жизни всестороннее развитие личности имеет то преимущество, что оно неотчуждаемо и как таковое составляет внутренний мир человека, реализуясь в его духовном богатстве.

Материальные потребности, ставшие целью жизни человека, постепенно превращают его в Гобсека, Плюшкина.

Среди социальных потребностей выделяют потребности в самоидентафикации личности, в защите прав и достоинств человека, социально-гуманитарной ориентации.

Социальные потребности составляют широчайшую сферу, в которой раскрываются многочисленные таланты человека. Именно на уровне социальных потребностей раскрывается такое характерное свойство человека, как способность создавать нечто для другого. Только в совместной деятельности с другими людьми человек способен раскрыть себя как личность.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было, бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком и создал собственную историю.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, можно классифицировать эти группы по трем признакам-критериям:

1) потребности для других;

2) потребности для себя;

3) потребности вместе с другими.

Потребности «для других» – это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого.

Потребность «для себя» – потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы.

Потребности «вместе с другими» – это группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Как существо духовное человек стремится к приобщению к духовным ценностям, которое может быть реализовано в процессе удовлетворения его духовных потребностей. Наиболее полно духовные потребности человек удовлетворяет в процессе общения, в процессе постоянного диалога с другим подобным ему живым существом, в процессе приобщения к религиозной конфессии.

Создание условий для удовлетворения духовных потребностей в сервисной деятельности представляется перспективной сферой сервиса. Формы организаций этих условий могут быть предельно разнообразны: от создания клубов по интересам, домов творчества, ночных клубов до коммуникативных семинаров, где основная цель – научить людей общаться и получать от этого истинное удовольствие.

Духовные потребности - это неугасимое стремление обогатить свою личную духовную жизнь через общение с другими людьми.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии личности. Как уже отмечалось, по этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.

2. Гармоничное сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.

4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

В процессе удовлетворения своих потребностей человек приобретает ту или иную услугу, и от того, насколько качественной она будет, зависит успех сервисной деятельности в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.