Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение. Исследовательско-аналитическая деятельность:




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

В)профессиональных (ПК)

исследовательско-аналитическая деятельность:

ü владением знаниями о правовых основах международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира (ПК-15);

учебно-организационная деятельность:

ü готовностью вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу (ПК-27).

В результате освоения учебной дисциплины «Политические системы стран мира» студент должен

знать: содержание понятия политическая система государства - основные признаки государства - основополагающие элементы формы государства - функции и назначение основных государственных институтов.

уметь: проводить сравнительные характеристики государственного устройства стран мира, приводя грамотную аргументацию. Целями освоения дисциплины является получение студентами лингвострановедческих знаний, а также умений и навыков профессиональной коммуникации на иностранном языке.

владеть: навыкамисамостоятельного изучения монографической литературы, периодической печати, справочных изданий с целью извлечения информации для подготовки семинарских занятий и публичных выступлений перед большим количеством слушателей.

 

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

по дисциплине Политические системы стран мира

для очной формы обучения 2 курс 4 семестр

 

 

Рабочую программу осуществляет:   Лекции:канд. ф. наук, доцент Юсупова Р.Р.   Практические занятия:канд. ф. наук, доцент Юсупова Р.Р.   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2   Учебных часов - 72 лекций - 18, практических занятий - 16 КСР - 2 самостоятельная работа студентов - 36

 

 

  № П№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоятельной работы Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
               
                Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) обсуждение вопросов по изучаемой теме 4) проверка заданий в рабочей тетради Форма промежуточной аттестации – зачет
  Тема 1 Политические системы государств мира. Введение в изучение Понятие политической системы. Политическая система государства представляет собой совокупность различных институтов: государственных органов, политических партий и движений, общественно-политических организаций и объединений, правовых и политических норм, в рамках которых проходит политическая жизнь общества, осуществляется политическое управление и реализуется политическая власть. Предмет, цель и задачи лекционного курса. Характеристика источников и литературы. Структура политсистемы: – политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.д.; – политическое сознание, характеризующее идеологические стороны политической власти; – политические отношения, складывающиеся внутри политсистемы по поводу политической власти; – социально-политические и правовые нормы, организующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти; – политическая практика, состоящая из совокупного политического опыта. Элементы (подсистемы), образующие структуру политсистем: институциональный, нормативный, функциональный, идеологический, культурный. Функции политсистемы: обеспечение и легитимация политической власти, управление различными сферами жизнедеятельности людей, мобилизационная и консолидирующая функции, политическая социализация граждан и общества. Политические отношения и политическая система. Основные типы политических систем. Политическая власть. Институты политической системы. Государство как основное звено политсистемы. Институты публичной власти. Институты государственной власти. Гражданское общество. Генезис современных политических систем стран мира..   лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка заданий в рабочей тетради  
  Тема 2. Конституция — правовой фундамент политических систем государств мира Конституция (от латинского constinutio — устройство) — основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу, определяющий его общественно-политическое устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, т.е. политическую систему государства. Конституция — основа всего текущего законодательства страны. Классификация конституций по содержанию и форме. Структура конституций (роль и содержание преамбулы, основной части, заключительных, переходных и дополнительных положений, приложений). Процедуры разработки, принятия и изменения конституций. Классификация конституций по способу принятия (октроированные; договорные; народные — принятые суверенной конституантой, принятые несуверенной конституантой, плебисцитарные). Процедура изменений конституций. Классификация конституций по степени сложности изменения (гибкие, жесткие). Ситуация отмены конституций. Порядок конституционной реформы. Форма конституции: кодифицированная (консолидированная) и некодифицированная, развернутая и неразвернутая, смешанный тип конституций. Писаные и неписаные (совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев) конституции. Действие конституции в историческом измерении на территории конкретных стран (основной текст, переходные положения). Временные и постоянные конституции. Проблема непосредственного применения конституционных норм и судебной защиты конституционных прав. Функции конституции: политическая, юридическая, идеологическая. Высшая юридическая сила конституции в формальном и материальном смысле. Фактическая и юридическая причины фиктивности конституции. Случаи расхождения между политическим режимом и конституцией лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка заданий в рабочей тетради    
  Тема 3. Формы правления и институт главы государства в политических системах стран мира Понятие формы правления. Классификация форм правления государств: монархии и республики. Мона́рхия (от греч. мonarchia — единовластие) — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передается по наследству. Разновидности монархии (абсолютная, дуалистическая, теократическая, парламентарная монархии). Генезис института монархии. Монарх как глава государства. Порядок престолонаследия: сеньоратный, майоратный, примогенитура. Системы престолонаследия (типы примогенитуры): салическая, австрийская, кастильская, шведская. Особые требования, предъявляемые к монарху. Неприкосновенность монарха. Цивильный лист. Регентство и опекунство. Личная уния. Парламентарная монархия. Принцип верховенства парламента. Неответственность монарха. Институт контрассигнатуры. Политическая ответственность правительства перед парламентом. Солидарный характер ответственности. Варианты государственного режима в условиях парламентарной монархии: парламентаризм, министериализм («система кабинета»). Респу́блика (от лат. res publica — общее дело) — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями, а граждане обладают личными и политическими правами. Разновидности республики: президентская, парламентская, президентско-парламентская. Взаимоотношения исполнительной и законодательной властей, порядок замещения должности главы государства и порядок формирования правительства в президентской, парламентарной и президентско-парламентской (смешанной) республике. Президент как глава государства. Цензы пассивного избирательного права. Порядок выборов. Порядок временного замещения поста президента. Институт президентской власти. Институт главы государства и его место в системе разделения властей. Функции высшего представительства государства внутри и вовне страны. Коллегиальная и персональная форма института главы государства. Полномочия главы государства в отношении парламента. Полномочия главы государства в отношении правительства. Полномочия главы государства в отношении судебной власти. Полномочия главы государства в сфере международных отношений. Полномочия главы государства в сфере обороны и безопасности. Вспомогательные органы при главе государства, их состав, задачи и функции. лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) обсуждение вопросов по изучаемой теме 3) проверка заданий в рабочей тетради  
  1. Тема 4. Формы административно-территориального устройства государств мира (унитаризм, федерализм, конфедерализм) Понятия территориального устройства, территориальной единицы, территориального деления. Уровни территориального деления и современные тенденции (укрупнение низовых единиц, регионализация). Административно-территориальные единицы общего и специального типа. Формы административно-территориального устройства. Унитарное государство, его определение, признаки и вариации. Унитаризм как форма государственного устройства. Унита́ризм — форма государственного устройства, при которой все составные части государства являются его административно-территориальными единицами, подчиненными центральным органам власти и не обладающие признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. Централизованные и децентрализованные унитарные государства. Понятие территориальной автономии. Виды территориальной автономии: государственная (законодательная), местная (административная). Понятие национально-территориальной автономии. Отличия правового статуса территориальных единиц высшего уровня в полностью децентрализованном унитарном государстве от правового статуса субъектов федерации. Правовой статус территориальных единиц высшего уровня и низовых единиц в относительно децентрализованном унитарном государстве. Федеративное государство, его определение, признаки и вариации. Федерализм как форма государственного устройства. Федерализм (от лат. Foederatio — союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (штаты, республики, земли, области, провинции, округи и т.д.), которые имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, т.е. федерация это союзное государство. Типология федераций по происхождению (договорные, конституционные). Территориальный (США, Германия),лингво-национальный (Индия), смешанный (Россия) принципы построения федерации. Понятия компетенции (исключительной, конкурирующей и остаточной) и сфер компетенции (исключительно федеральной, исключительно субъектов федерации, совместной). Принципы распределения компетенции между центром и субъектами федерации. Централизованные и децентрализованные федерации. Договоры между федерацией и ее субъектами. Процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами. Финансовые рычаги воздействия центра на субъекты федерации. Полномочия субъектов федераций в области внешних сношений. Гарантии территориальной целостности федеративных государств и проблема сецессии. Самоуправляющиеся единицы в федерациях. «Симметричность» и «асимметричность» территориального устройства, особенности их проявления в федерациях и унитарных государствах. Конфедерация как форма административно-территориального устройства. Конфедерализм — форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, но образуют специальные объединенные органы для координации и осуществления действий в определенных целях (внешнеполитических, военных), т.е. конфедерация это союз государств. Конфедерация как международно-правовое объединение, как субъект международного права. ЕС как новая форма конфедерации: проблемы и перспективы. Федерализм и конфедерализм: общее и особенное (наличие и уровень суверенитета у субъектов). лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач обсуждение вопросов по изучаемой теме 3) проверка заданий в рабочей тетради  
  Тема 5. Государство как главный элемент политических систем стран мира Государство — особый политический институт, организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, национальных, конфессиональных, общечеловеческих), совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций страны, управляющих обществом. Государство как главный (системообразующий) элемент политической системы общества. Суверенные государства и несамоуправляющиеся территории. Понятие и разновидности зависимых территорий (колонии, протектораты, подопечные территории, кондоминиумы). Особенности правового статуса заморских территорий, островных владений на современной политической карте. Непризнанные государственные образования (самопровозглашенные) — общее название территориальных образований, не имеющих частичного или полного международного дипломатического признания, т.е. суверенитет де-факто, но не де-юре. Их разновидности, общие и специфические черты (непризнанные никем, частично признанные / непризнанные). Государственный режим. Понятие государственного режима. Гос. режим как основной элемент политического режима, совокупность способов и методов реализации власти государством. Разновидности государственных режимов и их характеристики (либерально-демократические, авторитарные, тоталитарные, расистские режимы). Принцип народного суверенитета. Непосредственная (прямая) и представительная демократия. Система и принцип разделения властей и его реализация. Разделение власти по горизонтали и по вертикали. Теория разделения властей. Система «сдержек и противовесов». Законодательная, исполнительная и судебная власть. Влияние различий в конституционном статусе отдельных ветвей власти на характеристики политического режима. Государственный механизм. Государственный аппарат. Модели государственного аппарата: централизованно-сегментарная, моноцефальная, монотеократическая. Государственные органы, их виды: - по срокам полномочий (временные,постоянные) - по порядку формирования (первичные,производные) - по месту во властной иерархии (высшие,местные) - по характеру осуществления компетенции (единоначальные,коллегиальные) Государственная служба.Государственная администрация. Государственное учреждение. лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1)опрос 2) обсуждение вопросов по изучаемой теме 3) проверка заданий в рабочей тетради  
  Тема 6 Организация законодательной власти в политических системах государств мира Понятие законодательной власти, ее место в системе разделения властей. Законодательная власть — ветвь государственной власти, система органов государства, наделенных правом принятия законов. Парламент, как общегосударственный представительный орган. Структура парламентов. Организация работы палат парламентов. Формирование палат. Задачи верхней палаты (территориальное представительство, контрольные прерогативы, иные функции). Особенности комплектования верхних палат. Примеры «слабой» и «сильной» верхней палаты, промежуточные варианты. Особенности комплектования нижних палат. Длительность срока полномочий депутатов. Порядок обновления палат. Роспуск палат. Самороспуск. Руководство палат. Председатель-спикер и председатель-руководитель. Постоянный и сессионный порядок работы парламентов. Внеочередные сессии. Субъекты права созыва палат парламентов. Процедура пленарных заседаний (организационно-учредительных, обычных). Требования к кворуму. Порядок установления повестки дня и обсуждения вопросов. Способы голосования (открытое, тайное, поименное). Возможность делегирования голоса при голосовании. Варианты большинства, необходимого для принятия решений (относительное, абсолютное, квалифицированное, консенсус). Условия проведения совместных заседаний. Процедура заседаний комитетов (комиссий). Законодательный процесс. Стадия законодательной инициативы. Ограничения права законодательной инициативы парламентариев. Народная инициатива. Специальная законодательная инициатива. Понятия законопроекта и законопредложения. Стадия обсуждения законопроекта (первое чтение, второе чтение, третье чтение). Порядок внесения поправок. Стадия принятия закона. Процедуры преодоления разногласий между палатами. Стадии санкционирования, промульгации и публикации закона. Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров. Вспомогательный аппарат парламента, его функции (экспертная, организационно-техническая) и структура. Службы коллегиальных органов, личный персонал парламентариев (законодательные помощники, административные помощники). Контрольно-ревизионные органы при парламентах. Счетные палаты. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены). Консультативные органы при парламентах. Статус парламентария. Концепция императивного мандата (отношения представительства между парламентарием и избирателями) и свободного мандата (отношения представительства между парламентом и нацией). Проблема наказа депутату и отзыва депутата. Проблема партийной (фракционной) дисциплины и ответственности за дефекцию (переход депутатов из одной партийной фракции в другую). Права и обязанности парламентариев (коллективные, индивидуальные). Дисциплинарные взыскания, их виды и основания. Парламентский иммунитет. Индемнитет. Объединения парламентариев, их основа (партийная, территориальная, функциональная) и требования, предъявляемые к ним (нижний порог численности). Органы, объединяющие лидеров фракций, и их роль. Парламентская оппозиция. Законодательная компетенция парламентов. Финансовая компетенция парламентов (бюджет, налоги, эмиссия, займы). Внешнеполитическая компетенция парламентов (ратификация, денонсация). Компетенция парламентов в области обороны и безопасности (объявления войны, состояния войны, состояния обороны, чрезвычайного положения). Участие парламента в формировании государственных органов, назначении должностных лиц. Участие парламента в формировании правительства. Участие парламента в формировании судебной власти. Участие парламента в формировании иных органов и назначении должностных лиц. Акты парламента: нормативные (конституции, конституционные и органические законы, законы) и ненормативные (резолюции, заявления, обращения, декларации). Органы, выполняющие функции парламента в период между сессиями. Конституционное регулирование замещения парламента. лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) обсуждение вопросов по изучаемой теме 3) проверка заданий в рабочей тетради    
  Тема 7. Организация исполнительной власти в политических системах государств мира Понятие исполнительной власти и её место в системе разделения властей. Исполнительная власть — ветвь государственной власти, осуществляющая функции управления, основываясь на действующих законах и нормативных актах, принимающая и собственные постановления, и решения (нормативные акты) во исполнение актов законодательной власти. Институты исполнительной власти: глава государства и/или правительство. Институт главы государства, его статус, формы (единоличная и коллегиальная), виды (монарх, президент), функции и место в системе разделения властей. Полномочия главы государства в осуществлении исполнительной власти. Институт правительства, его функции и структура. Понятие правительства в широком и узком значении. Правительства постоянные и временные; беспартийные, однопартийные, коалиционные (в т.ч. «национального единства»). Влияние формы правления и формы государственного устройства на состав и компетенции правительства. Парламентский и внепарламентский (реальный, формальный) пути формирования правительства. Полномочия правительства. Нормоустанавливающая деятельность правительства (нормативные акты, делегированное законодательство). Статус главы правительства: президент, монарх, премьер-министр, председатель правительства, канцлер. Органы, руководящие деятельностью правительства («узкий кабинет», аппарат главы правительства). Межведомственные образования в структуре правительства. Привилегии и иммунитеты членов правительства. Ответственность правительства и его членов. Формы политической ответственности: парламентская (вотум недоверия, отказ от утверждения бюджета), перед главой государства. Процедуры юридической ответственности (уголовная, гражданская, дисциплинарная). Импичмент. Министерства и ведомства — отраслевые органы исполнительной власти: входящие и не входящие в состав правительства (в т.ч. независимые). Их компетенция в определенных сферах государственного управления. Ведомства с надведомственными полномочиями. Исполнительная власть на местах, общие и специфические черты в разных странах мира. лек/пз 2/2 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) обсуждение вопросов по изучаемой теме 2) опрос 3) проверка заданий в рабочей тетради    
  Тема 8. Организация судебной власти в политических системах государств мира Понятие судебной власти, её место в системе разделения властей. Судебная власть — ветвь государственной власти, независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Конституционное регулирование судебной власти. Осуществление судебной власти всей совокупностью судебных органов. Понятия юстиции, юрисдикции, правосудия. Структура судебной власти. Единая (англосаксонская), специализированная (европейская континентальная), социалистическая и мусульманская судебные системы, их схожие и специфические черты. Виды судебных органов. Конституционные суды и суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц. Органы досудебного разбирательства. Суды общей юрисдикции. Административная юстиция, ее варианты. Суды специальной юрисдикции (трудовые, налоговые, патентные, ювенальные). Военные суды. Шариатский суд. Формирование судейского корпуса. Статус судьи. Требования несовместимости. Высшие органы судейского сообщества, их функции и полномочия. Конституционные принципы судоустройства и судопроизводства. Принципы несменяемости, административной и финансовой автономии. Принцип инстанционности. Принцип гласности. Особенности применения апелляционной, кассационной, ревизионной форм обжалования. Формы участия народа в отправлении правосудия (присяжные и шеффены). Особенности англосаксонского и континентального суда присяжных. Большое и малое жюри. Недопустимость отказа в правосудии и чрезвычайных судов. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти. Органы предварительного расследования. Прокуратура и ее место в системе государственных органов. Следователи (следственные судьи, следственные комитеты). Адвокатура. Особенности британской адвокатуры (барристеры, солиситоры). Институт публичных адвокатов. Судебная полиция. Судебные исполнители. Нотариусы. Понятия «магистратура» и «магистрат». лек/пз 2/1 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52. 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) обсуждение вопросов по изучаемой теме 3) проверка заданий в рабочей тетради    
  Тема 9. Партии и партийные системы государств мира Понятие политической партии и ее функции. Политическая партия (от лат. pars — часть, группа) — добровольно сорганизовавшаяся активная часть социальной группы или класса, устойчивая политическая организация, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. Основные идейно-политические (идеологические) течения современности (идеология современных партий): – либерализм и неолиберализм; – консерватизм и неоконсерватизм; – социализм и социал-демократия; – коммунизм; – национализм и неофашизм; – экологизм и движение «зеленых». Правила создания и образования политических партий в различных странах мира (явочный, явочно-регистрационный порядок, возрастной ценз, ценз численности — «партминимум»). Порядок регистрации политических партий. Структура и порядок деятельности партий. Социальная база партий. Электорат партий. Классификация политических партий по социально-политическим критериям: консервативные, либеральные, клерикальные (религиозные), реформистские, радикальные партии. Классификация политических партий по организационным критериям: кадровые, массовые, партии-движения. Классификация политических партий по месту в политическом спектре (социальной направленности программ): левые, правые, центристские партии. Национальные партии. Праворадикальные и правоэкстремистские партии и движения. «Новые» партии. Кадровые, массовые и организационно неоформленные партии («избирательные движения»). Индивидуальное и коллективное членство. Взаимоотношения парламентской партийной фракции с внепарламентскими партийными органами. «Парламентская партия». Институционализация (законодательная, конституционная) политических партий на современном этапе. Правящие и оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные) партии. Ограничение (запрет) деятельности партий. Регулирование финансирования политических партий, порядок государственного субсидирования политических партий. Партийная система государства — совокупность всех политических партий и близких к ним политических сил, действующих в данной стране, и их взаимоотношения друг с другом. Классификация партийных систем: – в зависимости от характера политического режима: демократические, авторитарные, тоталитарные партийные системы; – в зависимости от количества партий, борющихся за власть и влияющих на нее: беспартийная, однопартийная, двухпартийная, 2,5-партийная и многопартийная системы. Блоковая форма партийной системы. Институционализация оппозиции и теневой кабинет. Место общественных объединений и союзов в партийных системах: профсоюзы (цеховые, производственные, конфессиональные), союзы и ассоциации предпринимателей и работодателей, кооперативы.   лек/пз 2/1 Основная литература: 1-5. Дополнительная литература: 1-52.   1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради   Текущий контроль: 1) опрос 2) обсуждение вопросов по изучаемой теме 3) проверка заданий в рабочей тетради    
                   




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.