Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение бедности. 1 страница




40.

36.

Де́ньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. При помощи денег выражают стоимость различных товаров, поскольку деньги легко обмениваются на эти товары. Обычно деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче всего обменять на другой товар;

Функции:

Мера стоимости; Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров; Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты; Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.; Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег.

 

Экономический закон, который определяет количество денег, необходимых для обращения.

37. Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность способность быстрого перевода актива в налич­ные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками). Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвид­ными активами. Банковские депозиты до востребования также яв­ляются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию.

Структура денежной массы характеризуется денежными агрегата­ми, расположенными по мере их укрупнения (каждый предыду­щий агрегат включается в последующий). Для измерения денежной массы используются следую­щие денежные агрегаты: М0, Ml, M2, МЗ.

Денежный агрегат М0 — это наличные деньги (бумажные и метал­лические) в обращении.

Денежный агрегат Ml включает М0 плюс деньги на текущих счетах населения и на расчетных счетах предприятий, счетах до востребования в банках, дорожные чеки. Под деньгами в узком смысле подразумевается агрегат Ml, с помощью которого произ­водится большинство операций обмена.

Денежный агрегат М2 включает Ml плюс деньги на срочных и в сберегательных счетах в коммерческих банках, депозиты в специ­ализированных финансовых учреждениях и некоторые другие акти­вы. Денежные средства, входящие в данный агрегат, не могут не­посредственно переводиться от одного лица к другому и использо­ваться для совершения сделок. Они выполняют главным образом функцию средства накопления. Денежный агрегат М2 — это деньги в широком смысле слова.

Денежный агрегат МЗ является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покуп­ке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включают­ся государственные краткосрочные облигации (ГКО),

денежный рынок — это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесное значение количества денег и равновесная ставка процента

38. Современная кредитно-денежная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития экономики. Кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации и централизации капитала, способствующим быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике.

Основой кредитной системы исторически являются банки. Выполнение отдельных банковских операций восходит к глубокой древности (Древний Вавилон, Египет, Греция и Римская империя). Первые предшественники современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльного дела - обмен денег различных городов и стран. Главными операциями банков был прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципу организовались банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.) Банки обслуживали преимущественно торговлю и расчеты, но недостаточно были связаны с производством. Не была развита у них и такая важная функция, как выпуск кредитных денег.

В кредитной системе каждой страны выделяется три звена: Центральный банк, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные учреждения. При этом каждое звено выполняет свои конкретные функции.

Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк (ЦБ). Он является, как правило, государственным учреждением. К основным функциям Центрального банка относятся следующие:

Первая. Эмиссионная функция – старейшая и одна их наиболее важных функций ЦБ. Хотя в современных условиях безналичные деньги играют более важную роль, эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для осуществления значительной части платежей (в России наличные деньги составляют 30–37% совокупной денежной массы).

Вторая. Функция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов, сделанных в данный банк. Изменение нормы резервов – один из основных методов денежно-кредитной политики государства.

Третья. ЦБ является хранителем официальных золотовалютных резервов страны (в России официально золотовалютные резервы составляли в марте 1998 г. 16 млрд дол., а на 1 января 2000 г. – 15 млрд дол.). Вместе с тем, золотой запас России в 1998 г. составил 463 т., что несопоставимо с запасами США (8141 т), Германии (2960 т), Италии (2047), Швейцарии (2590 т), Франции (2547 т), но и таких стран как Голландия (842 т) и Япония (754 т), Бельгия (1974 г.).

Четвертая. ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений.

Пятая. Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов. ЦБ ведет счета правительственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулирует на этих счетах средства и проводит выплаты с них. Кроме того, он осуществляет операции с государственными ценными бумагами; предоставляет государству кредит в форме прямых, краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. ЦБ также проводит по поручению правительства операции с золотом и иностранной валютой.

Шестая. ЦБ осуществляет безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг).

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует прежде всего изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, коммерческие банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

Функции коммерческих банков – это, прежде всего, аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. На базе этих операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Важное место в современной кредитной системе занимают специализированные кредитно-финансовые организации (они возникли в XIX в. и длительное время играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако, за последние годы их роль резко возросла), а именно:

1. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

Обширна группа сберегательных учреждений (сберкассы и сбербанки). Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал.

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (имеет 34426 тыс. филиалов).

2. Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств – продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. В России в 1998 г., насчитывалось более 3 тыс. страховых организаций, а также было создано около 80 страховых компаний с участием иностранного капитала.

3. Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками).

В России созданы также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В середине 1999 г. их насчитывалось более 800. По своей сути они являются сберегательными институтами, причем некоторые из них основаны на пирамидальных схемах, что, скорее всего может привести их к банкротству.

4. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.

5. Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

39. Кредитно-денежная политика представляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Цели монетарной политики – обеспечение:

- стабильного уровня ВВП;

- полной занятости ресурсов;

- стабильного уровня цен;

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк.

Политика «дешевых денег» - политика увеличения массы денег в обращении, которая делает кредит дешевым и легкодоступным. Увеличение денежного предложения понижает процентную ставку, вызывает рост инвестиций и чистого национального продукта

Политика «дорогих денег» - политика правительства и центрального банка, направленная на сокращение объема денежной массы в стране. Используется для решения проблемы инфляции. Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег).

Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, для перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Бюджет выполняет следующие функции:

· распределительную (через бюджет перераспределяется от 20 до 60 % национального дохода);

· контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);

· регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, тепы инфляции, т. е. сбалансировать экономику).

Дефицит государственного бюджета - величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

Бюджет (от франц. budget – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.

Местные бюджеты –бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Последствия бюджетного дефицита находят свое выражение в росте объема сбережений, используемых для финансирования государственных расходов, и уменьшении величины средств, направляемых на финансирование инвестиций. В дальнейшем рост дефицита ведет к снижению уровня жизни.

Государственный долг –это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Или, другими словами, государственный долг – эта сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним.

41. Сущность налога - это изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Функции налогов:

1. Прямые функции

1.1 Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

1.2 Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системы. С помощью налогов гос-во может регулировать темпы экономического роста. Уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей регионов, отдельных п/п. Таким образом, налог выполняет функцию встроенного регулятора.

2. Косвенные

2.1 Перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

2.2 Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

2.3 Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

2.4 Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физ. и юр. лиц.

Виды налогов

1. Налоги по способу взимания.

- Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

- Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

2. В зависимости от характера ставок различают:

- Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

- Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

- Пропорциональный налог – это, когда применятся единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

3. Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) - земельный налог, страховые взносы;

2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) - НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;

4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий - лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

4. По уровню бюджета налоги бывают:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

Кривая (LC) показывает зависимость налоговых поступлений (Т) в бюджет от размера усредненной ставки налога (t), отражая идею о возможности сохранения или даже увеличения этих поступлений путем снижения налоговых ставок, находящихся в запретительной области. При нулевой (t = 0) и стопроцентной (t = 1) ставках налога налоговые поступления будут равны нулю. По мере повышения налоговой ставки от 0 до tтаx налоговые доходы растут, при tтаx достигают своего максимального значения, а затем начинают сокращаться. Область налоговых ставок от 0 до tтаx называют нормальной, а от tтаx до 1 — запретительной.

 

42. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

 
 

2) Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и, направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

3) Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.1(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

4) Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

5) Различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

6) Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

7) Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных

8) (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

9) К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

43.Экономический рост непосредственно выражается в динамике (количественном увеличении и качественном совершенствовании) факторов и, соответственно, результатов производства.

Значение экономического роста трудно переоценить, т.к. он обеспечивает возрастание материального изобилия, более полное удовлетворение растущих общественных потребностей, решение социально-экономических проблем как внутри страны, так и на международном уровне. Экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.

 

Экономический рост осуществляется за счет различных факторов, поэтому различают два вида экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный (недифференцированный) экономический рост достигается за счет простого количественного наращивания факторов производства без изменения их технического уровня, вследствие чего достигается рост объема национального производства во столько же раз, во сколько увеличиваются факторы производства.

Интенсивный экономический рост обеспечивается за счет качественного совершенствования факторов производства, поэтому он является дифференцированным. Факторами интенсивного экономического роста являются:

1) совершенствование техники и технологии;

2) повышение квалификации работников;

3) совершенствование организации труда и производства.

Действие факторов интенсивного экономического роста обеспечивает экономичность и высокую эффективность общественного производства.

44. Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе [1, с.275].

В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества:

1. социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

2. обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

3. поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

4. развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

5. формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;

6. создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде [2, с.129].

Слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса. Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества.

В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

1) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

2) региональная социальная политика применительно к регионам;

3) государственная социальная политика;

4) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости стран [2, с.137].

Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительные особенности: высокая наукоёмкость производства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализма человеческого ресурса.

Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции «развития человеческих ресурсов». Основные положения этой концепции: ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации; гибкость организации труда; демократизация систем экономической власти; партнерские отношения между участниками производства. Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческого капитала [3, с.342].

Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.

В соответствии с одной из предложенных учеными классификаций, социальная политика строится на основе определенных принципов— основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. К ним относятся:

1) политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);

2) политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан)

3) социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);

4) развитие отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры, жилищной сферы, физической культуры и спорта);

5) защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи, семьи);

6) политика в области инфраструктуры социальной сферы (жилье, транспорт, дороги, связь, бытовое обслуживание);

7) экологическая политика;

8) демографическая и миграционная политика [4, с.15].

Есть несколько методов измерения бедности.

1. Концепция прожиточного минимума.

Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог (или черта) бедности». Порог бедности – это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же – отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

2. Концепция относительной бедности (депривации).

Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.). Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.