Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение бедности. 5 страница




Разведывательное исследование – это наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, преследующий цель получения оперативной социологической информации. Оно охватывает небольшое число единиц наблюдения и в нем используется сжатый по объему инструментарий (то, с помощью чего осуществляется сбор данных: анкета, бланк интервью и др.). Исследования этого типа проводятся в случае, когда объект мало изучен, информация о нем отрывочна или труднодоступна, что в свою очередь, не позволяет выдвинуть гипотезы. Как правило, разведывательные исследования полезны при изучении новых социальных процессов и явлений, а также для проверки качества разработанных программы и инструментария. Например,если необходимо изучить «теневые» процессы в различных сферах общественной жизни: нелегальная эмиграция, коррупция и др.

Описательное исследование преследует цель получения целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах. Подобные исследования проводятся, когда объект хорошо изучен, имеется тщательно разработанная программа и апробированный инструментарий. К примеру, «Структура свободного времени студента», «Социальный портрет хакера» и т.п.

Аналитическое исследование ставит своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, лежащих в его основе, связей между его характеристиками, степени распространенности, эффективности. Оно представляет наиболее углубленный вид социологического исследования, который не только описывает, но и объясняет. Для его проведения требуется комплексный подход, использование нескольких методов сбора социологической информации. Например,«Степень удовлетворенности студентов организацией учебной деятельности», «Влияние материального статуса студента на его успеваемость», «Оценка эффективности деятельности студенческого совета», «Выявление причин низкой посещаемости студентов» и т.п.

25. В социологических исследованиях принято выделять три основные группы методов сбора первичной информации: метод наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. Наиболее распространенным методом сбора информации является социологический опрос.

Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

В основе метода опроса лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

В зависимости от формы проведения, социологический опрос можно разделить на две основные группы:

1. Метод интервью, который включает в себя индивидуальные и групповые интервью, а также формализованные и полуформализованные интервью.

2. Анкетный опрос, где в зависимости от способа получения информации можно выделить следующие виды опросов:

телефонный опрос

раздаточный опрос

прессовый опрос

почтовый опрос

интернет опрос, который в последнее время становится все более популярным

В зависимости от целей проведения опроса, можно выделить такие виды опросов как социальный опрос, так называемый соц опрос, и маркетинговый опрос. Соц опрос проводится для сбора информации, позволяющей решать различные социальные проблемы, например, такие как безработица. Маркетинговый опрос проводится для сбора информации, позволяющей принимать управленческие решения для достижения хороших коммерческих достижений.

26. Первичную социологическую информацию можно получишь с помощью такого метода, как наблюдение. Он означает направленное, система­тическое, непосредственное отслеживание, фиксацию и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеустремленности. Свидетельство тому - четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблю­дения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации. Для фиксации результатов наблюдения используется специальный дневник.

Достоинства метода социологического наблюдения заключаются в том, что, во-первых, возникает прямой контакт между исследователем и объектом исследования; во-вторых, наблюдение ведется в процессе изменения и развития изучаемых событий; в-третьих, поведение лю­дей (социальных общностей) наблюдается одновременно с развитием. Событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях; в-четвертых, при широко организованном наблю­дении молено описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных общностей.

Вместе с тем у метода есть свои недостатки и ограничения. Так, сложным, а иногда и невозможным становится повторное наблюдение (поскольку наблюдаемый процесс далеко не всегда воспроизводится). Далее, наблюдение социальных процессов ограничено во времени. Кроме того, существует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюдения. Другими словами, трудно избежать субъ­ективизма в подходе наблюдателя.

С учетом сказанного, нельзя преувеличивать возможности метода социологического наблюдения, лучше использовать его вместе с дру­гими способами получения первичной социологический информации.

Обычно объектами наблюдения в конкретных исследованиях вы­ступают отдельные лица в различных ситуациях общения и действия и социальные общности (большие и малые группы). Сами ситуации могут быть естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми, стандартными и нестандартными, нормальными и экстремальными, различающиеся по видам деятельности людей (со­циальных общностей), их контактов и взаимоотношений, особеннос­тям коммуникативной обстановки.

27. Ана́лиз документов — это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.

28. Социологический эксперимент - метод сбора и анализа эмпи­рических данных, направленный на проверку гипотез относитель­но причинных связей между явлениями. Обычно (в реальном экс­перименте) эта проверке производится путем вмешательства экс­периментатора в естественный ход событий: он создает или изыс­кивает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетич­ную причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие предположением.

Эксперимент как исследовательско-преобразовательная деятель­ность является формой практики, и его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательства эксперимента должен соответствовать требованиям, удов­летворение которых в социологии крайне трудно. Во-первых, тре­буется достичь внутренней валидности эксперимента - увереннос­ти в том, что именно изучаемый фактор, а не какой-либо иной, яв­ляется причиной зарегистрированного изменения. Во-вторых, тре­буется достичь внешней валидности эксперимента-уверенности в том, что полученные выводы можно распространять на внеэкспе-риментальные ситуации, что выявленная зависимость является за­кономерной для аналогичных условий. По характеру объекта ис­следования различаются реальные и мысленные эксперименты. Для реального эксперимента характерно целенаправленное вмешатель­ство в действительность, проверка объяснительных гипотез путем планомерного изменения условий социальной деятельности. В мысленном эксперименте проверке гипотез подвергаются не ре­альные явления, а информация о них. Как реальные, так и мыслен­ные эксперименты приводятся обычно не на генеральной совокуп­ности объектов исследования, а на модели (соответственно, на на­турной или знаковой модели) - на репрезентативной выборке. Среди мысленных экспериментов следует различать эксперимент на ма­тематические модели, другие приемы экспериментального анали­за ранее собранной информации и эксперимент экс-постфактум (раз­новидность мысленного эксперимента, не основывающегося на ана­лизе уже собранной информации, а предполагающего сбор данных для проверки гипотез о причинных связях).

По характеру предмета исследования различаются эксперимен­ты, направленные на проверку предполагаемых причинных зави­симостей внутри определенной сферы или определенного вида социальной деятельности. Выделяются также социологические эксперименты, направленные на проверку причинно-следственных связей между параметрами различных сфер, видов и аспектов дея­тельности, с конечной целью выявить закономерности, пронизы­вающие всю деятельность данного социального субъекта.

По специфике поставленной задачи различаются научные и при­кладные, проективные и ретроспективные, однофакторные и мно­гофакторные эксперименты.

Научные эксперименты нацелены на приобретение нового знания, прикладные - на получение практического эффекта. Эти две функции

тесно взаимосвязаны, один и тот же эксперимент является обычно и элементом исследования, и элементом управления. Но в преимуще­ственно научном эксперименте основным критерием его результатив­ности является надежность выводов, в преимущественно прикладном-достижение определенного реального эффекта.

Проективные эксперименты направлены в будущее: исследова­тель проектирует проявление определенных следствий, вводя в действие определенные причины. Как особую разновидность про­ективного эксперимента можно выделить созидательный экспери­мент, нацеленный на проверку проекта принципиально новых уп­равленческих решений. Реальный эксперимент является всегда проективным, мысленный - обычно ретроспективным, направлен­ным в прошлое, - исследователь анализирует информацию о со­вершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызвавших наличные следствия. Мысленные эксперименты могут быть и проективными, если они используются для прогнозирова­ния будущих событий и если их выводы проверяются реальными экспериментами и др. методами исследования.

По характеру экспериментальной ситуации различаются конт­ролируемые и неконтролируемые, лабораторные и полевые экспе­рименты. На результаты неконтролируемых экспериментов оказы­вают влияние неэкспериментальные факторы. Характер и степень их влияния при этом малоизвестны, часто остается неизвестной и сама природа этих факторов. Научно достоверный результат достигается в подобных экспериментах путем повторных опытов в различных условиях и с различными группами испытуемых, чтобы достичь вза­имное погашение влияния побочных факторов. Контролируемый эксперимент предполагает выравнивание прочих условий на экспе­риментальном и контрольном объектах, кроме воздействия экспери­ментального фактора, и периодичное измерение значений как экспе­риментальных, так и неэкспериментальных переменных. Контролем всех основных переменных обеспечивается повторяемость экспери­мента. Контролируемый социологический эксперимент практически невозможен, но имеет существенное значение как идеал внутренней валидности эксперимента.

В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности конт­роля над переменными. Но выигрыш в обеспечении внутренней ва-лидности эксперимента может означать проигрыш во внешней ва-лидности - с большим трудом добытый «чистый эффект» опреде­ленного фактора может оказаться довольно далеким от реальных условий, от закономерностей реального социального поведения.

В полевом эксперименте ситуация воздействия эксперимен­тального фактора близка к естественным условиям, но и гораздо менее контролируема. Среди полевых экспериментов различают активно направленные и естественные. Активно направленным является эксперимент, в котором исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к опре­деленным следствиям. В естественном эксперименте воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий. По логичной структуре доказательства гипотезы, различаются парал­лельные и последовательные эксперименты. В параллельном экс­перименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов исследования, экспериментальный и контрольный груп­пы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воз­действие экспериментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выровнены, выровнен и состав групп. Если в экспери­ментальной группе после воздействия исследуемого фактора наблю­даются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, ги­потезу можно считать подтвержденной.

Таким образом, проведение эксперимента в социологических исследованиях - явление сложное. Потому что проведение экспе­римента связано с немалыми хлопотами и трудностями. Но прове­дение социологического эксперимента позволяет получить весьма уникальные информации, добыть их иными методами навряд ли возможно.

29. Программасоциологического исследования — документ, со­держащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппа­рата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования.

Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследо­вания.

3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обо­снование эмпирических индикаторов (операционализация).

4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обо­снование его исследовательской модели.

5. Формулировка рабочих гипотез.

ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической инфор­мации.

4. Содержательный анализ результатов исследования.

5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.

Последовательность организации социологического исследования

1. Формирование исследовательского коллектива:

• ответственный за все (руководитель, начальник и т. п.);

• ответственный за программу и инструментарий;

• ответственный за полевой этап (подбор анкетеров, выборка, контроль и т. п.);

• ответственный за компьютерную обработку и формирование информационной базы;

• ответственный за связь с коллегами;

• ответственный за аналитическую работу.

2. Разработка плана-графика всех этапов исследования.

3. Координация проведения всех этапов: взаимоувязка со­предельных структур, проблем и т. п.

4. Сдача материалов заказчику.

5. Участие в реализации социальных технологий.

30. Социальный конфликт (от лат conflictus - столкновение) - крайний случай обострения социальных противоречий, который выражается в столкновении различных социальных общностей, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развитияу.

 

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А Смитом, который считал его основой деления общества на классы и экономической борьбы между ними Основателями собственно социологической теории конфликта счи ажають К Маркса, М Вебера и Г Зиммельммеля.

Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи - разработка социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования на различных предприятиях. В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе.

 

Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер.

 

Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному первичному производственному коллективу.

 

В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении.

 

Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:

 

1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);

 

2) конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными"4 недовольство предложенным графиком отпусков и т.д.);

 

3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);

 

4) сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

31. Причины конфликта могут быть как объективными и субъективными: наличие социального неравенства, разнонаправленность идеологических принципов, социально-психологические и морально-этические причины

 

Значимость конфликта для общества лучше всего раскрывается через функции, которые он выполняет в обществе Среди основных можно назвать сигнальную, информационную, дифференцирующую и динамическую функции Как видите имо, из самого названия, сигнальная функция \"сигнализирует\" о определенное состояние общества Если есть конфликт, значит есть определенная проблема, которая требует немедленного решенияого вирішення.

 

Близкой по своей сути к сигнальной является информационная функция Информационная функция значительно шире простую констатацию неблагополучия Конфликт всегда вызван определенными объективными причинами Изучение ц этих причин помогает лучше познать суть социальных процессов в обществе Поскольку конфликт всегда является крайним обострением социальных противоречий, его детальное изучение помогает более четко выяснить пот требности, интересы, стремления, причины недовольства противоположных сториорін.

 

Основная задача дифференцируя функции - в структуризации общества или социальных групп Каждый конфликт способствует четкому разграничению враждующих сторон Социальная общность распадается на две четко окр реслени группы, которые вовлекают в свою орбиту и тех, кто хотел бы остаться в сторонень.

 

Динамическая функция социального конфликта впервые была детально разработана в марксизме Конфликт - двигатель общественного прогресса.

 

32. Процесс развития социального конфликта содержит несколько стадий: 1 - предконфликтная ситуация На этой стадии формируются предпосылки для конфликта Это рост напряженности между потенциальными субъектами конфликтах го пункта, что вызвано определенными противоречиями Однако противоречия не всегда перерастают в конфликтахікт.

Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности Причины возникновения социальной напряженности могут быть различными (реальное приду ушення интересов, потребностей и ценностей людей; неверна или искаженная информация об определенных фактах, события) предконфликтной стадии можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны след и особенности во взаимодействии сторонн:

• возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта, рост недоверия и социальной напряженности, предъявления претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

• стремление показать правомерность своих требований и обвинений противника в нежелании решить спорные вопросы \"справедливыми\" методами;

• разрушение структур взаимодействия, переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности

Таким образом конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим др. нциденнт.

2 - инцидент - формальный повод для начала конфликта Например, убийство в м Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда группой боснийских террористов 28 августа 1914 г стало форм минимальной причиной для начала Первой Мировой войны Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектами конфликта Иногда конфликт может заканчиваться именно на этой стадии Это бывает тогда, когда конфликтанты решают свои недоразумения.

3 - эскалация Проявляет себя в том, что конфликт реализуется в отдельных актах - действиях и противодействиях конфликтующих сторон

4 – кульминация. Это крайняя точка эскалации, когда напряжение выражается во взрывном акте

5 - завершение конфликта происходит с помощью насилия, примирения, разрыва Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участник ков, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, или другими способами Это, в частности, могут быть такие: устранение объекта конфликта, замена одного объекта другим; устранение одной стороны участников конфликту, изменение позиций одной из сторон; недопущения непосредственной или опосредованной взаимодействия участников

6 - послеконфликтная ситуация.

33. Конфликтологи рассматривают такие способы разрешения конфликтов: компромисс, сотрудничество, доминирование, приспособления, согласие, бегство При этом они предлагают соблюдать правила бесконфликтного поведут инки Суть их в следующему:

• стремиться адекватно оценить собственное поведение в конфликтной ситуации, избегать предвзятости в оценке действий оппонентов;

• попытаться оценить ситуацию с позиций противоположной стороны, понять точку зрения оппонента;

• избегать обвинений в адрес оппонента, что может спровоцировать включение психологических механизмов защиты и поток обвинений в свой адрес

• контролировать свои эмоции и призвать противоположную сторону действовать аналогично;

• побуждать своего оппонента к открытому обсуждению спорных вопросов, совместного решения конфликтной ситуации;

• проверять объективность информации, связанной с предметом конфликта, действиями оппонентов и своими собственными

Психологи считают, что избежать конфликта можно и путем ухода взаимодействия с так называемыми конфликтными людьми, при этом выделяют различные их типы Вот некоторые из них:

1) агрессивные - затрагивают других и раздражаются сами, если их не слушают;

2) ябиды - всегда на что-то жалуются, но сами ни чего не делают для решения проблемы;

3) молчуны - никто не знает о том, что они думают на самом деле;

4) покорны - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова не соблюдают;

5) вечные пессимисты - всегда во всем видят неудачи, считают, что ничего не получится;

6) всезнайки - умнее всех;

7) нерешительные - затягивают с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

8) максималисты - хотят что-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

9) невинные лгуны - вводят других в заблуждение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.