Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы внешнеэкономической деятельности предприятия




57.Структура межгосударственного управления ВЭД Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

ВЭД – процесс, направленный на продвижение товаров и услуг за пределы страны для зарубежных партнеров с целью получения прибыли.

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости договора, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

Управление ВЭД – это процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений в ВЭД предприятия.

Управление ВЭД – это непрерывный процесс, включающий формулировку стратегии ВЭД; распространение на предприятии информации о выбранном направлении; разработку и осуществление соответствующих мероприятий для проведения в жизнь стратегической линии, разработку и внедрение методов контроля для отслеживания эффективности практических шагов и, следовательно успеха в достижении стратегических целей ВЭД предприятия.

Управление ВЭД – это дисциплина, изучающая ВЭД на микроуровне т.е. на уровне предприятия. Предмет ее изучения охватывает планирование, организацию, координацию, учет и контроль ВЭД предприятия.

Таким образом, исходя из определения управления ВЭД, можно выделить следующие основные практические функции на уровне предприятия при управлении ВЭД:

-планирование: предполагает составление кратко-, средне- и долгосрочных планов развития ВЭД, а также разработку бизнес-планов для новых ВЭ проектов, в том числе с привлечением внешних источников финансирования;

-организация: формирование организационных подразделений предприятия для осуществления ВЭ операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями, ответственностью и определение форм и методов осуществления ВЭД;

-координация: согласование задач и функций ВЭД с другими отделами и подразделениями предприятия с целью не допустить противоречия в решении и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;

-учет: учитывать результаты и оценивать эффективность ВЭД за счет определения прибыльности ВЭ сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всем поставляемым за рубеж или импортируемым товарам;

-контроль: контролировать ВЭ операции в оперативном и стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг хода реализации и контроль за выполнением годовых, средне- и долгосрочных планов ВЭД, проведение соответствующего аудита по реализации ВЭ и маркетинговых стратегий;

-обеспечение информационной системы обслуживания ВЭД предприятия за счет внедрения информационных систем управления, подключение к соответствующей зарубежной информации через сеть Интернет и другие информационные системы.

Структура управления ВЭД – это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана в области ВЭД.

Таким образом, под организационной структурой управления ВЭД предприятия понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления занимающихся ВЭД, а также их системная организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Состав участников ВЭД в России

Участниками ВЭД могут быть:

– российские юр лица;

– российские физ лица, зарегистрированные в качестве ИП;

– иностранные юр лица и организации в иной форме;

– иностранные физ лица;

– Российская Федерация

– субъекты Российской Федерации;

– муниципальные образования.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников ВЭД делят на:

– экспортеров;

– импортеров, обеспечивающих многоканальных импортные поставки;

– специализированных посредников.

В составе группы экспортеров выступают:

– производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке;

– отраслевые внешнеэкономические объединения;

– другие участники ВЭД.

Группа импортеров включает:

-государственные организации федерального уровня, обеспечивающие по решению правительства закупки критического импорта (медицинских препаратов и оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания) за счет государственных валютных средств и кредитов;

-региональные органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов обеспечить импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;

-коммерческие структуры в том числе крупные торгово-посреднические фирмы и торговые дома, занимающиеся исключительно импортными закупками и вытесняющие полугосударственный дотационный импорт;

-различные хозяйственные организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли, которые способствуют увеличению импортных поставок товаров массового спроса за счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием возможностей местных ресурсов.

Специализированные посредники в сфере ВЭД выступают как комиссионеры, оформляя свои отношения с зарубежными партнерами, а также производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров договорами комиссии или поручений.

Участники ВЭД создаются в следующих организационно-правовых формах:

1) хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);

2) акционерные общества (открытые и закрытые);

3) общества с ограниченной ответственностью.

Самой распространенной организационно-правовой формой объединения в сфере ВЭД является акционерное общество.

 

58.Постановка стратегических и оперативных целей ВЭД. Партнерские предприятия. Процесс принятия решений во внешнеэкономической деятельности

Цель – желаемый результат.

Цели подразделяются на стратегические и оперативные и формируются руководителями различных уровней.

Оперативные цели – повседневные, сиюминутные цели, носящие подчиненный характер по отношению к тактическим целям и обеспечивающие достижение тактических целей. Оперативные цели редко специально ставятся сами по себе, скорее это конкретизация действий по достижению тактических целей.

Тактические цели – цели, которые ставятся, исходя из стратегических ориентиров, и конкретизируют ценностные компоненты цели. Тактические цели – это, по сути, шаги и задачи, направленные на реализацию стратегических целей.

Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе. Они определяются миссией организацией. При формировании руководитель должен предвидеть состояние организации на несколько лет вперед. Стратегические цели распространяются на всю организацию и носят общий характер. Они определяют политику организации и вытекают из ее основных целей. Стратегические цели формируются руководителями высшего звена. Они являются долгосрочными.

Между стратегическими и оперативными целями не должно быть больших противоречий.

Цели должны удовлетворять следующим условиям:

-Измеримость: все цели имеют количественное выражение (относительное, или абсолютное)

-Ясность: цели настолько точные и ясные, что невозможно их неправильно истолковать

-Необходимость и достаточность: цели сформулированы для всех направлений деятельности

-Достижимость: и начальник, и подчиненный уверены, что цель достижима

-Привязка ко времени: установлены сроки достижения цели

-Согласованность по времени: установлена четкая очередность достижения целей

-Согласованность по иерархии управления: целевые показатели структурных подразделений не противоречат целевым показателям компании в целом.

Цели ВЭД: изменение объема экспорта и импорта; обеспечение страны необходимыми ресурсами; изменение экспортных и импортных цен.

Цели развития ВЭД России:

– развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повышение конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции;

– создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций;

– формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД;

– устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска;

– рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплектующего оборудования и лицензий и др.).

Достижение целей возможно путем решения следующих задач:

1) изучение теоретических основ международного разделения труда и международной торговли;

2) изучение приемов и методов международной торговой политики;

3) изучение методов международного ценообразования;

4) изучение организации и техники внешнеэкономических операций.

Также важно различать понятия "внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономическая деятельность".

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур, в отличие от внешнеэкономических связей. ВЭД представляет из себя совокупность определенных внешнеэкономических функций субъекта хозяйствования: организационно-экономических и коммерческих, производственно-хозяйственных.

Поскольку подобные предприятия часто носят вспомогательный, или подсобный, характер и не являются сферой предпринимательской деятельности, то они обычно не рассматриваются в качестве отдельной организационно-экономической формы предприятия. Вот почему второй формой, логически следующей за индивидуальными частными предприятиями, являются партнерские предприятия, которые в России получили название товарищества.

Партнерские предприятия, или товарищества, представляют собой объединение двух и более лиц и их капиталов для совместной предпринимательской деятельности путем личного участия в работе предприятия.

 

59.Финансирование ВЭД. Виды финансовых инструментов на международных финансовых рынках.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

ВЭД – процесс, направленный на продвижение товаров и услуг за пределы страны для зарубежных партнеров с целью получения прибыли.

 

Основными источниками финансирования ВЭД является собственный и привлеченный капитал предприятий. Для поддержания ликвидности предприятий, занимающихся внешнеторговыми операциями, применяются различные виды финансирования, главным из которых является использование кредитов, предоставляемых обслуживающими банками.

В области финансирования ВЭД применяются различные схемы с использованием кредитозамещающих банковских инструментов:

-аккредитивы

-банковские гарантии

-целевые кредиты под гарантии зарубежных экспортных кредитных агентств.

Использование инструментов внешнеторгового финансирования позволяет клиентам добиваться значительного снижения коммерческих и финансовых рисков при осуществлении экспортно-импортных операций, сократить расходы и оптимизировать финансовые потоки.

Аккредитив - это одна из форм расчетов в международной торговле при которой банк-эмитент (выпускающий аккредитив) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву) осуществит платеж в пользу бенефициара (получателя средств) указанной в аккредитиве суммы по предъявлении документов в банк, в соответствии с условиями аккредитива.

При совершении внешнеторговой сделки может осуществляться кредитование в виде кредита поставщика, кредита покупателю, акцептно-рамбурсного кредита, лизинга, банковского кредита, факторинга, промышленного клиринга. Поставщик, заинтересованный в сбыте своей продукции может дать отсрочку по оплате своему клиенту, таким образом, кредитуя его на определенный срок.

Особенности внешнеторговой деятельности способствовали возникновению специфических форм кредитов, предоставляемых экспортерам и импортерам, которые различаются по срокам, формам предоставления, видам обеспечения, способам возврата и предоставляющим банкам.

Основными кредитами являются контокоррентные кредиты, при которых на текущих или специальных счетах открывается кредитная линия в определенных пределах. Условия предоставления контокоррентных кредитов определяют банки с учетом поступления денежной выручки на счет клиента. Погашение кредита осуществляется за счет поступления денежных средств от покупателей. Использование контокоррентного кредита в пределах лимита, который составляет примерно трехмесячный доход, ренту (или поступление денег), оплачивается по существующим процентным ставкам банков. Превышение лимита оплачивается по повышенной ставке процента, также определяемой самим банком. Удобство данного вида кредита состоит в его доступности в любое время, без дополнительного кредитного договора, однако процентный платеж выше, чем при других краткосрочных кредитах, так как контокоррентный кредит относится к краткосрочным кредитам условно, фактически он бесконечен, пока существует счет в банке.

Краткосрочные кредиты импортерам. При осуществлении платежа посредством аккредитива на предъявителя открывающий банк может осуществить финансирование открытия аккредитива до того момента, когда на счету импортера появятся достаточные денежные средства, после чего покупатель погасит свое долговое обязательство перед банком.

Импортные сделки кредитуются также посредством акцептных или акцептно-рамбурсных кредитов. Акцептные кредиты выдаются на основе акцептирования (подтверждения) банком инкассированной от заемщика на себя тратты при условии, что клиент предоставляет в распоряжение предмет векселя до срока оплаты.

Отличие акцептно-рамбурсного кредита заключается в том, что он осуществляется на основе документарного аккредитива и качестве акцептующего банка выступает третий банк, который в этом случае является рамбурсным и выступает за счет и по поручению банка импортера, который открывает аккредитив. Банковский акцепт предоставляется против документов на реальный товар, который должен получить импортер по сделке. Экспортер дисконтирует (учитывает) акцепт у рамбурсного банка в рамках обусловленной между банками импортера и рамбурсным банком кредитной (рамбурсной) линии.

Краткосрочные кредиты экспортерам предоставляются кредитными учреждениями в качестве экспортного авансирования на основании документов по инкассовым и аккредитивным сделкам.

При промышленном клиринге экспортер может рефинансироваться у других фирм, чтобы не отвлекать свои средства, что чаще осуществляется между партнерами по кооперации или ассоциации. По аналогичной схеме экспортер может рефинансироваться у банка, получив кредитные ресурсы под залог требований к своему покупателю.

Другой привлекательной формой краткосрочного кредитования является факторинг, при котором осуществляется инкассирование дебиторской задолженности факторинговой фирмой (фактором) или банком на определенных условиях, основными из которых являются:

- надежность и реальность представленных в обеспечение требований;

- краткие сроки востребования требований;

- возможность возврата кредита в установленные сроки и т.д.

Инкассирование — получение денег по какому либо документу не от самого плательщика, а из банкирской конторы, находящейся в той же местности.

 

60.Структура управления ВЭД. Типы структур в области ВЭД.. Региональное управление ВЭД.

Для эффективного управления ВЭД на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления ВЭД предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Если на предприятии планируется осуществлять единичные внешнеторговые операции с разовой или периодической поставкой, то достаточно привлечения к работе одного специалиста. Форма организации – специалист по ВЭД.

Отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД) создается в структуре управления предприятием при постоянном характере экспортных и других ВЭ операций, нацеленности на их расширение.

Департамент по ВЭД целесообразно создавать при крупных компаниях, ориентированных на ВЭ операции, носящие постоянный, устойчивый характер, как правило, на долгосрочных условиях.

Внешнеторговые фирмы (ВТФ) входят в состав крупных объединений с масштабными ВЭ операциями (как правило, с правами юр лица, существующие в форме Торговых домов).

В практике российских предприятий на современном этапе наиболее распространены отделы ВЭД (ОВЭД), департаменты ВЭД и внешнеторговые фирмы. Общим для всех форм организации управления ВЭД предприятия выступают их функциональная направленность и решаемые задачи. Основной функцией организации управления ВЭД является углубление торговых отношений с иностранными партнерами.

ОВЭД является структурным подразделением предприятия и осуществляет функции управле­ния ВЭД как элемента единой системы внутрифирменного управления. Как правило, ОВЭД имеет немногочисленный штат сотрудников и линейную структуру управления.

При нарастании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование ОВЭД в департамент ВЭД являющийся сравнительно обособленным подразделением предприятия, но не имеющий самостоятельного баланса и организационно-правового статуса, как внешнеторговые фирмы. Структура департамента ВЭД усложняется, и штат сотрудников включает: начальника департамента, заместителя, экономиста по ВЭД, менеджеров по экспорту (импорту), эксперта по таможенному оформлению, специалистов по международному маркетингу, транспортному агентированию, контролю качества экспортной продукции, который взаимодействует с государственными органами (например, с Госстандартом, Госхлебоинспекцией, Департаментом ветеринарии, Службой по карантину растений и др.), бухгалтера по ВЭД, переводчиков, юриста и др.

ВТФ, как правило, имеет права юр лица и ведет самостоятельный баланс (характерно для холдинговых структур). Объединение-учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью ВТФ, но строит с ней свои отношения на договорной основе. Экономическая целесообразность такого подхода определяется повышением стимулов фирмы как самостоятельного хозяйственного субъекта к максимизации прибыли, повышению рентабельности сделок, к расширению круга клиентов.

Приобретая юр статус самостоятельного посредника, ВТФ остается для объединения фактически собственной службой ВЭД, а также источником дополнительных коммерческих возможностей и прибылей. Структура ВТФ может быть построена по линейно-функциональному (встречается чаще всего) или дивизиональному типу. При построении ВТФ как дивизиональной структуры распределение специалистов будет происходить по регионам деятельности предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 6599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.