Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая и неорганическая химия 4 страница




- Да это же маленькие змейки! — воскликнула Буковка. — Они тихо грели спинки на дорожке, а мы их потревожили. Уважаемые змейки, не сердитесь на нас, а лучше покажите дорогу домой!

Змеи не обиделись на Слыша и Буковку и тихо поползли вперед. Через несколько минут они привели наших малышей на опушку леса, и те увидели свой волшебный город в лучах заходившего солнца.

Поблагодарив змей, Слыш и Буковка побежали к дому. По дороге Слыш тренировал язычок.

Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со Слышем. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.

«Чашечка» — улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Сладкое варенье» — улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.

Потом Слыш произнес песенку змей: «ш-ш-ш». (Язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к верхним зубам, поставил воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно прорвал преграду и зашипел от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперед.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести изучаемый звук без ошибки. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Задание «Опиши звук». Предложите малышу вместе со Слышем описать звук [ш]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который «чашечкой» поднимается к небу. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ш]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ш] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Обратите внимание ребенка на то, что это звук произносится только твердо. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть только твердым.

Буковка предложила Слышу поиграть в новую игру со звуком |ш].

Игра «Кто больше вспомнит слов со звуком [ш]». Предложите ребенку поиграть с друзьями: попросите его придумывать любые слова со звуком [ш]. Можно организовать соревнование: кто-то помогает Слышу, а кто-то — Буковке.

А потом Буковка записала новую букву: И прочитала стишок про нее:

Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

(Е.Тарлапан)

Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую для него согласную букву в его красивом альбоме или в тетради. Сначала вы пишете большую печатную букву «Ш», читая стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и рассказывает стихотворение про нее. Когда большая буква «Ш» будет у малыша получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «ш».

Буковка предложила Слышу чуть-чуть передохнуть на камешке около тропинки. Они присели, и Буковка нарисовала змейку, которая шипела в лесу.

Задание «Рисунок по клеточкам "Змейка"». Предложите ребенку вместе с Буковкой нарисовать сердитую змейку. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 26).

Задание - «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги достаточно хорошо, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.

Слоги для чтения: ша, шу, шо, шэ, ши.

Слова для чтения: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши.

Друзья отдохнули и побежали по тропинке к дому.

Звук и буква «Ж»

Слыш и Буковка весело бежали по тропинке к дому, но вдруг Слыш остановился, развернул свои уши и прислушался: раздавалось тихое и жалобное жужжание: «ж-ж-ж».

— Интересно, кто это так жалобно жужжит? — спросил Слыш свою подругу.

Буковка огляделась вокруг и увидела маленького блестящего жучка. Он лежал на тропинке вверх ногами, шевелил всеми своими ножками и подергивал ими, пытаясь перевернуться. Но у жучка никак не получалось повернуться со спинки на живот, поэтому он жалобно гудел: «ж-ж-ж».

Буковка наклонилась, аккуратно подняла жучка и посадила его на ладошку.

Что с тобой случилось, малыш? — спросила она.

— Ж-ж-ж, после долгого полета я приземлился на эту тропинку. Но по ней пробежали ребята, я не удержался на ножках и перевернулся. А потом никак не мог встать обратно на ноги. Спасибо вам, что не прошли мимо и подняли меня. А сейчас мне нужно лететь домой, а то уже темнеет.

Жучок зажужжал и улетел. А Слышу очень захотелось повторить песенку жучка. Он размял свой веселый язычок — сделал несколько упражнений.

Упражнение для язычка. Предложите ребенку вместе со Слышен потренировать язычок. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.

«Болтушка» — быстро двигать широким языком по верхней губе: «бл-бл-бл».

«Сладкое варенье» (второй вариант) - улыбнуться, широко открыть рот, проводить кончиком языка по губам, описывая круг. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы подбородок не двигался.

— Ж-ж-ж, — произнес Слыш. (Язык не хотел пропускать воздух, он поднялся к верхним зубам, поставил воздуху преграду. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперед.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [ж] в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. Слыш решил описать и этот звук.

Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [ж|. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который «чашечкой» прижимается к небу. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ж]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ж] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только твердо. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть только твердым.

Потом Слыш решил поиграть с новым звуком. Он называл слова и узнавал, каким по счету стоит в них звук [ж].

Игра «Определи место звука в слове». Предложите малышу поиграть в новую игру со Слышем: вы называете слова, в которых есть звук [ж], а ребенок определяет, каким по счету стоит этот звук в слове. Рекомендуемые слова: жук, ужи, ножи, баржи, виражи.

Буковка записала новую букву:

А потом сказала:

Эта буква широка

И похожа на жука.

(С. Маршак)

Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в его альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Ж», читая вслух стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву, рассказывает про нее стихотворение. Когда написание большой буквы «Ж» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «ж».

А потом друзья отправились домой, так как наступил вечер.

Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.

Слоги для чтения: жа, жу, жо, жи, жэ.

Слова для чтения: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди.

Дома друзья захотели нарисовать жука, который так жалобно жужжал на тропинке,

Задание «Рисунок по клеточкам "Жук"». Предложите ребенку нарисовать жука, которому помогли Слыш и Буковка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 27).

Звук и буква «Ч»

На следующий день Буковке позвонил ее старый друг Дракоша и пригласил ее со Слышем к себе в гости. Дракоша жил около другого волшебного города, в темной пещере.

Буковка зашла за Слышем, они взяли угощение для Дракоши и отправились на вокзал. На вокзале они купили билеты до другого волшебного города и пошли на платформу. Там стоял красивый черный паровоз, за которым тянулись разноцветные вагончики.

Паровоз выпустил нар и загудел, предупреждая пассажиров об отправлении. Слыш и Буковка сели в зеленый вагон, расположились около окна и стали ждать отправления поезда. Раздался гудок, паровоз тронулся и колеса застучали: «ч-ч-ч».

Слыш стал слушать песенку колес — она ему очень понравилась. Слыш размял язычок.

Упражнение для язычка. Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать язычок. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.

«Почистим верхние зубки» — растянуть губы в улыбке, рот открыть, двигать язычком по внутренней стороне зубов налево-направо.

«Язычок — силач» — положение губ и рта не меняется, кончик языка упереть в верхние зубы и с силой толкать их.

— Ч-ч-ч,— повторял Слыш песенку колес.

(Язык не хотел пропускать воздух, он прижался к бугоркам за верхними зубками. Но воздух прорвал преграду, и язычок чуть-чуть отодвинулся от бугорков. Воздух радостно зашумел.)

Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести данный звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слыш решил описать и этот звук.

Задание «Опиши звук». Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [ч]. Спросите: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает язычок, который прижимается К бугорочкам за верхними зубами. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ч]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ч] (помогите себе кулачком — кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только мягко. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть только мягким.

Слыш предложил Буковке поиграть в дороге с новым звуком.

Игра «Добавь звук [ч] в конце слова». Предложите малышу новую игру. Вы произносите части слов, а он добавляет к ним звук [ч] и называет слово целиком. В игре можно использовать мяч.

Рекомендуемые слова: мя.., вра.., кала.., гра... ила.., пала...

Буковка достала из кармашка листок и волшебный карандаш, а потом записала букву «Ч»:

А Слыш заметил:

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

(В. Степанов)

Игра «Напиши буквы». Предложите ребенку написать вместе с буковкой еще одну новую согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы пишете большую печатную букву «Ч», читая стихотворение про нее. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает про нее стихотворение. Когда написание большой буквы «Ч» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «ч».

Играя с новым звуком и буквой, друзья и не заметили, как приехали на свою станцию.

Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш читает слоги достаточно хорошо, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.

Слоги для чтения: ач, оч, уч, эч, ич.

Слова для чтения: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок.

Во время поездки Буковка успела нарисовать поезд, в котором ехали друзья.

Задание «Рисунок по клеточкам "Поезд"». Предложите ребенку нарисовать поезд, на котором путешествовали Слыш и Буковка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 28).

Звук и буква «Ц»

Друзья сошли с поезда и поспешили на окраину волшебного города. Там, около горы, в небольшой пещере жил их друг Дракоша. Им предстояло пройти мимо домов-ракушек, обойти аквапарк и карусели и подойти к горе.

Буковка шла спокойно, рассматривая дома и жителей города. А Слыш все время останавливался и чесал правое ухо.

— Что случилось с твоим ухом? — спросила Буковка.

— Оно плохо слышит. В нем раздается какой-то странный стрекочущий шум: «ц-ц-ц». Наверное, когда мы ехали в поезде, ветер задувал в мое правое ухо, оно простудилось и теперь ничего не слышит. Как же я буду слушать новые звуки?

— Давай я посмотрю твое ухо,— сказала Буковка. Она тихонь­ко развернула его и достала из правого уха Слыша какой-то маленький зеленый предмет, который громко стрекотал: -«ц-ц-ц».

— Да это же кузнечик! — воскликнула она. — Как ты оказался в ухе моего друга?

— Ц-д-ц, я ехал вместе с вами в поезде, в гости к своей бабушке. А чтобы меня не сдуло ветром из вагона, я забрался в ухо к Слышу — там очень тепло и уютно! Мне было так комфортно, что от радости я стал стрекотать,— ответил малыш кузнечик. — Извините, что я вам доставил беспокойство. Я вижу, что мы уже приехали. Здесь неподалеку живет моя бабушка. Мне пора, прощайте!

Кузнечик выпрыгнул из ладони Буковки и скрылся в траве. Слыш обрадовался, что его ухо опять хорошо слышит и что оно помогло малышу добраться до его бабушки. Песенка кузнечика тоже понравилась Слышу. Он потренировал свой язычок.

Упражнение для язычка «Грибок». Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать язычок: улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке, присосать язык к небу. Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.

«Ц-ц-ц» — застрекотал Слыш как маленький кузнечик. (Язык не хотел пропускать воздух, он улегся вниз, прижался к нижним зубам. Зубы тоже закрыли выход воздуху, между ними осталась только маленькая щелка. А воздух все равно прорвал преграду и резко, толчками выскакивал на волю.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка верно произнести звук [ц]. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слыш решил описать и этот звук.

Задание «Опиши звук». Вместе с ребенком помогите Слышу описать звук [ц]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?». (Согласный.) Теперь попросите определить место преграды и описать ее: воздуху мешает язычок, который прижался к ниж­ним зубам. Затем спросите: «Этот звук звонкий или глухой?». Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ц]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ц] (помогите себе кулачком — кулачок сжимается сильно). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только твердо. В конце задания попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть только твердым.

Буковка предложила Слышу называть слова, в названии которых есть звук [ц].

Игра «Кто назовет больше слов со звуком [ц]». Поиграйте с друзьями: предложите ребенку придумывать любые слова со звуком [ц]. Можно организовать соревнование: кто-то помогает Слышу, а кто-то — Буковке.

Так они шли по дорожке, называя слова: цветы, цапля, па­лец, колодец, цыпленок, царь и другие.

А Буковка написала букву:

Слыш посмотрел на ее рисунок и сказал:

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

(А. Шибаев)

Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать согласную букву «Ц» в альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Ц», читая ребенку стихотворение. Затем малыш самостоятельно пишет эту же букву и рассказывает про нее стихотворение. Когда большая буква «Ц» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «ц».

Задание «Чтение». Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними

Слоги для чтения: ац, оц, уц, эц, ыц, иц.

Слова для чтения: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица.

Слыш предложил Буковке нарисовать маленького кузнечика и подарить рисунок Дракоше. Так они и сделали.

Задание «Рисунок по клеточкам "Кузнечик"». Предложите ребенку тоже нарисовать подарок для Дракоши. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки – это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см, рис. 29).

Звук и буква «Щ»

Слыш и Буковка подошли к жилищу Дракоши и постучали. Из пещеры донеслось угрожающее шипение: — Щ-щ-щ, кто потревожил мой сон?

Друзья сначала испугались, а потом узнали голос своего Друга.

— Это мы, твои друзья, — сказала Буковка.— Дракоша, мы приехали к тебе в гости и привезли гостинцы. Впусти нас.

— Это вы, Буковка и Слыш? — обрадовался Дракоша. Входите, входите, я вас жду.

Друзья вошли в темную пещеру. Дракоша обнял их и пригласил пить чай.

— Дракоша, мы привезли твои любимые шоколадные пряники, угощайся. Скажи, почему ты так страшно шипел? — поинтересовалась Буковка.

— Спасибо, друзья, я очень люблю чай с шоколадными пряниками.

А шипел я потому, что сам испугался. Я решил, что в мою дверь стучит кто-то чужой, и хотел отпугнуть незваного гостя. А это оказались вы.

Все трое весело рассмеялись.

После чая они вышли на полянку перед пещерой, и Слыш стал тренировать свой язычок, чтобы спеть песенку Дракоши.

Упражнение для язычка. Предложите ребенку потренировать язычок вместе со Слышем. Выполняйте упражнения перед зеркалом 5—7 раз.

«Маляр» — губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. Кончиком языка погладить («покрасить») нёбо.

«Резиночка» — улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу). Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

— Щ-щ-щ,— произнес Слыш.

Задание - «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый звук без ошибки, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием. (Артикуляция та же, что и при произнесении звука [ш], только спинка язычка чуть-чуть приподнимается и язычок продвигается ближе к зубкам.)

Затем Слыш занялся описанием нового звука.

Задание «Опиши звук». Предложите малышу помочь Слышу описать звук [щ]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите определить место преграды

и описать ее; воздуху мешает язычок, который прижимается к небу. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?». Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [щ]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [щ] (помогите себе кулачком — кулачок сжимается слабо). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только мягко. В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть только мягким.

Потом все трое стали называть разные слова и слушать, как звучат соседи звука [щ].

Игра «Определи соседей звука [щ]». Попросите малыша помочь нашим друзьям определить соседей звука [щ] в разных словах. Вы медленно называете слово, а ребенок слушает, какой звук стоит перед звуком [щ], а какой — после. Затем ребенок называет эти звуки.

Рекомендуемые слова: чаща, гуща, пища, жарища, роща, пищи, плащи.

А Буковка нашла прутик и написала на земле букву «Щ»:

А вот и стишок про новую букву:

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

(В.Степанов)

Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую букву в его альбоме или в тетради. Сначала вы пишете большую печатную букву «Щ», читая стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает про нее стихотворение. Когда большая буква «Щ» будет получаться у ребенка достаточно хорошо, попробуйте вместе с ним написать маленькую печатную букву «щ».

Задание – «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.

Слоги для чтения: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ.

Слова для чтения: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу.

Буковка прутиком нарисовала на земле портрет Дракоши.

Задание «Рисунок по клеточкам "Дракоша"». Предложите ребенку нарисовать Дракошу. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 30).

Звук и буква «Л»

Дракоша захотел порадовать своих гостей — он пригласил их покататься на пароходе по прекрасному озеру, которое находилось неподалеку от аквапарка и каруселей. Друзья с радостью согласились. Все трое направились к причалу, где стоял огромный пароход. Жители волшебного города и гости поднимались на палубу. Капитаном этого парохода был отважный мышонок, а матросами — его друзья мышата. Слыш, Буковка и Дракоша поднялись на пароход и заняли места на верхней палубе, чтобы было лучше видно все вокруг.

Пароход протяжно загудел: «л-л-л», капитан махнул рукой, и матросы поспешно подняли якорь. Огромный пароход отошел от причала.

Озеро было действительно красивым и необычным — оно становилось такого цвета, какого был человек или предмет, смотревший в озеро. Сначала оно стало белым, как пароход. Потом — желтым, как солнышко. А когда Дракоша посмотрел вниз с парохода, то озеро стало зеленым, как дракон. Так, играя с водами волшебного озера, друзья и не заметили, как пароход подошел обратно к аквапарку. «Л-л-л»,— загудел он и остановился.

Потом друзья решили покататься на водных горках и аттракционах. После того как они вдоволь нарезвились, Слыш вспомнил песенку парохода и размял свой язычок.

Упражнение для язычка «Пароход». Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать язычок: растянуть губы в улыбке, открыть рот. С напряжением произносить «ы-ы-ы». Затем поставить язычок - «чашечкой» на верхние зубки и продолжать гудеть: «л-л-л». Упражнение выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.

Слыш уселся поудобнее и произнес песенку парохода: «л-л-л». (Язык не хотел пропускать воздух, он закрыл воздуху путь, да так рассердился, что сжался от злости. Но воздух оказался хитрым: он прорвался, двигаясь по бокам языка с двух сторон, и гудел от радости.)

Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый согласный звук правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.

Слыш попробовал описать и этот звук.

Задание «Опиши звук». Вместе с ребенком помогите Слышу описать звук |л]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает язычок, который кончиком прижимается к бугоркам за верхними зубами. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [л]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [л] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [л'] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

После того как Слыш научился произносить новый звук, он предложил Дракоше и Буковке сосчитать, сколько звуков в словах, которые он назовет.

Игра «Сосчитай количество звуков в слове». Поиграйте в новую игру с нашими друзьями: называйте предложенные ниже слова. Ребенок внимательно слушает и считает количество звуков в слове.

Рекомендуемые слова: ил, лак, лапа, лама, лук, лыко, лампа, лайка, лыжи, лаз.

Буковка записала волшебным карандашом новую букву:

А потом она посмотрела на свой рисунок и сказала:

Очень быстро А бежала

И скамейку потеряла,

(В. Савичев)

Игра «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в его альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Л», читая ребенку стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву, рассказывает стихотворение про нее. Когда большая буква «Л» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «л».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.