КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели рентабельности и их статистическое изучение
Прибыль представляет собой абсолютный показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятий и не всегда дает возможность объективной оценки результатов их деятельности и сравнительного анализа. Более успешно эти задачи решают показатели рентабельности. Рентабельность, выступая показателем финансовой эффективности, находит широчайшее применение в аналитической практике. Обширная система показателей рентабельности группируется на: - показатели рентабельности капитала; - показатели рентабельности ресурсов; - показатели рентабельности продаж; - показатели рентабельности продукции и др. В числителе формул определения рентабельности используются прибыль отчетного периода, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, чистая прибыль. В знаменателе формул – различные показатели капитала (собственного, заемного, совокупного, оборотного, основного и т.д.), показатели потребленных ресурсов (амортизация, материальные затраты, заработная плата), показатели продаж (выручка, товарооборот), показатели себестоимости и др. Сложившиеся традиции отечественной аналитической практики сохраняют в составе основных технико-экономических показателей рентабельность продукции, которая определяется как
. (11.18)
Изменение рентабельности продукции в процентных пунктах может быть оценено как
. (11.19)
В том числе за счет изменения: - ассортимента или структуры продукции
; (11.20)
- себестоимости ; (11.21)
- цен . (11.22)
Если продолжить пример, рассмотренный в предыдущем разделе 11.2, то общее изменение рентабельности составит . Влияние отдельных факторов на это изменение соответственно будет равно:
а) влияние изменения структуры продукции ; б) влияние изменения себестоимости продукции ; в) влияние изменения цен на продукцию . Сумма влияния всех факторов 2,39 п.п. + 0,57 п.п. – 0,12 п.п. = 2,84 п.п. Факторный анализ позволил выявить, что рост рентабельности вызван в основном изменением структуры продукции: при общем росте рентабельности на 2,84 п.п. влияние фактора структуры составило 2,39 п.п. В то время как фактор себестоимости дает положительное влияние на рост рентабельности на 0,57 п.п., наблюдается отрицательное воздействие фактора цен, вызывающее уменьшение показателя рентабельности на 0,12 п.п. В статистическом анализе иных показателей рентабельности широкое распространение получили различные индексные модели: а) отражающая взаимосвязь рентабельности капитала и факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости собственного капитала и доли собственного капитала во всем капитале
∙ ∙ , (11.23)
где К – средняя за период стоимость всего капитала; СК – средняя за период стоимость собственного капитала; ВРП – выручка от реализации продукции; б) отражающая влияние на рентабельность капитала доли прибыли от реализации в прибыли отчетного периода, рентабельности продаж, оборачиваемости оборотного капитала (ОК) и доли оборотного во всем капитале ∙ ∙ ∙ ; (11.24)
в) отражающая зависимость показателя рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж (по чистой прибыли), оборачиваемости капитала и соотношения всего и собственного капитала
∙ ∙ (11.25) и многие другие.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |