Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории первых двух триад логики Гегеля 4 страница





26. Проблема целостности мира в фил-и и способы ее решения. Особенный статус философского знания определяется стремлением чел. познать мир в его целостности. Еще древние философы обнаружили, что при всех изменениях, совершающихся в природе и общ-ве, когда великое множе­ство отдельных предметов, пр-сов, явл-ий возникают и уничтожаются, мир сохраняется как относительно стабильное целое.

Фил-я в пр-се своего историч-го развития находила различ­-е способы решения проблемы целостности мира. Античная фил-я пред­ставила природу, космос как живое и самодвижущее целое. Греческие мысли­тели пытались рассмотреть эту проблему в рамках соотношения единого и мно­гого. В учениях фило­софов милетской школы и Гераклита это основание мыслилось как некое пер­воначало - архэ - то единое, из к-рого возникает многое. По мнению Фалеса, изначальной стихией, порождающей все сущее, явл-ся вода, Анаксимена - воздух, Гераклита - огонь. Самую зрелую в философском отношении мысль высказал Анаксимандр, выдвинув идею апейрона. Логика Анаксимандра за­кл-ся в том, что ни одна из природных стихий (вода, воздух, огонь) не мо­жет быть поставлена над природой как целостностью, в к-рую они входят. Апейрон обозначает нечто единое беспредельное, из к-рого обособляются конкретные предметы и явл-я, ограниченные своим пределом. Сами по себе эти явл-я, родившись из вечного апейрона, подвержены разрушению, но при этом мир в целом, неразрушим, непреходящ. В рассуждениях Анаксимандра, пока еще очень робко, наметилась диалектика взаимоперехода единого и мно­гого. Элеаты - Парменид и Зенон - переходят от размышлений об отдельных сферах сущего к сущему как таковому. Мир в сущности своей един, неподви­жен и неделим. Для обозначения универсальной целостности всего сущест­в-го они вводят категорию бытия. Она зафиксировала в себе всеобщую связь всего множества конкретных предметов и явл-ий действительности. Это всеобщее, что лежит в основе видимого чувственно воспринимаемого мира, можно постичь только силой абстрактной мысли. Поэтому «бытие и мысль о нем есть одно и то же», - закл-ют элеаты. У Платона множественность вещей обнаруживает свое единство, и целостность в мире идей. Если конкретные ве­щи страдают неполнотой, ущербностью, делимостью и тленностью, то идея вещи неизменна, неделима, вечна; ее в отличие от материальной вещи нельзя ни повредить, ни уничтожить, она всегда сущ-ет в своей полноте и цельно­сти. Идея у Платона выступала как общность, целостность. Множество идей стянуто в единство идеей Блага. У Аристотеля целостность вещам придает форма; причем она организует вещь изнутри, а не находится, как у Платона, за пределами чувственно воспринимаемого мира. Материя рассматривается Ари­стотелем как неоформленный субстрат, к-рый потенциально содержит все богатство форм, проявляющихся в развитии. Высшее единство мира заключ-­ся в «форме всех форм», «высшей форме».

В средневековой фил-и целостность мира была воплощена в идее личностного Бога. Бог понимается как носитель универсального, всеобщего на­чала, абсолютная полнота и завершенность. Он отстранен от всякой множественности мира, обладая сверхъестественной сущностью. Все в мире сущ-ет по единым законам, что объясняется единым божественным источником существования мироздания. Но это не законы «тварного», материального мира, а за­коны, определяющие взаимодействие между творением, чел-ом и богом. В представлениях христианских мыслителей вещи материальной реальности под­линной целостностью не обладают, она присуща лишь духовным феноменам.

Натурфил-я в эпоху Возрождения создает новое миропонимание, где бог теряет свой абсолютно трансцендентный характер и отождествляется с природой. Н. Кузанский корректирует традиционную теистическую картину мира, смягчив противопоставление бога как внешней причины природе. Он осуществляет оригинальную переработку античного дуализма единого и многого и формулирует принцип совпадения противоположностей. Единому ничто не противоположно, «Единое есть все». Кузанский осуществляет переме­щение источника целостности в природу, тем самым намечая новый подход в онтологии, окончательно оформившийся в новоевропейской фил-и. Общей чертой всех онтологических концепций в Новое время можно считать понимание природы как некой целостности, к-рое оформилось в фило­софских учениях о субстанции. Б. Спиноза, автор одной из наиболее крупных метафизических систем этого периода, постулирует субстанциональное единст­во мира. Субстанция Спинозы одновременно явл-ся и природой творящей и природой сотворенной. Он ставит знак равенства между понятиями бог, суб­станция, природа. В природе наличествует единая всеобъемлющая, бесконечная субстанция, к-рая есть все.

Немецкая классическая фил- я в лице Ф. Шеллинга и Г. Гегеля вос­ходят в своих представлениях о целостности мира к идее субстанции Спинозы. В философских системах немецких мыслителей универсальным принципом объяснения единства и целостности всего сущего явл-ся абсолютное тожде­ство объекта и субъекта: в натурфил-и Шеллинга целостность бытия обес­печивает возрожденная им античная идея Мировой души, в учении Гегеля - Абсолютная идея. Универсум – это абсолютная всеобщность, в к-рой субъ­ект («логика творящая») и объект («логика сотворенная») совпадают.

Целостное понимание мира - характерная особенность русской фил-и. Идея целостности нашла отражение в разных течениях философской мыс­ли: в понятии «соборности» славянофилов, учении «всеединства» B.C. Соловь­ева, единства чел. и космоса в русском космизме, принципе материального единства мира русского марксизма.

Философская рефлексия универсума как сложного системного образова­ния связана с трактовкой категорий «часть» и «целое». Проблема соотношения данных категорий нашла свое отражение в противопоставлении 2-х научно-методологических подходов: холизма и редукционизма. Следует различать хо­лизм в широком и узком смысле. В широком смысле холизм (греч. holos - весь, целый) - позиция в фил-и и науке, исходящая из качественного своеобра­зия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Принцип целостности отражает 1-у из важнейших черт предметов и явл-ий материальной действительности - их способность вступать в такие взаимодей­ствия, в результате к-рых образуется новое кач-во, не сводимое к качест­венным особенностям исходных объектов взаимодействия. Компоненты в со­ставе целого пред-ют/собой нечто иное, нежели в свободном состоянии. В узком смысле под холизмом понимают идеалистическое учение, разрабо­танное в начале прошлого века Я. Смэтсом, рассматривающее мир как иерар­хию «целостностей», основанных на единстве духовного. Редукционизм (лат. reducere - возвращать) - методологический принцип, согласно к-рому опи­сание высшего целого сводится к закономерностям низшего уровня. Редукцио­низм считает возможным объяснение поведения сложной системы только на основании поведения ее отдельных элементов.

Современная наука и фил-я исходит из представления о материаль­ном мире как внутренне расчлененной целостности. Природа в самом широком смысле слова обладает атрибутами целостной системы, состоящей из множест­ва взаимосвязанных эл-тов, каждый из к-рых, в свою очередь, может рас­сматриваться как целостное образ-е, имеющее свой набор эл-тов. При всей бесконечной изменчивой многообразности составляющих его вещей, явл-ий и пр-сов, мир в своем основании един. Формы проявл-я единства мира обнаруживают­ся: а) в его материальности - одинаковом вещественном составе всех известных природных объектов; б) единой природе типов фундаментальных взаимодейст­вий (гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых); в) в системной ор­ганизации объектов, когда каждая материальная система явл-ся одновремен­но и системой и элементом системы более высокого порядка; г) в генетической взаимосвязи и иерархической соподчиненности всех уровней структурной ор­ганизации материи; д) в едином механизме эволюции - самоорганизации слож­ных систем самой различной природы (физической, химической, геологиче­ской, биологической, социальной, технической).

Понятия организации и самоорганизации сложных саморазвивающихся систем становятся предметом исследования нового интегрального научного на­правления, к-рое получило наз-е синергетики. В рамках данного подхода универсум понимается как целостная стр-ра, части к-рой сост-ют сложноорганиз-е развив-ся системы разных уровней организации, связ-е между собой через хаос. Хаос может выступать в кач-ве механиз­ма, конструирующего новое единство, новое «эволюционное целое» («порядок из хаоса»). Синергетика исходит из принципа целостности - в ходе эволюцион­ного развития объединение стр-р происходит не путем их простого сложе­ния, а в результате перекрытия областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше этой суммы, оно качественно иное. Системы самой разной сущности и уровней организации (микро-, макро- и мегауровней) имеют общие фундаментальные хар-ки и принципы своего развития: нелинейность (т.е. многовариантность и необратимость), взаимо­связь хаоса и порядка, открытость (т.е. возможность обмена в-вом или энергией с внешней средой) и др. В современной науке и фил-и утверждается модель понимания мира как целостной системы, эволюционирующей по единым фундаментальным закономерностям, на основе общего субстрата и в едином направлении. Мир в целом обладает особыми интегративными качествами, не присущие ни одному из составляющих его элементов - безгранично­стью в прост-ве и во времени. Т.о., универсум - это система особого рода, состоящая из бесчисленного множества элементов пространственно ограниченных и преходящих во времени, образующих, в конечном счете, безграничный и вечный мир.

 


27. Проблема сознания в истории философской мысли. В настоящее время выделяются различные философские подходы к ис­следованию сознания.

В рамках субстанциального подхода (Платон, Аристотель, Г.В. Лейбниц, Р. Декарт и др.) сознание - это субстанция бытия, к-рая выступает первопричиной и началом бытия в целом.

В натуралистически-функциональном подходе (Дж. Локк, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Т. Гоббс, Ж. Ламетри, П. Гольбах и др.) сознание есть функция коры головного мозга, возникшая в результате его длительной эволюции, благодаря к-рой чел. способен познавать мир и себя.

Сторонники социокультурного подхода (И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс) полагают, что на формирование индивидуального сознания, к-рое принципи­ально отличается от надиндивидуального, влияют культура и особенности общ-венного бытия.

Представители деятельностного подхода (Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте) счи­тают, что сознание формир-ся в результате деятельности (духовной или предметной) по созданию объектов внешнего мира.

Для сторонников экзистенциально-феноменологического подхода (Ж,-II. Сартр, А. Камю, Э. Гуссерль) анализ сознания основывается на рассмотре­нии субъективности как специфического бытия. Акцент переносится с мышле­ния о бытии на бытие мышления, определение содержания «чистого сознания».

В рамках психоаналитического подхода (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм) помимо сознания («Я») в стр-ре человеческой психики выделяет­ся бессознательное («Оно») (индивидуальное или коллективное), к-рое ока­зывает значительное влияние на сознание и поведение чел. и не поддается субъективному контролю.

Достижения биологии, практической психологии, попытки применить в пр-се изучения сознания измерительные методы привели к осознанию не­обходимости новых философских теоретико-методологических подходов к анализу сознания. В то же время не теряет популярности и философский скеп­тицизм, согласно к-рому сознание либо лежит за пределами когнитивных способностей чел. (К. Макгинн), либо его принципиально нельзя исследо­вать существующими научными методами (Т. Нагель).

По проблеме генезиса сознания сущ-ет 2 принципиальные пози­ции, дуализм и монизм, конкретизирующиеся в отдельных философских учениях. Дуалистические теории (картезианство, психофизический параллелизм, окказионализм, дуализм св-в) строятся на предположении, что сознание несводимо к физической материи и обладает особой природой. Монизм представлен в идеалистическом, материалистическом и ней­тральном вариантах (идеализм, христиан­ская фил-я, функционализм, эпифеноменализм, теория тож­дества, радикальный физикализм и др.).

В объективном идеализме сознание представляется в виде элемента трансцендентного инобытия (Бога, Абсолютной идеи, мира идей и т.д.). С точки зрения субъективного идеализма сознание явл-ся самодостаточной, самонаблюдаемой субстанцией (мыслящая субстанция Р. Декарта, духовная или ментальная субстанция Дж. Беркли и др.).

В пантеизме под сознанием понимается атрибут материи (Дж. Бруно, Б. Спиноза и др.).

В вульгарном материализме сознание есть материальный продукт, выде­ление головного мозга чел. (сознание в мозге есть аналог желчи в печени (К. Фогт); тайна души закл-ся в белке нервных клеток (JI. Бюхнер).

В социологизаторских концепциях сознание представляется продуктом социальной среды (сознание новорожденного, Аристотель, Дж. Локк и др.).

В диалектическом материализме сознание - это внутренне противоречи­вое единство материального и идеального, биологического и социального. При этом предполагается, что «мыслящая материя» возникла в результате эволюции из неживой материи, т.е. сознание - не продукт, но св-во головного мозга (Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Сознание здесь рассматривается с точки зрения концепции отражения.

Специфика философского подхода к стр-ре сознания закл-ся в том, что основной задачей фил-и сознания явл-ся интегрирование частнонаучных знаний об этом феномене, поэтому наиболее популярным явл-ся системно-структурный подход. В структуре сознания традиционно выделяют такие эл-ты, как уров­ни, формы и сферы. Кроме того, по отношению к субъекту сознание делится на индивидуальное и общ-венное. Наряду с сознанием, как правило, рассматри­в-ся различные формы бессознательного, при этом особое внимание уделя­ется подсознанию, включающему психические явл-я, связанные с автома­тизмами.

С точки зрения инструменталистского подхода сознание пред-ет/со­бой совокупность инструментов, необходимых для осуществления специфиче­ской человеческой жизнедеятельности. Согласно данному подходу представля­ется возможным создание искусственного интеллекта, полностью воспроизво­дящего стр-ру чел-го сознания.

Интенционалистский подход изучает сознание с точки зрения усл-й, при к-рых возможно протекание сознательных пр-сов. Значение, к-рым сознание наделяет инф-ю, зависит от того, на что направлено сознание.

В кондиционалистском подходе сознание представляется зависимым от ряда факторов (телесность; особенности функционир-я психики, бессозна­тельного; соц-го окружения, культуры и т.д.).

Как правило, каждый чел. обладает цельным обыденным сознанием вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он явл-ся специалистом. На теоретическом уровне цельность сознания обеспечивается философским мировоззрением (что, обусловливает необходимость изучения фил-и специалистами всех профилей).

Существуют следующие механизмы функционир-я сознания: - когнитивно-информационные (извлечение и преобразование инф-и; распознавание образов; вычисление и координация операций); - интенциональные (формирование объективного смысла содержания на­з-й); - интуитивные (мгновенная адекватная реакция на любое изменение те­кущей ситуации). Многие механизмы сознания функционально независимы от рефлекторных р-ций.

Современная фил-я сознания оказывает влияние на развитие совре­менной психологии, концепции искусственного интеллекта, концепции иден­тичности, а также на решение этико-правовых вопросов, касающихся свободы воли и индивидуальной ответственности.

 


28. Индивидуальное сознание и его структура. Индивидуальные сознания неповторимы, как и наборы физиологических параметров людей. Однако в структуре индивидуального сознания всегда есть эл-ты, общие для всех или большинства представителей той или иной соци­альной гр-пы, культуры, религии и т.д. Т.о., индивидуальное соз­нание всегда диалектически взаимосвязано с общ-венным. Взаимосвязь за­кл-ся в том, что конкретная личность делает вклад той или иной степени важности в общ-венное сознание.

Индивидуальное сознание динамично, оно изменяется в течение всей жизни чел.. След-но, влияние на содержание индивидуального соз­нания имеют такие хар-ки, как пол, возраст, хар-р, уровень разви­тия и т.д.

Индивидуальное сознание пред-ет собой не только систему знаний конкретной личности, но и систему отношений к миру, Другому, собственному Я (самосознание). Индивидуальное сознание неотделимо от личности, не пере­дается по наследству, не копируется и т.д.

Однако в философской традиции сущ-ют и принципиально иные точки зрения. Так, в работе «Анализ сознания» Б. Рассел в духе нейтрализма элиминирует разницу между сознанием и объектом, определяя сознание как «сложную и далеко не универсальную хар-ку умственных проявл-ий». М.К. Мамардашвили для определения сознания оперирует понятием «единый континуум бытия-сознания».

Структура индивидуального сознания.

Как правило, в структуру индивидуального сознания включаются:

-совокупность знаний о мире;

-совокупность психических пр-сов (внимание, память, эмоции, воля);

-самосознание.

В зависимости от того, каким актам индивидуального сознания отдается приоритет - перцептивным или мыслительным - в философской традиции можно выделить два подхода к структурированию сознания, к-рые условно можно назвать эмоциональным и рациональным.

Функции индивидуального сознания определяются его стр-рой; среди них можно выделить следующие:

-познавательная;

-творчески-конструктивная;

-регулятивно-управленческая;

-прогностическая.

Итак, индивидуальное сознание пред-ет собой своеобразное отра­жение индивидуального бытия, а через него и общ-венного. Несмотря на все возрастающую популярность изучения элементов индивидуального сознания психологическими методами, философские измерения этого феномена продол­жают сохранять актуальность и значимость.

 


29. Общ-венное сознание, его формы и место в духовной жизни. Общ-венное сознание - это атрибут общ-ва в целом или отдельных социальных общностей, к-рое экстериоризуется только через индивидуаль­ные сознания, но не явл-ся их совокупностью. Общ-венное сознание может опережать общ-венное бытие или отставать от него. Механизмом взаимодей­ствия индивидуального и общ-венного сознания явл-ся общение.

В пр-се исторического становления фил-и был выработан ряд идей относительно природы и стр-ры общ-венного сознания. Кардиналь­ные изменения общ-венного сознания можно описать в рамках глобальных мировоззренческих переворотов: от космоцентризма Античности к теоцентризму Средневековья; затем к антропоцентризму Ренессанса; к совокупности антропо- и социоцентризма Нового времени; и далее к эклектическим тенденциям современности, к-рые в целом можно охарактеризовать как нонантропоцентристские.

Проблема субъекта общ-венного сознания в фил-и имеет следую­щее содержание: социальные общности могут иметь нек-рые субъективные св-ва, однако мыслительный пр-сс может быть присущ только индивиду. Точное определение субъективных св-в общ-ва необходимо для понима­ния пр-сов институционализации ответственности.

Функции общ-венного сознания. Если рассматривать общ-венное соз­нание как самостоятельную духовную реальность, то основной его ф-ций явл-ся объединение людей посредством идей, моральных концептов, взглядов и т.п. Если же общ-венное сознание рассматрив-ся в рамках концепции от­ражения общ-ного бытия, то его базисная ф-ция закл-ся в воспро­изводстве определенного типа общ-ных отношений и, в силу диалектиче­ской связи с индивидуальным сознанием, опред-го, необходимого для конкретного общ-ва типа личности.

В стр-ре общ-венного сознания, как правило, выделяют уровни (обыденный и научно-теоретический), сферы (когнитивная, эмоциональная и мотивационно-волевая) и формы. Критерием выделения форм явл-ся способ отражения действительности или способ освоения действительности. К формам общ-венного сознания относят: религиозное, нравственное, правовое, эстетическое, научное, политическое, философское. Список форм общ-венного сознания не явл-ся закрытым. Иерархия форм постоянно изменяется. В разные историко-философские эпохи вершину иерархии по критерию значимости и силы воздействия на духовное бытие общ-ва занимали разные формы: эстетическая в Античности и Ренессансе; ре­лигиозная в Средневековье; научная (а также, в определенном смысле, полити­ческая и правовая) в Новое время с сохранением значимости и в современную эпоху с уменьшением значимости научной формы.

Общ-венное сознание в духовной жизни общ-ва, понимаемой как пр-сс воспроизводства отношения людей к миру, играет важнейшую роль, поскольку выступает как инструмент выражения духовной культуры, а также формир-я определенного типа личности, в к-ром заинтересовано данное конкретное общ-во. Успех любого рода реформ, в том числе, в духовной жизни общ-ва, зависит от подготовленности к ним общ-ного сознания.

Итак, общ-венное сознание - это система существующих в общ-ве идей, теорий, традиций, представлений, настроений, верований, отражающих общ-венное бытие и систему общ-венных отношений, а также механизм формирования многообразия индивидуальных сознаний.

 


30. Сознание и бессознательное. 3. Фрейд и К.Г. Юнг об индивидуальном и коллективном бессознательном. К основополагающим наукам, занимающимся разработкой проблемы сознательного и бессознательного, относятся психология и фил-я. Идея о бессознательном восходит к работам Платона о познании-воспоминании и су­щ-ет вплоть до Нового времени. Концептуально бессознательное впервые оформляется Г. Лейбницем в его работе «Монадология» (1720). Лейбниц ин­терпретирует бессознательное как низшую форму душевной деятельности, к-рая нах-ся вне осознанных представлений. Психология начинает интере­соваться бессознательным с XIX века. И.Ф. Гербарт вводит понятие динамиче­ского бессознательного, суть к-рого сводится к тому, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, вытесняя более слабые. При этом слабые идеи не теряют своих динамических св-в и продолжают воз­действовать на сознание. Новые исследования в области психопатологии (Ж. Шарко), сосредоточившиеся на методе гипноза, позволили отличить сознатель­ную психическую деятельность от патогенной. Огромную роль в разработке данной проблемы сыграл 3. Фрейд, к-рый представлял психику чел. раз­деленной на 2 противоположные части: сознательное и бессознательное.

Понятия «сознательное» и «бессознательное» соотносятся между собой как важнейшие факторы психических пр-сов человеческого существования. Сознательное проявл-ся в осознании чел-ом не только внешнего мира, но и внешних событий, т.е. в прояснении самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Др. словами, сознание предполагает восприятие. Согласно Фрейду, сознательное изменяется в соответствии с направленностью внимания.

Сознательному противоположено бессознательное, к-рое доминирует в жизнедеятельности чел.. Под бессознательным Фрейд понимал психиче­ские пр-сы, толкающие чел. на действия, совершаемые рефлекторно, под влиянием к-рых чел. не отдает себе отчета в совершаемом. Сущест­вуют большое кол-во проявл-ий бессознательного. По Фрейду, чел. управляем бессознательными сексуальными устремлениями. Он находится ме­жду двумя силами, толкающими его на поступки: между сексуальными бессоз­нательными влечениями и сознательными социальными нормами.

В стр-ре личности сознательное и бессознательное представлены не­равнозначно. Центральное место занимает бессознательное, а сознательное есть лишь такая часть психики, к-рая «может присоединяться или не присоеди­няться к др. его качествам».

В дальнейшем понятие бессознательного было расширено др. ис­следователями. К. Юнг вводит понятие «коллективного бессознательного», четко отделяет его «индивидуального бессознательного» и подвергает критике точку зрения Фрейда о ведущей роли сексуального в жизни чел..

Вопреки мнению Фрейда, бессознательное, по Юнгу, не явл-ся темным пороком сексуальных влечений, а пред-ет собой защитный механизм ин­туитивного восприятия, к-рый способствует развитию личности.

Под коллективным бессознательным Юнг понимает всеобщий уровень психики, отражающий опыт предыдущих поколений. Это скрытые следы памя­ти прошлого человечества, включающие в себя как национальную историю, так и дочеловеческое животное существование. Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается из поколения в поколение и закреплено в ар­хетипах. Архетипы, согласно Юнгу, пред-ют собой многообразные сим­волические когнитивные образы, своеобразные образцы поведения, на основе к-рых осуществляется сознательная деятельность чел.. Архетипы, как типичные ситуации в жизни, всегда сопровождают чел., они сущ-ют в мифах, религии, искусстве. При возникновении ситуации, соответствующей какому-либо архетипу, он как бы пробуждается как инстинктивное действие. Чем больше осмысляется содержание индивидуального бессознательного, тем больше выявл-ся архетипов, составляющих коллективное бессознательное.

Основное различие в концепциях Фрейда и Юнга состоит в том, что Фрейд кладет в основание исследования инстинкты, а Юнг - идеи. Заслугой Фрейда и Юнга явл-ся прежде всего то, что они исследовали стр-ру инди­видуального и общ-венного сознания, разграничив его на уровни сознатель­ного и бессознательного.

 


31. Сущность пр-са познания. Основные формы чувственного и рационального познания. В пр-се познания чел. отражает существующую действительность, приобретает всевозможные знания о природе, общ-ве и самом себе. Эти зна­ния необходимы чел-у, чтобы правильно ориентироваться в окруж-ем мире, осуществлять свою жизнедеятельность. Поэтому для каждого чел. особенно важно получать не просто разнообразную информацию, а достовер­ные, адекватные, истинные знания. Использование их в сфере духовно-практической деятельности позволяет индивиду достигать желаемой цели, до­биваться наиболее существенных результатов в решаемой им проблеме или за­даче.

Т.о., познание в самом общем виде – это пр-сс приобрете­ния чел-ом знаний об окружающем его мире, о самом чел-е, взаимоот­ношениях чел. и природы, чел. и общ-ва и т.п. Познание есть специфический вид духовной деятельности чел., пр-сс постижения им окруж-го мира. Для него особенно характерен творче­ский подход, к-рый предполагает открытие чего-то принципиально нового.

Познание изучает один из важнейших разделов фил-и – гносеология - (от греч. gnosis - знание и logos - учение) - наука об источниках и гра­ницах чел-го познания, теория познания. Ее можно определить и как учение о принципах, закономерностях и возможностях познавательной дея­тельности, проблемах истинности и пределов знания. Термин «гносеология» был введен в фил-ю в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррером, од­нако вопросы познания разрабатывались еще со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Гносеология изучает природу познания, формы и методы перехода от по­верхностного, обыденного знания о мире (представления, мнения) к более сущ­ностному, глубинному, научному знанию, к-рое требует специальной подго­товки и использования особых источников, методов и средств.

Довольно часто в философской литературе как синоним термина «гно­сеология» используется термин «эпистемология». Иногда эпистемологию по­нимают более конкретно - как раздел гносеологии, посвященный изучению и анализу научного познания (К. Поппер, М. Фуко, Т. Кун).

Выделяют ряд взаимно организованных эл-товв стр-ре познания: предмет, объект, субъект, результат познания. Так, объектом позна­ния явл-ся какой-либо фрагмент окруж-го мира, оказавшийся в фокусе изучения и исследования. Им могут быть как объективные вещи, явл-я и пр-сы (н-р, клетка, семья, атмосфера, Земля, космос и т.д.), так и субъективный мир чел. (образ мышления, психические состояния, общ-венное мнение и т.п.). Предметом познания (в отличие от его объекта) явл-ся количествен­ные. качественные и иные хар-ки уже самих объектов познания. Н-р, питание клетки, семейные проблемы и т.д. Субъект познания - это тот, кто реализует пр-сс познания, т.е. сам чел.. Субъект и объект познания могут совпасть, если познание направлено на самого себя (самопознание). Результат познания – это новое знание, выступающее как нек-рый итог миллионов познавательных усилий, совершаемых человеческим мозгом в процессе мышления, духовно-практического освоения окруж-го мира. Знание есть ни что иное, как идеальный образ действительности. Т.о., знать что-либо значит обладать нек-рым идеальным представлением об интере­сующем предмете. Оптимальным результатом познания выступает истинное знание. Истина - это адекватное отражение пр-сов и явл-ий бытия в соз­нании чел..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.