КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории первых двух триад логики Гегеля 4 страница
26. Проблема целостности мира в фил-и и способы ее решения. Особенный статус философского знания определяется стремлением чел. познать мир в его целостности. Еще древние философы обнаружили, что при всех изменениях, совершающихся в природе и общ-ве, когда великое множество отдельных предметов, пр-сов, явл-ий возникают и уничтожаются, мир сохраняется как относительно стабильное целое. Фил-я в пр-се своего историч-го развития находила различ-е способы решения проблемы целостности мира. Античная фил-я представила природу, космос как живое и самодвижущее целое. Греческие мыслители пытались рассмотреть эту проблему в рамках соотношения единого и многого. В учениях философов милетской школы и Гераклита это основание мыслилось как некое первоначало - архэ - то единое, из к-рого возникает многое. По мнению Фалеса, изначальной стихией, порождающей все сущее, явл-ся вода, Анаксимена - воздух, Гераклита - огонь. Самую зрелую в философском отношении мысль высказал Анаксимандр, выдвинув идею апейрона. Логика Анаксимандра закл-ся в том, что ни одна из природных стихий (вода, воздух, огонь) не может быть поставлена над природой как целостностью, в к-рую они входят. Апейрон обозначает нечто единое беспредельное, из к-рого обособляются конкретные предметы и явл-я, ограниченные своим пределом. Сами по себе эти явл-я, родившись из вечного апейрона, подвержены разрушению, но при этом мир в целом, неразрушим, непреходящ. В рассуждениях Анаксимандра, пока еще очень робко, наметилась диалектика взаимоперехода единого и многого. Элеаты - Парменид и Зенон - переходят от размышлений об отдельных сферах сущего к сущему как таковому. Мир в сущности своей един, неподвижен и неделим. Для обозначения универсальной целостности всего существ-го они вводят категорию бытия. Она зафиксировала в себе всеобщую связь всего множества конкретных предметов и явл-ий действительности. Это всеобщее, что лежит в основе видимого чувственно воспринимаемого мира, можно постичь только силой абстрактной мысли. Поэтому «бытие и мысль о нем есть одно и то же», - закл-ют элеаты. У Платона множественность вещей обнаруживает свое единство, и целостность в мире идей. Если конкретные вещи страдают неполнотой, ущербностью, делимостью и тленностью, то идея вещи неизменна, неделима, вечна; ее в отличие от материальной вещи нельзя ни повредить, ни уничтожить, она всегда сущ-ет в своей полноте и цельности. Идея у Платона выступала как общность, целостность. Множество идей стянуто в единство идеей Блага. У Аристотеля целостность вещам придает форма; причем она организует вещь изнутри, а не находится, как у Платона, за пределами чувственно воспринимаемого мира. Материя рассматривается Аристотелем как неоформленный субстрат, к-рый потенциально содержит все богатство форм, проявляющихся в развитии. Высшее единство мира заключ-ся в «форме всех форм», «высшей форме».
В средневековой фил-и целостность мира была воплощена в идее личностного Бога. Бог понимается как носитель универсального, всеобщего начала, абсолютная полнота и завершенность. Он отстранен от всякой множественности мира, обладая сверхъестественной сущностью. Все в мире сущ-ет по единым законам, что объясняется единым божественным источником существования мироздания. Но это не законы «тварного», материального мира, а законы, определяющие взаимодействие между творением, чел-ом и богом. В представлениях христианских мыслителей вещи материальной реальности подлинной целостностью не обладают, она присуща лишь духовным феноменам.
Натурфил-я в эпоху Возрождения создает новое миропонимание, где бог теряет свой абсолютно трансцендентный характер и отождествляется с природой. Н. Кузанский корректирует традиционную теистическую картину мира, смягчив противопоставление бога как внешней причины природе. Он осуществляет оригинальную переработку античного дуализма единого и многого и формулирует принцип совпадения противоположностей. Единому ничто не противоположно, «Единое есть все». Кузанский осуществляет перемещение источника целостности в природу, тем самым намечая новый подход в онтологии, окончательно оформившийся в новоевропейской фил-и. Общей чертой всех онтологических концепций в Новое время можно считать понимание природы как некой целостности, к-рое оформилось в философских учениях о субстанции. Б. Спиноза, автор одной из наиболее крупных метафизических систем этого периода, постулирует субстанциональное единство мира. Субстанция Спинозы одновременно явл-ся и природой творящей и природой сотворенной. Он ставит знак равенства между понятиями бог, субстанция, природа. В природе наличествует единая всеобъемлющая, бесконечная субстанция, к-рая есть все. Немецкая классическая фил- я в лице Ф. Шеллинга и Г. Гегеля восходят в своих представлениях о целостности мира к идее субстанции Спинозы. В философских системах немецких мыслителей универсальным принципом объяснения единства и целостности всего сущего явл-ся абсолютное тождество объекта и субъекта: в натурфил-и Шеллинга целостность бытия обеспечивает возрожденная им античная идея Мировой души, в учении Гегеля - Абсолютная идея. Универсум – это абсолютная всеобщность, в к-рой субъект («логика творящая») и объект («логика сотворенная») совпадают. Целостное понимание мира - характерная особенность русской фил-и. Идея целостности нашла отражение в разных течениях философской мысли: в понятии «соборности» славянофилов, учении «всеединства» B.C. Соловьева, единства чел. и космоса в русском космизме, принципе материального единства мира русского марксизма. Философская рефлексия универсума как сложного системного образования связана с трактовкой категорий «часть» и «целое». Проблема соотношения данных категорий нашла свое отражение в противопоставлении 2-х научно-методологических подходов: холизма и редукционизма. Следует различать холизм в широком и узком смысле. В широком смысле холизм (греч. holos - весь, целый) - позиция в фил-и и науке, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Принцип целостности отражает 1-у из важнейших черт предметов и явл-ий материальной действительности - их способность вступать в такие взаимодействия, в результате к-рых образуется новое кач-во, не сводимое к качественным особенностям исходных объектов взаимодействия. Компоненты в составе целого пред-ют/собой нечто иное, нежели в свободном состоянии. В узком смысле под холизмом понимают идеалистическое учение, разработанное в начале прошлого века Я. Смэтсом, рассматривающее мир как иерархию «целостностей», основанных на единстве духовного. Редукционизм (лат. reducere - возвращать) - методологический принцип, согласно к-рому описание высшего целого сводится к закономерностям низшего уровня. Редукционизм считает возможным объяснение поведения сложной системы только на основании поведения ее отдельных элементов.
Современная наука и фил-я исходит из представления о материальном мире как внутренне расчлененной целостности. Природа в самом широком смысле слова обладает атрибутами целостной системы, состоящей из множества взаимосвязанных эл-тов, каждый из к-рых, в свою очередь, может рассматриваться как целостное образ-е, имеющее свой набор эл-тов. При всей бесконечной изменчивой многообразности составляющих его вещей, явл-ий и пр-сов, мир в своем основании един. Формы проявл-я единства мира обнаруживаются: а) в его материальности - одинаковом вещественном составе всех известных природных объектов; б) единой природе типов фундаментальных взаимодействий (гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых); в) в системной организации объектов, когда каждая материальная система явл-ся одновременно и системой и элементом системы более высокого порядка; г) в генетической взаимосвязи и иерархической соподчиненности всех уровней структурной организации материи; д) в едином механизме эволюции - самоорганизации сложных систем самой различной природы (физической, химической, геологической, биологической, социальной, технической).
Понятия организации и самоорганизации сложных саморазвивающихся систем становятся предметом исследования нового интегрального научного направления, к-рое получило наз-е синергетики. В рамках данного подхода универсум понимается как целостная стр-ра, части к-рой сост-ют сложноорганиз-е развив-ся системы разных уровней организации, связ-е между собой через хаос. Хаос может выступать в кач-ве механизма, конструирующего новое единство, новое «эволюционное целое» («порядок из хаоса»). Синергетика исходит из принципа целостности - в ходе эволюционного развития объединение стр-р происходит не путем их простого сложения, а в результате перекрытия областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше этой суммы, оно качественно иное. Системы самой разной сущности и уровней организации (микро-, макро- и мегауровней) имеют общие фундаментальные хар-ки и принципы своего развития: нелинейность (т.е. многовариантность и необратимость), взаимосвязь хаоса и порядка, открытость (т.е. возможность обмена в-вом или энергией с внешней средой) и др. В современной науке и фил-и утверждается модель понимания мира как целостной системы, эволюционирующей по единым фундаментальным закономерностям, на основе общего субстрата и в едином направлении. Мир в целом обладает особыми интегративными качествами, не присущие ни одному из составляющих его элементов - безграничностью в прост-ве и во времени. Т.о., универсум - это система особого рода, состоящая из бесчисленного множества элементов пространственно ограниченных и преходящих во времени, образующих, в конечном счете, безграничный и вечный мир.
27. Проблема сознания в истории философской мысли. В настоящее время выделяются различные философские подходы к исследованию сознания. В рамках субстанциального подхода (Платон, Аристотель, Г.В. Лейбниц, Р. Декарт и др.) сознание - это субстанция бытия, к-рая выступает первопричиной и началом бытия в целом. В натуралистически-функциональном подходе (Дж. Локк, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, Т. Гоббс, Ж. Ламетри, П. Гольбах и др.) сознание есть функция коры головного мозга, возникшая в результате его длительной эволюции, благодаря к-рой чел. способен познавать мир и себя. Сторонники социокультурного подхода (И. Кант, К. Маркс, Ф. Энгельс) полагают, что на формирование индивидуального сознания, к-рое принципиально отличается от надиндивидуального, влияют культура и особенности общ-венного бытия. Представители деятельностного подхода (Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте) считают, что сознание формир-ся в результате деятельности (духовной или предметной) по созданию объектов внешнего мира. Для сторонников экзистенциально-феноменологического подхода (Ж,-II. Сартр, А. Камю, Э. Гуссерль) анализ сознания основывается на рассмотрении субъективности как специфического бытия. Акцент переносится с мышления о бытии на бытие мышления, определение содержания «чистого сознания». В рамках психоаналитического подхода (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм) помимо сознания («Я») в стр-ре человеческой психики выделяется бессознательное («Оно») (индивидуальное или коллективное), к-рое оказывает значительное влияние на сознание и поведение чел. и не поддается субъективному контролю. Достижения биологии, практической психологии, попытки применить в пр-се изучения сознания измерительные методы привели к осознанию необходимости новых философских теоретико-методологических подходов к анализу сознания. В то же время не теряет популярности и философский скептицизм, согласно к-рому сознание либо лежит за пределами когнитивных способностей чел. (К. Макгинн), либо его принципиально нельзя исследовать существующими научными методами (Т. Нагель). По проблеме генезиса сознания сущ-ет 2 принципиальные позиции, дуализм и монизм, конкретизирующиеся в отдельных философских учениях. Дуалистические теории (картезианство, психофизический параллелизм, окказионализм, дуализм св-в) строятся на предположении, что сознание несводимо к физической материи и обладает особой природой. Монизм представлен в идеалистическом, материалистическом и нейтральном вариантах (идеализм, христианская фил-я, функционализм, эпифеноменализм, теория тождества, радикальный физикализм и др.). В объективном идеализме сознание представляется в виде элемента трансцендентного инобытия (Бога, Абсолютной идеи, мира идей и т.д.). С точки зрения субъективного идеализма сознание явл-ся самодостаточной, самонаблюдаемой субстанцией (мыслящая субстанция Р. Декарта, духовная или ментальная субстанция Дж. Беркли и др.). В пантеизме под сознанием понимается атрибут материи (Дж. Бруно, Б. Спиноза и др.). В вульгарном материализме сознание есть материальный продукт, выделение головного мозга чел. (сознание в мозге есть аналог желчи в печени (К. Фогт); тайна души закл-ся в белке нервных клеток (JI. Бюхнер). В социологизаторских концепциях сознание представляется продуктом социальной среды (сознание новорожденного, Аристотель, Дж. Локк и др.). В диалектическом материализме сознание - это внутренне противоречивое единство материального и идеального, биологического и социального. При этом предполагается, что «мыслящая материя» возникла в результате эволюции из неживой материи, т.е. сознание - не продукт, но св-во головного мозга (Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.). Сознание здесь рассматривается с точки зрения концепции отражения. Специфика философского подхода к стр-ре сознания закл-ся в том, что основной задачей фил-и сознания явл-ся интегрирование частнонаучных знаний об этом феномене, поэтому наиболее популярным явл-ся системно-структурный подход. В структуре сознания традиционно выделяют такие эл-ты, как уровни, формы и сферы. Кроме того, по отношению к субъекту сознание делится на индивидуальное и общ-венное. Наряду с сознанием, как правило, рассматрив-ся различные формы бессознательного, при этом особое внимание уделяется подсознанию, включающему психические явл-я, связанные с автоматизмами. С точки зрения инструменталистского подхода сознание пред-ет/собой совокупность инструментов, необходимых для осуществления специфической человеческой жизнедеятельности. Согласно данному подходу представляется возможным создание искусственного интеллекта, полностью воспроизводящего стр-ру чел-го сознания. Интенционалистский подход изучает сознание с точки зрения усл-й, при к-рых возможно протекание сознательных пр-сов. Значение, к-рым сознание наделяет инф-ю, зависит от того, на что направлено сознание. В кондиционалистском подходе сознание представляется зависимым от ряда факторов (телесность; особенности функционир-я психики, бессознательного; соц-го окружения, культуры и т.д.). Как правило, каждый чел. обладает цельным обыденным сознанием вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он явл-ся специалистом. На теоретическом уровне цельность сознания обеспечивается философским мировоззрением (что, обусловливает необходимость изучения фил-и специалистами всех профилей). Существуют следующие механизмы функционир-я сознания: - когнитивно-информационные (извлечение и преобразование инф-и; распознавание образов; вычисление и координация операций); - интенциональные (формирование объективного смысла содержания наз-й); - интуитивные (мгновенная адекватная реакция на любое изменение текущей ситуации). Многие механизмы сознания функционально независимы от рефлекторных р-ций. Современная фил-я сознания оказывает влияние на развитие современной психологии, концепции искусственного интеллекта, концепции идентичности, а также на решение этико-правовых вопросов, касающихся свободы воли и индивидуальной ответственности.
28. Индивидуальное сознание и его структура. Индивидуальные сознания неповторимы, как и наборы физиологических параметров людей. Однако в структуре индивидуального сознания всегда есть эл-ты, общие для всех или большинства представителей той или иной социальной гр-пы, культуры, религии и т.д. Т.о., индивидуальное сознание всегда диалектически взаимосвязано с общ-венным. Взаимосвязь закл-ся в том, что конкретная личность делает вклад той или иной степени важности в общ-венное сознание. Индивидуальное сознание динамично, оно изменяется в течение всей жизни чел.. След-но, влияние на содержание индивидуального сознания имеют такие хар-ки, как пол, возраст, хар-р, уровень развития и т.д. Индивидуальное сознание пред-ет собой не только систему знаний конкретной личности, но и систему отношений к миру, Другому, собственному Я (самосознание). Индивидуальное сознание неотделимо от личности, не передается по наследству, не копируется и т.д. Однако в философской традиции сущ-ют и принципиально иные точки зрения. Так, в работе «Анализ сознания» Б. Рассел в духе нейтрализма элиминирует разницу между сознанием и объектом, определяя сознание как «сложную и далеко не универсальную хар-ку умственных проявл-ий». М.К. Мамардашвили для определения сознания оперирует понятием «единый континуум бытия-сознания». Структура индивидуального сознания. Как правило, в структуру индивидуального сознания включаются: -совокупность знаний о мире; -совокупность психических пр-сов (внимание, память, эмоции, воля); -самосознание. В зависимости от того, каким актам индивидуального сознания отдается приоритет - перцептивным или мыслительным - в философской традиции можно выделить два подхода к структурированию сознания, к-рые условно можно назвать эмоциональным и рациональным. Функции индивидуального сознания определяются его стр-рой; среди них можно выделить следующие: -познавательная; -творчески-конструктивная; -регулятивно-управленческая; -прогностическая. Итак, индивидуальное сознание пред-ет собой своеобразное отражение индивидуального бытия, а через него и общ-венного. Несмотря на все возрастающую популярность изучения элементов индивидуального сознания психологическими методами, философские измерения этого феномена продолжают сохранять актуальность и значимость.
29. Общ-венное сознание, его формы и место в духовной жизни. Общ-венное сознание - это атрибут общ-ва в целом или отдельных социальных общностей, к-рое экстериоризуется только через индивидуальные сознания, но не явл-ся их совокупностью. Общ-венное сознание может опережать общ-венное бытие или отставать от него. Механизмом взаимодействия индивидуального и общ-венного сознания явл-ся общение. В пр-се исторического становления фил-и был выработан ряд идей относительно природы и стр-ры общ-венного сознания. Кардинальные изменения общ-венного сознания можно описать в рамках глобальных мировоззренческих переворотов: от космоцентризма Античности к теоцентризму Средневековья; затем к антропоцентризму Ренессанса; к совокупности антропо- и социоцентризма Нового времени; и далее к эклектическим тенденциям современности, к-рые в целом можно охарактеризовать как нонантропоцентристские. Проблема субъекта общ-венного сознания в фил-и имеет следующее содержание: социальные общности могут иметь нек-рые субъективные св-ва, однако мыслительный пр-сс может быть присущ только индивиду. Точное определение субъективных св-в общ-ва необходимо для понимания пр-сов институционализации ответственности. Функции общ-венного сознания. Если рассматривать общ-венное сознание как самостоятельную духовную реальность, то основной его ф-ций явл-ся объединение людей посредством идей, моральных концептов, взглядов и т.п. Если же общ-венное сознание рассматрив-ся в рамках концепции отражения общ-ного бытия, то его базисная ф-ция закл-ся в воспроизводстве определенного типа общ-ных отношений и, в силу диалектической связи с индивидуальным сознанием, опред-го, необходимого для конкретного общ-ва типа личности. В стр-ре общ-венного сознания, как правило, выделяют уровни (обыденный и научно-теоретический), сферы (когнитивная, эмоциональная и мотивационно-волевая) и формы. Критерием выделения форм явл-ся способ отражения действительности или способ освоения действительности. К формам общ-венного сознания относят: религиозное, нравственное, правовое, эстетическое, научное, политическое, философское. Список форм общ-венного сознания не явл-ся закрытым. Иерархия форм постоянно изменяется. В разные историко-философские эпохи вершину иерархии по критерию значимости и силы воздействия на духовное бытие общ-ва занимали разные формы: эстетическая в Античности и Ренессансе; религиозная в Средневековье; научная (а также, в определенном смысле, политическая и правовая) в Новое время с сохранением значимости и в современную эпоху с уменьшением значимости научной формы. Общ-венное сознание в духовной жизни общ-ва, понимаемой как пр-сс воспроизводства отношения людей к миру, играет важнейшую роль, поскольку выступает как инструмент выражения духовной культуры, а также формир-я определенного типа личности, в к-ром заинтересовано данное конкретное общ-во. Успех любого рода реформ, в том числе, в духовной жизни общ-ва, зависит от подготовленности к ним общ-ного сознания. Итак, общ-венное сознание - это система существующих в общ-ве идей, теорий, традиций, представлений, настроений, верований, отражающих общ-венное бытие и систему общ-венных отношений, а также механизм формирования многообразия индивидуальных сознаний.
30. Сознание и бессознательное. 3. Фрейд и К.Г. Юнг об индивидуальном и коллективном бессознательном. К основополагающим наукам, занимающимся разработкой проблемы сознательного и бессознательного, относятся психология и фил-я. Идея о бессознательном восходит к работам Платона о познании-воспоминании и сущ-ет вплоть до Нового времени. Концептуально бессознательное впервые оформляется Г. Лейбницем в его работе «Монадология» (1720). Лейбниц интерпретирует бессознательное как низшую форму душевной деятельности, к-рая нах-ся вне осознанных представлений. Психология начинает интересоваться бессознательным с XIX века. И.Ф. Гербарт вводит понятие динамического бессознательного, суть к-рого сводится к тому, что несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, вытесняя более слабые. При этом слабые идеи не теряют своих динамических св-в и продолжают воздействовать на сознание. Новые исследования в области психопатологии (Ж. Шарко), сосредоточившиеся на методе гипноза, позволили отличить сознательную психическую деятельность от патогенной. Огромную роль в разработке данной проблемы сыграл 3. Фрейд, к-рый представлял психику чел. разделенной на 2 противоположные части: сознательное и бессознательное. Понятия «сознательное» и «бессознательное» соотносятся между собой как важнейшие факторы психических пр-сов человеческого существования. Сознательное проявл-ся в осознании чел-ом не только внешнего мира, но и внешних событий, т.е. в прояснении самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Др. словами, сознание предполагает восприятие. Согласно Фрейду, сознательное изменяется в соответствии с направленностью внимания. Сознательному противоположено бессознательное, к-рое доминирует в жизнедеятельности чел.. Под бессознательным Фрейд понимал психические пр-сы, толкающие чел. на действия, совершаемые рефлекторно, под влиянием к-рых чел. не отдает себе отчета в совершаемом. Существуют большое кол-во проявл-ий бессознательного. По Фрейду, чел. управляем бессознательными сексуальными устремлениями. Он находится между двумя силами, толкающими его на поступки: между сексуальными бессознательными влечениями и сознательными социальными нормами. В стр-ре личности сознательное и бессознательное представлены неравнозначно. Центральное место занимает бессознательное, а сознательное есть лишь такая часть психики, к-рая «может присоединяться или не присоединяться к др. его качествам». В дальнейшем понятие бессознательного было расширено др. исследователями. К. Юнг вводит понятие «коллективного бессознательного», четко отделяет его «индивидуального бессознательного» и подвергает критике точку зрения Фрейда о ведущей роли сексуального в жизни чел.. Вопреки мнению Фрейда, бессознательное, по Юнгу, не явл-ся темным пороком сексуальных влечений, а пред-ет собой защитный механизм интуитивного восприятия, к-рый способствует развитию личности. Под коллективным бессознательным Юнг понимает всеобщий уровень психики, отражающий опыт предыдущих поколений. Это скрытые следы памяти прошлого человечества, включающие в себя как национальную историю, так и дочеловеческое животное существование. Коллективное бессознательное присуще всем людям, передается из поколения в поколение и закреплено в архетипах. Архетипы, согласно Юнгу, пред-ют собой многообразные символические когнитивные образы, своеобразные образцы поведения, на основе к-рых осуществляется сознательная деятельность чел.. Архетипы, как типичные ситуации в жизни, всегда сопровождают чел., они сущ-ют в мифах, религии, искусстве. При возникновении ситуации, соответствующей какому-либо архетипу, он как бы пробуждается как инстинктивное действие. Чем больше осмысляется содержание индивидуального бессознательного, тем больше выявл-ся архетипов, составляющих коллективное бессознательное. Основное различие в концепциях Фрейда и Юнга состоит в том, что Фрейд кладет в основание исследования инстинкты, а Юнг - идеи. Заслугой Фрейда и Юнга явл-ся прежде всего то, что они исследовали стр-ру индивидуального и общ-венного сознания, разграничив его на уровни сознательного и бессознательного.
31. Сущность пр-са познания. Основные формы чувственного и рационального познания. В пр-се познания чел. отражает существующую действительность, приобретает всевозможные знания о природе, общ-ве и самом себе. Эти знания необходимы чел-у, чтобы правильно ориентироваться в окруж-ем мире, осуществлять свою жизнедеятельность. Поэтому для каждого чел. особенно важно получать не просто разнообразную информацию, а достоверные, адекватные, истинные знания. Использование их в сфере духовно-практической деятельности позволяет индивиду достигать желаемой цели, добиваться наиболее существенных результатов в решаемой им проблеме или задаче. Т.о., познание в самом общем виде – это пр-сс приобретения чел-ом знаний об окружающем его мире, о самом чел-е, взаимоотношениях чел. и природы, чел. и общ-ва и т.п. Познание есть специфический вид духовной деятельности чел., пр-сс постижения им окруж-го мира. Для него особенно характерен творческий подход, к-рый предполагает открытие чего-то принципиально нового. Познание изучает один из важнейших разделов фил-и – гносеология - (от греч. gnosis - знание и logos - учение) - наука об источниках и границах чел-го познания, теория познания. Ее можно определить и как учение о принципах, закономерностях и возможностях познавательной деятельности, проблемах истинности и пределов знания. Термин «гносеология» был введен в фил-ю в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррером, однако вопросы познания разрабатывались еще со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Гносеология изучает природу познания, формы и методы перехода от поверхностного, обыденного знания о мире (представления, мнения) к более сущностному, глубинному, научному знанию, к-рое требует специальной подготовки и использования особых источников, методов и средств. Довольно часто в философской литературе как синоним термина «гносеология» используется термин «эпистемология». Иногда эпистемологию понимают более конкретно - как раздел гносеологии, посвященный изучению и анализу научного познания (К. Поппер, М. Фуко, Т. Кун). Выделяют ряд взаимно организованных эл-товв стр-ре познания: предмет, объект, субъект, результат познания. Так, объектом познания явл-ся какой-либо фрагмент окруж-го мира, оказавшийся в фокусе изучения и исследования. Им могут быть как объективные вещи, явл-я и пр-сы (н-р, клетка, семья, атмосфера, Земля, космос и т.д.), так и субъективный мир чел. (образ мышления, психические состояния, общ-венное мнение и т.п.). Предметом познания (в отличие от его объекта) явл-ся количественные. качественные и иные хар-ки уже самих объектов познания. Н-р, питание клетки, семейные проблемы и т.д. Субъект познания - это тот, кто реализует пр-сс познания, т.е. сам чел.. Субъект и объект познания могут совпасть, если познание направлено на самого себя (самопознание). Результат познания – это новое знание, выступающее как нек-рый итог миллионов познавательных усилий, совершаемых человеческим мозгом в процессе мышления, духовно-практического освоения окруж-го мира. Знание есть ни что иное, как идеальный образ действительности. Т.о., знать что-либо значит обладать нек-рым идеальным представлением об интересующем предмете. Оптимальным результатом познания выступает истинное знание. Истина - это адекватное отражение пр-сов и явл-ий бытия в сознании чел..
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |