Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы жизни общ-ва. Взаимосвязь экономической и политической сфер. 2 страница




Иными словами, Толстой не связывал историю ни с необходимостью (фатальностью), ни со свободой (волюнтаризмом). История для него - живой, событийный поток, принципиально неклассифицируемый, не подлежащий науч­ному осмыслению как уникальный временной ряд. Таким подходом Толстой резко отрывался от всех предшествующих историософских схем, подчас предваряя философские идеи XX в.


 

Сложный характер развития общ-ва определяется его структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, каждая из к-рых имеет свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках к-рых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общ-ва. Основные из них - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно- технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Социальная сфера - это сфера взаимоотношений социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Социальная сфера регулирует весь комплекс социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации политических прав и свобод. В интересах одних субъектов - упрочение существующей политической власти, других - ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общ-ва.

При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, образование, моральные нормы поведения, словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общ-ва.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общ-ва. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общ-ва и наоборот. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.

Политика - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами. Предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования и установления порядка социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства, совместного труда.

Экономика - исторически определенная совокупность общественно- производственных отношений. Определяющим элементом экономики явл-ся отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в пр-се производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства. Отсюда, экономика страны - это единый народно-хозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения чел.ом и обществом своего существования, жизни.

Взаимосвязь политики и экономики определяется и формируется социальными интересами и взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними - все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов. Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия жизни, добиваться ее улучшения. Повседневная жизнь чел., его социальное положение, жизненная ситуация зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия, влияющие на них, имеют и прямые политические последствия - они могут привести к укреплению, ослаблению или краху политического режима.

Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии «экономическая политика». Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий по направленному воздействию на развитие экономики. Экономическая политика явл-ся решающим средством поддержки политического курса страны. Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, к-рое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Характер экономических отношений может влиять на строение социаль­ной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные поли­тические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, к-рая очень часто формируется на основе духовной куль­туры народа, его традиций в области религии и морали. Сложный характер со­циальных систем сочетается с их динамичностью, изменчивостью, а на различ­ных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усили­ваться.

 


 

46. Понятце социальных ценностей. Теория социальных ценностей и оценок называется аксиологией (от греч. axios - ценный, достойный; logos - понятие, учение). Как самостоятельная фи­лософская наука она стала формироваться во второй половине XIX века.

В широком понимании, социальные ценности - это совокупность всех материальных, социальных и духовных явлений, обладающих положительной значимостью для общ-ва в определённый исторический период.

Согласно такому определению, можно выделить три большие группы со­циальных ценностей: материальные (как естественно возникшие, включая кли­матические условия жизни, полезные ископаемые и т.п., так и искусственно созданные: орудия труда, жилище, одежда, продукты питания и т.п.), собствен­но социальные (реальные отношения между людьми и социальными группами) и духовные.

Современная система духовных ценностей имеет сложное строение. Она включает в себя четыре подсистемы, расположенные на трёх иерархических уровнях: 1) общезначимые ценности, 2) альтернативные ценности личности, 3) государственно-идеологические, 4) высшие интегративные ценности человече­ства. Первая и вторая подсистемы расположены на нижнем (базисном) уровне иерархии.

Общезначимые ценности требуют обязательного соблюдения каждым гражданином современного цивилизованного общ-ва. Поэтому они, в опре­делённой степени, ограничивают свободу поведения чел. К ним относятся: 1) основные витальные ценности (жизнь, здоровье, телесная неприкосно­венность личности); 2) основные гражданские права и свободы (свобода совес­ти, слова, передвижений, выбора местожительства; право на труд, отдых, не­прикосновенность жилища, продолжение рода и др.); 3) морально-нравственные нормы поведения людей (вежливость, доброжелательность, чест­ность, скромность и т.п.); 4) эстетические (представления о красоте, гармонии, совершенстве и стремление жить «по законам красоты»).

Кроме четырёх перечисленных групп, различают вторичные общезначи­мые ценности: политико-правовые, социально-экономические, экологические, педагогические, гносеологические и др.

В отличие от общезначимых, альтернативные ценности могут быть раз­ными у разных людей (или социальных групп) и свободно выбираться ими (или даже меняться на том или ином этапе жизни). Обычно они связаны с индивидуально-личностным смыслом жизни, т.е. отражают конечную целевую направ­ленность всей жизни и деятельности конкретного чел.

Можно выделить несколько групп преобладающих (наиболее распро­странённых) альтернативных ценностей в современном обществе: 1) гумани­стические светские ценности (Истина, Добро, Красота, Справедливость и др.); 2) религиозные христианские ценности (десять ветхозаветных заповедей и де­вять «заповедей блаженства» Иисуса Христа); 3) социально-групповые ценно­сти (благо своей семьи, интересы своего трудового коллектива, интересы эли­тарной группы) и др.

В той или иной стране общезначимые и альтернативные ценности имеют своеобразную трактовку и свои приоритеты. Это зависит от национальных тра­диций и преобладающей государственной идеологии. Поэтому следует учиты­вать влияние и своеобразное «давление» особой подсистемы ценностей, распо­ложенной на втором иерархическом уровне - государственно-идеологических. Это приоритетные в данной стране, на определённом этапе её исторического развития, ценности. Обычно они имеют теоретическое обоснование (философ­ское, политологическое и правовое), поддерживаются государственной властью и пропагандируются СМИ.

Нередко в нескольких странах в определённую историческую эпоху до­минируют похожие ценностные приоритеты. В качестве наиболее известных можно назвать: аскетизм (христианское монашество средних веков); гедонизм (рабовладельческая аристократия Древнего Рима, буржуазная олигархическая элита XIX-XX вв.); православная соборность («серебряный век» в России); классово-партийный социоцентризм («советский период» в России); утилита­ризм и прагматизм (США второй половины XX века); глобальный гегемонизм (новая ценностная ориентация США с конца 1990-х гг.). Каждая из названных ценностных групп отличается («страдает») конкретно-исторической и нацио­нально-государственной ограниченностью. Однако возникновение и существо­вание подобных приоритетов неизбежно (закономерно) до тех пор, пока суще­ствует национально-государственное деление общ-ва.

Кроме государственно-идеологических, в настоящее время формируются особого рода ценности — высшие интегративные ценности человечества (это третий, высший иерархический уровень). Их главное назначение состоит в со­гласовании общих интересов всех стран во имя выживания человечества на со­временном кризисном этапе развития.

Наиболее важными из них, согласно концепции известного австрийского философа К. Гюнцля, выступают следующие.

1. Признание единства космического мира и человечества. Оно проявл-ся не только в связях обмена (веществом, энергией и информацией), но и в их общей эволюционной направленности (по пути поэтапного системного совер­шенствования).

2. Принятие неизбежности эволюционного перехода к глобальной равно­правной интеграции всего человечества. Этот процесс явл-ся главным содер­жанием современной эпохи. Он начался с распада «двухполюсного мира», пре­кращения противостояния двух социальных систем (социализма и капитализма) и сопровождается кризисными явлениями (в связи с поиском каждой страной своей «новой ниши» в мировой экономике, а также «сменой парадигм» ценно­стных систем.

3. Выделение в качестве духовной основы интеграции общечеловеческих гуманистических ценностей (прежде всего, общезначимых). Конкретный чел. должен выступать не средством достижения корыстных интересов каких- либо политических сил, а являться свободным субъектом исторического пр-са и его главной целью (в плане своего гармонического совершенствования).

4. Признание экономической основой интеграции партнёрских отноше­ний, к-рые строятся на принципах свободной взаимовыгодной кооперации. Это предполагает равенство всех форм собственности (индивидуальной, част­ной, кооперативной, государственной), свободу рыночных отношений, ограни­ченное государственное регулирование, поддержку государством мелких про­изводителей и т.п.

5. Определение в качестве политической основы интеграции, нового принципа коллективного выживания (вместо селекционного - «выживает лишь сильный») - принципа взаимной государственной субсидиарности. Он гласит: «Если я в чём-то лучше тебя, то чем я могу помочь тебе?» Его применение воз­можно при условии деидеологизации межгосударственных отношений, поли­тического диалога, отказа от применения военной силы в межгосударственных отношениях, равноправия всех государств (исключая попытки глобального до­минирования отдельной страны или блока стран).

Высшие интегративные ценности человечества не отменяют государственно-идеологических. Последние будут существовать неопределённо длитель­ный исторический период, пока будут существовать национальные государства.

Партнёрская интеграция сопровождается сменой парадигмы ценностного мышления, т.е. коренным изменением прежних, устоявшихся ценностных сте­реотипов (от греч. слова paradeigma - пример, образец). Относительно совре­менного российского общ-ва можно говорить о двойной смене парадигмы. В масштабах страны это означает отказ от партийно-классового подхода в госу­дарственной идеологии и признание приоритета общечеловеческих гуманисти­ческих ценностей.

Одновременно происходит процесс глобальной смены парадигмы ценно­стного мышления. Он означает осмысление и принятие всеми странами высших интегративных ценностей. Этот процесс только начался и сопровождается про­тиворечиями и кризисными явлениями.

К. Гюнцль определил закономерные этапы, по к-рым происходит смена парадигм ценностной системы в обществе:

1) «новое время» - это назревание необходимости социальных перемен в обществе: в экономике, политике и других сферах (в России это соответствует «периоду застоя» 1970-х гг.);

2) «новое ценностное мышление» - осознание передовыми представите­лями общ-ва (государственными деятелями, политиками, философами, пуб­лицистами) необходимости таких перемен (в России такой период начался с провозглашения «нового мышления» М.С. Горбачёвым в 1985 г.);

3) «новое ценностное сознание» - принятие всем обществом программы реформационных преобразований (в современной России было предприняты две неудачных попытки таких преобразований: сначала с ориентацией на «со­циализм с человеческим лицом» в политике М.С. Горбачёва, затем - на слепое подражание «модели США» в линии Б.Н. Ельцина в 1990-х гг.; в настоящее время целостной программы реформ пока не выработано).


 

47. Философские проблемы гуманитарного знания. Философские проблемы гуманитарного знания приобретают особый интерес в контексте смены научных парадигм, обслуживавших запросы техноген­ной цивилизации. Конец XX - начало XXI веков принесли серьёзную пере­оценку возможностей чел. активно преобразовывать как природу, так и общество. Обретая гуманитарное видение, наука выходит за рамки вещно-технологического отношения чел. к миру, вступая во взаимодействие с другими формами культуры и достижениями фил-и. Общество переходит к новой модели своей организации.

Рассмотрение гуманитарного знания в меняющемся мире осуществляется через хар-ку новых черт современного научного знания, в к-ром сильна тенденция перехода в область гуманитарных технологий и новых трак­товок человеческого потенциала, а значит самих основ гуманизма. Из этого, в частности, следуют и новые пр-сы в различных гуманитарных науках, к-рые меняют и свою основную тематику, и исследовательские подходы, и критерии оценки достигнутого. В связи с развитием гуманитарных технологий особенно остро стоит вопрос о «справедливом общ-ве» и в целом о принципе соц-ой справедливости. Философский подход к анализу социально-гуманитарного знания отличается от подхода частных наук. Фил-ю, прежде всего, интересует культура как целое, её место и роль в историческом пр-се, в жизнедеятельности чел.. Для фил-и важно выявление общетеоретических оснований культуры, обсуждение её исторических судеб, постижение причин существования це­лостного социального организма в исключительном многообразии своих проявлений; установление возможностей проникновения гуманитарной состав­ляющей во все сферы образования и научной деятельности. А для этого нужен анализ существующих в науке, на определенных её этапах, характерных стилей мышления, причин их возникновения и трансформаций

Любое познание всегда социально и гуманитарно. Оно функционирует в обществе как сфера человеческой деятельности и детерминировано социально-культурным контекстом. Но изучение социальных процессов и явлений (общ-ва, культуры, чел.) отличается от таких сфер познавательной деятельности, как познание природы (естествознание) и исследование самого познания и его форм (гносеология, эпистемология, логика и фил-я). Эта сфера познания и относится к социально-гуманитарному знанию. Следует отметить, что понятия «социальное» и «гуманитарное» знание тоже иногда различают. Это связано с тем, что первое ориентировано на исследование законов (экономические теории, социологическое знание), а второе - на описание индивидуальных событий, явлений с учётом их психологических и аксиологических характеристик.

Социально-гуманитарное знание, как нек-рая целостность, может быть дифференцировано в зависимости от предмета и методов исследования на от­дельные виды. Это будут конкретные научные дисциплины, такие как: соци­альная Фил-я, история, экономические науки, культурология, археология, педагогика, юриспруденция, литературоведение, филология и др. Обладая от­носительной самостоятельностью, эти конкретные дисциплины тесно связаны между собой и выступают в органической целостности в форме социально-гуманитарного знания.

На рубеже XIX-XX веков сложилась современная система социально-гуманитарных наук, включающая: - гуманитарные науки (фил-я, история, психология, филология, культурология и др.); - социальные науки (экономика, социология, политология, юриспруден­ция, демография, этнография и др.)

Основные черты формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии можно представить в следующем виде:

- сближение естествознания и социально-гуманитарных наук;

- сближение и взаимодействие противоположных концептуально- методологических подходов;

- резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках;

- широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии, понимаю­щих методик, что влечет сближение объяснительного и интерпретационного подходов;

- активное внедрение в социальное познание идей и методов синергети­ки и возрастание в связи с этим статически вероятностных методов и приемов;

- измен-е субъект-объектных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному чел-у;

- утверждение новых регулятивов человеческой деятельности;

- создание целостной концепции жизнедеятельности чел.;

- стремление повысить концептуальный, теоретический статус гумани­тарных наук;

- возрастание внимания к диалектике;

- стремление современной гуманитарной методологии ориентироваться не только на познание, но и на социально-историческую практику.

Без учёта ценностей, иерархии ценностей сегодня невозможна деятель­ность ни в одной области науки. Это определяет актуальность философского анализа проблем гуманитарного знания, его содержания, методов, мировоз­зренческих и аксиологических установок. Изменяется в новых усл-ях и само понимание истины, что обеспечивает правомерность сущ-я альтерна­тивных моделей истинного знания в научном мире. Важнейшая задача соци­ально-гуманитарных наук сегодня - их активное и грамотной участие в реше­нии практических проблем соц-й жизни.

48. Эволюция идеи общественного прогресса в истории философии. Проблемы критерия общественного прогресса. Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, к-рое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Идея общественного прогресса принадлежит философам второй полови­ны XVIII века. В качестве ее основоположников следует назвать философов-просветителей, активных общественных деятелей революционной Франции - А. Тюрго и Ж.Кондорсе. Характерными чертами первоначальных прогрессистских концепций явл-ся:

- идеализм как попытка отыскать причины поступательного развития ис­тории в духовном начале (Тюрго, Кондорсе); в спонтанном саморазвитии абсо­лютного духа (Г. Гегель). Соответственно критерии прогресса усматривались в явлениях духовного аспекта, в уровне развития той или иной формы общест­венного сознания: религии, нравственности, науки, права;

- понимание общественного прогресса как доминирующего эволюцион­ного развития без каких-либо революционных скачков, то есть непрерывное восхождение без обратных движений (О. Конт, Г. Спенсер);

- развитие по восходящей ограничивалось достижением какого-либо од­ного общественного строя как идеального.

Марксистское понимание сущности общественного прогресса наряду с поддержкой прогрессистского исторического оптимизма включает в себя при­знание его противоречивости в, частности, того момента, что одно и то же со­бытие могут быть одновременно прогрессивными и регрессивными.

Реалии XX века поставили под сомнение традиционную прогрессистскую концепцию. Проблемы, возникшие в результате необоснованной веры в бес­предельные возможности общественного и, прежде всего, экономического про­гресса, поставили человечество перед опасностью бездумного неконтролируе­мого растрачивания ресурсов с одной стороны, а, с другой, не продуктивного использования человеческих возможностей. Налицо явный разрыв между культурным развитием человечества и его материальными достижениями. От­сюда - проблема пределов человеческого роста и человеческого развития, к-рая, по сути, явл-ся культурной.

В этой связи установление точных критериев общественного прогресса представляется достаточно проблематичным, т.к. невозможно точно вы­явить те существенные признаки, по к-рым можно было бы судить о посту­пательном развитии в целом. С одной стороны общество отличается многопла­новостью, но, в то же время, оно есть целостный организм, к-рому должен соответствовать некий единый критерий социального прогресса. Интересно мнение, высказанное по этому поводу французским философом Р. Геноном, к-рый считал, что попытки вывести некий универсальный принцип измере­ния путем сведения качества к количеству изначально глубоко ошибочен, так как даже в сфере чувственного материального подхода, наука, практикующая подобный метод, имеет самое отдаленное отношение к действительности и большая часть реальности остается вне сферы ее компетенции.

В этой связи ответ на вопрос о критериях в философско-социологическом знании всегда неоднозначен. Итак, если за основу взять парадигму «беспре­дельного прогресса», то главным критерием выступает развитие материального производства, предопределяющее изменение всех сфер жизни общ-ва. В мар­ксизме именно такое понимание выступает как единственно верное. Данный взгляд разделялся также техницистами и сциентистами (идеалистами). При этом следует подчеркнуть, что последние усматривали прогресс в развитии на­учного знания. Однако научное знание обретает смысл в практической реализа­ции или в материальном производстве. Отсюда возникает проблема равномер­ного и справедливого распределения материальных благ среди населения. И вновь вопрос о критерии не выходит за пределы одной сферы социальной дей­ствительности - экономической, что не делает его универсальным и интегративным.

Вероятнее всего более адекватным и интегративным критерием развития общественного прогресса может выступить показатель уровня гуманизации общ-ва определяющий положение в нем личности: степень удовлетворения ее духовных и материальных потребностей, состояние ее психофизического и социального здоровья, чувства социальной защищенности.


 

49. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобальные проблемы - это проблемы, угрожающие существованию ци­вилизации и жизни на планете. Термин «глобальный» происходит от латинско­го globus, означающего - Земля, земной шар. Впервые понятие «глобальные проблемы» было введено в употребление в конце 1960-х г. на Западе. Широкую популярность оно приобрело благодаря деятельности Римского клуба.Отдельные из глобальных проблем были озвучены уже в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Jlepya, П. Тейяром де Шарденом и В.В. Вернадским. Разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) нашла применение, в том числе в фил-и глобальных проблем современности.

Особенно остро глобальные проблемы встали перед человечеством на ру­беже тысячелетий. В целом они представляют собой комплекс жизненных про­блем, непосредственно влияющих на дальнейший социальный прогресс.

К наиболее важным задачам современности относятся: - создание безъядерного ненасильственного мира, содействующего мир­ным условиям соц. прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

- сокращение разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися стра­нами Азии, Африки, Латинской Америки. Устранение во всем мире экономиче­ской отсталости, ликвидация голода, нищеты, неграмотности;

- обеспечение экономического развития необходимыми для этого при­родными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

- преодоление экологического кризиса;

- прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва»), а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах;

- обеспечение своевременного предвидения и предотвращения отрицательных последствий научно-технической революции и разумное, эффективное применение её достижений на благо общ-ва и личности.

Это лишь часть глобальных задач современной эпохи. Многие отечественные и зарубежные ученые относят к числу глобальных проблем и международный терроризм, распространение наркомании, алкоголизма, СПИДа, лихорадки Эбола, вспышки туберкулеза и малярии, а также другие проблемы здравоохранения, образования, соц. обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей.

Возникновение глобальных проблем - это закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века - начале XXI века. Глобальные проблемы пред-ют собой специфическое порождение современной эпохи, являясь следствием усилившейся неравномерности социально-экономич-го, политич-го, научно-технич-го, демографич-го, экологич-го и культурного развития в ус­л-ях абсолютно иной, своеобразной исторической обстановки. Все глобальные проблемы современности тесно связаны др. с др. и взаимно обусловлены, так что обособленное решение их практически невозможно. В представлении нек-рых ученых взаимосвязь и взаимообусловлен­ность глобальных проблем представляет некий «порочный круг» неразрешимых проблем. Такая интерпретация их сопровождается пессимистическими прогнозами будущего человеч-ва (P.JI. Хейлбронер). Др. часть ученых, в противовес 1-ым, стоит на позициях социального оптимизма, что объясняет­ся конструктивным подходом в попытке решить их.

На сегодняшний день для науки принципиальное значение имеет вскры­тие причин возникновения глобальных проблем и поиски научно обоснованных способов их решения. Именно поэтому в современном научном и философском знании имеется ряд общетеоретических и методологических вопросов, к-рые сложились в последовательную концепцию глобальных проблем современно­сти, опирающуюся на последние достижения научного знания. В настоящее время складываются условия, позволяющие перейти к по­этапному разрешению основных глобальных проблем. Это возможно только на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и на­родов, невзирая на национальные и социальные противоречия. Глобальные проблемы человечества, с одной стороны, требуют для своего решения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, заинтере­сованных в социальном прогрессе, с другой стороны, они создают объективные условия и субъективные предпосылки для их сотрудничества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.