Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики




Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной (смешанной) экономике устраняет опасность шокового навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать наиболее конструктивное, отсечь отжившее, неэффективное, подметить и укрепить ростки нового, учесть при этом и мировой опыт без его механического копирования.

Если подходить к определению фаз вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе.

Первая — стадия преобладания черт старой системы с ростками новых общественных отношений и структур — характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данной стадии еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государственной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций.

Указанная стадия перехода к социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране исторически совпала с необходимостью выхода из системного кризиса, вызванного развалом СССР и усугубленного грубыми ошибками радикал-реформаторов, особенно в институционально-правовом обеспечении реформ. Была проигнорирована переходная природа трансформационных процессов, использовались преимущественно методы шоковой терапии и переноса на белорусскую почву чисто рыночных правовых актов, что нарушило ход реформ и создало дополнительные трудности на пути становления социально ориентированной рыночной экономики. Ситуация резко изменилась с принятием и реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы, предусматривающих новую стратегию и тактику реформ и их правовое обеспечение.

В результате реализации Основных направлений произошли определенные изменения в экономической системе страны. В процессе преодоления кризиса и начала экономического подъема проведены практические шаги по институциональным, структурным и другим преобразованиям. Однако годы реформ не создали еще прочных рыночных основ и механизмов, конкурентной институциональной среды и конкурентных рынков, эффективного сочетания административных и рыночных начал в управлении экономикой.

Вторая — стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов — характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, новой институциональной средой, новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация в отличие от первой стадии не является уже всеобъемлющей, всё пронизывающей идеей, определяющей (как при социализме) построение всех государственных и общественных структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор.

Третья — стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя — характеризуется в концептуальном плане достаточно развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь полностью соблюдаются ее основные принципы: свобода личности, социальная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация будет основываться на принципе субсидиарности: помощь оказывается с целью самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и эффективным частным сектором на основе Конституции, всей системы законов в демократическом режиме социального партнерства.

С точки зрения практической разработки и реализации этой стратегии, социально-экономической политики государства при определении ступеней приближения к ПМЭ важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсная основа деятельности, выработка стратегических и тактических целей, направления и средства, а также механизмы их достижения.

Разработанные по данному алгоритму (логической цепи) Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года формируют стратегические цели: оздоровление народа, повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

Учитывая длительный характер преобразований, для достижения этих конечных целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении ПМЭ.

Первый этап (20012005 гг.) — создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования.

Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями должны стать — технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности.

Третий этап (20112020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие — обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Практическая реализация этих этапов осуществлялась в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и Программы социально-экономического развития страны на 2001—2005 годы, в которых были определены идеология эволюционного подхода к рыночной трансформации и логика практических действий.

Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирования, преодоления кризисных явлений, создания условий для макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, определенная Основными направлениями, в целом оказалась верной.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, построенная на принципах преемственности политического курса, экономической и социальной политики руководства страны, главной задачей пятилетия определяет повышение благосостояния народа и приближение его в перспективе к уровню экономически развитых европейских государств. В качестве приоритетов избраны:

• формирование эффективной системы здравоохранения;

• активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

• наращивание экспорта товаров и услуг;

• дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

• развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Эти два пятилетних периода, несмотря на сложные внешние и внутренние условия функционирования экономической системы страны, стали трудным, но очевидным шагом вперед по пути построения ПМЭ. Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирования, ее концептуальные основы и практика реализации оказались правильными. Но это не освобождает научные институты и государственные структуры от -необходимости совершенствовать и теоретико-методологические основы, и программно-целевые подходы к реализации перспективной модели экономики страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.