Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рынка труда 2 страница




Демографическая ситуация и характеристики трудовых ресурсов страны рассматриваются в параграфе 2.3.

Состояние рынка труда. В 1995 г. экономически активное население Беларуси составляло 4,5 млн чел., в том числе занятое население — 4,4 млн чел. и безработные — 115 тыс. чел. В 2003 г. экономически активное население уменьшилось до 4,4 млн, из которых занятых в экономике стало 4,3 млн чел. и около 140 тыс. безработных.

Формирование и функционирование рынка труда в 1995— 2003 гг. происходили в условиях реформирования экономики, совершенствования структуры органов государственного управления и характеризуются увеличением движения рабочей силы, ростом высвобождения работников в связи с сокращением численности (штата) работников или ликвидацией организаций и, как следствие, притока граждан в органы государственной службы занятости. Основными тенденциями на рынке труда стали рост предложения рабочей силы при одновременном снижении спроса на нее.

Напряженность на рынке труда после достаточно продолжительного периода относительной стабилизации вновь начала обостряться во второй половине 2001 г., а в 2002—2003 гг. приобрела устойчивый характер. Это обусловлено приростом трудовых ресурсов и реализацией мер по оптимизации численности работников организаций, повлекших за собой высвобождение излишней рабочей силы.

Этот процесс сопровождался достаточно интенсивным оборотом кадров в экономике республики: в 2003 г. он составил 1610 тыс. чел., в 1995 г. — 1380 тыс. и в 2000 г. — около 1730 тыс. чел. При этом в 2000 и 2003 гг. оставалось высоким соотношение между принятыми и уволенными — на уровне 95 %.

В 2003 г. с предприятий и организаций по различным причинам было уволено 825 тыс. чел. и принято на работу 785 тыс. чел. Подавляющее большинство уволенных (свыше 75 %) оставили рабочие места по собственному желанию и соглашению сторон, около 5 % уволено по сокращению численности, или штата, работников.

Высокой остается вынужденная неполная занятость: в 1995 г. — 960 тыс. чел., в 2000 и 2003 гг. — соответственно 364 и 356 тыс. чел.

Отличительной особенностью развития рынка труда в последние годы стал постепенный переход вынужденной неполной занятости в регистрируемую безработицу. В связи с высвобождением в 2003 г. уволено 33 тыс. чел., что в 2,5 раза больше, чем в 2000 г.

Безработица. Это процесс снижения численности трудоспособных трудовых ресурсов, занятых работой. Уровень безработицы определяется как отношение общей численности официально зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (занятые плюс безработные). В 1991 г. уровень безработицы составлял 0,05 %, в 1995 г. — 2,9, в 2000 г. — 2,1, в 2003 г. — 3,1 %.

Причины безработицы различны. Ряд из них связан с объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, с переходом к рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе причин безработицы — движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий работы, стремление к самореализации и т.д.). В экономической литературе в этой связи различают фрикционную, структурную (технологическую), сезонную, циклическую формы безработицы.

Причины, вызывающие безработицу, например, в странах ЕС, в основном идентичны и коренятся:

• в системе и уровне оплаты труда, динамике реальной заработной платы;

• дифференциации оплаты труда в отраслях и регионах;

• несоответствии стоимости единицы труда, производительности труда и производительности капитала;

• политике распределения и доходов;

• противоречии между растущей фондовооруженностью и фондоотдачей;

• факторе инфляции;

• неэластичности структуры рынка труда и др.

Вся деятельность государственной службы занятости направлена на минимизацию уровня безработицы.

Предложение рабочей силы. Под предложением рабочей силы на официально контролируемой части рынка труда понимается численность граждан, обратившихся в государственную службу занятости по вопросам трудоустройства, и численность безработных.

В последние годы официально контролируемая часть на национальном рынке труда охватывала 7—8 % совокупного предложения рабочей силы.

В 1995 г. предложение на официальной части рынка составило 346 тыс. чел., в 2000 г. — около 4.00 тыс. чел. и в 2003 г. — 462 тыс. чел.

В структуре предложения преобладают безработные (70— 75 %), студенты и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время (9—11 %). Всего в течение 2003 г. обратились в службу занятости свыше 320 тыс. чел., из них трудоустроено более 200 тыс. чел., в том числе около 140 тыс. чел. из числа безработных.

Спрос на рабочую силу. Спрос на официальной части рынка труда может быть оценен количеством вакансий, заявленных в органы государственной службы занятости.

За 2003 г. число свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленное в органы государственной службы занятости, составило 32 тыс. (в 2000 г. — 33 тыс.).

В целом можно говорить о сужении спроса (по числу заявленных вакансий) на официально контролируемой части рынка труда и значительном профессионально-квалификационном расхождении между спросом и предложением: среди безработных 65 % составляют рабочие, 35 % — служащие. Структура вакансий несколько иная — в ней доля свободных рабочих мест для рабочих составляет около 80 %, доля служащих— 20 %.

Увеличение числа безработных и снижение спроса на рабочую силу привело к ухудшению общей конъюнктуры рынка труда. На одно свободное рабочее место в 2000 г. условно приходилось трое безработных, а в 2003 г. — более четырех.

Результатом этого процесса стал рост регистрируемой безработицы с 2,1 до 3,1 % на конец 2003 г. По-прежнему острой остается проблема женской безработицы, уровень которой возрос с 60,7 до 66,1 %. Не теряет своей актуальности длительная безработица. По сравнению с 2000 г. удельный вес безработных, не имеющих работы более года, увеличился с 12,5 до 16,9 %, а средняя продолжительность безработицы — с 6,4 до 7,2 месяца. Сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу безработных и структуре вакансий является главным препятствием к заполнению вакансий. Среди позитивных тенденций на рынке труда отмечается снижение уровня молодежной безработицы с 53,9 до 45,8 %. Однако среди безработных в возрасте до 30 лет каждый шестой является выпускником школы, не имеющим профессии и опыта работы, растет регистрация безработных из числа выпускников учреждений среднего специального и высшего образования.

Соотношение спроса и предложения рабочей силы. Неизбежная структурная перестройка экономики, влекущая за собой существенные изменения в количественном составе занятых, в еще большей степени влияет на изменение в структуре спроса и предложения по отдельным профессиям. Перечень профессий, востребованных на рынке труда, изменяется прежде всего с переходом страны к информационному обществу, развитием отраслей «новой экономики», основанной на знаниях, с внедрением высоких технологий. Анализ тенденций и прогноз перспектив в этой области служат научным фундаментом для совершенствования всей системы среднего, среднеспециального, высшего образования.

Важным фактором трансформации отраслевой структуры занятости стало сокращение численности работающих в производственной сфере, где их доля по сравнению с 2000 г. снизилась с 50,4 до 47 %. Вследствие структурных преобразований производства численность работников в промышленности уменьшилась на 5,6 %. Наибольшее сокращение занятости произошло в сельском хозяйстве (на 21,9 %), обусловленное наряду с высвобождением работников в связи с реформированием АПК уменьшением численности и старением сельского населения, миграцией молодежи в города. Одной из позитивных тенденций является расширение уровня занятости в сфере услуг. Увеличение спроса на рабочую силу наблюдалось в торговле, на транспорте и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве. Вместе с тем по сравнению с 2000 г. численность работников уменьшилась в образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании.

Деятельность государственной службы занятости. Вся деятельность органов государственной службы занятости направлена на поддержание стабильной и управляемой ситуации на регистрируемом рынке и удержание безработицы в социально приемлемых пределах.

Достижению указанных целей и смягчению напряженности на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ занятости населения выполняются успешно. Государственная служба занятости обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Проблемы занятости решаются исходя прежде всего из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости.

Важным направлением деятельности является создание новых рабочих мест с использованием средств государственного фонда содействия занятости (в 1996—2003 гг. их было создано свыше 500 тыс.).

В значительной мере смягчению негативных последствий безработицы и незанятости населения способствует организация оплачиваемых общественных работ, дающих возможность безработным и незанятым гражданам пополнить доходы, сохранить мотивацию к труду и трудовые навыки, особенно при длительной безработице.

Социальная поддержка безработных осуществляется путем выплаты им пособия по безработице и материальной помощи на период активного поиска работы. По состоянию на 1 января 2003 г. пособие по безработице получали 59,7 тыс. чел., или 45,7 % состоящих на учете безработных.

С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика занятости осуществляется по следующим направлениям:

• содействие предпринимательской деятельности безработных;

• содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

• переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;

• регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;

• реструктуризация градообразующих предприятий.

Однако ограничение политики занятости только рамками трудоустройства и профессиональной переподготовки безработных не решает проблемы, поскольку отсутствует основное условие — наличие достаточного числа экономически эффективных и высококачественных рабочих мест.

Совершенствование государственного регулирования занятости. Проводимые в стране преобразования, ориентированные на обеспечение устойчивого развития экономики и рост уровня жизни населения, требуют создания адекватных организационно-правовых условий для перехода к активной политике на рынке труда.

Государственное регулирование занятости населения представляет собой совокупность методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. При этом система управления занятостью населения должна включать два компонента. Первый из них предусматривает целенаправленные меры воздействия государства на занятость населения путем развития эффективной системы рабочих мест и повышения качества труда, второй заключается в разработке комплекса мер по минимизации социально-экономических издержек действия рыночного механизма в сфере труда. Это повышение конкурентоспособности безработных граждан и их социальная защита.

Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом на формирование рациональной структуры занятости, повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, повышение действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости, создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики. Вместе с тем такая переориентация не означает ослабления пассивных методов управления рынком труда (выплата пособий и оказание материальной помощи безработным). В основу используемых пассивных регуляторов должна быть положена система социального страхования от безработицы с учетом трудового стажа граждан.

Таким образом, основными направлениями совершенствования государственного регулирования занятости населения являются:

• развитие правовой и экономической инфраструктуры рынка труда;

• сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства;

• содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения;

• создание развитой системы профобразования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса;

• внедрение нестандартных форм занятости и гибких режимов труда;

• совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;

• содействие занятости маргинальных групп населения;

• совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы страхования от безработицы;

• поощрение территориальной мобильности рабочей силы, в том числе внешней трудовой миграции.

Соответственно политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда. Не менее важно проводить эффективную политику в области оплаты труда, трудовой миграции населения в направлении поощрения отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы и др.

Перспективы развития рынка труда. Согласно прогнозным расчетам, общая численность трудовых ресурсов в 2005 г. увеличится до 6215—6230 тыс. чел., а число занятых в экономике страны в 2005 г. может уменьшиться на 300 тыс. чел. (до 4300 тыс.).

Эти тенденции ставят сложные задачи в области развития и регулирования рынка труда. Стратегическая цель — обеспечение рациональной занятости населения — может быть достигнута лишь в отдаленной перспективе. Но обязательной предпосылкой ее достижения является разработка тактических программ по конкретным этапам.

Так, если Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы предусматривалось обеспечить стабильный уровень занятости, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, то Программой социально-экономического развития на 2001—2005 годы поставлена задача формирования рациональной структуры занятости населения на основе повышения качества рабочих мест. Программой предусматривается активизация инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы до 2 % экономически активного населения. При этом особое внимание должно уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

Анализ процессов, происходящих на рынке труда, существующих тенденций и динамики их развития, основных факторов, определяющих положение в сфере занятости, дает основание полагать, что в ближайшей перспективе конъюнктура рынка труда будет по-прежнему трудоизбыточной и напряженность на нем будет возрастать. Продолжится процесс высвобождения рабочей силы, что будет обусловлено более эффективным использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда, проведением приватизации объектов государственной формы собственности, оптимизацией численности работников в промышленности и других отраслях экономики, реформированием агропромышленного комплекса республики, развитием сферы услуг (до 60 % занятых в экономике), рационализацией сети учреждений общего и среднего образования.

В прогнозных документах долгосрочного характера (НСУР-2020, Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года и др.) предполагается более углубленно решать следующие задачи:

• на 2006—2010 гг. — содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;

• после 2010 г. — достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

Основные усилия в эти периоды должны быть направлены: на формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда; совершенствование структуры рабочих мест; содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы; создание действенной системы поддержки малого бизнеса; развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; широкое внедрение альтернативных видов занятости и гибких режимов рабочего времени; формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и роста его эффективности.

Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.

Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. При этом социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и прежде всего — Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально-экономического пространства. Речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств.

Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства; признание их профессионально-квалификационного статуса и соответствующих документов; разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

Общим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается перевод его на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.