Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация. Общая характеристика эпохи. 2 страница. Колыбелью мировой цивилизации принято считать Междуречье (Тигр и Евфрат)




Колыбелью мировой цивилизации принято считать Междуречье (Тигр и Евфрат). Сначала здесь сформировались небольшие государства – Шумер, Аккад, Урук и др. Во главе стоял правитель (энси, лугаль), обожествлявшийся народом. На раннем этапе сохранялось сильное местное самоуправление (общинное), народное ополчение как основа армии. В дальнейшем происходило укрепление централизованной власти: в 18 в. до н.э. сформировалось единое Вавилонское царство. Правитель – Хаммурапи утвердил единые законы (выбитые на каменных стелах), начал скупать общинные и частные земли, создал профессиональную армию и усилил чиновничий аппарат. Государство теперь могло использовать силу не только против других стран, но и против собственного народ. В 12 в. до н.э. Вавилон был завоеван соседней Ассирией, возрождался в виде Нововавилонского царства, но затем окончательно утратил свое былое могущество. Однако культурные и научные достижения этой цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.

Древнеегипетского государство возникло позднее, но здесь сразу сформировалось централизованная форма правления. Фараон считался богом в земном воплощении. Сакрализацию его личности осуществляли жрецы, хотя они как замкнутая каста нередко преследовала собственные интересы. Попытка фараона Эхнатона в ХIY в. до н.э. провести секуляризацию и подчинить себе жрецов окончилась провалом. Образцом централизованного выполнения общественных работ стали египетские пирамиды, построенные за 2,5 тыс. лет до н.э. Египет подчинил себе многие народы Африки (Эфиопия, Нубия) и Азии (Палестина, Междуречье). Но и эта военная держава утратила своё могущество не только в результате агрессии соседних народов (гиксосы, ассирийцы, персы), но и в результате сепаратизма местных чиновников (номархов) и народных восстаний. Определённое возрождение культурного величия Египта в более поздний период связано с развитием на его территории греко-римской античной цивилизации.

На территории Китая древнейшей культурой является Яншао, возникшая в Y тысячелетии до н.э. Но первое раннерабовладельческое государство Шан-Инь возникли лишь в ХYI в. до н.э. В начале глава государства (Ван) соединял в себе функции племенного вождя Ии верховного жреца. В дальнейшем здесь складывается типичная восточная деспотия с государственной собственностью на землю и подчинением общин чиновничеству. Достоинством этой системы являлось, то, что в Китае возникла гибкая система карьерного роста чиновников. Например, применялись экзамены на звание. Серьезный вклад в разработку системы социальных отношений внёс Конфуций (550 – 480 гг. до н.э.). Государство уподоблялось большой семье, а император – его отцу. Но при этом допускалась возможность свержения правителя, если он не соответствовал своему призванию.

Особенно выделяется в истории Китая период правления императора Цинь Ши хуанди (221-207 гг. до н.э. Разрабатывается единое законодательство, вводится единая система мер и весов, денежная единица, единообразное написание иероглифов. Для защиты страны от внешних врагов начинается строительство Великой Китайской стены. Но это циклопическое сооружение привело лишь к геноциду самого населения страны, и всеобщему восстанию. Но китайцы сумели преодолевать свои проблемы эволюционно. Возникшее в 206 г. до н.э. государство династии Хань сумело объединить страну, гуманизировать законодательство, разрешить демографические проблемы, доставшиеся от империи Цинь, что обеспечило социально-экономическое развитие страны. Благодаря этому Китай сумел преодолеть полосу «осевого времени» и сохранил свое величие на долгие века.

3) Античность (по греч. - древность) – это период расцвета цивилизаций Средиземноморского бассейна (Греции и Рима) в первом тысячелетии до н.э. Сложившиеся здесь элементы индустриальной цивилизации оказали решающее влияние на последующее формирование и развитие западноевропейского региона. Причины этого во многом основываются на природно-климатических условиях. С одной стороны, сказалась скудность естественных ресурсов – 4/5 территории Греции занято горами и не пригодно для земледелия. С другой стороны, - горы богаты полезными ископаемыми, что является основой для развития ремесел, а близость моря способствует развитию судоходства и международной торговли. Эти факторы способствовали развитию особого типа личности европейцев – индивидуализм, чувство собственного достоинства, опора на частную собственность, активное участие в политической жизни страны. Античность утвердила основы республиканского строя, даже термины – демократия (греч. – власть народа) и республика (лат. – для народа) свидетельствуют об этом. Возникавшие здесь монархические режимы (Спарта и Рим императорского периода) обычно ограничивались народно представительными органами (народное собрание, сенат).

В период Античности сформировалось классическое рабство. Физический труд считался уделом невольников, и величайший мыслитель Древней Греции Аристотель теоретически обосновал необходимость этого для самих же рабов – «говорящих орудий труда». Но и рабовладельческая система обеспечила интенсивное развитие экономики региона. В Греции создавались крупные предприятия – эргастерии для изготовления, востребованных на рынке товаров. В Риме были разработаны самые передовые технологии строительства, судостроения, металлургии и т.п. Многие технологии Античности потом были утрачены, и вновь изобретались в 19-20 вв.¸ например, цемент и бетон.

Античная цивилизация активно распространяла свои достижения среди соседних народов. Делалось это не только путём мирного влияния. Греки заложили основы создания колониальных владений. Например, самое варварское торжище – Танаис снабжал метрополию зерном и рабами. А.Македонский в IY в до н.э. создал гигантскую империю на территории стран Востока, доказав многие преимущества западной цивилизации. Крупнейшую империю, включившую районы Европы, Азии и Африки, создал Рим. Однако влияние римлян основывалась не только на военной мощи, но и на умелом хозяйствовании, успешном разрешении местных межплеменных конфликтов. Не случайно один из главных храмов Рима (Пантеон) был построен в честь всех богов народов Римской империи.

Античная цивилизация тоже столкнулась с проблемами сепаратизма, народных восстаний и агрессией соседних государств. Но не только это привело к распаду и крушению государств европейской Древности. Возникали внутренние проблемы социально-психологического характера, которые ослабляли, казалось бы, мощнейшие государства. Как отмечал К.Маркс: «римляне устали от порядка».

 

Лекция 3.1. Средневековые цивилизации Y – ХY вв.

1) Особенности западноевропейского Средневековья.

2) Средневековье на Востоке – Византия и Арабский халифат.

1) В первые века новой эры Римская цивилизация переживала серьёзный кризис. Возникло противостояние власти и общества. Жесткая регламентация всех сторон жизни, утверждение режима домината – абсолютная власть императора и лишение сената реальной власти. С другой стороны, - рост сепаратизма в провинциях, их фактическое отделение от центра. Другое проявление дезинтеграции - обособление крупных землевладельцев – магнатов. Они не видели необходимости выполнения гражданских обязанностей перед государством. Ведь государство перестало быть поставщиком дешевых рабов, а воинственные племена варваров, казалось, полностью побеждены. На виллах возник институт *колона – раба с хижиной. Таким образом, рабовладельческий строй себя исчерпал. Внутренние противоречия привели к тому, что Римское государство не смогло устоять перед неожиданно возникшей внешней угрозой - *Великим переселением народов. В IY в. гунны с Востока нанесли удар по европейским варварам – готам, славянам и др., а те – начали нападать на центральные римские провинции. В Y в. Рим три раза завоёвывали германские племена, и в 476 г. Западная Римская империя перестала существовать.

На карте Европы возникли десятки варварских королевств. Здесь был полностью преодолён рабовладельческий строй, и утверждалась феодальная формация (по материалистической концепции К.Маркса). В настоящее время историки чаще употребляют термин «Средневековье». Её основные признаки – натуральное хозяйство, приоритет аграрного сектора экономики, упадок городов, ремесел, торговли. Земля делится на феоды (наделы знати) и общинную (крестьянскую). Формируется система централизованной власти на различных уровнях, укрепляется церковная идеология, складывается корпоративная структура общества. Но, несмотря на эту пестроту, начинает формироваться единая западноевропейская цивилизация. Немалую роль в этом сыграла католическая церковь, утверждавшая единые нормы права и морали, мировоззрение, язык межнационального общения (латынь) и культуру.

Характерные преобразования на рубеже YШ – IХ вв., то есть в период расцвета Средневековья, происходил в крупнейшем государстве Европы - Франкском королевстве (империи).при Карле Великом. Он утвердил принципы абсолютизма, распространил систему государственных чиновников (графы и ревизоры), издал сотни указов (капитуляриев). Поддерживал католическую церковь в борьбе с ересями и ввел единый церковный налог, в ответ он получил поддержку церкви (принцип сакрализации). Карл Великий максимально расширил границы страны. Но в целях улучшения управляемости государством, Карл Великий вынужден был опереться на феодалов – им были предоставлены права иммунитетов (административная, судебная, фискальная и военная власть на местах), возрастало значение съездов магнатов. Сложился принцип правового регулирования отношений между феодалами – «вассал моего вассала – не мой вассал». И это, в конечном итоге, привело к ослаблению центральной власти, к возникновению феодального сепаратизма.

Опираясь на поместные войска (рыцарей), феодалы начали вести беспрерывные войны за расширение своих владений, и от этого страдали простые крестьяне-общинники. Это подтолкнуло процесс феодализации- крестьяне вынуждены были заключать договоры о покровительстве (патронат или пекарий) со светским или духовным (монастырь) феодалом. За эту «услугу» крупные землевладельцы потребовали от крестьян своеобразного налога – ренты (отработочной, натуральной, денежной).Так утверждалась система крепостного права, которая в Западной Европе была не такой жестокой и продолжительной как в России.

Помимо светских институтов власти в Средневековой Европе укреплялась власть католической церкви(Римского папы и клира). Духовенство заявило о приоритете его власти перед светской – так как церковь «ближе к Богу». Нередко на этой почве возникали конфликты. В ХI в. достигли остроты отношения германского императора Генриха IY и папы Григория YП (император был вынужден покаяться в Каноссе). В ХIY в. французский король Филипп IY сумел добиться Авиньонского пленения Римского папы Бонифация YШ. Силы светской и церковной властей были примерно равны.

Ещё одной влиятельной политической и экономической силой Средневековья становились города, начиная с Х – ХI вв. Горожане стремились стать коллективными вассалами короля и избавиться от опеки более мелких феодалов. При этом они наращивали производство промышленных изделий, подрывая в итоге систему натурального хозяйства и даже крепостного права.

Таким образом, в Средневековой Западной Европе возник своеобразный баланс сил и интересов различных социально-экономических сил. Несмотря на острые столкновения с применением оружия, эти конфликты имели и важное мирное разрешение. В 1265 г. в Англии был создан Парламент, в 1302 г. – его аналог – Генеральные штаты во Франции. Это были сословно-представительные органы власти, которые защищали интересы различных социальных слоёв. В конечном итоге в Средневековой Западной Европе начали формироваться элементы гражданского общества – органы местного самоуправления, общегосударственные законодательные институты, разрабатывались законы, регулировавшие все стороны жизни общества. И хотя система деления общества на три неравноправные сословия (феодалы, духовенство и простолюдины, включая городских патрициев) сохранялось ещё несколько веков, тоталитаризм, аналогичный российскому, там не доминировал

2) Средневековье в регионе Ближнего Востока имело свои особенности – главное это преобладание государственной собственности на землю, зависимость крестьян-общинников от государства, а не от землевладельцев, использование рабского труда, централизованный политический режим и слабость общественного самоуправления. Однако в каждой стране были свои особые черты.

Византия возникла в 395 г. в результате разделения Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (столица Константинополь). В течение 1000 лет Византия являлась крупнейшим и могущественным христианским государством на Востоке. Причины этого: развитая экономика (крупные города – центры ремесел и торговли), эволюционность социально-политических преобразований (без серьезного вмешательства варваров, с сохранением рабства и расширения числа крестьян-общинников), этнокультурное сплочение различных народов со времен Античности, сильная власть императора (но официально от избирался народом) и наличие общественного самоуправления(Димы, синклит), разработанность законов на основе римского права, единая церковная структура, искусство дипломатии во взаимоотношениях с соседними странами и народами. Например, Византия могла врагов сделать союзниками – распространение христианства на Руси, расселение на Балканах болгар т.п.

Вершины могущества Византия достигла в середине YI в. при императоре Юстиниане, это – расширение территории (Малая Азия, Палестина, Египет, Греция, Крым и др.),принятие кодексов (законов), подавление восстаний и ересей, масштабное строительство крепостей, дорог и храмов. Но в дальнейшем Византия переживала всё возрастающий натиск воинственных соседей – персов, арабов, турок. Это приводило к обострению внутренних социально-экономических конфликтов и внешнеполитическим просчётам. В ходе проведения военной реформы к. 8 века были созданы территориальные войска и земля предоставлялась стратиотам и стратигам как своеобразная оплата. Однако в дальнейшем это привело не к укреплению армии, а к возникновению византийского варианта феодально-крепостной системы, и даже к феодальному сепаратизму.

Попытки византийского руководства опереться на внешнюю помощь в борьбе с врагами привело к тому, что крестоносцы (рыцари Западной Европы) в 1202 г.захватили Константинополь и создали свою Латинскую империю. Неприязнь византийского населения к европейским «защитникам» привела к тому, что в 1453 г. многие сочли лучшим турецкое владычество. И Константинополь пал. Однако влияние рухнувшей империи остальной мир продолжалось – архитекторы, художники, писатели, ремесленники всех специальностей способствовали подъёму хозяйства и культуры многих европейских стран и России. В нашей стране не только соединились в брачном союзе две династии – Рюриковичей и Палеологов, но в качестве государственного был принят византийский герб – двуглавый орёл.

Арабы издревле проживали на Аравийском полуострове и вели не характерный для других народов Азии образ жизни. Здесь, в силу природных особенностей (пустыни и морского побережье) сложился интенсивный тип экономики, получило развитие мореходство и торговля. Однако скудность ресурсов и разорение региона войной между Эфиопией и Персией в начале YI в. привели арабов к идее расширения жизненного пространства.

Средством объединения разноплеменного населения стал ислам, проповедником которого в начале 7 в. был пророк Мухаммед. В результате возник Арабский халифат –государство с теократической формой правления. В течение нескольких десятилетий арабы мусульмане захватили обширные территории в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и даже юг Испании. Причина успешности экспансии – не только фанатизм воинственных арабов, но развитость их финансово-экономической системы, распространение ислама как религии справедливости и высокой нравственности.

В начале арабы создали типичную для Востока экономику –земля принадлежала государству (халифу) и передавалась в условное держание чиновникам. Но это обернулось формированием наследственного землевладения, феодальным сепаратизмом. Таким образом, арабо-мусульманская цивилизация, имевшая существенные отличия от других Средневековых стран, в конечном итоге пошла общим путём развития. Средневековье в любой точке планеты имело общие черты – обособление крупных землевладений (феодов) и создание сословного неравенства граждан.

 

Лекция 3.2-3. Становление Древнерусского государства в IХ – ХY вв. Формирование Российского централизованного государства в ХY – ХYП вв.

1 период -2-я пол. IX- 30-е гг. XIII вв. Киевская Русь.

2 период -2-я пол. XIII – XV вв. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие.

3 период -XVI-XVII вв. Московское государство.

Для 1 периода характерно: Собирание восточно-славянских земель, образование Киевского государства во 2-й половине IX в. после объединения Новгорода и Киева («норманская» теория Байера и Миллера и ее противники). Первые князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Ярославичи, Владимир Мономах). Политическое устройство Киевской Руси - феодальная монархия в сочетании с вече – народным собранием, воплощающим демократическое начало. Социально-экономическое развитие: натуральное хозяйство, подсечно-огневое и переложное земледелие, промыслы, ремесленничество, большое количество городов как хозяйственных, религиозных, и культурных центров. Освоение новых земель в процессе колонизации, ее основное направление – северо-восточные земли. Большая роль государства, верховный феодал – великий князь и в его лице весь княжеский род («вотчина»). Вассалитет на основе не столько условного землевладения (за службу), сколько на основе подчинения младших князей старшим. Население - люди (отсюда - «полюдье» как вид дани, а также «повоз») различной степени зависимости: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Первый свод законов - «Русская правда» (1-я половина XI в.), регулирующий социально-правовые отношения

2-й период характеризуется феодальной раздробленностью, ее предпосылки – господство натурального хозяйства, позволяющего вести относительно самостоятельное экономическое существование каждому княжеству, стремление князей закрепить удел. Но связующими элементами в условиях раздробленности являлись: единство правовых норм «Русской правды», язык, религия. Крупнейшие княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Новгородская земля.

Русские земли в XIII веке - между Ордой и Литвой. Борьба с татарами и крестоносцами. 1223 – битва на Калке, первое неудачное столкновение с монголо-татарами, 1237-38 гг. – поход Батыя на Северо-Восточную Русь, 1239-1241гг. – разгром моноголо-татарами Южной Руси (Чернигов, Киев), установление зависимости русских земель от монголо-татар, проявлявшейся, прежде всего, в выплате дани и получении князьями ярлыка на княжение.

1240 г.– Невская битва со шведами, 1242 г. – победа вЛедовом побоище подпредводительством Александра Невского.

Начало объединения земель вокруг Москвы (нач. XIV в.), причины возвышения – геополитическое положение, политика Московских князей (Даниила Александровича, Ивана Калиты). 1380 – Куликовская битва (Дмитрий Донской), 1480 – Стояние на Угре (Иван III) – ликвидация монголо-татарского ига. Укрепление централизации государства при Иване III закреплено принятием двуглавого орла в качестве герба, Судебника 1497 г., где введено правило «Юрьева дня», означавшего складывание крепостного права.

3 период: Укрепление политического единства Московского государства при отсутствии интенсивных экономических связей, укрепление традиционной феодальной экономики. Реформы Ивана IV при поддержке Избранной Рады (военная, управленческая, денежная), Земский собор (1549 г.) – складывается сословно-представительная монархия. Судебник 1550 г., созван Стоглавый церковный собор (1551 г.). 1565-1572 гг.- опричнина. Внешняя политика – присоединение Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.) ханств, начало присоединения Сибири (1581 г.); Ливонская война (1558-1583 гг.).

Смутное время (рубеж XVI-XVII вв.): борьба за власть, крестьянская война, интервенция, завершением его стало избрание нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 г. Восстановление экономики за счет усиления крепостной эксплуатации крестьянства (Соборное уложение 1649 г. зафиксировало бессрочный сыск беглых крестьян), отсюда – множество социальных конфликтов («Бунташный век» - Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание под руководством С. Разина 1670-71 гг.). Складывание хозяйственной специализации районов, формирование всероссийского рынка., появление мануфактур. Сближение вотчины и поместья. Освоение и присоединение новых территорий. (Сибирь, Приамурье, Левобережная Украина).

Лекция 3.4. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Период с IX по XVII вв. имеет особое значение в русской истории и культуре. Именно в средние века сложилось государство, оформились нации и национальные языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались традиции художественной культуры. В культуре средневековой Руси выделяют три периода:

вторая половина IX в. - 30-е годы XIII в. – культура домонгольской Руси, православно-языческий синкретизм.

вторая половина XIII - XV вв. В течение двух с половиной столетий русская культура прошла путь от упадка и разорения, вызванного монголо-татарским нашествием, через упорное возрождение к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв.

XVI – XVII вв. Для данного периода характерно проникновение и распространение в русской культуре светских элементов – “обмирщение” культуры.

Разнообразие этнического материала и множественность культурных влияний породило сложные процессы взаимодействия и взаимообогащения различных культурных элементов, что придало русской культуре своеобразный «пограничный» характер. Русская культура унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших основу государства, испытала влияние кочевых народов Степи. Особую роль имело влияние Византии, из которой пришло христианство и через которую Русь приобщилась к достижениям античности. Византийские традиции, наложившись на народную языческую культуру, были переработаны на русской почве.

Принятие христианства в конце X в. имело важное значение для развития русской культуры. Оно приобрело форму господствующей идеологии, оказавшей существенное влияние на все сферы средневекового общества. Православное христианство было сознательно «выбрано» князем Владимиром I и внедрялось «сверху», преследуя прежде всего геополитические цели. Это породило феномен двоеверия – православно-языческий синкретизм, который становится характерной чертой русской культуры. В период междоусобиц, политического дробления Киевской Руси, монголо-татарского ига именно христианское религиозное сознание и единство церковной организации предотвратили культурное разобщение, создав предпосылки для воссоединения русских земель, способствовали становлению национального самосознания. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры - феномена соборности, трактуемой как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности.

Духовная жизнь средневекового русского общества характеризовалась интенсивными духовными исканиями, религиозно-идеологическими спорами и дискуссиями, что проявилось в появлении ересей (от греч. hairesis — особое вероучение) - течений в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В России в XIV – XV вв. в новгородско-псковских землях распространилось стригольничество (от стригольника - цирюльника дьzкона Карпа). Стригольники выступали с критикой учения и организации церкви. В XV в. в Новгороде возникла ересь «жидовствующих» (антитринитариев), не признававших догмат о троичности бога. Известны также еретические кружки Федора Курицына, Матвея Башкина, Феодосия Косого.

В рамках самой официальной церкви также возникали разногласия по некоторым вопросам. Так в конце XV – нач. XVI вв. возникло два религиозно - политических течения в русской православной церкви – нестяжательство и иосифлянство. Нестяжатели (идеолог - Нил Сорский) выступали за отказ церкви от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. Против нестяжателей выступали иосифляне, лидер - Иосиф Волоцкий, отстаивали сохранение церковно-монастырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских князей на самодержавную власть. В ходе этих споров оформилась официальная религиозно-политическая доктрина, укреплялся союз церкви и государства, сформировались нравственно-психологические основы русской культуры. В XV в. русская православная церковь стала автокефальной, самостоятельной в административном отношении, обрела независимость после падения Византии. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви.

Творческое переосмысление культурных влияний, становление религиозно-государственной идеологии отразилось на развитии художественной культуры Руси. В процессе трансформации традиционной языческой культуры, соединившейся с византийской, происходит становление древнерусской культуры, расцвет которой приходится на XI-XII вв., получивший название «золотого века». Значительных успехов достигла русская литература, прежде всего летописание (XI-XVII вв.).

Византийская крестово-купольная архитектура (квадратный в плане храм, купол которого опирается на 4 столба, находящихся в центре здания) дала начало русскому зодчеству, образцами которого стали соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (XI в.). Блестящим воплощением архитектуры Владимиро-Суздальской земли, которая носила отпечаток влияния романского стиля, стал Дмитриевский собор во Владимире (XII в.).

Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не отразиться на развитии живописи. Иконописная традиция на Руси, на основе сложившегося в Византии иконографического канона, начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконографическая традиция Древней Руси отразила общие черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, символичность, традиционализм.

Пережив упадок почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV в. русская культура вновь возрождается. Наиболее ярким проявлением историко-культурных процессов этого периода явилось развитие «философии в красках» - иконописи. XIV-XV вв. – время расцвета монументальной живописи Новгорода и Москвы, представленные великолепными произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора с Городца, Даниила Черного, на рубеже XV-XVI вв.- Дионисия.

Становление централизованного государства сопровождалось формированием единой общенациональной культуры, синтезирующей достижения местных школ в летописании, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. Рубеж XV-XVI вв. ознаменован подъемом архитектуры, связанным с возрождением монументальных форм (ансамбль Московского Кремля). Появляется тип шатрового храма, конструкция которого представляет сочетание разных объемов: на высокое основание ставится квадратный второй ярус, увенчанный шатром (церковь Вознесения в селе Коломенском).

Новые тенденции развития русской культуры в XVII в. – «обмирщение», борьба религиозного и светского начал. Этот процесс нашел отражение во всех видах художественного творчества. В литературе появляются сатирические повести, развивается поэзия, исторический жанр и др. В архитектуре возникает «чувственный» нарышкинский стиль, или«московское барокко» - нарядные многоярусные церкви и светские здания с обилием декоративных элементов (церковь Покрова в Филях). В живописи наблюдается стремление к реалистичности изображения, появление парсуны – светского портрета, выполненного в иконописной традиции. Совершенствуется музыкальное искусство, формируется театр.

Последняя драматическая фаза в развитии русской культуры допетровской эпохи – религиозный раскол, произошедший во второй половине XVII в. Возникло старообрядчество – совокупность религиозных групп, появившихся в результате отделения от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-56 гг. Духовным лидером старообрядцев (староверов, раскольников) был протопоп Аввакум. Церковный раскол предварил собой многие социокультурные процессы в России XVIII - XIX вв.

 

Лекция 4.1. Утверждение Западного индустриального общества ХYП-ХIХ вв.

1) Генезис капитализма.

2) Реформация и теории Рационализма и Просвещения.

3) Достижения ведущих государств в Новое время.

1) В позднее Средневековье- ХIY – ХYI вв. - в Западной Европе начинают проявляться элементы нового капиталистического общества. Главные его признаки – развитие товарно-денежных отношений, создание национальных и всемирного рынка, разрушение феодальной структуры общества, утверждение институтов гражданского общества, формирование светской морали за счёт вытеснения церковной идеологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.