КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 17 страница
чтобы избавиться от своей потребности в движении. Серый гусь, не имеющий партнера, с которым можно триумфаль- но кричать, сидит или бродит печальный и подавленный. Если Йеркс однажды так метко сказал о шимпанзе, что один шимпанзе - это вообще не шимпанзе, то к диким гу- сям это относится еще в большей степени, даже тогда - как раз, особенно тогда, - когда одинокий тусь находится в густонаселенной колонии, где у него нет партнера по три- умфальному крику. Если такая печальная ситуация пред- намеренно создается в опыте, в котором одного-единствен- ного гусенка выращивают, как Каспара Хаузера, изолиро- ванно от сородичей, то у этого несчастного создания наблю- дается ряд характерных поведенческих отклонений. Они
* Каспар Хаузер (1812-1833) - его происхождение загадочно. Объявился в Нюрнберге в мае 1828 г. Назвался Каспаром Хаузером; рас- сказывал о себе, что сидел один в темном помещении, сколько себя по- мнит. Его история послужила сюжетом целого ряда литературных про- изведений, поэтому немецкому читателю "К.Х." говорит о многом.
-относятся и к неодушевленному, и - в еще большей степе- ни - к одушевленному окружению; и чрезвычайно много- значительно похожи на отклонения, установленные Рене Шпицем у госпитализированных детей, которые лишены достаточных социальных контактов. Такое существо не только лишено способности реагировать должным образом на раздражения из внешней среды; оно старается, по воз- можности, уклониться от любых внешних воздействий. По- за лежа лицом к стене является при таких состояниях "па- тогномической", т.е. она уже сама по себе достаточна для диагноза. Так же и гуси, которых психически искалечили
подобным образом, садятся, уткнувшись клювом в угол комнаты; а если поместить в одну комнату двух - как мы сделали однажды, - то в два угла, расположенные по диа- гонали. Рене Шпиц, которому мы показали этот экспери- мент, был просто потрясен такой аналогией между поведе- нием наших подопытных животных и тех детей, которых он изучал в сиротском приюте. В отличие от детей, про гусей мы еще не знаем, насколько такой калека поддается лече- нию, ибо на восстановление требуются годы. Пожалуй, еще более драматично, чем такая экспериментальная помеха возникновению уз триумфального крика, действует на- сильственный разрыв этих уз, который в естественных ус- ловиях случается слишком часто. Первая реакция на исчез- новение партнера состоит в том, что серый гусь изо всех сил старается его отыскать. Он беспрерывно, буквально день и ночь, издает трехслоговый дальний зов, торопливо и взвол- нованно обегает привычные места, в которых обычно бывал вместе с пропавшим, и все больше расширяет радиус своих поисков, облетая большие пространства с непрерывным призывным криком. С утратой партнера тотчас же пропа- дает какая бы то ни было готовность к борьбе, осиротевший гусь вообще перестает защищаться от своих сородичей, убе- гает от более молодых и слабых; а поскольку о его состоянии сразу же "начинаются толки" в колонии, то он мигом ока- зывается на самой низшей ступени иерархии. Порог всех раздражении, вызывающих бегство, понижается; птица проявляет крайнюю трусость не только по отношению к со- родичам, она реагирует на все раздражения внешнего мира
с большим испугом, чем прежде. Гусь, бывший до этого руч- ным, может начать бояться людей, как дикий. Иногда, правда, у гусей, выращенных человеком, мо- жет случиться обратное: осиротевшая птица снова привя- зывается к своему опекуну, на которого уже не обращала
никакого внимания, пока была счастливо связана с други- ми гусями. Так произошло, например, с гусаком Копф- шлицем, когда мы отправили в ссылку его друга Макса. Дикие гуси, нормальным образом выращенные их собст- венными родителями, в случае потери партнера могут вернуться к родителям, к своим братьям и сестрам, с кото- рыми они перед тем уже не поддерживали каких-либо за- метных отношений, но - как показывают именно эти на- блюдения - сохраняли латентную привязанность к ним. Несомненно, к этой же сфере явлений относится и тот факт, что гуси, которых мы уже взрослыми переселили в дочерние колонии нашего гусиного хозяйства - на озеро Аммерзее или на пруды Амперштаувайер в Фюрстен- фельдбрюке, - возвращались в прежнюю колонию на Эсс-зее именно тогда, когда теряли своих супругов или партнеров по триумфальному крику. Все описанные выше симптомы, относящиеся к вегета- тивной нервной системе и к поведению, очень похоже про- являются и у скорбящих людей. Джон Баулби в своем ис- следовании грусти у маленьких детей дал наглядную трога- тельную картину этих явлений; и просто невероятно, до ка- ких деталей простирается здесь аналогия между человеком и птицей! В точности как человеческое лицо при длитель- ном сохранении описанного депрессивного состояния быва- ет отмечено постоянной неподвижностью - "убито го- рем", - то же самое происходит и с лицом серого гуся. В обоих случаях за счет длительного снижения симпатиче- ского тонуса особенно подвержены изменениям нижние окологлазья, что характерно для внешнего проявления "опечаленности". Мою любимую старую гусыню Аду я из- дали узнаю среди сотен других гусей по этому скорбному выражению ее глаз; и я получил однажды впечатляющее подтверждение, что это не плод моей фантазии. Один очень опытный знаток животных, особенно птиц, ничего не знав-
ший о предыстории Ады, вдруг показал на нее и сказал: "Это гусыня, должно быть, хлебнула горя!" Из принципиальных соображений теории познания мы считаем ненаучными, незаконными любые высказы- вания о субъективных переживаниях животных, за иск- лючением одного: субъективные переживания у живо- тных есть. Нервная система животного отличается от на-
шей, как и происходящие в ней процессы; и можно при- нять за аксиому, что переживания, идущие параллельно с этими процессами, тоже качественно отличаются от на- ших. Но эта теоретически трезвая установка по поводу субъективных переживаний у животных, естественно, никак не означает, что отрицается их существование. Мой учитель Хейнрот на упрек, что он будто бы видит в живо- тном бездушную машину, обычно отвечал с улыбкой: "Совсем наоборот, я считаю животных эмоциональными людьми с очень слабым интеллектом!" Мы не знаем и не можем знать, что субъективно происходит в гусе, который проявляет все объективные симптомы человеческого горя. Но мы не можем удержаться от чувства, что его страдание сродни нашему! Чисто объективно - все поведение, какое можно на- блюдать у дикого гуся, лишенного уз триумфального кри- ка, имеет наибольшее сходство с поведением животных, очень привязанных к месту обитания, когда их вырыва- ют из привычного окружения и пересаживают в чужую обстановку. Здесь начинаются те же отчаянные поиски, и так же пропадает всякая боеготовность до тех пор, пока животное не найдет свои родные места. Для сведущего че- ловека характеристика связи серого гуся с партнером по триумфальному крику будет наглядной и меткой, если сказать, что гусь относится к партнеру так же - со всех точек зрения, - как относится к центру своей террито- рии чрезвычайно привязанное к своему участку живо- тное, у которого эта привязанность тем сильнее, чем боль- ше "степень его знакомства" с нею. В непосредственной близости к этому центру не только внутривидовая агрес- сия, но и многие другие автономные жизненные проявле- ния соответствующего вида достигают наивысшей интен- сивности. Моника Майер-Хольцапфель определила парт-
нера по личной дружбе как "животное, эквивалентное до- му", и тем самым ввела термин, который успешно избега- ет антропоморфной субъективизации поведения живо- тных, но при этом во всей полноте охватывает значение чувств, вызываемых настоящим другом.
Поэты и психоаналитики давно уже знают, как близко соседствуют любовь и ненависть; знают, что и у нас, лю- дей, объект любви почти всегда, "амбивалентно", бывает и объектом агрессии. Триумфальный крик у гусей - я подчеркиваю снова и снова - это лишь аналог, в самом лучшем случае лишь яркая, но упрощенная модель чело- веческой дружбы и любви; однако эта модель знамена- тельным образом показывает, как может возникнуть та- кая двойственность. Если даже - при нормальных усло- виях - во втором акте церемонии, в дружеском привет- ственном повороте друг к другу агрессия у серых гусей со- вершенно отсутствует, то в целом - особенно в первой части, сопровождаемой "раскатом", - ритуал содержит полную меру автохтонной агрессии, которая направлена, хотя и скрытно, против возлюбленного друга и партнера. Что это именно так - мы знаем не только из эволюцион- ных соображений, приведенных в предыдущей главе, но и из наблюдения исключительных случаев, которые высве- чивают взаимодействие первичной агрессии и ставших автономными мотиваций триумфального крика. Наш самый старый белый гусь, Паульхен, на втором году жизни спаривался с гусыней своего вида, но в то же время сохранял узы триумфального крика с другим таким же гусаком, Шнееротом, который хотя и не был ему бра- том, но стал таковым в совместной жизни. У белых гуса- ков есть обыкновение - широко распространенное у на- стоящих и у нырковых уток, но очень редкое у гусей - насиловать чужих самок (особенно тогда, когда они нахо- дятся на гнезде, насиживая яйца). Так вот, когда на сле- дующих год супруга Паульхена построила гнездо, отло- жила яйца и стала их насиживать, возникла ситуация, столь же интересная, сколь ужасная: Шнеерот насиловал самку постоянно и жесточайшим образом, а Паульхен ни- чего на мог против этого предпринять! Когда Шнеерот яв- лялся на гнездо и хватал гусыню, Паульхен с величайшей
яростью бросался на развратника, но затем, добежав до него, обходил его резким зигзагом и в конце концов напа- дал на какой-нибудь безобидный эрзац-объект, например на нашего фотографа, снимавшего эту сцену. Никогда прежде я не видел столь отчетливо эту власть переориен- тирования, закрепленного ритуализацией: Паульхен хо- тел напасть на Шнеерота, - тот, вне всяких сомнений сомнений, возбуждал его гнев, - но не мог, потому что накатанная дорога ритуализованного действия проносила его мимо предмета ярости так же жестко и надежно, как стрелка, установленная соответствующим образом, посы- лает локомотив на соседний путь. Поведение этого белого гуся показывает совершенно однозначно, что даже стимулы, определенно вызываю- щие агрессию, приводят не к нападению, а к триумфаль- ному крику, если исходят от партнера. У белых гусей вся церемония не разделяется на два акта так отчетливо, как у серых, у которых первый акт содержит больше агрессии и направляется наружу, а второй состоит почти исключи- тельно в социально мотивированном обращении к партне- ру. Белые гуси вероятно вообще сильнее заряжены агрес- сивностью, чем наши дружелюбные серые. Так же и их триумфальный крик, который в этом отношении прими- тивнее у белых гусей, чем у их серых родственников. Та- ким образом, в описанном ненормальном случае смогло возникнуть поведение, которое в механике побуждений полностью соответствовало исходному переориентиро- ванному нападению, нацеленному мимо партнера, какое мы уже видели у цихлид. Здесь хорошо применимо Фрей- дово понятие регрессии. Несколько иной процесс регрессии может внести опре- деленные изменения и в триумфальный крик серых гусей, а именно - в его вторую, неагрессивную фазу; и в этих изменениях отчетливо проявляется изначальное участие агрессивного инстинкта. Это в высшей степени драматич- ное событие может произойти лишь в том случае, если два сильных гусака вступают в союз триумфального крика, как описано выше. Мы уже говорили, что даже самая бое- способная гусыня уступает в борьбе самому слабому гуса- ку, так что ни одна нормальная пара гусей не может вы-
стоять против двух таких друзей, и потому они стоят в иерархии гусиной колонии очень высоко. С возрастом и с долгой привычкой к этому высокому рангу у них растет "самоуверенность", т.е. уверенность в победе, а вместе с тем и агрессивность. Одновременно интенсивность триум- фального крика растет и вместе со степенью знакомства партнеров, т.е. с продолжительностью их союза. При этих обстоятельствах вполне понятно, что церемония единства такой пары гусаков приобретает степень интенсивности, которая у разнополой пары не достигается никогда. Уже неоднократно упоминавшихся Макса и Копфшлица, ко- торые "женаты" вот уже девять лет, я узнаю издали по су- машедшей восторженности их триумфального крика. Так вот, иногда бывает, что триумфальный крик таких гусаков выходит из всяких рамок, доходит до экстаза, - и тут происходит нечто весьма примечательное и жуткое. Крики становятся все громче, сдавленнее и быстрее, шеи вытягиваются все более горизонтально и тем самым теря- ют характерное для церемонии поднятое положение, а угол, на который отклоняется переориентированное движение от направления на партнера, становится все меньше. Иными словами, ритуализованная церемония при чрезмерном нарастании ее интенсивности утрачива- ет те двигательные признаки, которые отличают ее от не- ритуализованного прототипа. Таким образом происходит настоящая Фрейдова регрессия: церемония возвращается к эволюционно более раннему, первоначальному состоя- нию. Впервые такую "разритуализацию" обнаружил И.Николаи на снегирях. Церемония приветствия у само- чек этих птиц, как и триумфальный крик у гусей, возник- ла за счет ритуализации из исходных угрожающих жес- тов. Если усилить сексуальные побуждения самки снегиря долгим одиночеством, а затем поместить ее вместе с сам- цом, то она преследует его жестами приветствия, которые принимают агрессивный характер тем отчетливее, чем сильнее напряжение полового инстинкта. У пары гусаков возбуждение такой экстатической любви-ненависти может на любом уровне остановиться и вновь затихнуть; затем развивается хотя еще и крайне возбужденный, однако нормальный триумфальный крик,
завершающийся тихим и нежным гоготаньем, даже если их жесты только что угрожающе приближались к прояв- лениям яростной агрессивности. Даже если видишь такое впервые, ничего не зная о только что описанных процес- сах, - наблюдая подобные проявления чрезмерно пыл- кой любви, испытываешь какое-то неприятное чувство. Невольно приходят на ум выражения типа "Так тебя люб- лю, что съел бы" - и вспоминается старая мудрость, ко- торую так часто подчеркивал Фрейд, что именно обиход- ная речь обладает надежным и верным чутьем к глубочай- шим психологическим взаимосвязям. Однако в единичных случаях - за десять лет наблюде- ний у нас в протоколах всего три таких - разритуализа- ция, дошедшая до наивысшего экстаза, не поворачивает вспять; и тогда происходит событие, непоправимое и влеку- щее чрезвычайно тяжелые последствия для дальнейшей жизни участников: угрожающие и боевые позы обоих гуса- ков приобретают все более чистую форму, возбуждение до- ходит до точки кипения, - и прежние друзья внезапно хватают друг друга "за воротник" и ороговелым сгибом крыла обрушивают град ударов, грохот которых разносится по округе. Такую смертельно серьезную схватку слышно буквально за километр. Обычная драка двух гусаков, кото- рая разгорается из-за соперничества по поводу самки или места под гнездо, редко длится больше нескольких секунд, а больше минуты - никогда. В одной их трех схваток меж- ду бывшими партнерами по триумфальному крику мы за- протоколировали продолжительность боя в четверть часа, после чего бросились к ним встревоженные шумом сраже- ния. Ужасающая, ожесточенная ярость таких схваток лишь в малой степени объясняется, пожалуй, тем обстоятельст- вом, что противники слишком хорошо знакомы и потому испытывают друг перед другом меньше страха, чем перед чужаком. Чрезвычайная ожесточенность супружеских ссор тоже черпается не только из этого источника. Мне кажется, что, скорее, в каждой настоящей любви спрятан такой за- ряд латентной агрессии, замаскированной узами партне- ров, что при разрыве этих уз возникает тот отвратительный феномен, который мы называем ненавистью. Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви!
Победитель никогда не преследует побежденного, и мы ни разу не видели, чтобы между ними возникла вторая схватка. Наоборот, в дальнейшем эти гусаки намеренно из- бегают друг друга; если гуси большим стадом пасутся на бо- лотистом лугу за оградой, они всегда находятся в диамет- рально противоположных точках. Если они случайно - когда не заметят друг друга вовремя - или в нашем экспе- рименте оказываются рядом, то демонстрируют, пожалуй, самое достопримечательное поведение, какое мне приходи- лось видеть у животных; трудно решиться описать его, рис- куя попасть под подозрение в необузданной фантазии. Гу- саки - смущаются\ В подлинном смысле этого слова! Они не в состоянии друг друга видеть, друг на друга посмотреть; у каждого взгляд беспокойно блуждает вокруг, колдовски притягивается к объекту его любви и ненависти - и отска- кивает, как отдергивается палец от раскаленного металла. А в добавление к тому оба беспрерывно через что-то пере- прыгивают, оправляют оперение, трясут клювом нечто не- существующее и т.д. Просто уйти они тоже не в состоянии, ибо все, что может выглядеть бегством, запрещено древним заветом: "сохранять лицо" любой ценой. Поневоле стано- вится жалко их обоих; чувствуется, что ситуация чрезвы- чайно болезненная. Исследователь, занятый проблемами внутривидовой агрессии, много бы дал за возможность по- средством точного количественного анализа мотиваций ус- тановить пропорциональные соотношения, в которых пер- вичная агрессия и автономное, обособившееся побуждение к триумфальному крику взаимодействуют друг с другом в различных частных случаях такой церемонии. По-видимо- му, мы постепенно приближаемся к решению этой задачи, но рассмотрение соответствующих исследований здесь уве- ло бы нас слишком далеко. Вместо того мы хотели бы еще раз окинуть взглядом все то, что узнали из данной главы об агрессии и о своеоб- разных механизмах торможения, которые не только иск- лючают какую бы то ни было борьбу между совершенно определенными индивидами, постоянно связанными друг с другом, но и создают между ними особого рода союз. С примером такого союза мы подробнее познакомились на триумфальном крике гусей. Затем мы хотим исследовать
отношения между союзом такого рода и другими механиз- мами социальной совместной жизни, которые я описал в предыдущих главах. Когда я сейчас перечитываю ради этого соответствующие главы, меня охватывает чувство бессилия: я сознаю, что мне не удалось воздать должное величию и важности эволюционных процессов, о кото- рых - мне кажется - я знаю, как они происходили, и которые я решился описать. Надо полагать, более или ме- нее одаренный речью ученый, который всю свою жизнь занимался какой-то материей, должен бы быть в состоя- нии изложить результаты трудов своих таким образом, чтобы передать слушателю или читателю не только то, что он знает, но и то, что он при этом чувствует. Мне ос- тается лишь надеяться, что чувство, которое я не сумел выразить в словах, повеет на читателя из краткого изло- жения фактов, когда я воспользуюсь здесь подобающим мне средством краткого научного резюме. Как мы знаем из 8-й главы, существуют животные, ко- торые полностью лишены внутривидовой агрессии и всю жизнь держатся в прочно связанных стаях. Можно было бы думать, что этим созданиям предначертано развитие постоянной дружбы и братского единения отдельных осо- бей; но как раз у таких мирных стадных животных ничего подобного не бывает никогда, их объединение всегда со- вершенно анонимно. Личные узы, персональную дружбу мы находим только у животных с высокоразвитой внут- ривидовой агрессией, причем эти узы тем прочнее, чем аг- рессивнее соответствующий вид. Едва ли есть рыбы агрес- сивнее цихлид и птицы агрессивнее гусей. Общеизвестно, что волк - самое агрессивное животное из всех млекопи- тающих ("bestia senza pace" у Данте); он же - самый верный из всех друзей. Если животное в зависимости от времени года попеременно становится то территориаль- ным и агрессивным, то неагрессивным и общительным, - любая возможная для него персональная связь ограниче- на периодом агрессивности. Персональные узы возникли в ходе великого становле- ния, вне всяких сомнений, в тот момент, когда у агрессив- ных животных появилась необходимость в совместной де- ятельности двух или более особей ради какой-то задачи
сохранения вида; вероятно, главным образом ради заботы о потомстве. Несомненно, что личные узы и любовь во многих случаях возникли из внутривидовой агрессии, в известных случаях это происходило путем ритуализации переориентированного нападения или угрозы. Поскольку возникшие таким образом ритуалы связаны лично с пар- тнером, и поскольку в дальнейшем, превратившись в са- мостоятельные инстинктивные действия, они становятся потребностью, - они превращают в насущную потреб- ность и постоянное присутствие партнера, а его самого - в "животное, эквивалентное дому". Внутривидовая агрессия на миллионы лет старше личной дружбы и любви. За время долгих эпох в истории Земли наверняка появлялись животные, исключительно свирепые и агрессивные. Почти все рептилии, каких мы знаем сегодня, именно таковы, и трудно предположить, что в древности это было иначе. Однако личные узы мы знаем только у костистых рыб, у птиц и у млекопитаю- щих, т.е. у групп, ни одна их которых не известна до поз- днего мезозоя. Так что внутривидовой агрессии без ее контр-партнера, без любви, бывает сколько угодно; но любви без агрессии не бывает. Ненависть, уродливую младшую сестру любви, необ- ходимо четко отделять от внутривидовой агрессии. В от- личие от обычной агрессии она бывает направлена на ин- дивида, в точности как и любовь, и по-видимому любовь является предпосылкой ее появления: по-настоящему не- навидеть можно, наверно, лишь то, что когда-то любил, и все еще любишь, хоть и отрицаешь это. Пожалуй, излишне указывать на аналогии между опи- санным выше социальным поведением некоторых живо- тных - прежде всего диких гусей - и человека. Все про- писные истины наших пословиц кажутся в той же мере под- ходящими и для этих птиц. Будучи эволюционистами и дарвинистами с колыбели, мы можем и должны извлечь из этого важные выводы. Прежде всего мы знаем, что самыми последними общими предками птиц и млекопитающих бы- ли примитивные рептилии позднего девона и начала ка- менноугольного периода, которые наверняка не обладали высокоразвитой общественной жизнью и вряд ли были ум-
нее лягушек. Отсюда следует, что подобия социального по- ведения у серых гусей и у человека не могут быть унаследо- ваны об общих предков; они не "гомологичны", а возник- ли - это не подлежит сомнению - за счет так называемо- го конвергентного приспособления. И так же несомненно, что их существование не случайно; вероятность - точнее, невероятность - такого совпадения можно вычислить, но она выразилась бы астрономическим числом нулей. Если в высшей степени сложные нормы поведения - как, например, влюбленность, дружба, иерархические ус- тремления, ревность, скорбь и т.д. и т.д. - у серых гусей и у человека не только похожи, но и просто-таки совер- шенно одинаковы до забавных мелочей - это говорит нам наверняка, что каждый такой инстинкт выполняет какую-то совершенно определенную роль в сохранении вида, и притом такую, которая у гусей и у людей почти или совершенно одинакова. Поведенческие совпадения могут возникнуть только так. Как подлинные естествоиспытатели, не верящие в "без- ошибочные инстинкты" и прочие чудеса, мы считаем само- очевидным, что каждый такой поведенческий акт является функцией соответствующей специальной телесной струк- туры, состоящей из нервной системы, органов чувств и т.д.; иными словами - функцией структуры, возникшей в ор- ганизме под давлением отбора. Если мы - с помощью ка- кой-нибудь электронной или просто мысленной модели - попытаемся представить себе, какую сложность должен иметь физиологический аппарат такого рода, чтобы произ- вести хотя бы, к примеру, социальное поведение триум- фального крика, то с изумлением обнаружим, что такие изумительные органы, как глаз или ухо, кажутся чем-то со- всем простеньким в сравнении с этим аппаратом. Чем сложнее и специализированное два органа, анало- гично устроенных и выполняющих одну и ту же функцию, тем больше у нас оснований объединить их общим, функци- онально определенным понятием - и обозначить одним и тем же названием, хотя их эволюционное происхождение совершенно различно. Если, скажем, каракатицы или голо- воногие, с одной стороны, и позвоночные, с другой, незави- симо друг от друга изобрели глаза, которые построены по
одному и тому принципу линзовой камеры и в обоих случа- ях состоят из одних и тех же конструктивных элементов - линза, диафрагма, стекловидное тело и сетчатка, - то нет никаких разумных доводов против того, чтобы оба орга- на - у каракатиц и у позвоночных - называть глазами, безо всяких кавычек. С таким же правом мы можем это себе позволить и в отношении элементов социального поведения высших животных, которое как минимум по многим при- знакам аналогично поведению человека. Высокомерным умникам сказанное в этой главе долж- но послужить серьезным предупреждением. У животного, даже не принадлежащего к привилегированному классу млекопитающих, исследование обнаруживает механизм поведения, который соединяет определенных индивидов на всю жизнь и превращается в сильнейший мотив, опре- деляющий все поступки, который пересиливает все "жи- вотные" инстинкты - голод, сексуальность, агрессию и страх - и создает общественные отношения в формах, характерных для данного вида. Такой союз по всем пунк- там аналогичен тем отношениям, какие у нас, у людей, складываются на основе любви и дружбы в их самом чис- том и благородном проявлении.
12. ПРОПОВЕДЬ СМИРЕНИЯ
Рубанок не проходит здесь - В доске сучки торчат везде -
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |