Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: сущность, виды, типы, социально-экономические последствия 2 страница




Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке.

Третий антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая – увеличивает.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как мера антиинфляционной политики делает акцент на контроле над заработной платой и ценами. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер в рамках такой политики обычно используются следующие:

1) длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня существует во всех странах мира;

2) добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переворотов между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и заработной платы в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в станах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного валютного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Несколько особняком стоят институциональные меры антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся меры, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное регулирование местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

В крайних случаях может проводиться денежная реформа. Ее суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии». [2, с. 121]

Таким образом, возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия: приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом; наличие договоренности о реструктуризации существующего внешнего долга с кредиторами; доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать антиинфляционные меры; обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения; способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим группам как наживающимся на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Не составляет исключение в данном случае и антиинфляционная политика Республики Беларусь.

 

3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Если под инфляцией подразумевать устойчивый и непрерывный рост цен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции, то, развивая производство и поощряя спрос, экономика могла бы переварить большее количество денег. Какие же мероприятия проводятся в Республике Беларусь с целью снижения инфляции? Чтобы ответить на этот вопрос следует более подробно остановиться на рассмотрении антиинфляционной политики, проводимой в стране.

В функционировании экономики и характере антиинфляционной политики Республики Беларусь с момента обретения ею государственности можно выделить 4 периода.

Первый период (1991 – 1994 гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной антиинфляционной политики, вызванных глубоким экономическим шоком, который был обусловлен крушением единой системы централизованно-планового хозяйства СССР и разрывом хозяйственных связей между республиками. Растерянность управленческих работников во многом определялась отсутствием опыта самостоятельного принятия решений. Кроме того, ускорению процесса формирования парадигмы антиинфляционной политики препятствовала политическая неопределенность, связанная с затянувшимся почти на 2 года и неудавшимся в итоге процессом объединения денежных систем России и Беларуси. Проводимая в этом периоде экономическая политика была подчинена приспособлению к новым условиям, решению задач преимущественно текущего момента. Хотя белорусский рубль был введен в обращение уже в 1992 г. и выполнял функции национальной валюты, тем не менее, официальное его признание в этом качестве произошло лишь в конце 1994 г.

Возникшая в результате развала СССР открытость внутреннего рынка и связанная с этим объективная необходимость либерализации цен инициировали процесс рыночной корректировки глобальных ценовых пропорций, которые существенно отличались от ценовых пропорций в странах с рыночной экономикой. В результате либерализации цен огромный отложенный спрос в виде сбережений населения, который при прежней системе не находил выхода на потребительском рынке из-за хронического дефицита, практически был ликвидирован.

Эти процессы вкупе с нарастанием политики монетарной экспансии обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены выросли за год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71% в 1990 г. до 7% в 1994 г. Обменный курс за тот же период девальвировался более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата в пересчете на доллары составляла 20-25 долл. [9, с. 59]

Второй период (ноябрь 1994 г. – 1996 г.). В результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244%, а в 1996 г. составил 39,1% (для сравнения: в 1994 г. – 1957%)

Изменение ситуации главным образом было обусловлено переходом к жесткой денежно-кредитной политике в последние месяцы 1994 г., которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, политике положительных реальных процентных ставок.

Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9%, а среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте достигла 100-105 долларов. Однако в дальнейшем произошел отказ от завоеванных позиций в связи с резким поворотом экономического курса в направлении реставрации экономической системы с усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности предприятий с использованием денежной экспансии в целях поддержки реального сектора экономики. [9, с. 59]

Третий период (1997 – 1999 гг.). Как правило, первоисточником высокой инфляции и девальвации, поддерживаемых на продолжительных отрезках времени, является избыточное предложение денег в экономике. В Республике Беларусь чрезмерно «мягкая» денежно-кредитная политика явилась следствием избранной экономической стратегии эволюционного реформирования народного хозяйства на основе государственной поддержки неконкурентных в новых условиях хозяйствования производств.

В условиях дефицита финансовых ресурсов, объективно присущего экономике переходного типа, в качестве основной формы государственной поддержки предприятий выступало предоставление льготных централизованных кредитов реальному сектору экономики. Другой источник финансирования экономического развития, играющий важнейшую роль в странах с переходной экономикой, - иностранные инвестиции, оказался в экономике Беларуси невостребованным в силу непривлекательности инвестиционного климата, внешнеэкономической изоляции страны, нерешенности вопросов частной собственности (в частности, на землю) и др.

Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой экспансионистской денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК в сочетании с административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в финансовой необеспеченности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям (ввод в эксплуатацию жилья, объемы промышленного производства в отраслевом разрезе и т.д.) устанавливались, не согласуясь с реальными возможностями и имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999 г. составила 59%, в 2000 г. – 38%. При этом кредиты в 1999 г. на строительство жилья представлялись по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999 г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции.

Фетишизация идеи экономического роста как главной цели экономической политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная погоня за объемными показателями за счет монетарной экспансии привели к раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной базы в национальной валюте.

Именно в рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере и нарушению макроэкономического равновесия. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции значительную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более тем трехкратной девальвацией российского рубля к доллару США, то в 1999 г. активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена денежно-кредитной политикой.

Множественность курсов валюты сыграло крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью в отношении удешевления белорусского рубля на теневом рынке валюты. Вкупе с административным сдерживанием роста цен это привело к образованию инфляционного навеса. Потенциал подавленной инфляции выплеснулся в дальнейшем в процессе осуществления мер по выходу на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного курса в 2000 г., что проявилось в существенном опережении темпов роста индекса цен производителей промышленной продукции, который вырос в 2,67 раза за год, по сравнению с темпами роста индекса потребительских цен (соответственно в 2,08 раза). Стабильности национальной денежной единицы не способствовала также выдача разрешений на использование в розничной торговле расчетов в СКВ.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе сократился до 6%. [9, с. 61]

Четвертый период (2000 – 2001 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Произошло снижение темпов инфляции до 208% за год. В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного курса. Уровень монетизации ВВП снизился до 5%. Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте в декабре 2000 г. составила 76 долл.

Осуществленный комплекс мер обеспечил предпосылки для достижения в 2001 г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Произошло закрепление, а в ряде отраслей и улучшение позитивных результатов. Замедлились темпы инфляции, тяготы которой остро ощущало на себе население в предыдущие годы. По итогам 2001 г. темпы роста индекса потребительских цен составили 146,3% или 3,2% в среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в Республике Беларусь по своим характеристикам в целом соответствовала признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные организации рассматривают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%. [11, с. 69]

Существенное снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению в денежной сфере позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г. Несмотря на существенное превышение фактических темпов роста эмиссии и денежной массы по сравнению с целевыми параметрами Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 г. уровень инфляции не вышел за целевые рамки. Относительно безболезненное наращивание денежного предложения без существенного ущерба для целевого параметра инфляции стало возможным главным образом благодаря связыванию определенной части ликвидности посредством привлекательной депозитной политики.

Как показывает опыт многих стран, в условиях перехода от экспансионистской к жесткой монетарной политике в экономике возникает дополнительный сегмент спроса на деньги в качестве средства сбережения, объем которого трудно поддается прогнозированию. Восстановление доверия населения и субъектов хозяйствования к национальной денежной единице, связанное с политикой положительных реальных процентных ставок и преимуществом доходности рублевых инструментов по сравнению с СКВ, инициировали динамичный рост срочных вкладов в банковской системе. Явной иллюстрацией данного тезиса является существенно опережающее по сравнению с темпами роста реальной денежной массы увеличение за 2001 г. объема срочных депозитов населения в 2,77 раза, что привело к росту их удельного веса и структуре широкой денежной массы с 11,8% до 19,9%. Остатки вкладов населения в банковской системе в реальном выражении увеличились за этот период на 92,7% в условиях роста реальной денежной массы на 19,1%. [9, с. 72]

Темпы инфляции в республике, начиная с 2000 года, постоянно снижались. Если в 2000 году среднемесячный уровень инфляции составлял 6,3%, в 2001 году - 3,2%, в 2002-м - 2,5%, в 2003-м - 1,9%, в 2004-м - 1,1%, то в 2005 году он составил 0,6% и был самым низким за последние 15 лет. [20]

Графически снижение среднемесячного уровня инфляции в Республике Беларусь отражено в Приложении Г.

Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, по сравнению с декабрем 2004 года потребительские цены выросли на 8%, что соответствует нижней границе запланированного показателя на 2005 год. Напомним, в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год инфляция в нашей стране прогнозировалась на уровне 8-10%. В 2004 году потребительские цены увеличились на 14,4%. Цены производителей промышленной продукции в декабре 2005 года по сравнению с ноябрем возросли на 0,8%, с декабрем 2004 года - на 11,2%. Цены на строительно-монтажные работы в декабре увеличились на 2,8%, а по сравнению с декабрем 2004 года - на 13,9%. [12, с. 13]

По данным Министерства экономики Республики Беларусь, экономический рост и существенное снижение уровня инфляции способствовали в 2005 году опережающему росту реальных денежных доходов населения. Их прирост в январе-ноябре 2005 года составил 16,1% к аналогичному периоду 2004 года (прогноз на - год 13-14%). При этом основными источниками доходов оставались заработная плата работников и социальные трансферты населению, которые составили около 81% от общего объема доходов. Реальная начисленная заработная плата в январе-ноябре 2005 года по сравнению с январем-ноябрем 2004 года увеличилась на 21,6% при прогнозе на год 15-17%. [21]

Напомним, инфляция в Беларуси в 2005 году была на уровне 108%. При этом рост цен в России в прошлом году составил 110,9%, или 100,9% в среднемесячном исчислении, в Украине - соответственно 110,3% и 100,8%. Резкое снижение цен в Беларуси в 2005 г. можно объяснить рядом причин. С одной стороны, проведение в течение года относительно жесткой денежно-кредитной политики и фиксация обменного курса белорусского рубля способствовали стабилизации цен. С другой стороны, в стране продолжилась административная практика регулирования цен (себестоимости, наценок, прибыли, темпов роста цен в месяц).

Обратными явлениями обоих этих процессов стало снижение рентабельности, затоваривание, большое количество убыточных предприятий. Так, государство в январе 2005 г. «реструктуризировало» долги устойчиво убыточных государственных предприятий. Просроченная кредиторская задолженность 300 хронически убыточных предприятий (около 20% всех убыточных предприятий на начало октября 2005 г.) реструктуризируется путем предоставления отсрочки ее погашения на 5 лет. По оценкам, сумма просроченной кредиторской задолженности, которая подлежит реструктуризации, составляет порядка 500 млрд. BYR, в том числе около 50% – по платежам в бюджет, по кредитам банков – порядка 13-14% суммы задолженности, за потребленные энергоресурсы – 23%. Т.е. в минусе от такой помощи не только бюджет (Министерство финансов), который мог бы направить эти деньги на адресную помощь или в социальный сектор, но и банки, предприятия концернов «Белэнерго» и «Белтопгаз». На очереди «за помощью» – так называемые негосударственные убыточные предприятия, т.е. ОАО, где есть доля государства. [22]

В январе-марте 2006 г. ценовая ситуация на потребительском рынке страны характеризовалась стабильностью. Так, если в январе индекс потребительских цен составил 101,3%, то в феврале – 100,2 %, в марте – 100,1%. Всего за I квартал 2006 г. цены потребительского рынка выросли на 101,6% (в среднемесячном исчислении – 0,53%), что несколько меньше годового прогноза на 2006 г. Уровень инфляции в указанный период свидетельствует о закреплении положительной тенденции снижения темпов роста потребительских цен. Основными факторами позитивного влияния на ценовую ситуацию выступили: умеренно жесткая денежно-кредитная политика, устойчивость курса национальной валюты, стабильность цен на импортируемые энергоносители, отсутствие резких колебаний спроса населения на товары и услуги. [13, с. 16]

В Республике Беларусь инфляция должна быть снижена до 5% в год. Такой рост будет почти незаметен для граждан страны. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на Всебелорусском народном собрании. Как констатировал президент, чаще всего граждане задают вопросы о росте цен. "Их беспокоит, не получится ли так, что весь запланированный прирост зарплаты будет съеден инфляцией". По словам главы государства, это в принципе невозможно. Потому что цены сегодня достигли того потолка, выше которого они уже не могут подняться. Иначе наша продукция на рынке не будет реализовываться. Ведь подъем цен на рынке грозит обвалом производства, если не будет "нащупана" та опасная грань, за которую нельзя переступить.

На белорусском рынке появляются аналогичные товары из-за рубежа. Страна не может закрыть их доступ. Потому что точно так же могут поступить и по отношению к ней. В Беларуси открытая экономика и большую часть производимой продукции республика экспортирует, поэтому закрывать свой рынок для импорта не будет, подчеркнул глава государства.

В проблеме роста цен есть еще один нюанс. Президент пояснил, что повышение цены предприятием на свою продукцию дает ему возможность получить прибыль. Но что будет, если, например, производитель сельхозтехники повысит цену на свою продукцию? В этом случае следует ожидать рост цен на хлеб, другие продукты, потому что потребитель вынужден выкладывать большую сумму на приобретение техники. Так что работникам машиностроительных предприятий нужно это понимать, прежде чем поднимать цену на свою продукцию. Иначе ее рост повлечет за собой и повышение цен на продукты питания.

В то же время государство берет ценообразование под контроль, когда речь идет о монополистах. Так было с ростом цен на коммунальные услуги, когда ограничили рост цен на уровне не более $5 в год. Вообще остановить рост цен в сфере ЖКХ нельзя, иначе обвалиться экономика тех или иных предприятий, отметил Александр Лукашенко. Потому что инфляция сегодня существует не только в Беларуси, но и во всем мире. Такая "ползучая" инфляция была всегда. Предусматривается, что рост цен в 2007 году в Республике Беларусь не превысит 6% - 8%. Девальвация национальной валюты к российскому рублю не будет более 4%, в то же время может произойти и укрепление до 4%. По отношению белорусского рубля к доллару США предполагается от 2,5% девальвации до 2,5 % укрепления национальной валюты. [23]

Годы упорной, последовательной работы в Республике Беларусь в конечном итоге привели к снижению инфляции, стабилизации обменного курса национальной денежной единицы и росту сбережений. При выходе на рост инфляции до 5% в год, то это будет победа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения исследования по данному вопросу были получены следующие выводы:

1. Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

2. Наиболее типичными причинами инфляции являются: проведение необоснованной денежной политики; система налогообложения, подрывающая стимулы роста производства; монопольное положение на рынке крупных производителей, искусственно завышающих цены; инфляционные ожидания; внешние факторы, например, повышение цен на импортируемые товары, торговая дискриминация; рост внутреннего и внешнего долга, обостряющий дефицит государственного бюджета и др.

3. Выделяют количественные и качественные критерии инфляции. С позиции темпа роста цен различают следующие виды инфляции: умеренная (ползучая) инфляция (характеризуется незначительными темпами прироста цен – менее 10% в год); галопирующая инфляция (определяется относительно высокими темпами обесценения денег в размере 20-200% в год); гиперинфляция (характеризуется астрономическими темпами роста цен, достигая порой нескольких тысяч процентов в год). С учетом степени расхождения роста цен по различным группам товаров, т.е. степени сбалансированности роста цен, выделяют сбалансированную (цены различных товаров относительно друг друга неизменны) и несбалансированную инфляцию (цены постоянно изменяются по отношению друг к другу). По ожидаемости и предсказуемости инфляции выделяют ожидаемую инфляцию (может предсказываться, прогнозироваться с достаточной степенью надежности) и неожидаемую инфляцию (возникает стихийно, поэтому прогноз ее невозможен).

4. Различают инфляцию спроса (в силу роста денежной массы и неоправданного расширения денежного спроса) и инфляцию издержек (в ее основе лежит рост производственных издержек – затрат на сырье, зарплату, комплектующие, что и провоцирует взлет цен). Структурной называют инфляцию, сочетающую элементы инфляции спроса и инфляции издержек.

5. Последствия инфляции в целом носят негативный характер. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Кроме того, она снижает реальную способность сбережений. Инфляция перераспределяет доходы также между дебиторами и кредиторами, и вместе с тем облегчает правительству реальное бремя долга. Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту.

6. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции. Цель данной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор антиинфляционных мер: погашение инфляционных ожиданий; укрепление покупательной способности национально валюты; снижение бюджетного дефицита; ограничительные меры по вывозу валюты за рубеж; стимулирование денежных сбережений населения; совершенствование и упрощение системы налогообложения; проведение денежной реформы и т.п.

7. В функционировании экономики и характере антиинфляционной политики Республики Беларусь с момента обретения ею государственности можно выделить 4 периода. Первый период (1991 – 1994 гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной антиинфляционной политики. Второй период (ноябрь 1994 г. – 1996 г.) - в результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Третий период (1997 – 1999 гг.) – наблюдалась высокая инфляция и девальвация. Четвертый период (2000 – 2001 гг.) - произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.