Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Следствия 2 страница




Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом проводимой экспансионистской денежно-кредитной политикой, связанной с чрезмерным эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК в сочетании с административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками. Именно в рассматриваемом периоде государство начало жить не по средствам, что проявилось в финансовой необеспеченности формируемых в рамках годовых прогнозов приоритетных целей экономической политики. Целевые параметры по объемным показателям (ввод в эксплуатацию жилья, объемы промышленного производства в отраслевом разрезе и т.д.) устанавливались, не согласуясь с реальными возможностями и имеющимися в распоряжении государства финансовыми ресурсами. Так, доля жилищного строительства в общем объеме кредитной эмиссии Национального банка в 1999 г. составила 59%, в 2000 г. – 38%. При этом кредиты в 1999 г. на строительство жилья представлялись по льготной процентной ставке 5% годовых (тогда как среднемесячная инфляция в 1999 г. составляла 11%) и на длительные сроки (до 40 лет). Фактически узкий круг населения косвенно субсидировался за счет остальных посредством бремени инфляционного налога. В погоне за квадратными метрами ввода жилья экономика оказалась в замкнутом порочном круге, когда выделяемые эмиссионные кредиты обесцениваются в результате раскрученной и подпитываемой этими же кредитами инфляции.

Фетишизация идеи экономического роста как главной цели экономической политики, игнорирующая его качественные характеристики, неоправданная погоня за объемными показателями за счет монетарной экспансии привели к раскручиванию инфляционно-девальвационной спирали. В рассматриваемом периоде в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной базы в национальной валюте.

Именно в рамках этого периода были допущены наиболее существенные ошибки в экономической политике, приведшие к негативным деформациям в денежной сфере и нарушению макроэкономического равновесия. Если в 1998 г. в существенном росте темпов инфляции значительную роль сыграли внешние факторы, а именно негативное влияние финансового кризиса в России и более тем трехкратной девальвацией российского рубля к доллару США, то в 1999 г. активизация инфляционных процессов полностью была обусловлена денежно-кредитной политикой.

Множественность курсов валюты сыграло крайне негативную роль в нарастании темпов инфляции в рамках рассматриваемого периода, способствуя росту инфляционных ожиданий в связи с неопределенностью в отношении удешевления белорусского рубля на теневом рынке валюты. Вкупе с административным сдерживанием роста цен это привело к образованию инфляционного навеса. Потенциал подавленной инфляции выплеснулся в дальнейшем в процессе осуществления мер по выходу на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного курса в 2000 г., что проявилось в существенном опережении темпов роста индекса цен производителей промышленной продукции, который вырос в 2,67 раза за год, по сравнению с темпами роста индекса потребительских цен (соответственно в 2,08 раза). Стабильности национальной денежной единицы не способствовала также выдача разрешений на использование в розничной торговле расчетов в СКВ.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня 350% за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе сократился до 6%. [9, с. 61]

Четвертый период (2000 – 2001 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике, характеризующейся достижениями по следующим позициям. Произошло снижение темпов инфляции до 208% за год. В результате ускоренной девальвации официального курса белорусского рубля к середине сентября 2000 г. был обеспечен выход на единый курс на всех сегментах валютного курса. Уровень монетизации ВВП снизился до 5%. Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте в декабре 2000 г. составила 76 долл.

Осуществленный комплекс мер обеспечил предпосылки для достижения в 2001 г. финансовой стабилизации на макроэкономическом уровне. Произошло закрепление, а в ряде отраслей и улучшение позитивных результатов. Замедлились темпы инфляции, тяготы которой остро ощущало на себе население в предыдущие годы. По итогам 2001 г. темпы роста индекса потребительских цен составили 146,3% или 3,2% в среднем за месяц. Таким образом, текущая ситуация в Республике Беларусь по своим характеристикам в целом соответствовала признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные организации рассматривают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%. [11, с. 69]

Существенное снижение темпов инфляции было достигнуто благодаря сохранению и укреплению в денежной сфере позитивных тенденций, наметившихся в 2000 г. Несмотря на существенное превышение фактических темпов роста эмиссии и денежной массы по сравнению с целевыми параметрами Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 г. уровень инфляции не вышел за целевые рамки. Относительно безболезненное наращивание денежного предложения без существенного ущерба для целевого параметра инфляции стало возможным главным образом благодаря связыванию определенной части ликвидности посредством привлекательной депозитной политики.

Как показывает опыт многих стран, в условиях перехода от экспансионистской к жесткой монетарной политике в экономике возникает дополнительный сегмент спроса на деньги в качестве средства сбережения, объем которого трудно поддается прогнозированию. Восстановление доверия населения и субъектов хозяйствования к национальной денежной единице, связанное с политикой положительных реальных процентных ставок и преимуществом доходности рублевых инструментов по сравнению с СКВ, инициировали динамичный рост срочных вкладов в банковской системе. Явной иллюстрацией данного тезиса является существенно опережающее по сравнению с темпами роста реальной денежной массы увеличение за 2001 г. объема срочных депозитов населения в 2,77 раза, что привело к росту их удельного веса и структуре широкой денежной массы с 11,8% до 19,9%. Остатки вкладов населения в банковской системе в реальном выражении увеличились за этот период на 92,7% в условиях роста реальной денежной массы на 19,1%. [9, с. 72]

Темпы инфляции в республике, начиная с 2000 года, постоянно снижались. Если в 2000 году среднемесячный уровень инфляции составлял 6,3%, в 2001 году - 3,2%, в 2002-м - 2,5%, в 2003-м - 1,9%, в 2004-м - 1,1%, то в 2005 году он составил 0,6% и был самым низким за последние 15 лет. [20]

Графически снижение среднемесячного уровня инфляции в Республике Беларусь отражено в Приложении Г.

Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, по сравнению с декабрем 2004 года потребительские цены выросли на 8%, что соответствует нижней границе запланированного показателя на 2005 год. Напомним, в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год инфляция в нашей стране прогнозировалась на уровне 8-10%. В 2004 году потребительские цены увеличились на 14,4%. Цены производителей промышленной продукции в декабре 2005 года по сравнению с ноябрем возросли на 0,8%, с декабрем 2004 года - на 11,2%. Цены на строительно-монтажные работы в декабре увеличились на 2,8%, а по сравнению с декабрем 2004 года - на 13,9%. [12, с. 13]

По данным Министерства экономики Республики Беларусь, экономический рост и существенное снижение уровня инфляции способствовали в 2005 году опережающему росту реальных денежных доходов населения. Их прирост в январе-ноябре 2005 года составил 16,1% к аналогичному периоду 2004 года (прогноз на - год 13-14%). При этом основными источниками доходов оставались заработная плата работников и социальные трансферты населению, которые составили около 81% от общего объема доходов. Реальная начисленная заработная плата в январе-ноябре 2005 года по сравнению с январем-ноябрем 2004 года увеличилась на 21,6% при прогнозе на год 15-17%. [21]

Напомним, инфляция в Беларуси в 2005 году была на уровне 108%. При этом рост цен в России в прошлом году составил 110,9%, или 100,9% в среднемесячном исчислении, в Украине - соответственно 110,3% и 100,8%. Резкое снижение цен в Беларуси в 2005 г. можно объяснить рядом причин. С одной стороны, проведение в течение года относительно жесткой денежно-кредитной политики и фиксация обменного курса белорусского рубля способствовали стабилизации цен. С другой стороны, в стране продолжилась административная практика регулирования цен (себестоимости, наценок, прибыли, темпов роста цен в месяц).

Обратными явлениями обоих этих процессов стало снижение рентабельности, затоваривание, большое количество убыточных предприятий. Так, государство в январе 2005 г. «реструктуризировало» долги устойчиво убыточных государственных предприятий. Просроченная кредиторская задолженность 300 хронически убыточных предприятий (около 20% всех убыточных предприятий на начало октября 2005 г.) реструктуризируется путем предоставления отсрочки ее погашения на 5 лет. По оценкам, сумма просроченной кредиторской задолженности, которая подлежит реструктуризации, составляет порядка 500 млрд. BYR, в том числе около 50% – по платежам в бюджет, по кредитам банков – порядка 13-14% суммы задолженности, за потребленные энергоресурсы – 23%. Т.е. в минусе от такой помощи не только бюджет (Министерство финансов), который мог бы направить эти деньги на адресную помощь или в социальный сектор, но и банки, предприятия концернов «Белэнерго» и «Белтопгаз». На очереди «за помощью» – так называемые негосударственные убыточные предприятия, т.е. ОАО, где есть доля государства. [22]

В январе-марте 2006 г. ценовая ситуация на потребительском рынке страны характеризовалась стабильностью. Так, если в январе индекс потребительских цен составил 101,3%, то в феврале – 100,2 %, в марте – 100,1%. Всего за I квартал 2006 г. цены потребительского рынка выросли на 101,6% (в среднемесячном исчислении – 0,53%), что несколько меньше годового прогноза на 2006 г. Уровень инфляции в указанный период свидетельствует о закреплении положительной тенденции снижения темпов роста потребительских цен. Основными факторами позитивного влияния на ценовую ситуацию выступили: умеренно жесткая денежно-кредитная политика, устойчивость курса национальной валюты, стабильность цен на импортируемые энергоносители, отсутствие резких колебаний спроса населения на товары и услуги. [13, с. 16]

В Республике Беларусь инфляция должна быть снижена до 5% в год. Такой рост будет почти незаметен для граждан страны. Об этом заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на Всебелорусском народном собрании. Как констатировал президент, чаще всего граждане задают вопросы о росте цен. "Их беспокоит, не получится ли так, что весь запланированный прирост зарплаты будет съеден инфляцией". По словам главы государства, это в принципе невозможно. Потому что цены сегодня достигли того потолка, выше которого они уже не могут подняться. Иначе наша продукция на рынке не будет реализовываться. Ведь подъем цен на рынке грозит обвалом производства, если не будет "нащупана" та опасная грань, за которую нельзя переступить.

На белорусском рынке появляются аналогичные товары из-за рубежа. Страна не может закрыть их доступ. Потому что точно так же могут поступить и по отношению к ней. В Беларуси открытая экономика и большую часть производимой продукции республика экспортирует, поэтому закрывать свой рынок для импорта не будет, подчеркнул глава государства.

В проблеме роста цен есть еще один нюанс. Президент пояснил, что повышение цены предприятием на свою продукцию дает ему возможность получить прибыль. Но что будет, если, например, производитель сельхозтехники повысит цену на свою продукцию? В этом случае следует ожидать рост цен на хлеб, другие продукты, потому что потребитель вынужден выкладывать большую сумму на приобретение техники. Так что работникам машиностроительных предприятий нужно это понимать, прежде чем поднимать цену на свою продукцию. Иначе ее рост повлечет за собой и повышение цен на продукты питания.

В то же время государство берет ценообразование под контроль, когда речь идет о монополистах. Так было с ростом цен на коммунальные услуги, когда ограничили рост цен на уровне не более $5 в год. Вообще остановить рост цен в сфере ЖКХ нельзя, иначе обвалиться экономика тех или иных предприятий, отметил Александр Лукашенко. Потому что инфляция сегодня существует не только в Беларуси, но и во всем мире. Такая "ползучая" инфляция была всегда. Предусматривается, что рост цен в 2007 году в Республике Беларусь не превысит 6% - 8%. Девальвация национальной валюты к российскому рублю не будет более 4%, в то же время может произойти и укрепление до 4%. По отношению белорусского рубля к доллару США предполагается от 2,5% девальвации до 2,5 % укрепления национальной валюты. [23]

Годы упорной, последовательной работы в Республике Беларусь в конечном итоге привели к снижению инфляции, стабилизации обменного курса национальной денежной единицы и росту сбережений. При выходе на рост инфляции до 5% в год, то это будет победа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведения исследования по данному вопросу были получены следующие выводы:

1. Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

2. Наиболее типичными причинами инфляции являются: проведение необоснованной денежной политики; система налогообложения, подрывающая стимулы роста производства; монопольное положение на рынке крупных производителей, искусственно завышающих цены; инфляционные ожидания; внешние факторы, например, повышение цен на импортируемые товары, торговая дискриминация; рост внутреннего и внешнего долга, обостряющий дефицит государственного бюджета и др.

3. Выделяют количественные и качественные критерии инфляции. С позиции темпа роста цен различают следующие виды инфляции: умеренная (ползучая) инфляция (характеризуется незначительными темпами прироста цен – менее 10% в год); галопирующая инфляция (определяется относительно высокими темпами обесценения денег в размере 20-200% в год); гиперинфляция (характеризуется астрономическими темпами роста цен, достигая порой нескольких тысяч процентов в год). С учетом степени расхождения роста цен по различным группам товаров, т.е. степени сбалансированности роста цен, выделяют сбалансированную (цены различных товаров относительно друг друга неизменны) и несбалансированную инфляцию (цены постоянно изменяются по отношению друг к другу). По ожидаемости и предсказуемости инфляции выделяют ожидаемую инфляцию (может предсказываться, прогнозироваться с достаточной степенью надежности) и неожидаемую инфляцию (возникает стихийно, поэтому прогноз ее невозможен).

4. Различают инфляцию спроса (в силу роста денежной массы и неоправданного расширения денежного спроса) и инфляцию издержек (в ее основе лежит рост производственных издержек – затрат на сырье, зарплату, комплектующие, что и провоцирует взлет цен). Структурной называют инфляцию, сочетающую элементы инфляции спроса и инфляции издержек.

5. Последствия инфляции в целом носят негативный характер. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Кроме того, она снижает реальную способность сбережений. Инфляция перераспределяет доходы также между дебиторами и кредиторами, и вместе с тем облегчает правительству реальное бремя долга. Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту.

6. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции. Цель данной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор антиинфляционных мер: погашение инфляционных ожиданий; укрепление покупательной способности национально валюты; снижение бюджетного дефицита; ограничительные меры по вывозу валюты за рубеж; стимулирование денежных сбережений населения; совершенствование и упрощение системы налогообложения; проведение денежной реформы и т.п.

7. В функционировании экономики и характере антиинфляционной политики Республики Беларусь с момента обретения ею государственности можно выделить 4 периода. Первый период (1991 – 1994 гг.) характеризовался спонтанностью и отсутствием осознанной антиинфляционной политики. Второй период (ноябрь 1994 г. – 1996 г.) - в результате осуществленного комплекса стандартных антиинфляционных мер была достигнута финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Третий период (1997 – 1999 гг.) – наблюдалась высокая инфляция и девальвация. Четвертый период (2000 – 2001 гг.) - произошел переход к более взвешенной умеренно-жесткой денежно-кредитной политике.

Темпы инфляции в республике, начиная с 2000 года, постоянно снижались. И в 2005 году среднемесячный уровень инфляции составил 0,6% и был самым низким за последние 15 лет. Резкое снижение цен в Республике Беларусь в 2005 г. можно объяснить рядом причин. С одной стороны, проведение в течение года относительно жесткой денежно-кредитной политики и фиксация обменного курса белорусского рубля способствовали стабилизации цен. С другой стороны, в стране продолжилась административная практика регулирования цен (себестоимости, наценок, прибыли, темпов роста цен в месяц). Стране остается только сохранить и приумножить эти процессы, обеспечить мощную динамику экономического роста.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антиинфляционная политика: пути реализации. Мн., 2002.

2. Солодова О.А. Антиинфляционная политика в системе денежно-кредитного регулирования экономики. Авторир. дисс. на соиск. уч.степ. канд. эк.наук. Екатеринбург, 2004.

3. Ковалёв М. Антиинфляционная политика для РБ// Вестник Ассоциации бел. банк., 2000, №48. с.17-24

4. Инфляция: природа, сущность и регулирование. Ин-тЭкон. Ан Бел. – Мн. 1996.

5. Гос регулирование рын. экономики М., 2002.

6. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. Мн., 2003.

7. Кожевникова Т. Параметры изменения цен и тарифов на 2005 год. - // Экономика, финансы, управление // 2005, №1, с.60-61.

8. Василега В. И др. Сопостовительный анализ национального уровня цен Беларуси и Российской Федер. ж. // Бел.эк-ка: анализ, прогноз, регулирование // 2005№4, с.3-13

9. Каллаур Павел. Наш рубльрубль устойчив и предсказуем. ЭкономикаБеларуси. Итоги, тенденции, прогнозы // 2005, №1(2), с. 20-22.

10. Комков В.Н., Демиденко М.В,, Черноокий. В.А. Анализ влияния денежно-кредитной и валютной политики на реальный сектор экономики. Ж. // Бел. экономика: анализ, прогнозы, регулирование // 2005, №3, с.23-34.

11. национальная экономика Беларуси. Потенциалы, хозяйств. комплексы, направления развития, механизмы управления. Мн. БГЭУ 2005. Разд. 6.3.3., с.653-660.

12. Васильченко А. Петр Прокопович об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики 2005 г. и задачах на 2006 г. \\ Ж.Вести ассоциации бел.банков. 2006. № 6. С.15-17.

13. Желиба Б. Проблемы поддержки стабильности бел.рубля \\ Ж. Вести ассоциации бел.банков. 2006. № 6. С.19-21.

14. www.ncpi.gov.by/minfin

15. www.news.belta.by

16. www.nmnby.org/pub/130203/inflation

17. www.president.by

 

Статсборники:

18. Республика Беларусь. Статежегодник 2006. Минск, 2006.

19. Республика Беларусь в цифрах. Краткий статсборник. Минск, 2006.

20. Социально-экономическое положение Республики Беларусь. Мн., 2006.

21. Статистический бюллетень Ежеквартальное издание. Мн., 2006.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Рисунок В.1. «Концепция предложения» в антиинфляционной политике

 

Примечание. Источник [10, с. 458]

 

 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 


 

 

Рисунок Г.1. Динамика среднемесячного уровня инфляции в Республике Беларусь за 2000 – 2005 гг.

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

 

 
 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.