Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методы исследования




III Технологический блок.

Данный блок содержит методы, средства, формы и приемы психологического воздействия, оказываемого практическим психологом в рамках программы профилактики эмоционального выгорания.

К возможным формам работы относятся: индивидуальные консультации и коррекционно-развивающие занятия (тренинги, лекции и т.д.).

Методы и приемы работы: а) диагностические – анкеты (ранние признаки эмоционального выгорания), психодиагностический инструментарий; б) коррекционно-развивающие – групповая дискуссия, тренинг, различные методики на саморазвитие, рефлексию и восстановление; в) информационные методы – лекции, беседы, интерактивные методы.

Средства работы:

- психодиагностический инструментарий;

- научно-методическая литература (книги, учебники, статьи и т.д.);

- технические средства: отдельная аудитория для проведения групповых и индивидуальных мероприятий, письменные принадлежности (обозначаются в каждой методике);

Для наглядности нами составлена схема, включающая все блоки и пункты теоретической модели. Рис.1

Разработка теоретической модели позволяет правильно построить программу профилактики эмоционального выгорания с учетом всех профессиональных аспектов.

 

 

Психологическое сопровождение
Блок 2
содержание
содержание
содержание
Блок 3
Блок 1

 

 


Рис. 1. Теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля

 

 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Достижение цели исследования требует проведения опытно-экспериментальной работы.

Базой проведения исследования является ГБУЗ СК «КПБ» и в МБЛПУ «Малокарачаевская центральная районная больница» Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской республики.

В исследовании приняли участие 20 сотрудников Кисловодской Психиатрической Клиники и 14 сотрудников «Малокарачаевской центральной районной больницы».

На первом этапе систематизировалась и изучалась литература по теме исследования; определялись концептуальные подходы к разработке проблемы, цели, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; ознакомление с базой практики и контингентом испытуемых; разрабатывалась программа эмпирического исследования; подбирался диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.

На втором этапе проводилось тестирование с помощью следующих методик: методика диагностики нейродинамического уровня интегральной индивидуальности Методика диагностики структуры (А. И. Щебетенко), методика исследования СЖО (Д. А. Леонтьева), методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд), методика исследования эмоционального выгорания (В. В. Бойко).

На третьем этапе подведены общие итоги; сформулированы основные выводы экспериментального исследования; оформлена рукопись выпускной квалификационной работы.

Поскольку в основе работы лежит теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина, мы имели возможность системно изучить интересующие свойства психики.

Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности исследовался с помощью методики диагностики структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности А. И. Щебетенко. Диагностируются основные свойства общего и специального типов нервной системы человека. В этом опроснике выделяются следующие показатели:

Показатель 1. Сила/слабость процесса возбуждения.

Одно из основных физиологических свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение.

Показатель 2. Уровень чувствительности нервной системы. (Высокая и низкая чувствительность).

Согласно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну, сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов (органов чувств): более слабая нервная система является и более чувствительной, то есть он способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Такой подход снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, то есть приписывание одному полюсу свойства положительного, другому – отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Показатель 3. Сила/слабость процесса торможения.

Торможение – активный, противоположный и неразрывно связанный с возбуждением нервный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Показатель 4. Уравновешенность/неуравновешенность нервных процессов.

Свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Неуравновешенность характеризуется преобладанием одного из нервных процессов, уравновешенность – их равностью.

Показатель 5. Подвижность/инертность нервных процессов.

Одно из первичных свойств нервной системы, характеризующееся быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов обнаруживается в противоположном симптомокомплексе проявлений.

Показатель 6. Преобладание второй/первой сигнальной системы.

1-я и 2-я сигнальные системы – это способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система).

Личностный уровень интегральной индивидуальности изучался с помощью методики диагностики СЖО Д. А. Леонтьева и опросника эмоционального выгорания (В. В. Бойко). Опросник СЖО позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Выделяются следующие показатели:

Показатель 7. Цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Показатель 8. Процесс жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.

Показатель 9. Результативность жизни.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

Показатель 10. Локус контроля Я.

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

Показатель 11. Локус контроля Жизнь.

При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Основной методикой исследования является опросник эмоционального выгорания (В. В. Бойко), позволяющий изучить личностный уровень интегральной индивидуальности. Он состоит из 84 вопросов и в его рамках выделяется 12 показателей:

Показатель 12. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Показатель 13. Симптом «неудовлетворённости собой»

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают её вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные фак-торы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

Показатель 14. Симптом «загнанности в клетку»

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Проявляется в чувстве безысходности, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

Показатель 15. Симптом «тревоги и депрессии»

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложнённых обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному «выгоранию» как средству психологической защиты. Чувству неудовлетворённости работой и собой порождают мощные переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Показатель 16. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестаёт улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идёт о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнёрами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнёру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности.

Показатель 17. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»

Проявляется в том, что у профессионала эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину. При этом в эмоционально сложных ситуациях звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

Показатель 18. Симптом «расширения сферы экономии эмоций»

Такое проявление эмоционального «выгорания» имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне области профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми. На работе специалист так устаёт от контактов, разговоров, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального «выгорания».

Показатель 19. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Показатель 20. Симптом «эмоционального дефицита»

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

Показатель 21. Симптом «эмоциональной отстранённости»

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Профессионала почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнёрам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

Показатель 22. Симптом «личностной отстранённости или деперсонализации»

Проявляется в широком диапазоне настроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием для профессиональной деятельности.

Показатель 23. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется на уровне условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита («выгорание») самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Социальный уровень интегральной индивидуальности изучался с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Показатель 24/25. Адаптивность/дезадаптивность.

Этот показатель характеризует направленность на достижение цели. Адаптивность выражается в соответствии целей и достигаемых результатов, удовлетворенности достигнутым и стремлении к большему. Дезадаптивность наступает в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель, или же при наличии двух и более равно значимых целей; это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации.

Показатель 26/27. Принятие себя/непринятие себя.

Принятие себя характеризуется осознанием собственных черт характера, в том числе достоинств и недостатков, без приписывания себе несвойственных качеств или отрицания недостатков. Принятие себя не означает отказ от работы над собой, а по большей степени адекватную самооценку и начало саморазвития. Непринятие себя – обратный показатель. Человек, отказывающийся видеть себя таким, какой он есть, не может продвигаться дальше и часто такой выбор является почвой для более серьезных последствий, в том числе одной из весомых причин невротического расстройства или эмоционального выгорания.

Показатель 28/29. Принятие других/непринятие других.

Этот показатель созвучен с предыдущим. Отличие заключается в том, что человек может принимать или не принимать не только себя, но и окружающих. В зависимости от выбора могут строиться его отношения с социумом – позитивные, продуктивные и крепкие в случае адекватной оценки других людей (принятие других) или могут носить тревожный, негативный характер или не складываться совсем (непринятие других).

Показатель 30/31. Эмоциональный комфорт/эмоциональный дискомфорт.

Эмоциональный комфорт - состояние уверенности, спокойствия, удобства, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги. Эмоциональный дискомфорт – состояние, переживаемое как неприятное, тягостное, способное нарушить обычную, нормальную деятельность - тревога, беспокойство, страх, аффективная напряжённость, неуверенность в себе, чрезмерная озабоченность, подавленность, мрачные предчувствия.

Показатель 32/33. Внутренний контроль/внешний контроль.

Людям, подверженным внутреннему контролю, свойственно верить в то, что они могут управлять своей судьбой, они не снижают уровень своих ожиданий после множественных неудач и сохраняют ощущение контроля над окружающей средой, даже если их поведение несколько раз остается невознагражденным. Людям, подверженным внешнему контролю, свойственно верить в то, что их судьба зависит от удачи, случая или власть имущих. Они не начинают чувствовать себя более способными управлять событиями своей жизни даже после достижения успеха и склонны объяснять успешный результат удачей или случайностью. Слишком высокий уровень внешнего контроля может быть связан с апатией и отчаянием, когда человек считает, что не имеет никакой власти над своей жизнью, в то время как чересчур высокий уровень внутреннего контроля может означать, что человек принимает на себя ответственность за все, что с ним происходит, — несчастные случаи, неудачи в бизнесе, шалости своих детей и так далее. Возможно, наиболее здоровым и желательным является уровень, приблизительно средний между этими крайними значениями с некоторым уклоном в сторону внутреннего контроля.

Показатель 34/35. Доминирование/ведомость.

Доминирование - иерархия социальных отношений, предполагающая борьбу за приоритетные позиции. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, обольщать, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать. Ведомость - зависимость, тенденция полагаться на чужое мнение, не конкурировать, не соревноваться с другими людьми, такие люди стараются оставаться в тени и следовать указке руководителей без возражений.

Показатель 36. Эскапизм.

Индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий. Стремление бежать от реальности может возникать в виде ответной реакции на постоянный и сильный стресс, вызываемый психологическими травмами, напряжённой работой, небезопасной средой обитания или небезопасным окружением, неспособностью создать адекватные мнимому цензу отношения с окружающими субъектами представления, не занятыми «напряжённой работой». Часто возникает в кризисных ситуациях саморефлексии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.