Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При рассмотрении гражданских дел, связанных с применением 2 страница




29. Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права:

личные неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки;

имущественные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (статья 37 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах").

Это означает, что использование исполнения или постановки допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения или постановки, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться судами как нарушение смежных прав.

Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными.

Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю и является субъектом смежных прав.

30. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.п.

31. При получении несколькими наследниками по закону либо по завещанию авторского права и смежных прав наследодателя без выделения конкретных наследуемых объектов авторского права и (или) смежных прав следует иметь в виду, что в этом случае у наследников возникает аналогичный нераздельному соавторству объем правомочий в отношении наследуемых прав на совместное использование всех произведений и (или) объектов смежных прав. Порядок использования указанных прав определяется применительно к статье 10 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Права, перешедшие к наследникам, составляют неразрывное целое, и ни один из наследников не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Вознаграждение за использование прав должно распределяться соответственно наследственным долям.

32. Публичным исполнением аудиовизуального произведения является его показ в кинотеатрах, иных местах, открытых для свободного посещения, или в местах, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

33. Автор музыкального произведения (с текстом или без текста) имеет право на вознаграждение за публичное исполнение музыкального произведения при каждом публичном показе аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 13 указанного выше Закона), в том числе в кинотеатрах. В случае невыплаты этого вознаграждения он имеет право лишь на его получение. Заявленные таким лицом требования, предусмотренные статьей 49 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", не могут быть удовлетворены.

При этом следует иметь в виду, что данное право принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение.

34. При исчислении сроков охраны авторского права и (или) смежных прав необходимо иметь в виду, что эти сроки определяются по законодательству, действовавшему на момент возникновения прав с учетом изменений, внесенных последующими нормативными актами.

Принятый в 1993 году Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" увеличил установленный Гражданским кодексом РСФСР 1964 года 25-летний срок охраны авторского права до 50 лет. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", вступившим в силу с 26 июля 2004 г., срок действия авторского права увеличен до 70 лет (статья 27 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Данный срок применяется лишь к авторскому праву, для смежных прав срок охраны составляет 50 лет (статья 43 указанного выше Закона).

Срок действия авторского права и (или) смежных прав применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права и (или) смежных прав не истек к 1 января 1993 г. (пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"), в том числе и для произведений, на которые истек 25-летний срок охраны.

Вместе с тем, если ранее установленный 50-летний срок охраны авторского права истек до 26 июля 2004 г. - даты официального опубликования изменений, внесенных в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", то 70-летний срок охраны к этим произведениям не применяется.

Исчисление сроков охраны авторских и (или) смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

35. Исчисление срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение.

36. В пункте 2 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрено, что права, переданные авторами аудиовизуального произведения его изготовителю, действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Поскольку авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения, специально созданного для данного аудиовизуального произведения, срок охраны прав на аудиовизуальное произведение определяется исходя из положений пункта 4 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

37. Начало течения срока охраны смежных прав на фонограмму начинается с факта первого опубликования фонограммы либо ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение 50 лет.

Радио- и телепередачи (передачи в эфир), в отношении которых не истек 50-летний срок с момента правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы, с даты введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав (пункт 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1).

38. Истечение срока охраны произведений и (или) объектов смежных прав означает их переход в общественное достояние. В этом случае они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты вознаграждения. При этом лицами, использующими произведения или объекты смежных прав, должны соблюдаться личные неимущественные права, которые действуют бессрочно.

39. Использование произведений, если иное не установлено законом, допускается только на основании авторского договора, предметом которого являются конкретные права на использование, передаваемые по авторскому договору. При этом надлежит иметь в виду следующее:

1) все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными;

2) предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем;

3) права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено в договоре;

4) если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения. Экземпляры произведений, воспроизведенные сверх установленного тиража, являются контрафактными. Любые пробные и технологические тиражи должны входить в установленный договором размер тиража.

40. С авторами произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над аудиовизуальным произведением), изготовителем аудиовизуального произведения должен заключаться договор о передаче прав в объеме, установленном договором.

41. Бездоговорное использование произведений и (или) объектов смежных прав может осуществляться только в целях и объеме, прямо указанных в законе. Решая вопрос о правомерности действий сторон, суд должен установить, соответствовали ли закону цели бездоговорного использования и не превышал ли объем использования пределы, предусмотренные законом для данных объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 42 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только при соблюдении положений статьи 39 этого Закона. Организация эфирного или кабельного вещания, не выполняющая это требование, является нарушителем вышеуказанного Закона.

42. Обладателями авторских и (или) смежных прав могут создаваться организации, управляющие их имущественными правами на коллективной основе. Коллективное управление имущественными правами осуществляется этими организациями в пределах полномочий, переданных обладателями авторских и смежных прав на основе письменных договоров, а также на основе соответствующих договоров с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.

На основе полученных полномочий указанные организации предоставляют пользователям лицензии на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона (пункт 3 статьи 45 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах").

43. Перечисленные в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способы защиты гражданских прав распространяются на защиту авторского права и (или) смежных прав. В то же время Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" предусмотрены специальные способы защиты. Это компенсация, возмещение морального вреда при нарушении имущественных прав, конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. При этом право на возмещение морального вреда предоставлено только автору и исполнителю.

Право на компенсацию предоставлено обладателю исключительных прав. Лицу, не обладающему исключительными правами, должно быть отказано в требовании о компенсации.

44. Выбор способа защиты принадлежит автору, обладателю смежных прав или иному обладателю исключительных прав, кроме конфискации.

Согласно статье 49.1 указанного выше Закона контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно с указанием о конфискации в решении суда необходимо указать об уничтожении конфискованных экземпляров, за исключением случаев, когда судом принимается решение об их передаче обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Решение о конфискации принимается независимо от того, обращался ли с данным требованием истец. При этом суд в обязательном порядке выясняет мнение обладателя авторского права или смежных прав о возможности уничтожения либо передачи ему контрафактных экземпляров.

 

Председатель

Верховного Суда

Российской Федерации

В.М.ЛЕБЕДЕВ

 

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.В.ДЕМИДОВ

 

Муз

Вопрос: Организация заключает договор с физическим лицом - композитором на оказание возмездных услуг по аранжировке (переработке) музыкального произведения для использования на массово-зрелищном мероприятии. Договора на использование музыкального произведения с его автором композитор не имеет. Правомерно ли в данном случае заключение организацией указанного договора с композитором? Каким образом в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на данный договор, если он все же будет заключен?

 

Ответ: Переработка (аранжировка) музыкального произведения композитором, не имеющим согласия автора на использование этого произведения, является нарушением норм авторского права, за которое композитор-аранжировщик несет перед автором гражданско-правовую ответственность.

Если аранжировка получена на основании договора оказания услуг и композитор-аранжировщик не согласовал переработку оригинальной музыки с ее автором, то переработанное произведение будет недобросовестно и неправомерно использоваться организацией для массового мероприятия. В этом случае велик риск гражданско-правовой ответственности (выплата правообладателю компенсации от 10 000 руб. до 5 000 000 руб.).

Поскольку организация заведомо приобретает объект, который она не вправе использовать, а документальное оформление отношений сторон не соответствует законодательству, расходы на вознаграждение не могут быть учтены при налогообложении прибыли как не соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

 

Обоснование: Музыкальные произведения с текстом или без текста относятся к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). Правом на использование объекта авторских прав обладают его автор или иной правообладатель (п. 1 ст. 1270 ГК РФ).

Аранжировка (переработка) музыкального произведения является одним из способов его использования (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Она предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

Право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"):

- передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (ст. 1234 ГК РФ);

- предоставлено по лицензионному договору (ст. 1235 ГК РФ);

- перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (ст. 1241 ГК РФ).

Использование музыкального произведения без согласия правообладателя не допускается (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Исключения из этого правила предусмотрены ГК РФ, но аранжировка (переработка) в их число не входит. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами.

В частности, ст. 1252 ГК РФ закрепляет право автора (правообладателя) на предъявление требования о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. А ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение предоставляет правообладателю право вместо возмещения убытков требовать выплаты компенсации в размере от 10 000 руб. до 5 000 000 руб.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ производные произведения, представляющие собой переработку другого произведения, являются самостоятельными объектами авторских прав. Авторские права на них принадлежат автору переработки (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). Однако осуществлять их автор может только при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ).

Таким образом, композитор, осуществляющий переработку музыкального произведения, должен иметь право на его использование. Иначе он будет нести ответственность перед автором этого произведения.

При этом право на результат переработки оригинального произведения, несмотря на свою исключительность и независимость от права автора оригинала, может осуществляться только при условии соблюдения прав автора оригинала (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Соответственно, композитор-аранжировщик не сможет передать возникшее у него авторское право организации. Данное право у него есть, но осуществлять его (в том числе распоряжаться им) композитор не вправе.

В предлагаемой к рассмотрению ситуации заключен договор оказания услуг, который не регулирует передачу исключительных прав. Это означает, что композитор передаст организации только диск с аранжировкой, что согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" не является передачей авторского права.

Таким образом, организация получает аранжировку, но не право ее использовать для массового мероприятия. То есть организация будет использовать переработанное произведение без правовых оснований, более того, это использование явно недобросовестное, так как носитель с музыкой получен по договору оказания услуг, а исключительные права на аранжировку никак не урегулированы. Значит, организация, используя аранжировку, знала об отсутствии прав на переработку оригинальной музыки у аранжировщика.

Это ставит организацию в крайне невыгодное положение. Она нарушает исключительные права автора оригинальной музыки и вместе с тем не сможет в случае наступления ответственности обратиться с регрессным иском к аранжировщику, который передал ей только материальный носитель с аранжировкой и никак не вводил в заблуждение относительно наличия у него права на переработку оригинальной музыки.

Стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 1250 ГК РФ предусмотренные ГК РФ меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено ГК РФ. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на лице, нарушившем интеллектуальные права.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли расходы должны отвечать условиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть:

- обоснованны;

- документально подтверждены;

- понесены в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов предполагает их экономическую оправданность, а документальное подтверждение означает наличие документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ.

В данном случае последует использование аранжировки без правовых оснований. А это ставит под сомнение обоснованность расходов. Ведь организации изначально известно, что использовать приобретаемый объект она не вправе. Кроме того, как говорилось выше, документальное оформление отношений сторон не соответствует порядку, установленному законом для приобретения данного вида объектов гражданских прав.

Поэтому считаем, что учесть вознаграждение композитору в расходах организация не вправе.

 

Е.М.Сигаева

Группа компаний

"Аналитический Центр"

 

Л.Н.Пелипенко

Группа компаний

"Аналитический Центр"

29.01.2015

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.