Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование экпериментального изучения ти­пологических особенностей произвольных движе­ний 9 страница




Показанное преломление в синдромах антиципации индивидуальных особенностей человека, как бы идущих из прошлого в настоящем с пер­спективой на будущее, очевидно, не может быть выведено из статичных представлений о биологических основах индивидуально-психологических различий. Целостная картина многогранных свойств и качеств индивиду­альности может воссоздаваться при системном видении объекта изучения, в контексте которого свойства отдельных частей целого определяются за­кономерностями развития его внутренней структуры. (Такому осмыслению в будущем будет способствовать привлечение взаимодополнительности структурных, системно-целевых и эволюционно-исторических методов по­знания живого). Таксономический ракурс изучения психологии индивиду­альности позволяет объединить в целостность «индивидные свойства» (Б.Г. Ананьев, 1969) и общеличностные качества человека через посредство за­кономерностей формирования и развития механизмов естественного проте­кания деятельности.

В каждый момент своего развития человек органически включен в эво­люционный процесс, итогом и этапом которого он является. Таким обра-


 

зом, эволюционные истоки свойств и качеств индивидуальности предпола­гают непрерывность и преемственность ее развития. В данном контексте в масштабе эволюции получают объяснение постоянно фиксируемые связи онтогенеза с филогенезом и социогенезом (И.И. Шмальгаузен, 1982; В.П. Кузьмин, 1982 и др.). Такого рода зависимости, повторяясь, обобщаясь и фиксируясь в индивидуальном развитии, могут лежать в основе описанной У. Найссером способности человека выделять и манипулировать предвос­хищениями (1981, с. 147).

Имплицитные знания, содержащиеся в формулируемых представлени­ях, позволяют понять характерные для разных типов человеческой индиви­дуальности «сцепления» и «слития» разноуровневых ее особенностей, ко­торые выводятся не непосредственно из свойств нервной системы, а анали­зируются как обусловленные историко-эволюционными законами форми­рования системных качеств функциональных органов развивающегося в активном поведении субъектно-объектного взаимодействия. Показанная в наших исследованиях интегрированность индивидных и личностных черт в функциональных системах, объективизированных в антиципации, предпо­лагает отказ от иллюзорного, но вместе с тем практикующегося в психоло­гических разработках изначального дизъюнктивного расчленения свойств индивида (как генотипических) и личности (как бы формируемой исключи­тельно под влиянием социума).

Научные факты свидетельствуют, что человек как субъект психической деятельности способен опосредованно влиять на организацию функцио­нальных систем, изменяя, в частности, регуляторный контур процессов ориентировки с помощью, например, варьирования представлений об обра­зе-цели или же при накоплении знаний, умений, навыков для формирова­ния определенной стратегии достижения личностно значимых целей [3, 19, 16, 17, 25, 51, 56, 63, 81 и др.]. Таким образом, целостность индивидуально­сти основывается на реальности единства организмических, индивидных и личностных компонент, получающих свою определенность в структуре развивающегося взаимодействия человека со специфической его средой.

Наши теоретико-экспериментальные разработки в области исследова­ния целостной индивидуальности, фокусирующей законы интеграции раз­нообразных свойств и качеств индивида и личности в субъекте психиче­ской деятельности, позволяют применять их в практике. Знания закономер­ностей включения типологических симптомов в функциональные системы при стабилизации развития деятельности из-за взаимопроникновения инди­видной и личностной сфер индивидуальности в психофизиологических ме­ханизмах произвольности могут в прикладных работах анализироваться в контексте сопряженности задатков индивида и текущих требований дея­тельности. Координированность, органичность сочетания в данных синдро-


 

мах целостной индивидуальности биологического с социальным, генотипи-ческого и средового, воздействуя на психоэнергетику произвольных дейст­вий и сказываясь в психоэмоциональной напряженности, может стать ре­шающим условием сохранения психического и соматического здоровья.

Таким образом, развиваемые в наших работах представления о целост­ности индивидуальности, позволяющие выделять индивидуально-обобщен­ные задатки сколь угодно важных особенностей психики в функциональ­ных системах при произвольности действий, уже сейчас актуальны для изучения механизмов воздействия на человека сложносочетанных стрессо-генных факторов. Законы экологии индивидуальности также важны для оп­ределения степени их вредоносности, выделения компенсаторных возмож­ностей в сложившейся структуре свойств и конструирования индивидуали­зированных способов регуляции деятельности, снимающих нежелательные уровни напряженности в целях психологической реабилитации человека.

Таким образом, монографическое исследование путем экспериментов и контролируемых наблюдений доказало выдвинутую гипотезу о системной природе закономерного сочетания свойств индивидуальности в поведении, где системообразующим основанием ее целостности являются результат, цель действия. Стабилизация развития деятельности при этом фиксирует такие ситуации, когда строение функциональных систем индивидуально-обобщено, в них преобладают «жесткие» звенья при детерминистических воздействиях конституциональных особенностей человека на синдромы признаков индивидуальности. Психофизиология антиципации может рас­сматриваться как системный индикатор единства индивидных и общелич­ностных свойств субъекта психической деятельности.

Проведенные работы (Т.Ф. Базылевич, 1970-1997) кроме того уточнили и конкретизировали общую схему исследовательского поиска в русле экоп-сихологии индивидуальности — нового направления психологических на­ук, отправляющегося от целостности взаимодействия человека с его специ­фической средой, изучающего объективно существующие индивидуально-обобщенные синдромы разноуровневых свойств и качеств человека в пове­дении. Эти синдромы, как показано ранее, соотносятся с информационным эквивалентом планируемого результата, мотивированностью деятельности, смыслом реализуемой цели, стабилизированностью образа действий и эф­фективностью прогнозирования. Системные процессы антиципации явля­ются чувствительным индикатором своеобразия функциональных систем в ходе субъектно-объектного взаимодействия. «Жесткие» звенья психофи­зиологии антиципации относятся к индивидуально-стабильным признакам индивидуальности (Базылевич, 1983, 1988, 1994 и др.).

Показано также, что индивидуальные особенности психофизиологиче­ского, психодинамического и общеличностного уровней в поведении обра-


 

зуют синдромы (Базылевич, 1983, 1990 и др.), которые определяются кон­кретной ситуацией решения задачи. Признаки антиципации, включенной в движения разного уровня произвольности, по-разному соотносятся с мерой сформированности стратегии поведения, информационным эквивалентом прогнозируемого результата действия, свойствами нервной системы, тем­повыми и результативными параметрами индивидуальной деятельности. Эти факты отражают единство индивидных и общеличностных характери­стик целостной индивидуальности в поведении. Индивидуально-обобщен­ные признаки антиципации служат своеобразным индикатором становле­ния индивида субъектом психической деятельности.

Свойства индивидуальности высших уровней не могут быть выражены через суммацию свойств изолированных ее признаков, таких как типологи­ческие особенности высшей нервной деятельности. Однако, информация об организации разнообразных свойств в поведении при учете надситуа-тивных его координат важна для анализа задатков сколь угодно значимых особенностей человеческой психики в плане разработки концепции целост­ной индивидуальности.

Стабилизация развития субъектно-объектных отношений способствует воздействию индивидуально-обобщенных особенностей человека на раз­личные стороны жизнедеятельности. Учет компенсаторных возможностей целостной индивидуальности необходим в общественной практике.

Экологическая психология индивидуальности — новое направление со­временной психологии, включающее: 1) актуальную проблему, решение которой важно для теории, эксперимента и практики общей и дифференци­альной психологии и психофизиологии, истории психологии, психологии индивидуальности и личности, а также для педагогической, медицинской, юридической, инженерной психологии; 2) собственный предмет и объект исследования, выделение которых способствует конкретным разработкам, позволяющим овладевать закономерностями сочетания свойств индивиду­альности в поведении в составе внутренних условий взаимодействия субъ­екта с миром; 3) теоретическую базу в виде выделения специфических «уз­лов» эволюционно-системного подхода к проблемам индивидуализации действий, проработки системного анализа объективизации функциональ­ных систем в опережающих феноменах отражения. 4) практическое прило­жение концепции целостной индивидуальности в русле ее экологии.

Прикладные исследования целостности индивидуальности основы­ваются на экспериментальных данных, свидетельствующих об актуализа­ции «жестких» связей между разноуровневыми индивидуальными особен­ностями при детерминистических влияниях на их организацию со стороны типологических свойств индивида в периоды, когда развитие деятельности относительно стабилизировано. В частности, неопределенность стратегии


 

поведения в сочетании с малой вероятностью успеха в прогнозируемой си­туации (что характеризует стрессогенные обстоятельства) создают предпо­сылки для фиксации индивидуально-стабильных синдромов разнообразных свойств в механизмах реализации произвольных действий.

Эта индивидуально-обобщенная составляющая активности субъекта, формируемая в результате взаимопроникновения индивидной и личност­ной сфер индивидуальности, может быть изучена в эксперименте и проана­лизирована в контексте сопряженности природного с социальным и средо-вым (Базылевич, 1983, 1988; Базылевич с соавт. 1991, 1993, 1994). Теорети­ческим результатом такого рода анализа является систематизация ситуа­ций, для которых необходим учет индивидуально-типологических факто­ров для оптимальности сопряжения индивида с окружающим миром. Без таких данных не может обойтись любой вид прогностики.

Коротко резюмируя изложенное, выделим наиболее существенные тео­ретико-экспериментальные итоговые результаты исследований целостной индивидуальности, которые лежат в основе планирования работ в области экопсихологии индивидуальности.

1. Типологические исследования высшей нервной деятельности можно охарактеризовать двумя тенденциями: а) использованием схем детального анализа отдельных свойств нервной системы, при котором неминуемо ре­конструируется парциальность их распределения, теряется целостнсть ин­дивидуальности; б) сведением многогранной индивидуальности к одному из ее моментов (срезов), являющих собой необозримую эмпирическую многоаспектность. Разрешение противоречия между целостной природой индивидуальности, сущностные свойства которой проявляются в активных формах субъектно-объектного взаимодействия, и привычным дедуктивным способом анализа типологических феноменов требует обращения к эволю-ционно-системным, структурно-динамическим взглядам на интегратив-ность синдромов индивидуальности. Такой ракурс позволяет учитывать ге­незис сцеплений разноуровневых ее свойств в процессе развития деятель­ности.

2. Реализация методологического аппарата системного подхода в экспе­риментальных типологических исследованиях предполагает рассмотрение организации разноуровневых индивидуальных особенностей при решении человеком задачи (в процессе достижения целей действий). Изученные в таком ракурсе функциональные системы, отражаются, в частности, в пси­хофизиологическом уровне процессов антиципации и особым образом со­относятся с индивидуальными стратегиями поведения, темповыми и ре­зультативными параметрами деятельности. При этом ситуативные «коор­динаты» поведения определяют включенность генотипических особенно­стей человека в функциональные органы произвольности. Фиксируемая


 

при этом индивидуально-обобщенная составляющая целенаправленной ак­тивности не может анализироваться без учета системообразующей роли конституциональных характеристик человека в генезе целостных синдро­мов индивидуальности при стабилизации развития деятельности.

4. Типологический анализ динамики произвольных действий, отправ­ляющийся от идей целостности разноуровневых свойств и качеств индиви­дуальности в поведении, позволяет по-новому решать проблемы психоге­нетики, дифференциальной психологии и психофизиологии. Так, рассмот­рение «общего» через «целостность» снимает проблему парциальности свойств нервной системы: индивидуальные различия, фиксируемые в ха­рактеристиках функциональных систем, не образуют монолитного, гомо­генного единства, но представляют собой иерархически организованную целостность. Трансситуативная вариативность индивидуальных особенно­стей в этой связи является закономерным следствием влияний надситуа-тивных координат деятельности на организацию функциональных систем и на включение в их состав конституциональных компонент. Подвержен­ность топологии функциональных систем радикальным трансформациям при переходе в иные квадранты поведения делает внешне сходные его ак-тографические параметры существенно различными по типологическим опосредованиям в механизмах реализации произвольных действий. Инди­видуальная стабильность и даже крайняя ригидность определенных черт человека объясняется наличием в функциональных системах произвольно­сти жестких индивидуально-обобщенных звеньев, являющихся (при фикса­ции развития поведения) задатками общеличностных особенностей.

5. Системное видение целостности свойств индивидуальности в актив­ном субъекте психической деятельности расширяет область применимости типологических концепций. С этих позиций становятся понятными посто­янно фиксируемые связи психологии индивидуальности и парциальных свойств отдельных регионов мозга. По-видимому, стабилизация развития деятельности обусловливает моменты, когда потенциальные много-много­значные связи отдельных характеристик человека уступают место детерми­нистическим зависимостям. Таким образом можно трактовать показанное в конкретном исследовании соотношение выраженности позитивной фазы мозговых потенциалов антиципации и времени переделки навыка, когда происходит кардинальная смена функциональных систем (Базылевич, 1989).

6. Проработка концепции целостной индивидуальности основывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант многоплановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объективизируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлениях антиципа-


 

ции) при активных формах субъектно-объектного взаимодействия. Систем­ные процессы антиципации поэтому способны выявить динамику организа­ции разноуровневых свойств и смену детерминант в развитии деятельно­сти: стадиальное влияние содержательной стороны цели и ее смысла на ин­дивидуально-обобщенные компоненты функциональных систем и, наобо­рот, опосредованность строения психофизиологических механизмов произ­вольности надситуативными их координатами.

7. Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служат индивидуальные стили, соотносящиеся со стратегией поведения (Базылевич, 1990), а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизне­деятельности (Базылевич, 1994). Отмеченная гетерогения прошлого в на­стоящем с перспективой на будущее отражается в предваряющих действие процессах антиципации, которые могут использоваться в качестве ее сис­темного индикатора.

Научно-практическая значимость исследований в области экопсихо-логии индивидуальности определяется тем, что изучаемые закономерности организации разнообразных индивидуальных особенностей в субъекте пси­хической деятельности позволяют гармонизировать сопряжение природ­ных задатков с требованиями деятельности. Результаты исследований уже использованы при изучении надежности оператора при депривации сна в режиме непрерывной деятельности, в плане изучения опосредствования особенностями индивидуальности ишемической болезни сердца, а также воздействия на человека малых доз радиации (Базылевич, 1988, 1989; Базы­левич с соавт. 1991, 1993).

Дальнейшая проработка проблем экопсихологии индивидуальности ос­новывается на том факте, что любой отдельный ее феномен, включаясь в динамику произвольных актов, подчиняется системе детерминант много­плановости функциональных систем. Их кумулятивные свойства объекти­визируются в процессах опережающего отражения (в частности, в явлени­ях антиципации) при активных формах субъектно-объектного взаимодейст­вия.

Каналами сопряжения инвариантной составляющей функциональных систем (задатков) с надситуативными координатами развития деятельности служит ее индивидуальный стиль, соотносящийся со стратегией поведения, а также формально-динамическая сторона активности, результативность человека в ее связи с содержательной стороной жизнедеятельности. Разви­ваемые представления могут использоваться в психологическом консуль­тировании для конструктивного рассмотрения сложившихся особенностей индивидуальности и построении «экологических ниш» (при гармонии при-


 

родного с социальным и средовым), где человек чувствует себя комфортно, интенсивно развивает способности, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности. Таким обра­зом, закономерности гармоничного сочетания разнообразных индивидуаль­ных особенностей в субъекте психической деятельности позволяют сопря­гать в «экологических нишах» природные задатки с требованиями деятель­ности.


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абишев К. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата, Казахстан, 1978.

2. Абульханова КА. Существует ли для психологии проблема индиви­да? — Вопросы философии, 1972, N 7, с. 57-67.

3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., Наука, 1973.

4. Акимова М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов. В кн.: Психофизиологические вопросы становления профессио­нала. Вып. 1. М, 1974, с. 76101.

5. Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. Л., 1964.

6. Александров И.О., Максимова Н.Е. Функциональное значение коле­бания Р300. — Психол. Журн., 1985, т. 6, N 3, с. 86-95.

7. Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности цен­тральных и периферических нейронов в поведении. М., 1989.

8. Аминов НА. Когнитивные стили и их физиологическая обусловлен­ность. В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам общей и со­циальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., НИИ ОПП, 1979, с. 69-78.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1980, т. 1.

10. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. — Вопр. Философии, 1962, N 7, с. 97-3.

11. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

12. Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психо­логии. — Психол. Журн., 1982, т. 3, Т 2, с. 3-17.

13. Аракелов Г.Г., Соколов Е.Н. Нейронные механизмы центральных двигательных программ. В кн.: Нейроны в поведении. Системные аспекты. М.: Наука, 1968, с. 81-90.

14. Артемьева Т. И. Проблема способностей: личностный аспект. — Психол. Журн., 1984, т. 5, N 3, с. 46-55.

15. Асеев В.Г. Личностная значимость и вероятность событий. — В кн.: Проблемы психологии личности. М.: Наука, с. 236-243.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.

17. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М: Изд-во МГУ, 1986.

18. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М.: Медицина, 1980.


 

19. Базылевич Т.Ф. О нейрофизиологической природе МВП в связи с проблемой общих свойств нервной системы. — Новые исследования в пси­хологии, 1973, N 1, с. 64-66.

20. Базылевич Т.Ф., Леонова Н.А. Типологические корреляты прочно­сти фиксированной установки. — Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1974, N 3 (11), с. 41-43.

21. Базылевич Т.Ф. О синдроме силы регуляторной системы мозга. — В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1974, с. 93-111.

22. Базылевич Т.Ф. Отражение силы регуляторной системы мозга в ди­намике моторного вызванного потенциала. — Там же, с. 77-92.

23. Базылевич Т.Ф. Факторный анализ соотношений компонентов мо­торного вызванного потенциала. — Там же, с. 54-76.

24. Базылевич Т.Ф. Сила как общее свойство нервной системы человека и активированность. — В сб.: Личность и деятельность. М.: 1977, с. 96.

25. Базылевич Т.Ф. К психофизиологии деятельности. — В сб: Психоло­гические исследования. М: Изд-во МГУ, 1977, вып. 7, с. 79-85.

26. Базылевич Т.Ф. Конструктивный принцип в изучении компенсатор­ных отношений в синдроме общего свойства силы нервной системы. — Вопр. Психологии, 1979, N 6, с. 68-76.

27. Базылевич Т.Ф. Событийно связанные потенциалы в ходе вероятно­стно-прогностической деятельности человека. — Тезисы научных сообще­ний советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу, ч. П. М.: Наука, 1981.

28. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в дифференци­альной психофизиологии. М.: Наука, 1983.

29. Базылевич Т.Ф., Александрова Н. П., Жоров П. А., Русалов В.М. Не­которые итоги исследования общих свойств нервной системы человека. — Вопр. Психологии, 1977, N 3, с. 33-45.

30. Базылевич Т.Ф., Маршинин Б.А. ЭЭГ и ВП при произвольных дви­жениях. — В сб.: Итоги науки и техники, серия «Физиология человека и животных», ВИНИТИ, 1979, т. 24, с. 119-145.

31. Базылевич Т.Ф., Небылицын В.Д. О нейрофизиологическом меха­низме раздвоения негативного колебания моторного вызванного потенциа­ла. — Физиологич. Журн. СССР, 1972, N 8, т. 58, с. 1295-1301.

32. Базылевич Т.Ф. Особенности психофизиологических основ антици­пации. — Психол. Журн., 1986, т. 7, N 5, с. 137-147.

33. Базылевич Т.Ф. Мозговые биоэлектрические потенциалы антиципа­ции на разных этапах вероятностного обучения. — В кн.: ЭЭГ и нейрональ-ная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987, с. 159-166.


 

34. Базылевич Т.Ф., Васильева А.Г. Соотношение интегративных харак­теристик мозга на этапах антиципации и сличения вероятностно-прогно­стической деятельности. — В кн.: Индивидуально-психологические разли­чия и биоэлектрическая активность мозга человека. М.: Наука, 1988, с. 116-133.

35. Базылевич Т.Ф. Индивидуально-типологические факторы антиципа­ции в ходе развития деятельности человека. — Там же, с. 92-115.

36. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла. — Психол. Журн., 1988, т. 9, N3,c. 121-131.

37. Базылевич Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности. —Вопр. Психологии, 1988, N 4, с. 46-55.

38. Базылевич Т.Ф. О природе индивидуальных различий при переделке навыка. —Вопр. Психологии, 1989, N 6, с. 115-121.

39. Базылевич Т.Ф. Интегративные биоэлектрические характеристики мозга в системной детерминации стратегии поведения. — Психол. Журн., 1990, N 1, с. 82-92.

40. Базылевич Т.Ф., Ломов Б.Ф. В.Д. Небылицын и развитие дифферен­циальной психофизиологии. — В кн.: В.Д. Небылицын. Избранные труды. М: Педагогика, 1990, с. 5-24.

40а Базылевич Т.Ф., Кукес В.Г., Альперович Б. Р., Гусева О. В., Хинцер Г. М. Проблема опосредствования ишемической болезни сердца особенно­стями целостной индивидуальности. — Психол. Журн., 1991, т. 12, N 3, с. 45-56.

406 Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В., Гусева О. В., Кобазев И.В. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга//Психол. Журн., 1993, т. 14, N 2, с. 25-34.

41. Байметов А. К. Некоторые типологически обусловленные особенно­сти индивидуального стиля учебной деятельности. — Вопр. Психологии, 1966, N 6, с. 25-29.

42. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М, 1990.

43. Батуев А. С, Кукуев Л.А. Двигательный анализатор и его место в системе анализаторов. — Журн. Высшей нервной деятельности, 1970, т. XX, вып. 6, с. 1115-1121.

44. Белозерова И. Н, Сирота М. Г. Активность нейронов мотосенсор­ной коры кошки во время естественной ходьбы с перешагиванием через препятствия. —Нейрофизиология, 1986, т. 18, Т 4, с. 546-549.

45. Белоус В. В. Пути гармонизации темперамента и деятельности. — Вопросы психологии. 1989. N 5, с. 65-71.

45а. Белоус В. В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания. —Психол. Журн., 1991, т. 2, с. 102-107.


 

46. Беляева Е.Р. Индивидуальные особенности пространственной син­хронизации биопотенциалов головного мозга в зависимости от свойства силы нервной системы. — Вопр. Психол., 1981, N 6, с. 107-111.

47. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии ак­тивности. М: 1966, 349 с.

48. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической дея­тельности человека. Л., 1974, 151 с.

49. Бобровников Л. В. Вероятностно-статистические критерии оценки поведенческой специализации нервных клеток. — Психол. Журн., 1989, т. 10, N 2, с. 90-98.

50. Бодров В.А. Психологическое исследование проблемы профессио­нализации личности. — Психологические исследования проблемы форми­рования личности профессионала. М, 1991, с. 3-26.

50а. Бодунов М.В. Индивидуальный темп как обощенная формально-динамическая характеристика поведения. — Психол. Журн., 1988, т. 9, N 4, с. 33-43.

51. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического разви­тия человека. М, 1977.

52. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: 1979.

53. Булаева К. Б., Трубников В. И. Многомерный генетический анализ нейродинамических и психодинамических параметров в популяциях чело­века. — Генетика, 1983, т. 19, N 8, с. 13641373.

54. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, 390 с.

55. Воронин Л. Г. Колбановский В.Н., Маш Р. Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М., 1977.

56. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М., 1978.

56а. Вяткин Б. А., Праведников И. Е. Системная характеристика индиви­дуального стиля моторной активности и его системообразующая функция. Системные исследования индивидуальности. Пермь. 1991, с. 97-98.

57. Геллерштейн С. Г. Действия, основанные на предвосхищении, и воз­можности их моделирования в эксперименте. — В кн: Проблемы инженер­ной психологии. Л., 1966, вып. 4, с. 142-154.

58. Голубева ЭА. Способности и индивидуальность. М., 1993. 59. Горо­жанин B.C. Свойства нервной системы, вызванные по

тенциалы и гормоны плазмы крови. — Психол. Журн., 1987, N 6, с. 57-68.

59а Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.


 

60. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М, 1970.

61. Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосы­лок способностей. В кн.: Способности и склонности: комплексные исследо­вания. М, 1989, с. 33-56.

62. Данилова Н.Н. Функциональные состояния. М, 1985. 62а. Джон Е.Р. Анатомическое распределение и нейрональный

механизм процессов считывания памяти. — Функциональное значение электрических процессов головного мозга. М, 1977, с. 138-158.

63. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоре­тические основы. Часть 1, 2. М, 1990.

64. Завалова Н.Д, Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе пси­хической регуляции деятельности. М., 1986.

65. Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М, 1981. 66. Зин-ченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного

метода в психологии. — Вопр. Философии, 1977, N 7, с. 109-121.

67. Зинченко В.П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики. — Психол. Журн., 1987, т. 2, N2, с. 118-133.

68. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.

69. Иванова М. П. Корковые механизмы произвольных движений у че­ловека. М, 1991.

70. Изюмова С.А. Свойства нервной системы передних и задних отде­лов мозга и произвольная память человека. — Вопросы психологии. 1976, N2, с. 124-129.

71. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты. — Вопр. Психол., 1988, N6, с. 85-93.

72. Илюхина В.А. Медленные биоэлектрические процессы головного мозга человека. Л., 1977.

73. Каган М. С, Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность. — Вопр. Психол., 1989, N 4, с. 5-15.

74. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические харак­теристики психической активности. — Вопросы психологии, 1976, N 4, с. 133-138.

75. Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психи­ческого стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента. Автореферат канд. Дисс, НИИОПП, М.: 1980.

76. Кесарев B.C. Эволюционная специфика пространственной организа­ции мозга человека. — Вопр. Психологии, 1978, N 2, с. 118-127.


 

77. Кирой В.Н., Мельников Е.В., Чораян О.Г. Нейрофизиологический анализ процесса решения проблемной ситуации. Физиология человека. 1981, т. 7, N. 6, с. 1042-1051.

78. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.