Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательские умения в развитии личности младших школьников




Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью современного обучения и воспитания.

В качестве одной из возможностей активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Главной задачей современного образования является определение путей изменений процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских умений. Формирование этих умений у школьников важно начать с младшего школьного возраста, периода, когда активно развиваются и формируются познавательные способности ребенка. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются формы мышления, которые обеспечивают усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, окружающем мире формируются исследовательские умения.

«Исследовательское поведение, – отмечает А. И. Савенков, – характерно для всех живых существ, и чем выше уровень организации живых существ, тем выше уровень поисковой активности. Наиболее ярко эта особенность поведения проявляется у человека. Главное отличие человеческого исследовательского поведения от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве» [10]. Исследовательское поведение может быть представлено как совокупность автоматического реагирования индивида на внешние стимулы в тех случаях, когда возможен прогноз развития событий и поисковой активности человека в ситуациях неопределенности или новизны взаимодействия с окружающей микросредой.

Исследовательский, творческий поиск для человека важен, по крайней мере со стороны с двух позиций: во-первых, с точки зрения получения какого-то нового продукта и во-вторых, с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном и образовательном планах особенно важно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска. Многие психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и, прежде всего, саморазвития личности. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. Детская любознательность, как доказано многими исследованиями, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей.

Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.

Выделяют пять групп исследовательских умений младших школьников:

1.Умения организовать свою работу (организационные);

2.Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3.Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4.Умения оформить и представить результат своей работы.

5.Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Таким образом, учебно-исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Для успешного осуществления исследовательской деятельности ученику требуются специфическое личностное образование – исследовательские способности. Они определяются, исходя из общей формулировки способностей в психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся субъективными условиями эффективных занятий исследовательской деятельностью и включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

В стандартах второго поколения выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный, коммуникативный. Блок личностных универсальных учебных действий включает действия по самоопределению личности (жизненному, личностному), действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Соотнеся этот блок с исследовательскими умениями, можно увидеть, что он объединяет способы действий, представленные в умении видеть проблему, выдвигать гипотезы, представлять результаты своей работы.

Согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше помогает сформировать разносторонне развитую личность, способствуя общему развитию школьников, и непосредственно, таких показателей мыслительной деятельности как умение классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, переключаться с одного поиска решения на другой, составлять программу действий по своей работе, рассматривать объект с различных точек зрения, сравнивать различные объекты и их совокупности, а так же составлять задания по предложенной теме и проводить самоконтроль.

Желание исследовать и освоить окружающий мир, который значительно увеличился в масштабах, как только ребенок достиг школьного возраста, во многом определяет и его интересы на этом возрастном этапе. Среднее детство – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что одной из возрастных задач этого периода является задача овладеть всеми доступными движениями, испытать и совершенствовать свои двигательные способности и тем самым приобрести более широкую власть как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Уровень развития потребности в поисковой активности и исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует. Поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов, обеспечивающих это совершенствование.

Вывод.

Ученые указывают на физиологические предпосылки успешного развития самостоятельной исследовательской деятельности, и подчеркивают, что исследовательские умения выполняют важнейшую функцию – функцию развития и является естественным и необходимым для детей. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Также обоснованием для развития исследовательских умений являются требования ФГОС НОО, которые предполагают формирование личностных качеств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.