Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия культуры




Средневековая европейская философия. Августин искал разрешение проблемы сосуществования в этом мире добра и зла: Бог - един, и все, что с Ним связано, - есть добро. Онтологически зла не существует, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни.Проблема человека интересует Августина не как абстрактная, с точки зрения его сущности вообще. Это проблема конкретного я, человека как невоспроизводимого индивида, как личности в ее отдельности и особенности.Фома Аквинскийпомещает человека на границе между миром животных и миром чистых духов, между животными, с одной стороны, и ангелом - с другой. Человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом.

Одной из древнейших является концепция Экклезиаста.Экклесиаст - название ветхозаветной библейской книги (царь Соломон (965 — 928 гг. до н. э). Экклезиаст показывает, что взятая сама по себе земная жизнь человека в итоге оказывается бессмысленной. Также полагается, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – тоже бессмысленны, «как погоня за ветром».

Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций.

Философия о проблеме смысла жизни

Данная тема была, есть и будет актуальной во все времена, она также вечна, как и сама философия.Чел. – единств.существо, осознающее свою смертность. С этим связан вопрос о содержании и смысле жизни. Смысл жизни – объяснение себе и другим, для чего ты живешь.

- гедонизм: цель жизни – наслаждение;

- аскетизм: крайнее ограничение потребностей чел., отказ от жизненных благ с целью самосовершенствования;

- корпоративизм: принадлежность к ограниченному сообществу, для к-рого главное – личные интересы;

- прагматизм: стремление чел. к выгоде, благу;

- гуманизм: утверждение достоинства и разума чел., его права на земное счастье;

Варианты разрешения смысла жизни в истории чел. культуры:

1) смысл жизни исконно сущ. в глубинах самой жизни (религиозное толкование);

2) смысл жизни находится за пределами жизни («жизнь ради других людей»);

3) смысл жизни создается самим субъектом («жизнь ради жизни»);

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой.Сократа прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.ученику Сократа Платону (428-347 гг. до н.э.) принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека.Аристотель (384-322 гг. до н.э.), полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической.Эпикур (342-270 гг. до н.э.) и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Философия Возрождения Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Этот интерес выразился в идеях классического гуманизма.

Гуманизм — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции гуманизма отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф. Петрарка,Л. Вала,Леонардо да Винчи,Микеланджело,Н. Коперник.Важнее знать, ради чего мы рождены, откуда и куда идем, считает Петрарка. Петрарка утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал.

Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности.И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы.Гегель считает, что благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость субъекта и объекта.

Для религиозного экзистенциализма жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом. В атеистическом экзистенциализме бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд. Бессмысленность существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать о смысле бытия. А. Шопенгауэр высказывал пессимистические суждения о смысле жизни. Смысл жизни человека он сводит к страданию.Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими.Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла…»

Л. Н. Толстой пришел к выводу, что смысл и цель жизни заключаются в самосовершенствовании личности. Вместе с тем было ясно, что смысла жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.

С мысл существования человека - в самом существовании, в самом бытии человека.

 

 

 

Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире.Однако культура – это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами.

Понятие культуры охватывает собой все те объекты и явления, которые создает человеческое общество. Философы осознали, что культура может быть материальной и духовной.

Материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках). Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали «культурой» те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного — «натуры». Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам.

Духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Человек отличается от других живых существ способностью развиваться духовно. Физический труд сыграл, безусловно, важную роль в развитии человека, но трудиться способны и многие представители животного мира и даже мира насекомых (например, муравьи). Этот факт дает основание считать, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд.

Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

Единица, элемент культуры – артефакт. Артефакт – любое создание человеческих рук в мире. По элементу культуры можно понять человеческое общество.

Материалистический подход. Материальная культура – базовая, она определяет духовную. Материалисты признают, что духовная культуры обладает определенной степенью самостоятельности.

Идеалистический подход. Духовная культура развивается независимо от материальной, и сама определяет ход развития материальной культуры.

Понятием «культура» в современном обществе называют высокую степень развития какого-либо вида деятельности в применении к отдельному человеку или группе людей. Например, культура поведения, культура речи.

Можно говорить о национальной культуре и о человеческой культуре.

В 20 веке актуальна национальная культура, как она вписывается в общечеловеческую (экономич связи между странами).

О столкновении культур писал Хантингтон. Заметил, что это столкновение в простых вопросах (например, паранджа).

Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Специфической чертой ХХ в., благодаря развитию техники, приведшему к огромному количеству источников информации, в том числе развивающимся средствам массовой коммуникации, было распространение, в основном, массовой культуры. Кроме того, к причинам появления массовой культуры относят развитие и укрепление политических демократий. массовая культура традиционна и консервативна. Она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.