Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фенин Егор 2 страница




торское перо», 2005. С.15.

4. Гундаров И.А. Почему вымирают русские. Последний шанс. М.: Изд.

Эксмо, 2004. С. 7-8.

5. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации / Н. И. Ла-

пин / РАН; Ин-т философии. – М.: Изд-во ИФРАН, 2000. 194 с.

6. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные

структуры // Социологические исследования. 2000. № 7. С.5-6.

7. Лузик Н.П. Патриотизм как социокультурный феномен. URL:

http://www.dissercat.com/content/patriotizm-kak-sotsio-kulturnyi-fenomen, (дата

обращения: 20.04.2012).

8. Пракультура. URL: http://www.prakultura.ru/ (дата обращения:

20.04.2012).

9. Проккоева Е. Материалы Всероссийской встречи молодежи и ветера-

нов «Во славу Великой Победы» в СПбГПУ 01.10.2003 г.

10. Темницкий А.Л. Социокультурное: от нерасчлененного понятия к ду-

альным оппозициям // Вестник Института социологии. 2011. № 3. С.141-163.

© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012

• www.sisp.nkras.ru

11. Тернборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структу-

ре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке //

Теория общества / пер. с нем., англ. / вступ. ст., сост. и общ. ред. А. Ф. Филип-

пова. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 1999.С. 85-86.

12. Чаусов М.Л. Обеспечим единство – сохраним Россию!// Журнал «Во-

енные знания 2007. № 8,10.

 

 

«Русский патриотизм проявляется только в критические минуты», – так сформулировал устойчивую закономерность активизации национального общественного сознания народа России великий русский ученый Н.Я. Данилевский в своем фундаментальном историко-социологическом исследовании «Россия и Европа» (1, 44–58).

Патриотизм как историческое явление становится очевидным, если вдуматься в смысл того народного чувства, которое мы обозначаем понятием «патриотизм» и которое, конечно же, означает не умозрительную любовь к красотам природы и чувство горделивого превосходства, но готовность всего народа и каждого человека положить на алтарь Отечества свои жизни, готовность добровольно принять смерть, самое страшное для человека? Русская история знает примеры массового патриотизма, когда каждый готов был «положить живот свой за други своя». Знает русская история и иные периоды, когда «народ безмолвствует»…

Данилевский подробно и глубоко анализирует патриотизм как историческое явление в контексте исследования истоков, основных причин и следствий, определяющих взаимодействие народов и правительств России и Европы на историческом поприще. Во второй половине 19 века это взаимодействие с Европой открыло практическую возможность неким общественным силам приступить к активной ломке всех основ жизнеустройства России, готовить открытые действия в широком общероссийском масштабе. К этому времени, – показывает Данилевский, – в массовом общественном сознании насаждаются чужеродные идеалы: «возвышенной и благородной любви к человечеству, чуждой всякого народного эгоизма и национальной узости взгляда», и «европеизма как единственного пути исторического будущего России», Известно, что в студенческие годы Н.Я.Данилевский привлекался вместе с Ф.М.Достоевским по делу «петрашевцев» и изнутри понял истинные мотивы идеологов революционно-демократических движений. Признание всякого превосходства европейского перед русским, непоколебимая вера в спасительную европейскую цивилизацию, как единственную, несущую прогресс, сопровождались нескрываемым презрением и ненавистью к «отсталой» России и ее народу. «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы», – писал «великорусский» демократ Чернышевский о русском народе (4). Абсолютное большинство, – пишет Данилевский – ныне верует в то, что пройдены все переходные фазисы развития общечеловеческой жизни и все влилось в поток всемирно-исторического прогресса, которому остается течь до скончания веков…Выразителей этих взглядов Н.Я.Данилевский метко и точно называл «нашими гуманитарными прогрессистами».

Н.Я.Данилевский на основе научно-исторического анализа показал, ложность такого названного им «внешнего политического патриотизма», ничего общего не имеющего с истинным народным патриотизмом. Выразителям чисто внешнего политического патриотизма, которые вопреки логике их собственных взглядов стремятся крепить «внешнюю силу обороны» перед странами Европы, которым они поклоняются, стремясь во всем подражать, имеет в основе то, что, находясь под влиянием народного чувства, они как бы принуждают себя думать по схеме: «я люблю свое Отечество, но должен сознаться, что проку в нем нет никакого».По существу, – по словам Н.Данилевского, – они как бы желают свища с крепкою скорлупою.

И Данилевский делает вывод, что естественное и святое чувство народности на почве чисто политического внешнего патриотизма примирить со всем этим невозможно.

Литература

 

1. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа», М., 1995, с. 44–53.

 

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122. М., 2001.

 

3. Ленин В.И., Соч., т.21, с. 84, 285.

 

4. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения, т.5. М., 1932, с. 488.

 

5. Митрополит Амфилохий (Радович). Основы православного воспитания. Сборник статей. Пермь, 2000, с.160.

 

Следовательно, комплексное использование пятикомпонентной структуры патриотизма как социальных установок и ценностных ориентаций дает право говорить о новом подходе к пониманию рассматриваемого понятия и уточнить структуру и содержание патриотизма, его проявление и связь с социально-нравственной направленностью субъекта патриотизма.

В результате можно констатировать, что изучение патриотизма в ракурсе социокультурного подхода позволяет выявлять основные характеристики понятия «патриотизм»; анализировать особенности социокультурного подхода как важнейшего современного направления социологического анализа; анализировать патриотизм именно как социокультурное явление присущее определенной социальной общности, и не только как феномен культуры.

 

 

ПУНКТ 3

В современной России особо и объективно необходимо возрождение духовности, воспитание населения в духе патриотизма, любви к Отечеству, а следовательно, необходимо и прекращение пропаганды насилия, жестокости, несвойственного россиянам образа жизни, возвращение к великому разуму и подвигам предков, к могучей культуре, к чувству всеобщей ответственности перед Родиной, как это всегда бывало в российской истории, а поэтому воспитание патриотизма должно стать делом всего общества, всех политических институтов, каждого человека на своем участке, в своих действиях. Без патриотизма нет ни государства, ни народа. Патриотизм — это, то сокровенное, что связывает человека с прошлым и настоящим его страны, вырабатывает надежду и веру в ее будущее, что интуитивно приводит человека к благоговейному отношению к своему Отечеству.

Выработка патриотизма как естественного свойства человека происходит в семье, ближнем окружении, учебном заведении, этнокультурной среде, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями. В формировании у граждан потребности служения Родине и ее защите, нравственности большую роль играют традиционные для России религиозные конфессии.

Функционирование факторов всегда связано с наличием необходимых условий, которые делятся на внешние и внутренние. К внешним условиям воспитания следует отнести: осознание педагогами целей воспитания; их подготовленность к своей профессиональной деятельности; наличие программы (плана) героико-патриотического воспитания; управленческий подход к нему.

Эффективность внешних условий повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:

1) осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;

2) наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;

3) включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;

4) коррекция патриотических потребностей и их возвышение. [10, с.30]

Итак, факторы выступают как движущая сила героико-патриотического воспитания, а условия создают среду, в которой реализуются эти факторы. Их взаимосвязь придает процессу воспитания динамический характер.

Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются:

Конституция РФ;

Федеральные законы РФ: "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы (победных днях) России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов";

Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 "О концепции национальной безопасности РФ";

Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы";

Иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

Таким образом, нормативно-правовая база позволяет создать общегосударственную систему патриотического воспитания.

Эта система включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Система призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.

Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально - психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. На ряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как нерпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности.

Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Его роль и значение возрастают, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Возникла обострённая необходимость в его возрождении, выздоровлении и нормальном развитии. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.

Сложности современной политической и социально-экономической ситуации во многом обусловлены и тем, что некоторые россияне ошибочно полагают, что переход России к рыночным отношениям в эпоху информатизации и глобализации, расширения и углубления процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции ведет к "единству человеческого рода", понимаемому абстрактно, вне связи с обострением терроризма на международной арене, без учета не изжитых из сознания антигуманных парадигм мирового развития. Эти обстоятельства делают идеологию космополитизма, по меньшей мере, абсурдной, ибо онагрозит потерями национальных традиций и культуры, а с ними и национального суверенитета.

Попытки посягнуть на роль и значение государственного суверенитета, территориальную и демографическую целостность страны отчетливо проявляются и в текущих локальных конфликтах на почве усиливающейся борьбы за ресурсы, что таит в себе угрозу глобального потрясения. В этих условиях опасно скатиться и к национализму, так как он ожесточает людей, затрудняет процессы сотрудничества и кооперации стран и народов.Сказанное подводит к мысли о том, что именно патриотизм должен стать идеологией и государства, и гражданского общества, этап становления которого проходит Россия.

Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей Родине, готовность или отказ служить Отечеству. Идеологию современного общества, особенно молодого, строят средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Не всегда это "строительство" идёт в правильном направлении, но нет сомнений в том, что современные СМИ оказывают на него определённое - и даже очень сильное - влияние. И если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении патриотизма, так что материалы прессы могут только соответствовать или противоречить ему, то поколение молодых людей всё ещё находится в стадии самоопределения, а следовательно воздействие печатных и электронных изданий на него носит наиболее ярко выраженныё характер.

Средства массовой информации, однако, не стремятся приобщить молодёжь к патриотическому воспитанию. В прессе, в телевизионных передачах наблюдается явный упадок популярности патриотических, научно-популярных, исторических программ. В первую очередь это объясняется тем, что если такие передачи на телевидении и есть, то они идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Кроме того, очень незначительное количество молодых людей имеют время или заинтересованы в просмотре таких телепередач или чтении политических и научных статей. И современные СМИ никак не стремятся поднять авторитет передач или публикаций на подобную тему, сделать их более привлекательными и интересными для поколения молодых людей.

Низкий уровень культуры и нравственности ведет к плохому воспитанию, что в последствии может привести к очень печальным последствиям. Уже сейчас у некоторого количества молодых людей вызывает удивление вопрос, когда началась вторая мировая война. Главная задача телевидения и прессы - просвещать, но они со своей миссией не справляются. Конечно, в вопросах рэкета, криминальных группировок, наркотиков все превосходно осведомлены, но вот в исторических вопросах, культуры речи, поведения и других важных проблемах редкий человек может блеснуть своими знаниями. [7, с.211]

Воспитание патриотизма в молодежи является стратегической необходимостью для России. В настоящее время общество нашей страны находится в состоянии концептуальной неопределенности. Необходимо изменить ситуацию, характеризующуюся социально-правовой незащищенностью ветеранов, несправедливым использованием природных богатств, отсутствием стабильности и единства в обществе. Кроме того, особенно важным воспитание патриотизма подрастающего поколения представляется в условиях угрозы глобального терроризма. Сложившиеся условия диктуют необходимость развития программ, которые должны обеспечиваться государством.

Для активизации работы в области подготовки молодежи для решения новых задач, стоящих перед обществом, необходимо:

• Разработать и внедрить методологические и учебно-методические материалы по формированию у молодежи стремления к созидательной деятельности, направленной на обеспечение безопасности России.

• Разработать систему переподготовки кадров, осуществляющих руководство в молодежной среде на всех уровнях, используя структуры Министерства образования РФ.

• Создать информационную среду по формированию созидательной деятельности молодежи в интересах безопасности России.

• Разработать предложения по созданию специализированной программы на телевизионном российском канале "Культура" по освещению деятельности Министерства образования РФ в сфере молодежной политики.

• Организовать выпуск всероссийского научно-популярного журнала "Молодежь и безопасность России".

• Создать электронный сайт Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ "Молодежь, устремленная в будущее", содержащий базу данных методологических и учебно-методических материалов, а также организовать тематические конференции с использованием сети Internet.

• Сформировать серию учебных и научно-популярных видеофильмов для обязательного показа в воспитательных целях в системе образования.

• Организовать комплекс мероприятий по подготовке молодежи к созданию семьи и воспитанию детей.

• Создать новые и переориентировать уже существующие информационно-аналитические центры при администрациях субъектов РФ по моделированию социально-экономических и организационно-технических процессов государственного управления страной, обучая и привлекая для этого молодежь.

• Обобщить и распространить опыт работы молодежи в политических клубах, молодежных правительствах, Народных университетах, центрах и клубах ветеранов и т.д. [2, с.69]

Учитывая негативное влияние введения института цензуры в средства массовой информации и одновременно констатируя факт опасного воздействия бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый подход к регулированию информационного пространства РФ на основе матрицы сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

Реализация концепции информационного обеспечения самообразования молодежи на основе методологических знаний, подготовки управленческих кадров в молодежной среде, активного вовлечения молодежи в разработку моделей общественного и государственного устройства в России, практического вовлечения наиболее подготовленной части молодежи в управленческие структуры, позволит России обеспечить собственную национальную безопасность в XXI веке и войти в число лидеров "Нового мирового порядка".

 

 

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на такой феномен как патриотизм. В последнее время наше общество столкнулось с серьезной проблемой - у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания была развалена, а новая так и не создана. Пассивность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандой российских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество для современного человека. А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер.

 

 

Библиографический список

1) Абдуллатипов, Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка [Текст]: / Р.Г. Абдуллатипов. - М: Знание, 1991. - 234 с.

2) Гарбузова, В.В. Анализ проблемы патриотизма в молодёжной среде российского общества [Текст]: / В.В. Гарбузова. - Ломоносовские чтения. - 2003. - № 1. - с. 68-72.

3) Грибачева, А.С. Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований [Текст]: / А.С. Грибачева. - СПб: Нева, 1997. - 233 с. патриотический воспитание российский молодежь

4) Дмитров, А. Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст]: / А.Г. Дмитров. - М: Триумф, 2005. - 299 с.

5) Манекин, Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования [Текст]: / Р.В. Манекин. - Донецк: Информсервис, 1991. - 250 с.

6) Мешкова, С.И. Методический подход к анализу проблемы разработки системы военно-патриотического воспитания [Текст]: / С.И. Мешкова. М: ПТр СЭ, 2002. - 212 с.

7) Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество [Текст]: / М.М. Назаров. - М: Мысль, 2004. - 325 с.

8) Петров, С.Н. Направления героико-патриотического воспитания [Текст]: / С.Н. Петров. - М: Знание, 1996. - 212 с.

9) Пятикон, А.И. Формирование патриотического воспитания в рыночных условиях [Текст]: / А.И. Пятикоп. - М: Гэотар-Медиа, 2000. - 180 с.

10) Сулейманов, Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении [Текст]: / Р.Б. Сулейманов. - Новосибирск: Наука, 1995. - 159 с.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение

В настоящее время качество патриотического воспитания детей и молодежи резко снизилось. Наблюдается практически полное отсутствие гражданской позиции среди социально активных групп населения.

В последние годы заметно расширился ареал и разнообразие маргинальных субкультур, исповедующих асоциальное поведение. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, откровенно фашистского и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной и межнациональной стабильности в стране.

Это свидетельствует об антироссийской направленности системы ценностей современной молодежи, и как следствие о низком уровне патриотических чувств. Хотя, такое явление как патриотизм, невероятно важен для любого государства.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого важно понимание современного российского патриотизма.

Проблема формирования патриотизма в России возникла в связи с тем, что за последнюю четверть ХХ века в нашем государстве произошли кардинальные политические и экономические перемены, приведшие в частности к формированию новой социальной системы с новыми политическими и экономическими реалиями.

Процесс формирования ценностных установок у молодого поколения идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения обостряют процесс самоидентификации человека в разнородном обществе, что на практике часто приводит к двум крайностям: с одной стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой - национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. Несостоятельность старой идеологии при отсутствии достойной новой автоматически привела к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации педагогического процесса в духе патриотизма и гражданственности. Волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как "патриотизм", "гражданственность", "любовь к Родине".

Для создания и поддержания должного уровня патриотических настроений в обществе необходимо существование сильной идеологической концепции, включающей в себя признаки государственности и признаки принадлежности отдельного гражданина к народу Российской Федерации. Данная концепция должна не только описывать объекты патриотизма, но и преподносить их в выгодном свете, позитивно позиционируя Россию и российский народ.

 

 

ГЛАВА 2. Русский национализм как политическое течение

Введение

 

1. Понятия нации и национализма

Прежде чем приступить к анализу национализма как политического течения в России, необходимо более четко сформулировать понятия национализма и нации с точки зрения общепринятых истин о национализме.

Большинство специалистов сходится в том, что основное учение о национализме можно свести к нескольким положениям:

· существует такая общность, как нация, с присущими ей особыми качествами;

· интересы и ценности этой нации обладают приоритетом перед другими интересами и ценностями;

· нация должна быть как можно более независимой; для этого нужен, по крайней мере, некоторый политический суверенитет.

Таким образом, национализм - это политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти и оправдывающее эти действия с помощью доктрины национализма [3].

Основные понятия национализма:

1. Доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.

2. Буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую надклассовую форму общественного единства.

3. Идеология, политика, трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства.

4. Гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства.

5. Идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в процессе образования государства. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу.

Таким образом, национализм - это политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти и оправдывающее эти действия с помощью доктрины национализма. Это определение ничего не говорит о характере нации или формах ее политической самостоятельности. Оно избегает оценки, так что с этим определением может согласиться как сторонник национализма, так и его противник.

Что же такое нация? Дать определение этому понятию достаточно сложно. Очевидно, что это группы людей, которые отграничивают себя от других с помощью объективных признаков (особый язык, антропологический тип, общность культуры, общая история, связь с территорией, ассоциация с государством), хотя такие признаки ни в своем полном наборе, ни в том или ином сочетании отдельных элементов не объясняют, отчего данная группа думает о себе в национальных категориях.

Разные политические идеологии обычно проявляются в национальных формах, отражающих особенности положения, интересов, менталитета, культурных и иных традиций определенных наций. В тех случаях, когда национальная проблематика доминирует над социальной, когда содержание идеологии стоится на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп, она является националистической.

Национальная идеология складывается на основе реальных национальных общностей людей, однако гипертрофирует, преувеличивает значение национальных различий и достоинств собственной нации. Используя национальное самосознание, патриотические чувства, лингвистическое и иное этническое родство, она трансформирует их во враждебную, агрессивную позицию по отношению к другим нациям.

В.Тишков определяет национализм, как идеологи и практику, основанную на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация. Этнонационализм, таким образом, становится набором упрощенных, но влиятельных мифов, рожденных постсоветской политической практикой и реагирующих на нее. Длительные дебаты о том, что и когда есть нация, являются во многих отношениях бесполезными, если последнюю не понимают в смысле государственной общности. Нация – это слово, наполненное смутным, но привлекательным содержанием. Оно используется активистами для специфических целей мобилизации и утверждения своих внутри- и внегрупповых статусов. Когда оно внедряется на уровне масс и становится частью повседневного языка, группа может называться нацией без каких-либо вытекающих из этого последствий49.

Важно развить этот теоретический постулат преимущественно на материале радикально трансформирующихся обществ, где происходит то, что представители традиционного подхода называют «взрывом национализма» или «национальным возрождением». При этом не столь важно есть или нет реально нации и что такое национализм; главное – есть сам по себе реальный феномен в его манифестных формах, в том числе в форме насилия, войн и массовых жертв. Это серьезный аргумент, требующий осмысления. Здесь я вижу своей целью предложить некоторые выходы из теоретической западни и дать рекомендации для сферы политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.