Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение изучающему чтению




Задачи, которые читающий решает в процессе изучающего чтения, условно можно разделить на три основные группы, соответствующие характеру переработки информации (степени полноты, точности и глубины):

1) восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

2) извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

3) осмысление извлеченной информации. Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах рабо­ты с учебным текстом. [Маслыко Е.А., 1997:98]

На первом (предтекстовом) этапе могут быть использованы следующие виды упражнений:

§ Упражнения на соотнесение значения слова с темой, ситуацией или контекстом. В таких упражнениях можно предложить обучающимся заполнить пропуски в предложении, однимизуказанных слов; найти и заменить слова в предложении, которые не подходят по смыслу; выполнить перевод предложений на родной язык; найти в каждой группе слов одно слово, не принадлежащее этой группе по значению.

§ Упражнения на расширение лексического запаса: выбрать из текста однокоренные слова и распределить их по частям речи; указать модели, по которым образованы производные слова (например, importance, cloudy, writer, harmful) и определить значение этих слов.

§ Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений: выбрать из приведенных предложенийте,которые содержат страдательный залог (придаточ­ные предложения времени, сложное дополнение и т. д.) и объяснить, по каким признакам была установлена грамматическая форма; найти подлежащее, относящееся к определенному сказуемому или определения, относящиеся к указанному существительному.

§ Упражнения на выделение в предложениях ключевых слов: прочитать предложение и выразить ту же мысль другими словами; указать, каким членом предложения является слово (сказуемым, дополнением, обстоятельством); найти ключевое слово в предложении или предложение в абзаце; найти в предложениях слова, которые могут быть опущены без ущерба для смысла и прочитать предложения без них.

§ Упражнения на прогнозирование содержания читаемого. В качестве данных упражнений учитель может предложить обучающимся прочитать заглавие и сказать, о чем или о ком пойдет речь в тексте; прочитать первые предложения абзацев и попытаться определить основные вопросы, которые будут рассматриваться в тексте; прочитать последний абзац текста и попытаться догадаться, какое содержание могло предшествовать данному выводу; расположить данные в произвольном порядке абзацы так, чтобы получился логически связный текст.

На текстовом этапе можно выделить такие виды упражнений:

§ Упражнения на деление текстового материала на смысловые части: прочитать тест, разделить его на смысловые части, подобрать к каждой название, найти по предложению, которое передавало бы основную мысль части; назвать основную тему, идею и вопросы, которые освещает текст.

§ Упражнения на выделение смысловых опор в тексте: прочитать повторно предлагаемые абзацы текста и найти в них ключевые предложения или сформировать их основную мысль; найти глаголы, передающие динамику повествования; выбрать прилагательные или наречия, которые служат для описания того ли иного места, действия, персонажа. Кроме того, учитель может предложить детям попытаться составить денотатную карту текста, т.е. представить содержание текста в виде схемы отношений между объектами, о которых в нем упоминается.

На послетекстовом этапе можно выполнить такие упражнения, как:

§ Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста: опираясь на содержание прочитанного текста, закончить предложения, используя предлагаемые варианты; ответить на вопросы, используя материал текста; найти и прочитать вслух те предложения, которые поясняют название текста; придумать альтернативное название для данного текста; ответить на проблемные вопросы по прочитанному тексту; пересказать текст, пользуясь лексикой из текста или написать к нему аннотацию.

§ В качестве упражнений для обучения интерпретации текста учитель может предложить обучающимся: объяснить, как они понимают то или иное утверждение в тексте, разделяют ли они такую точку зрения; рассказать, опираясь на описание и характеристику персонажа в тексте, что вызывает симпатию или антипатию и почему; выделить предложения или абзацы, которые характеризуют время действия, эпоху, либо рассказывают о культуре другой страны, найти и перечислить языковые и художественные средства, которые использует автор, определить с какой целью они использованы.

§ Упражнения на определение познавательной ценности прочитанного: прокомментировать ту часть текста, которая показалась обучающемуся наиболее интересной, выделить в тексте то новое, что он узнал из него, подумать, как эта информация может быть использована в дальнейшем обучении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.