Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение ознакомительному чтению




Упражнения для обучения ознакомительному чте­нию целесообразно строить на элементах текста (аб­зацах) и на целых текстах. Отработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество об­учающих упражнений.

В самом общем плане алгоритм обучения ознако­мительному чтению может быть представлен сле­дующим образом:

1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему.

2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию, и пред­ложения, в которых содержится дополняющая, вто­ростепенная информация.

3. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат более важную информа­цию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Обобщите информацию, выраженную в абза­цах, в смысловое (единое) целое.

При обучении ознакомительному чтению в качестве предтекстовых заданий учитель может предложить обучающимся следующие виды упражнений:

§ Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста: прочитать опорные слова и словосочетания текста, назвать его темы; прочитать текст и выписать ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста; ознакомиться с новыми словами и словосочетаниями и, не читая текст, сказать, о чем может идти речь; по схеме, состоящей из ключевых слов, догадаться о содержании текста, попытаться дать тексту название; выделить в тексте слова, которые наиболее четко и лаконично выражают главную мысль автора.

§ Упражнения на понимание предложений, содержащих незнакомые слова: прочитать предложения и попытаться понять их смысл, не обращая внимания на определения (обстоятельства времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми словами; прочитать абзац и попытаться понять его, не обращая внимания на незнакомые слова; прочитать текст и попытаться понять его без словаря; сократить предложения или абзацы, оставляя лишь слова, несущие основную смысловую нагрузку.

§ Упражнения на прогнозирование содержания текста: исходя из названия, рисунков, графиков и концовки, предположить, о чем может идти речь в данном тексте, затем прочитать текст и найти подтверждение или опровержение сделанному предположению; прочитать текст до указанного места и подумать, как могут завершиться события, затем прочитать текст до конца, чтобы узнать насколько верны были догадки; прочитать отмеченные учителем абзацы текста и на их основе предположить, какие события или явления были описаны в тексте, затем прочитать текст полностью, чтобы определить истинность предположений; прочитать заключительные абзацы текста, основываясь на их содержании, рассказать, о чем идет речь в тексте, затем прочитать текст полностью и проверить себя.

Задания для текстового этапа могут быть представлены такими упражнениями:

§ Упражнения на выделение смысловых вех в тексте и понимание единичных фактов: прочитать первый абзац текста и найти в нем предложение, которое отражает главную информацию; в заданном абзаце найти предложение, несущее основную информацию и информацию, детализирующую главную; найти в указанном абзаце предложение, которое содержит аргументацию главной мысли предыдущего абзаца; указать, какие из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста; назвать какие проблемы затронуты в тексте.

§ Упражнения на установление смысловой связи между единичными фактами текста: расположить данные предложения из текста в логической последовательности; прочитать текст и определить, на сколько логических частей он может быть разделен, чему посвящена каждая отдельная часть (введение, постановка про­блемы, пути ее решения, выводы и т. д.); прочитать текст и определить, какие из данных утверждений вытекают из содержания текста; составить список вопросов к тексту; выделить цифры, даты, цитаты в тексте и предположить в связи с чем автор мог их привести, затем прочитать текст и проверить сделанные ранее предположения.

§ Упражнения на объединение отдельных фактов текста в смысловое целое: перечислить содержащиеся в тексте факты, которые могут служить доказательством каждого из приведенных утверждений; прочитать приведенные из текста словосочетания и определить, отражают ли они логическую последовательность событий текста. Если нет, то расположить их в правильном порядке. Подобрать дополнительные словосочетания, которые понадобятся для связного пересказа текста. Прочитать вслух предложения из текста, которые объясняют его название и тему, сформулировать идею и проблему текста; прочитать текст и отметить факты, на основании которых автор делает главные выводы.

На послетекстовом этапе работы могут быть использованы следующие виды упражнений:

§ Упражнения на контроль понимания основного содержания прочитанного текста: прочитать текст и выразить сове согласие или несогласие с приведенными утверждениями из текста; составить вопросы к тексту; распределить данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста и кратко на них ответить; составить план прочитанного текста; расположить смысловые части текста в логической последовательности.

§ Упражнения на определение коммуникативного намерения автора и основной функции текста: определить цель, которую ставил перед собой автор текста; сказать, совпадает ли точка зрения автора на затрагиваемую в тексте проблему с точкой зрения обучающихся; определить основное коммуникативное наме­рение автора текста (сообщить новую информацию, оценить (прокомментировать) событие или факт, убедить в чём-л. читателя, оказать на него воздей­ствие); определить и назвать основную функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения).

§ Упражнения на развитие умения выражать оценочные суждения о прочитанном: обучающиеся могут выразить свое отношение к прочитанному, согласие или несогласие с авторской оценкой событий, явлений и фактов; высказаться, что было для них особенно интересно и почему, что нового они узнали из текста, а что им было уже известно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.