Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т.12. Макроэкономическая политика государства




Государство является неотъемлемым субъектом экономики в любой экономической системе. Оно выполняет функции по поддержанию общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций и т. д. Место и роль государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы.

Существенные позиции государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство осуществляет перераспределение значительной части национального дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Командная плановая экономика функционирует на основе административных методов хозяйствования.

Ныне большинство экономистов единодушны в том, что государство является неотъемлемым субъектом рыночной экономики. В то же время существуют различные точки зрения относительно функций, которые должно выполнять государство, а также масштабов вмешательства государства в экономику. Эволюция этих взглядов во многом определяется той или иной стадией развития рыночной экономики.

В период становления рыночных отношений в XVII и XVIII вв. признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на такие отрасли экономики, как торговля и промышленность. Данная позиция нашла отражение в теории меркантилизма, господствующей в тот период в экономической мысли.

По мере развития рыночных отношений взгляды на государственное регулирование экономики менялись. Возобладала концепция, согласно которой государство должно к минимуму свести вмешательство в экономику. Такой подход обоснован в трудах сторонников классической школы экономическоголиберализма. Согласно этой теории, оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Дальнейшее развитие рынка показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное распределение ресурсов, использование достижений науки, постоянный рост качества товаров и т. д. Вместе с тем опыт свидетельствует о невозможности с помощью только этих отношений выявить и реализовать потребности общества во многих благах. Более того, рыночные методы хозяйствования порождают ряд отрицательных социально-экономических последствий. Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Большой вклад в переосмысление места и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейнс обосновал концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т.д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости. Основная идея кейнсианства заключается в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до конца 60-х — начала 70-x годов.

В 70-e годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике был, подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же отводится роль лишь косвенно влиять на развитие экономики через разумную денежно- кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился в Великобритании в период правления М. Тэтчер, а также в США при Р. Рейгане.

Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс углубления государственного регулирования экономики (Швеция, Германия). Сторонниками активного государственного регулирования экономики являются представители концепции институционализма. Они критикуют теории автоматического регулирования рыночной экономики. Основным направлением исследований являются общественные мотивы в поведении людей, а не «личные интересы» субъектов экономики. Такой подход во многом предопределяет существенную роль государства в экономике. В странах Западной Европы институционализм получил развитие после второй мировой войны. Многие положения институционализма были использованы на практике в области планирования, социального контроля над механизмом общественного воспроизводства.

Одним из важнейших направлений деятельности государства в современном рыночном хозяйстве является Государственное регулирование экономики — это система мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. направлено надостижение следующих целей:

1. Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

2. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

3. Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями НТР.

4. Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса.

Включает следущие направления экономической деятельности государства:

создание правовой основы экономической деятельности государства - сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Государство определяет «правила поведения» в экономике и контролирует их выполнение.

создание общественных благ. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные блага. Создание и реализация общественных благ являются задачей государства. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

регулирование внешних (побочных) эффектов - рыночный механизм не в состоянии решить эту проблему. Внешний эффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Они могут быть как отрицательными (загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог), так и положительными (строительство оросительной системы одним фермером, в результате которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций). В совр. экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства. А. Пигу,англ. экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства. Р.Коуз,амер. экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек - это издержки, связанные не с производством, a c сопутствующими ему затратами (и. поиска информации, и. ведения переговоров и заключения контрактов, и. измерения, и. защиты прав собственности, и. оппортунистического поведения (оп-ким наз-ся поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения выгоды за счет партнера)). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников. При соглашении сторон внешние эффекты превращаются во внутренние и создаются предпосылки для достиже­ния желаемой эффективности. Прийти к соглашению они смогут при наличии двух условий. Во-первых, должны быть четко определены права собственности. Во-вторых, стои­мость заключаемого соглашения (договора) должна быть сравнительно невысокой. Если размеры негативных эффектов весьма значительны (например, при строительстве крупного предприятия с вредным произ­водством), то в этом случае целесообразно участие государства. Теорема Коуза: если права собственности четко определены и трансакционные издержки =0, то проблемы внешних эффектов м.б эффективно решены путем прямых соглашений м/у заинтересованными сторонами и не требуют гос. вмешат-ва. Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта. Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек.

проведение антимонопольной политики - мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями. Антимонопольная политика,направленная на защиту принципов свободной конкуренции может быть проведена только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

создание инфраструктуры экономики - комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

◦ производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

◦ институциональная (государственный аппарат управления);

◦ социальная (учебные, медицинские, культурные организации);

◦ информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ технологий).

государственное предпринимательство - деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a c другой стороны, как особый «общественный» предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.

перераспределение доходов - это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Формы: государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния. государственные кредиты и субсидии, которые предоставляются за счет средств соответствующего бюджетов, а также специальных фондов. Налоговое перераспределение доходов подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступ населения к образованию, здравоохранению, культуре и спорту.

макроэкономическая стабилизация - эта мера государственного регулирования направлена на

предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики с помощью изменения государственных расходов, налогов и др.

проведение фискальной политики — это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определенных макроэкономических целей.

поддержка малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

регулирование внешнеэкономической деятельности - каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической и инновационной политики. Современная экономика базируется на проведении эффективной научно-технической и инновационной политики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники, технологий, являющихся результатом достижений НТП. Дальнейшее развитие рыночной экономики предполагает еще большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей и др. Вместе с тем частный бизнес не заинтересован в теоретических исследованиях, поскольку их нельзя непосредственно использовать в практической деятельности и получать прибыль. Поэтому фундаментальная наука, осуществление общей научно-технической и инновационной политики возлагаются на государство.

Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий и несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.

Средства государственного регулирования экономики можно подразделить на:

Административные методы регулирования экономики, включают:

1)Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, использования определенных товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следования через находящуюся под его суверенитетом территорию не угодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей.

2)Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия).

3)Принуждение один из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

В современном обществе государственное регулирование экономики осуществляется преимущественно на основе экономических средств:

1)Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

2)Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики. Бюджетно-финансовая политика зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику, а также тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

3)Ускоренная амортизация — это амортизация (денежное выражение износа, отражающего перенос стоимости основных фондов на изготовляемые товары и услуги) по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Т. о., политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала. Используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность также влиять на структуру экономики- может ускорить процесс развития отдельных отраслей, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей.

4)Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Включает разработку не только экономических, но и социальных программ, может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. виды государственных программ: Краткосрочные- разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные- 3—5 лет. Долгосрочные составляются на срок от 5 и более лет. Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов).

Государственное программирование наиболее распространено в странах Западной Европы, в Японии, менее в США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики. Программирование применяется в развивающихся странах. Это объясняется тем, что развивающиеся страны сталкиваются в своем развитии с проблемами, преодолеть которые через механизм стихийного регулирования экономических процессов невозможно. Ответственность за разработку государственных программ возлагается на органы государственной власти, которые вовлекают в этот процесс известных ученых, предпринимателей, общественных деятелей. По гос. программе составляется финансово-экономическое обоснование, органами государственной власти утверждаются объем и механизм финансирования. Государственные программы носят рекомендательный (индикативный) характер. Они не обязательны для выполнения частным сектором экономики, но, несмотря на это, имеют сильную поддержку, которая обеспечивает их эффективность и реализуемость. Государственное программирование — это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства, гарантирующие развитие общества в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу внутренних и внешних экономических отношений, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в разных секторах экономики в соответствии с потребностями национального хозяйства как целого.

Модели государственного регулирования экономики. Под моделью здесь понимается системное единство концептуальных представлений о взаимодействии государства и экономики и практических мер, принимаемых в рамках этих представлений.

модель планового развития экономики основана на народнохозяйственном планировании, под которым понимается процесс составления и выполнения плана развития национальной экономики на определенный период: год, пять лет и более.План представляет собой систему показателей, характеризующих состояниеэкономики на конец планируемого периода. Составление плана предполагаетизучение состояния экономики, выявление существующих в ней проблем иимеющихся ресурсов, выбор направлений использования ресурсов и общего экономического развития, разработку соответствующей системы показателей на период планового развития.Затем предполагается выполнение плана. Основные субъекты, от которыхзависит выполнение плана – предприятия. Поэтому планирование предполагаетмеры воздействия на предприятия. По содержанию этих мер и по характеру самого плана планирование подразделяют на директивное и индикативное.

Директивное планирование характеризуется тем, что планы составляютсядля каждого предприятия и их выполнение является обязательным. Впервые директивное планирование стало применяться в СССР с принятиемпервого плана на 1923/24 финансовый год. С 1928/29 финансового года началосьпланирование на 5 лет. До 1991 г. было принято 13 пятилетних планов.Основным принципом планирования в СССР был принцип демократическогоцентрализма, который предполагал составление народнохозяйственного плана наоснове его проекта, созданного из предложений предприятий и соответствующихотраслей. В рамках этих предложений осуществлялась увязка основных показателей плана по ресурсам как между отраслями, так и в рамках отдельных отраслей. Затем этот сбалансированный проект выносился на утверждение высшегозаконодательного органа – Верховного Совета СССР. После законодательногоутверждения народнохозяйственный план становился законом – обязательнымдля выполнения. С учетом народнохозяйственного плана каждое предприятиеполучало плановое задание, которое было обязано выполнить.Совершенно очевидно, что директивное планирование могло осуществляться вусловиях, когда все предприятия были объектом государственной собственности.Национальная экономика представлялась в виде одного большого предприятия, которое, подобно любому предприятию, должно планировать свою деятельность.

В странах, где преобладающей является частная собственность, возможно применение модели индикативного (рекомендательного) планирования. Как правило, план, в котором определяются ориентировочные данные о приросте ВНП, изменения в его структуре и распределении, возможная динамика цен, занятости, экспорта и импорта и т.д., составляется на пять лет, укрупненные показатели даются в виде «вилки». Их выполнение обеспечивает требуемую динамику экономики и ее пропорциональность. Неслучайно поэтому планирование характеризуют как процесс сознательного поддержания пропорциональности. Поскольку для частных предприятий выполнение плана не является обязательным, то для обеспечения его выполнения государство использует различные средства косвенного воздействия на предприятия, так как прямые административные меры к ним здесь применить нельзя. К числу таких средств относятся:

- госзаказ;

- продажа гос-вом товаров частным предприятиям по определенным ценам и на опр. условиях;

- предоставление предприятиям налоговых льгот, гос. дотаций, субсидий, кредитов.

После Второй мировой войны подобное планирование стали применять в Японии, Франции, Южной Корее. В отдельные периоды оно применялось в Великобритании, Германии, Голландии, Бельгии. Разновидностью индикативного планирования является программирование, которое широко применяется в странах с рыночной экономикой. Программирование представляет собой деятельность по составлению программ развития и их реализации. В отличие от планирования, программирование охватывает отдельные сферы национальной экономики (энергетику, транспорт, сельское хозяйство, экологию, образование, здравоохранение и т.д.) или отдельные территории страны. Оно призвано решать проблемы, имеющие общенациональное значение: энергетическое обеспечение страны, экологическая безопасность, занятость населения, конкурентоспособность национальных товаров, здоровье нации, уровень образования населения и т.д. Программирование относится к разряду мер долгосрочного регулирования экономики, так как программы составляются на много лет – иногда на 15 лет и более. Планирование же относится к мерам среднесрочного регулирования, так как рассчитано на один- пять лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.