Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наслаждающийся преданным служением Кришне




Ручи.

Среди 8-ми ступеней развития бхакти есть одна, имеющая принципиальное значение для разбираемых в эссе тем – это ручи. Многое объясняется её отсутствием. Что же такое ручи? Ручи – это вкус к трансцендентным по своей природе ангам бхакти, прежде всего, к шраванам-киртанам, причём, главным образом, – осмелюсь сделать это утверждение – в форме воспевания Святого Имени на чётках. Почему именно в этой форме? Потому что, если определять ручи по вкусу к другим видам шраванам-киртанам – по вкусу к пению бхаджанов, групповому киртану или Кришна-катхе – то может оказаться, что любой поэтичный, артистичный и музыкальный человек, имеющий вкус к пению, танцам, групповым тусовкам, философии, историческим повествованиям и захватывающим историям, имеет ручи, потому что, придя к вайшнавам, он с удовольствием будет петь бхаджаны, киртаны, танцевать перед Божествами и слушать Кришна-катху. Да ещё вдохновенно проповедовать обо всём этом! Эту склонность обусловленных душ – петь, танцевать, слушать всевозможные истории, сплетни, новости и небылицы, тусоваться в группах, наслаждаться пищей, философствовать и т.д. – всемилостивейший Господь использует, чтобы привлечь их к соответствующим составляющим бхакти, то есть к практике преданного служения Ему. Все трансцендентные по своей природе анги бхакти, кроме повторения Хари-намы на чётках, имеют в своём внешнем выражении какой-то материальный аналог, и вкус к ним может быть обусловлен вкусом к этому аналогу, то есть вкусом к тем или иным составляющим материальной жизни, а не составляющим бхакти. Например, вкус к пению бхаджанов и киртанов может быть обусловлен любовью к самом у процессу пения и склонностью демонстрировать окружающим свои музыкальные способности и красивый голос; вкус к групповому киртану – теми же причинами, а также любовью к хоровому пению, создающему особую эмоциональную атмосферу, любовью тусоваться в большой компании и любовью красоваться перед окружающими; вкус к Кришна-катхе – идущей с глубокого детства любовью к сказкам, историям, а позже – к новостям и философии. Чем обусловлена любовь к прасаду можно не комментировать. Всё это не ручи. Хари-нама, повторяемая в уединении на чётках и остающаяся тайной для окружающих, не имеет материальных аналогов. Вкус к такому воспеванию Святого Имени, не окрашенный привычкой восхищать окружающих количеством воспеваемых кругов, приходит от самого Святого Имени – это ручи. В этом случае, садхака не хочет уже останавливать воспевание и бежать что-то делать: любая другая сева и дела становятся недоброжелателями, чинящими препятствия и пытающимися разлучить со ставшим дорогим сердцу Святым Именем; он не испытывает ни малейшей усталости даже при продолжительном шраванам-киртанам и забывает обо всём на свете – это ручи. Вкус к Кришна-катхе и другим видам преданного служения, при появлении вкуса к воспеванию Святого Имени на чётках в уединении, становится вкусом той же природы, то есть подлинным ручи. Без ручи ни индивидуальный, ни групповой киртан не может стать санкиртаной, ибо санкиртана, как это объясняет Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада в комментарии к 1-ому стиху «Шри Шикшаштаки» – это не совместное воспевание Святого Имени, а сарватобхавена-киртана, совершенный, полный киртан, не требующий поддержки других составляющих садханы, исчерпывающе проявляющий все бхавы преданности Кришне! Когда собираются преданные, не достигшие ручи, и поют Святые Имена – это хорошо, но это не санкиртана. Санкиртана – это совместный киртан вайшнавов, имеющих вкус к Наме и углубляющих его в совместном киртане до самозабвения! Попасть на такой киртан – большая удача! И мы говорим об этом, обсуждая соблюдение Экадаши, потому что, по определению Шри Чайтаньи Махапрабху, Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это единая вечная таттва!

Повторяя Хари-наму, мы соблюдаем 4 регулирующих принципа: отказываемся от мясоедения, интоксикаций, азартных игр и незаконного секса. Это сокращает спектр возможных удовольствий обусловленной души. Потеря одного вида наслаждений делает более актуальными другие виды, за счёт которых ум и чувства стараются восполнить утрату. Поэтому до тех пор, пока ручи (вкус к воспеванию Святого Имени) не появится в сердце, наслаждение пищей (под видом прасада-севы) будет более, чем актуально. Оно останется средоточием главных забот, даже уйдя за кулисы других составляющих бхакти, как единственное доступное средство гарантированного удовольствия, которое, в отсутствие ручи, остаётся у брахмачари, грихастх, ванапрастх и саньяси, соблюдающих регулирующие принципы садхана-бхакти. Возвышенная философия любовной преданности Шри Кришне, Его захватывающие лилы, настроение обитателей Враджа, гопи-према и манджари-бхава – всё это, в отсутствие ручи, имеет смысл лишь в сопровождении удовлетворяющей язык и желудок пищи: натощак памятование о Кришне меркнет и теряет свою головокружительную привлекательность.

Обладатель ручи в другом положении: его ум, погружённый в Харинаму, не страдает от нирджала и бдения – садхака даже не замечает, как проходят экадашные сутки….

Когда же Бхакти-дэви прольёт на нас свою благословляющую милость в форме ручи?

Итак, отдать сон, еду и питьё – это подлинная жертва, и мы расстаёмся с ними, как с единственными радостями жизни, которые остались у соблюдающих регулирующие принципы преданных в отсутствие ручи. Не навек расстаёмся – всего на одни сутки, но страх и паника, будто навсегда прощаемся! Одно мгновение разлуки с тем, что любишь – вечность! Поэтому хочется поднести Кришне в качестве жертвы что-то другое – пуджу, парикраму, Харинаму, проповедь – что угодно! – лишь бы оставить себе право вкушать, пить и спать, когда хочется! (О шраддха! О ништха! О ручи! Где же вы?) Но Кришна видит всё это и не идёт на поводу у нашей хитрости, предлагающей Ему любую севу. «Отдай Мне нирджал и бодрствование!» – говорит Он. – «Своё искусство маскировать преданным служением Мне собственные наслаждения ты можешь демонстрировать 330 дней в году! Но в Экадаши и дни Моего явления прекрати имитировать служение Мне, удовлетворяя свои чувства, а удовлетвори Мои и Меня нирджалом и бодрствованием!»

Мы вольн ы не подчиняться и философствовать в оправдание своего неповиновения, но подводить итог наших действий и давать им оценку будет не тот авторитет, который, вопреки свидетельству шастр, уверяет, что в Экадаши необязательно поститься – сделает это Составитель шастр, Сам Верховный Господь, чьей милостью и наставлениями шастры являются. Он сильнее нас и, вытряхнув из нынешнего тела, поместит в новые условия, перед которыми мы будем бессильны:

«Тот, кто не соблюдает пост в Экадаши», – говорит Шри Кришна Юдхиштхире, прославляя Апара-экадаши, – «будет рождён в материальном мире одним из миллионов пузырьков в огромной массе воды или маленьким муравьём среди всех других живых существ» («Брахманда-пурана»).

Но кто из пренебрегающих нирджалом в Экадаши верит, что эти слова Кришны имеют к нему отношение? Мы видим окружающих нас респектабельных преданных, судьбу которых Кришна только что огласил, и не верим, что с ними может такое случиться! Нам кажется, что только Бхарата Махарадж может рождаться в теле оленя…. Ну что же? Рождение из муравьиного яйца, по крайней мере, избавляет от размышлений: «Как я оказался в этом теле?»

 

Наша непоколебимая уверенность в безнаказанности не препятствует, в то же время, уповать на милость Кришны, кланяясь Ему и молитвенно складывая перед Ним руки, как если бы мы осознавали себя падшими и ничтожными. Но, если мы так глубоко переживаем свою малость и незначительность, откуда взялось неповиновение Верховному Владыке всех и вся? И философия, оправдывающая это неповиновение? Из чего возникла уверенность, что наказание не может нас коснуться? Вера в собственную исключительность не соответствует психологии падшего. Где же мы её почерпнули? Увы! Есть только один источник – это осознание своих «великих заслуг», обретённых на поприще преданного служения! Кришна говорит Арджуне: «Ты имеешь право только действовать!». Он, Арджуна, имеет право только действовать, а мы начисляем себе “баллы”! При подсчёте своего вклада в копилку преданного служения Кришне, в нашей копилке ничего не остаётся, кроме суеты телодвижений: преданность Кришне – улетучивается! Мы оказываемся в центре собственного внимания, как наслаждающиеся преданным служением Кришне – это разновидность поклонения и преданного служения самому себе. Аскеза нирджала абсолютно не вписывается в эту концепцию: она нарушает гармонию «наслаждающегося»! Осуществлять практику, которая деструктивна абхиману «наслаждающегося», и одновременно пребывать в настроении «наслаждающегося преданным служением Кришне» – невозможно! Таких практик у нас две: Экадаши-врата и воспевание Святого Имени на чётках.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.