Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рентабельность: сущность, показатели, методы расчета, факторы повышения




Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. По данным официальной бухгалтерской отчетности коммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности, так как в числителе и знаменателе дроби могут быть использованы различные показатели:

– в числителе — бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж;

– в знаменателе — выручка от продаж, полная себестоимость продаж, средняя стоимость активов (имущества) организации, средняя сумма собственного капитала организации, сумма уставного капитала или средняя стоимость основных фондов, средняя стоимость оборотных активов, средняя стоимость производственных фондов и др.

Показатели рентабельности можно объединить в четыре основные группы:

1. Рентабельность активов:

­ рентабельность всех активов (экономическая рентабельность);

­ рентабельность оборотных активов;

­ рентабельность внеоборотных активов;

­ рентабельность основных фондов;

­ рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов) и др.

2. Рентабельность капитала:

­ рентабельность всего примененного капитала, равная рентабельности всех активов, так как итоги актива и пассива баланса равны;

­ рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность).

3. Рентабельность продаж:

­ рентабельность всего объема продаж;

­ рентабельность отдельных сегментов деятельности организации;

­ рентабельность отдельных видов продукции; и др.

4. Рентабельность затрат:

­ рентабельность всех затрат, т.е. итога затрат по экономическим элементам;

­ рентабельность отдельных элементов затрат, т.е. материальных затрат, затрат на оплату труда с отчислениями и т.д.;

­ рентабельность затрат по обычным видам деятельности, т.е. в знаменателе полная себестоимость продаж;

­ доходность расходов, т.е. величина доходов на один рубль расходов.

Одним из важнейших показателей рентабельности является рентабельность собственного капитала, которая характеризует способность предприятия к наращиванию капитала, его финансовую устойчивость. Рентабельность собственного капитала отражает величину прибыли на вложенный капитал. Рентабельность активов отражает доходность имущества организации, а рентабельность продаж – прибыль, полученную предприятием с каждого рубля выручки от продаж. Рентабельность затрат характеризует прибыль, полученную предприятием на каждый рубль расходов. Коэффициенты затрат в выручке показывают долю затрат на каждый рубль выручки и могут быть рассчитаны по каждому экономическому элементу: материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда и т.д.

Важным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность продаж – отношение полученной прибыли к выручке от реализации продукции. В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:

1) показатели рентабельности всего объема продаж;

2) показатели рентабельности по отчетным сегментам;

3) показатели рентабельности конкретных видов продукции.

Рентабельность продаж может быть повышена за счет:

­ наращивания объемов продаж;

­ изменения структуры продаж в сторону увеличения удельного веса высокорентабельных видов продукции, работ, услуг (при благоприятной конъюнктуре рынка);

­ снижения себестоимости продаж, управленческих и коммерческих расходов;

­ допустимого (некритического) повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги для компенсации инфляционных издержек.

Важнейшее значение в системе показателей рентабельности организации имеет показатель рентабельности активов (имущества). Этот показатель отражает эффективность деятельности предприятия, так как в числителе представлены финансовые результаты, а в знаменателе – стоимость имущества, которым располагает организация. При проведении анализа показатели рентабельности активов исчисляются за несколько аналогичных периодов времени, затем сравниваются и делаются выводы об изменении уровня рентабельности предприятия. Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на повышение рентабельности активов коммерческой организации:

1) первая группа факторов отражает возможности увеличения бухгалтерской и чистой прибыли организации; (за счет: наращивания объемов выпуска и продаж продукции, работ, услуг; снижения себестоимости продукции; сокращения управленческих и коммерческих расходов; допустимого повышения цен на реализуемую продукцию и т.д)

2) вторая группа показывает возможности оптимизации величины и структуры активов организации(за счет: реализации, ликвидации либо безвозмездной передачи ненужных или излишних объектов имущества; сокращения текущих запасов товарно-материальных ценностей до оптимального уровня и т.д)

Рентабельность собственного капитала отражает уровень эффективности его использования.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала можно провести, выделив влияющие факторы: коэффициент отдачи собственного капитала и рентабельность продаж. Влияние коэффициента отдачи собственного капитала можно детализировать по составным частям собственного капитала: уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д. Влияние рентабельности продаж детализируют по факторам изменения чистой прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.