Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды инновационных стратегий. Стратегия инновационной деятельности фирмы, как элемент антикризисного управления




Стратегия инновационной деятельности фирмы, как элемент антикризисного управления. Зависимость между затратами на производство какого-либо продукта и результатами от его реализации отображается S-образной кривой, или логистической кривой.

Стратегия инновационной деятельности, как части антикризисного управления, заключается в том, что фирма не должна дожидаться, когда дополнительные затраты на данный проект/продукт А перестанут давать приращения результата, а должна заранее разрабатывать новый проект Б, чтобы сменить устаревшую продукцию А новой продукцией Б. Это означает применения фирмой атакующей тактики в противовес оборонительной тактике.

Затраты на инновационную деятельность по проекту Б будут большими, чем на проект А, но и результаты проекта Б будут лучшими, более высокими. За проектом Б должен следовать проект В и т.д.

Показатели инновационной деятельности:

· число участников инновационной деятельности;

· количество занятых инновационной деятельностью в научных учреждениях, проектно-конструкторских организациях, на предприятиях, на внедренческих фирмах, государственных органах (в абсолютном выражении и в % от общего числа занятых);

· объем научно-технических работ в абсолютном стоимостном выражении и в процентах от ВВП;

· число созданных образцов новой техники всего и в % к общему числу видов и моделей техники в народном хозяйстве;

· число образцов новой техники, принятой к промышленному производству, всего в абсолютном выражении и в % к общему числу видов и моделей техники в народном хозяйстве;

· число освоенных производством образцов новой техники всего в абсолютном выражении и в % к общему числу видов и моделей техники в народном хозяйстве.

На макроэкономическом уровне к основным видам инновационных стратегий относятся:

· стратегия переноса – это использование в данной стране научно-технических новшеств, современных разработок, созданных в других странах. Эту стратегию активно применяла в послевоенный период Япония. Она позволила ей быстро восстановить промышленность, накопить необходимые финансовые ресурсы и создать таким образом базу для собственного научно-технического потенциала;

· стратегия заимствования – использование идей, лежащих в основе чужих научно-технических разработок и создания на этой базе конкурентоспособной продукции с использованием собственного производственного потенциала. Эту стратегию применяет Китай, Республика Корея;

· стратегия наращивания – использование собственного научно-технического потенциала и создание на этой базе новых конкурентоспособных продуктов, материалов и технологий.

Финансовые аспекты развития инноваций хорошо прослеживаются при рассмотрении жизненного цикла инноваций (см. рисунок)

 

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

-зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

-рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

-зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

-насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

-упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

9. Конкуренция и монополия: содержание понятий, взаимовлияние, основные формы конкуренции и монополии

Конкуренция (от лат. concurrentia - сталкиваться) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Функции конкуренции:

· эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

· стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;

· распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;

· установление равновесной рыночной цены.

Типы конкурентного поведения:

- Добросовестная конкуренция - конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.

- Недобросовестная, нечестная конкуренция - укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы: — продажа по цене ниже себестоимости; - установление дискриминационных цен или коммерческих условий; - ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара; - недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака; — нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; — коммерческий шпионаж и т.п.

Методы конкурентной борьбы:

· Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров; использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.

· Неценовая конкуренция:

- повышение качества путем совершенствования технических характеристик товаров;

- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

- производство товаров-заменителей;

- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

- использование массовой рекламы и т.п.

Совершенная конкуренция: продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию и должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.

Несовершенная конкуренция -тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью — возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.

Типы несовершенной конкуренции:

1. чистая монополия (один продавец противостоит множеству покупателей)

Предпосылками возникновения чистой монополии являются:

− производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);

− наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

− исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;

− наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.

2. Олигополия (. несколько продавцов противостоят множеству покупателей).

Особенность: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

3. Монополистическая конкуренция ( множество фирм выпускают однотипный, но дифференцированный продукт конкурируют между собой. Применяются неценовые методы конкуренции - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.

4. монопсония — рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;

5. монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);

6.двусторонняя монополия — рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;

7. дуополия — рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.

В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.

Монополия (от греч. моно — один, полео — продаю) — в широком смысле слова — господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.

Виды монополии:

Искуственная- возникает в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, уходят с рынка, сбыт продукции происходит с крупных предприятий, которые объединяются в результате жесткого, разрушительного характера конкуренции;

Естественная - возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;

Временная - возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение;

Государственная- базирующаяся на исключительном праве государства;

Случайная- результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.

Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизованный или дифференцированный Дифференцированный
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Незначительный
Условия вступления в отрасль Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно легкие
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле и станкостроение, электроника Пищевая, легкая промышлен-ности, розничная торговля

 

Экономический вред монополизации рынков заключается в том, что фирмы, доминирующие на рынке могут:

− увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

− «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;

− ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).

Антимонопольная деятельность государства:

· Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:

− поощрение создания товаров-заменителей;

− поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предо­ставление государственных заказов);

− привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

− финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

− государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

· Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:

− запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монополь­ных цен;

− запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля над предложе­нием;

− принудительная демонополизация (дробление);

− установление предельных цен, или предельного роста цен, или предельного уровня рентабельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.