Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ужасы нашего городка: кому, зачем и для чего?




Вместе с тем, в СМИ и обывательских разговорах почётное место занимают ужастики: рассказы о кровавых преступлениях, отравлениях, экологических катастрофах. Обо всём этом рассказывают с каким-то восторженным вожделением. Это тоже важный элемент сказочного сознания: наряду с феями должны существовать Леший и Баба Яга, без них сказка была бы пресной и скучной. Дети всех возрастов, от шести до шестидесяти и дальше, обожают страшилки — это что-то вроде комнаты страхов или аттракциона в парке развлечений, где ты вот-вот сорвёшься в пропасть, но всё-таки остаёшься сидеть в удобном и вполне безопасном кресле.

Точно так и обыватель сидит себе на диване, а на большом плоском экране знай себе орудуют серийные убийцы, маньяки-педофилы, чиновники-клептоманы, разворовавшие пол-России. Коррумпированный чиновник сегодня что-то вроде Кощея Бессмертного — некое художественное воплощение зла, с которым следует бороться, но победить нельзя и не надо, т.к. в этом случае потребуется кто-то на его место, иначе сказка не сказывается. И так-то ему, обывателю, уютно, развлекательно, познавательно!

Иногда он вдруг приходит в ужас, но это не такой ужас, который побуждает к действию — это виртуальный «ужоз», который просто щекочет нервы и спасает от скуки. Этот «ужоз» — чисто театрального свойства. Взрослые малолетки, прочно угнездившиеся в сказке, научились воспламеняться виртуальными чувствами, и в том находят большое удовольствие.

Сказка может быть доброй, но в этом случае она имеет ограниченный успех. Гораздо лучше сказка страшная. Она сильнее впечатляет, бьёт по нервам. Это что-то вроде виртуального глутамата натрия — усилителя вкуса, раздражающего вкусовые рецепторы и превращающего безвкусную еду во вкусную. Общее падение энергетики, всеобщая бледная немочь вызывает потребность в шуме, оре, кровавых драках, громогласных скандалах и ужасах любых калибров.

Перед программой «Время», которую я смотрю больше по сформированной ещё в детстве привычке, чем из желания узнать что-то новое, я иногда вижу окончание какого-то ток-шоу, где крикастые тётки, непрерывно ссорясь, рассказывают какие-то кровавые драмы. Вот это и есть самое оно — жуткое и влекущее, и переперчённое, и слезливое.

Вообще, стиль литературно-телевизионной продукции — это стиль жестокого городского романса: смесь вульгарной грубости со слащавой сентиментальностью. Тут тебе и рыдающая горничная, соблазнённая коварным извозчиком, и мордобой пьяных фабричных в подворотне в городке Окурове…

Так что ужастики — не только не помеха Позитиву, но и, напротив, его необходимейшее дополнение. Ужасы — это не что-то такое, с чем надо бороться и победить. Это — необходимая часть той сказки, в которой мы живём.

К сожалению, сказка часто становится былью. Непрерывно говоря об ужасах, мы повышаем вероятность их возникновения в реальности. Есть даже психологический термин — «синдром Вертера». Имеется в виду, что после публикации бешено популярного романа Гёте «Страдания молодого Вертера», где герой стреляется, многие молодые люди стали подражать ему. Так и у нас: после «Бедной Лизы» молодые девушки стали топиться от несчастной любви. Статистически доказано, что подробный рассказ в СМИ о катастрофе повышает вероятность возникновения новой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.